Совершенствование управления качеством молока в ООО Агрофирма «Бобино-М»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

В работе ставятся следующие задачи:
- изучение теоретических вопросов эффективности управления качеством с.-х. продукции, в частности категория качества как объекта управления, сущность и нормативно-правовые аспекты управления качеством с.-х. продукции, показатели качества и методы определения эффективности управления качеством с.-х. продукции, современный опыт управления качеством в процессе обращения продукции;
- дать экономическая оценку управления качеством молока в ООО Агрофирма «Бобино-М», в т.ч.: изучить производство и реализацию молока; оценить состояние управления качеством продукции на предприятии и выявить влияние технологии производства молока на его качество и эффективность;
- определить основные направления совершенствования организации и повышения эффективности управления качеством молока.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….…..3
1 Теоретические вопросы эффективности управления качеством с.-х. продукции…………………………………………………………………….…….…..7
1.1 Качество как объект управления ……………………………….……..…..7
1.2 Сущность и нормативно-правовые аспекты управления качеством
с.-х. продукции ……….……………………………………………………………….11
1.3 Показатели качества и методы определения эффективности управления качеством с.-х. продукции …………………………………..………….…………...13
1.4 Современный опыт управления качеством в процессе
обращения продукции……………………………..…………………………………16
2 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО Агрофирма
«Бобино-М»…………………………………….……………....………………….….19
2.1 Организационные основы и специализация предприятия……………..19
2.2 Обеспеченность ресурсами, уровень их использования и результаты деятельности………………………………………………………………….…….…25
3 Экономическая оценка управления качеством молока в ООО Агрофирма «Бобино-М»………………………………………………………………………...…34
3.1 Производство и реализация молока на предприятии ООО Агрофирма «Бобино-М»…………………………………..………………………………….…...34
3.2 Оценка состояния управления качеством продукции на предприятии………………………………………………….…………………….….37
3.3 Влияние технологии производства молока на его качество и эффективность………………………………………………………………………...39
4 Основные направления совершенствования организации и повышения эффективности управления качеством молока………………………………….....45
Заключение ……………………………………………………………………….…..51
Список литературы…………………………………………………………………..53

Файлы: 1 файл

курсовая АПК.doc

— 450.00 Кб (Скачать файл)

Основные причины, определяющие необходимость повышения и обеспечения качества:

• существенное непрерывное возрастание личных, производственных и общественных потребностей;

• возрастание роли и темпов НТП в развитии науки, техники, производства, экономики и всего мирового сообщества;

• усовершенствование услуг, конструкций выпускаемой продукции и повышение значимости выполняемых функций;

• увеличение объемов производства продукции и оказываемых услуг и, как следствие, возможный рост стоимости брака и рекламаций;

• неприятие потребителями продукции и услуг с относительно невысоким уровнем качества;

• ужесточение требований к интенсификации производства и повышению его эффективности как необходимого фактора благополучного существования предприятий.

Наряду с перечисленными причинами необходимо отметить также усиление конкуренции на мировых рынках. Конкуренция является реальностью не только на внешнем рынке, но и в нашей стране. К этому следует добавить, что в настоящее время большая часть основных фондов промышленности России имеет низкий уровень качества, морально устарела и находится фактически на грани полного физического износа. Например, только около 6—10 % основных фондов всех предприятий по своему возрастному уровню соответствуют среднестатистическим показателям мирового хозяйства.

В ведущих в промышленном отношении странах, где фирмы и компании функционируют в жестких условиях рынка и конкуренции, успешно действуют СМК продукции и услуг. Во многом эти системы аналогичны отечественным КС УК, но в отличие от наших предыдущих систем более эффективны. Состав и сущность СМК регламентируются рядом МС по управлению качеством. Соответствие такой системы требованиям этих стандартов потребителями признается гарантией того, что изготовитель может поставлять продукцию стабильного качества и выполнять договорные условия. За рубежом стало непреложным правилом обязательное наличие у каждого поставщика продукции таких СМК.

Нашим предприятиям без подобного рода СМК, удовлетворяющих требованиям МС, не обойтись. Следовательно, на предприятиях необходимо больше внимания уделять системному управлению качеством как важнейшему условию создания высококачественной продукции, удовлетворяющей требованиям отечественных и зарубежных потребителей.

Таким образом, главным направлением, обеспечивающим успех и определяющим достижение всех целей управления, в настоящее время для условии рыночной экономики является управление качеством. Для качества как объекта управления свойственны все основные составные части менеджмента: планирование, анализ, контроль.

 

 

1.2  Сущность и нормативно-правовые аспекты управления качеством с/х продукции

 

    Как наука управление  качеством получило теоретическую  основу в нашей стране в 70-80-е  годы 20 века. В этот период времени  проводились исследования в данной  сфере и было установлено, что качество формируется в ходе производства и условием стабильного повышения качества выступает системный подход к управлению. Управление качеством представляет собой процесс воздействия на объект (процесс производства и качество продукции) для поддержания его в определённом состоянии или перевода в новое состояние в соответствии  с целью деятельности. Такой целью выступает проектирование, изготовление и реализация продукции, обладающей высокой полезностью для потребителя.

    В работе над  качеством можно выделить 3 уровня:

  • Идеология: нужна для формирования общественного мнения. Например, в Японии пропагандируется принцип «Хорошему человеку стыдно плохо работать». В США Качество часто сравнивают с религией. Человека нельзя заставить поверить в Бога. Также и с качеством. Заставить нельзя — но можно убедить, создать соответствующий настрой в рамках отдельного проекта, компании или всего общества.
  • Психология: понимание психологии работника нужно для того, чтобы суметь донести основные принципы качества до сотрудников.
  • Инструменты: помогают на практике воплотить принципы качества.

   Деятельность по  управлению качеством на предприятиях  осуществляется в рамках следующих  основных нормативно-правовых документов:

  • ISO9001:2000: 
    Данный стандарт является базовым для всех СМК, создаваемых в мире, поэтому и мы возьмем его за основу при дальнейшем изложении. Другие стандарты уточняют и детализируют требования ИСО 9001:2000 под конкретные страны и отрасли.
  • ФЗ РФ «О техническом регулировании» с изменениями от 30 декабря 2009 г: Принятие закона о техническом регулировании предусмотрено обязательствами России по вступлению во Всемирную торговую организацию. Суть закона состоит в том, чтобы полностью изменить существующую систему стандартизации продукции и процессов производства, а именно заменить обязательную стандартизацию добровольной. Во всем мире стандарты носят добровольный характер и, следовательно, не создают препятствий для развития науки и внедрения новых технологий . В России действовала совершенно другая система. Все стандарты являлись обязательными (не только по безопасности продукции, но и в области качества продукции), и сдерживали, тем самым, развитие производства. Обязательность стандартов создает возможность для различных проверяющих инстанций оказывать давление на предпринимателей через различного рода сертификации продукции.
  • ФЗ  «о защите прав потребителей» с изменениями, вступившими в силу с 1.01.2010 г. — закон Российской Федерации, регулирующий отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливающий права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяющий механизм реализации этих прав.
  • ФЗ «об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008: единство измерений — состояние измерений, при котором их результаты выражены в допущенных к применению в Российской Федерации единицах величин, а показатели точности измерений не выходят за установленные границы. Единство измерений необходимо для того, чтобы можно было сопоставить результаты измерений, выполненных в разных местах и в разное время, с использованием разных методов и средств измерений.

 

 

1.3  Показатели  качества и методы определения эффективности управления качеством с/х продукции

 

Показатель качества продукции - количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.

     Поскольку  темой данной работы является  управление качеством молока, то стоит сделать  отклонение от общетеоретических вопросов качества. Используя свежее молоко в питании, хочется потреблять только качественную молочную продукцию. Качество молока, как известно, определяет его биохимический состав.

По количеству отражаемых свойств выделим следующие виды показателей:     

  • Единичные, которые характеризуют какое-то одно свойство продукта определённого вида. Для молока таким показателем является к примеру содержание жиров или белков.
  • Комплексный показатель качества молока отражает несколько ее свойств. Наиболее типичным комплексным показателем является сортность молока, то есть градация продукции определенного вида по одному или нескольким единичным показателям, установленная стандартами и техническими условиями.
  • Интегральный показатель качества определяется отношением суммарного полезного эффекта, получаемого при потреблении или эксплуатации продукции, к суммарным затратам на ее создание, потребление или эксплуатацию. Этот показатель используется при определении технико-экономического уровня качества продукции, экономической целесообразности повышения качества той или иной продукции. Для продовольственных товаров интегральный показатель качества рассчитать трудно, так как получаемый при потреблении полезный эффект не всегда можно измерить количественно.

Определить эффективность управления качеством можно на основании различных приёмов. Рассмотрим лишь некоторые из них. В качестве наиболее наглядного представления приведём актуальную и сегодня  модель General Accounting Offise, демонстрирующую управление качеством и его непосредственное влияние на конкурентоспособность (рис. 1).








 







 


 

Рис. 1 -  Схема системы управления качеством продукции

 

Сплошная линия показывает, что процессы качества ведут к более высокой конкурентоспособности. В основе этой зависимости лежит настроенность руководителей на улучшение продукции и внедрение систем качества. Высокие результаты в этих областях приводят к повышению степени удовлетворения потребителей и выигрышу организации, что в обоих случаях положительно сказывается на конкурентоспособности. Штриховые линии показывают контуры обратной информационной связи, необходимой для постоянного совершенствования. Стрелки отражают ожидаемую направленность индикаторов функционирования.

     Изучая каждый  отдельный блок в данной схеме  на уровне конкретного предприятия  можно определить эффективность управления качеством продукции.

    Также большое  распространение получили статистические  методы, основанные на применении  способов статистики. Они обеспечивают  наглядное отображение динамики  изменения качества, что позволяет  своевременно применять меры по предупреждению брака в производстве, поддерживать устойчивость технологического процесса и высокий уровень качества. В управлении качеством используются следующие статистические методы:

  1. контрольная карта Шухарта: показывает поведение процесса (параметра процесса) во времени, используются для проведения тренд-анализа и выделения случайных и систематических причин отклонений.
  2. причинно-следственная диаграмма Исикава: применяется для выявления причин нарушения технологического процесса и их последующего устранения. Её построение предусматривает выбор основного фактора качества, установления главной причины, влияющей на фактор качества, определение второстепенных причин, которые имеют косвенное значение.
  3. столбиковая диаграмма Парето: позволяет представить величину потерь от различных факторов, благодаря чему привлекается внимание к устранению тех дефектов, которые приводят к наибольшим потерям.
  4. гистограмма: применяется для отображения значений параметра качества по частоте повторения за определённый интервал. По графику определяется, как часто параметр попадает в допустимый диапазон значений или выходит за его пределы.
  5. диаграмма разброса: демонстрирует наличие или отсутствие зависимости между двумя параметрами качества, позволяет установить в случае необходимости отклонение от нормы одного параметра путём воздействия на другой показатель.

    

1.4  Современный  опыт управления качеством в  процессе обращения  с/х продукции

 

Во многих странах движение за улучшение качества приобрело общенациональный характер. В качестве примера разберём некоторые особенности японских и американских  предприятий  в сфере управления качеством.

Обобщая опыт Японии по управлению качеством, к основным его особенностям на настоящий период можно отнести:

1) воспитание у каждого  изготовителя исключительно уважительного отношения к заказчикам и потребителям (т.е. воспитание культа потребителя как во внутрифирменных, так и при межфирменных отношениях);

2) реальное выполнение  принципов комплексного управления  качеством;

3) участие всех подразделений и работников в обеспечении и управлении качеством;

4) непрерывное систематическое  обучение кадров вопросам обеспечения  и управления качеством, что гарантирует  высокий уровень подготовки в  этой области всех работников  фирм;

5) эффективное функционирование широкой сети кружков качества на всех стадиях жизненного никла продукции и сферы услуг;

6) использование развитой  системы инспектирования всей  деятельности по обеспечению  и управлению качеством;

7) широкое применение  при обеспечении и управлении  качеством передовых методов контроля качества, включая статистические, при приоритетном контроле качества производственных процессов;

8) создание и реализация  глубоко проработанных комплексных  программ по контролю качества  и оптимальных планов по их  выполнению;

9) наличие в сфере производства  высококачественных средств труда (со сроком эксплуатации до 3-5 лет);

10) наличие исключительно  развитой системы пропаганды  значения высококачественной продукции  и добросовестного труда;

11) сильное влияние со  стороны государства на принципиальные направления повышения уровня качества и обеспечения конкурентоспособности продукции.

В фирмах Японии собирают и используют данные о качестве эксплуатируемой продукции у потребителей (принцип «прослеживаемости продукции»). Сбор информации проводится не только о качестве своей продукции, но и продукции конкурентов. Эти данные позволяют оценить качество продукции фирмы и определить контрольные показатели для улучшения собственной продукции по сравнению с конкурирующими фирмами. Еще одной важной особенностью систем управления качеством фирм Японии является оперативность управляющих воздействий в деле внедрения новых и модернизированных технологий и продукции.

Информация о работе Совершенствование управления качеством молока в ООО Агрофирма «Бобино-М»