Совершенствование управления организационной структурой предприятия на примере ООО "Росспецтех"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 00:14, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы - формирование организационной структуры управления торговым предприятием.
В соответствии с основной целью работы сформулированы следующие задачи:
раскрыть сущность систем, структур управления организациями;
провести анализ действующей организационной структуры;
предложить организационную структуру управления наиболее эффективную для торгового предприятия.

Содержание работы

1. Виды систем, структур управления организациями
1.1. Основные виды социально-экономических систем-объекты управления
1.2. Свойства организаций, определяющие специфику построения систем управления
1.3. Цели и принципы построения структур управления организации

2. Анализ организационной структуры предприятия ООО " Росспецтех"
2.1. Функции и структура предприятия ООО "Росспецтех"
2.2. Состав основных процессов и процедур управления в ООО "Росспецтех"
2.3. Основные недостатки структуры управления предприятия ООО "Росспецтех"

3. Совершенствование управления организационной структурой предприятия ООО "Росспецтех"
3.1. Изменения основных процессов продаж в ООО "Росспецтех"
3.2. Совершенствование процессов управления в ООО "Росспецтех"
3.3. Совершенствование организационной структуры ООО "Росспецтех"
3.4. Экономическая эффективность внедрения новой структуры управления

Заключение

Список литературы

Приложения

Файлы: 1 файл

оргструктура (8).doc

— 679.50 Кб (Скачать файл)
  • наличие специфической функции (цели), обеспечивающей реализацию общей функции хозяйства России;
  • определенное единство хозяйственных интересов взаимодействующих субъектов по отношению к их полезным результатам;
  • обособление решений, подлежащих согласованию во взаимодействии различных субъектов.

 

 

Рис. 1.3. Сочетание свойств организации

 

В этом смысле можно выделить три типа социально-экономических систем: система на уровне хозяйства России; система на уровне региона; система на уровне предприятия.

В теории социально-экономических систем свобода выбора лица, принимающего решения по преобразованию элементов входа в элементы выхода, рассматривается как неопределенность деятельности, представляемая в трех параметрах – последовательность, состав операции и время на их выполнение. Способы оценки неопределенности деятельности зависят от исследования.

Представление о сложности системы обычно связывается с количеством элементов и связей между элементами. В то же время сложность социально-экономической системы оценивается не путем анализа числа и характера связей, а с помощью анализа разнообразия свойств и их распределения в частях социально-экономической системы. То есть сложность организации выражается отношением двух динамических процессов, охватывающих систему в целом: процесс непрерывного изменения состава свойств, которые можно встретить у элементов системы, и процесса непрерывного перераспределения этих свойств между элементами системы [23].

Поэтому сложность можно рассматривать как динамическое свойство, которое характеризует изменение разнообразия свойств элементов системы и распределения этих свойств по элементам. Если все элементы системы различны, то степень сложности системы высока.

Чем больше потенциально возможных связей известно лицу, принимающему решения, тем больше возможностей в деятельности организации отыскать и реализовать такие действия, которые обеспечат наибольший прирост уровня реализации ее функции. Доля известных связей является основным, но не единственным фактором, определяющим управляемость социально-экономической системы, поскольку существует множество наборов потенциально возможных связей.

В этом отношении управляемость социально-экономической системы тем выше, чем больше шансов у лица, принимающего решения, выявить этот эффективный набор связей.

С ростом числа связей естественным образом усложняется система. Но если нарастание сложности самой системы идет быстрее, чем нарастание числа фактически реализуемых связей, с помощью которых она снимается, то в этом случае социально-экономическая система справится с нарастанием сложности более эффективно.

Можно выделить основные уровни социальных систем: все конкретно-историческое общество (например, российское); сообщества, представляющие собой объединения людей меньшего порядка (нации, сословия, социальные и этнические группы, элиты, поселения); организации в их правовых формах, предусмотренных Гражданским кодексом РФ; уровень подразделений организаций.

Если в основу классификации положить административно-территориальные показатели, то следует выделить три уровня: Федерация, субъекты РФ (республика, край, область, национальный округ, автономная область, города федерального значения), муниципальные образования (город, поселок, село, деревня, хутор).

Другая классификация основана на определении сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной. Причем духовная сфера, избыточная с точки зрения целесообразности (мораль, религия, нравственность, идеология, мировоззрение), определяет развитие общества не менее жестко, чем сугубо материальные факторы, определяющие развитие социально-экономических систем.

Если говорить о развитии, то необходимо отметить, что его началом являются случайные изменения, которые, с одной стороны, открывают новые возможности, а с другой – снижают устойчивость системы, что приводит к изменениям системообразующих факторов социально-экономических систем. К таким факторам можно отнести следующие [7]:

  • общая цель всей совокупности компонентов;
  • подчинение целей каждого компонента общей цели системы и осознание каждым элементом своих задач и понимание общей цели;
  • выполнение каждым элементом своих функций, обусловленных поставленной задачей;
  • отношения субординации и координации между компонентами системы;
  • наличие принципа обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами.

Несмотря на то, что деятельность человека является цементирующим фактором всех подсистем организации, каждый элемент организации качественно определен и специфичен. Это означает, что экономическая подсистема в силу своих специфических черт обладает особенностями, отличающими ее от социальной подсистемы и любой другой, входящей в совокупность подсистем организации.

 

 

1.3. Цели и принципы построения структур управления организации

 

 

Многообразие целей как на высшем, так и на среднем и низших уровнях организации обычно не может быть сведено к одному измерителю. Основное назначение большинства производственных организаций с точки зрения общества определяется целями удовлетворения рыночной потребности в производимой продукции и услугах, в любом случае каждая цель отражает одну из объективно необходимых сторон функционирования и развития организационной системы. Вместе с тем соответствие между системой целей и организационной структурой управления не может быть однозначным.

На рисунке 1.4 показана общая последовательность перехода от целей организации к ее структуре.

 

Рис. 1.4. Переход от целей организации к ее структуре

 

Применительно к реализации системных принципов формирования внутренней структуры аппарата управления следует учитывать, что организационная структура является сложной характеристикой системы управления.

К организационной структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента назначение. Они учитываются в принципах формирования

организационной структуры управления. Принципы построения и развития организационных структур управления должны [16]:

  • находиться в соответствии с общими принципами организации систем;
  • вытекать из законов организации как системы с упорядоченной внутренней структурой, представляющей особое единство с внешней средой;
  • согласовываться с общими принципами управлениями предприятиями в части реализации такой функции, как «организация».

В настоящее время в научной литературе практически отсутствует системное изложение принципов формирования организационных структур. Однако много внимания уделено принципам управления в работах Ф. Тейлора, А. Файоля, Г. Эмерсона, Ф. Гилбрейта, Р. Лайкерта и др. Поэтому на базе законов организации и общих принципов управления можно выделить три группы принципов (рис.1.5).

 

Рис. 1.5. Принципы формирования организационных структур



 

Первая группа - группа основных принципов, характеризующих форму хозяйствования, на основе которых выделяются наиболее важные экономические объекты, формирующие результаты деятельности фирм [22].

  • Принцип необходимого разнообразия организационной структуры вытекает из закона соответствия организации внешней среде и закона соответствия разнообразия управляющей системы разнообразию управляемого объекта. Принцип служит основой для разнообразных вариантов организационного обособления (департаментизации): по критерию «ресурс» (по функциональному признаку), по критерию «результат» (по объектному признаку) или их сочетания, а его реализация позволяет организации сохранить свою целостность и  способность функционировать, вырабатывая комплекс реакций на разнообразные воздействия среды. Принцип носит общий характер и относится ко всем группам принципов, но его применение уже при определении формы хозяйствования имеет особое значение для реализации концепции центов ответственности (доходов, прибыли, затрат, инвестиций), влияющей на эффективность функционирования и развития организации.
  • Принцип адекватности организационной формы хозяйствования всей устойчивой совокупности меж- и внутриорганизационных связей и отношений хозяйственной организации, которые она использует в процессе функционирования, вытекает из закона композиции и предлагает учет политических, экономических, социальных факторов внешней и внутренней среды предприятия во взаимоотношениях его с системой высшего порядка. На основе этого принципа устанавливается организационно-экономический и правовой статус, степень самостоятельности организации.
  • Принцип замкнутости общего контура системы управления является необходимым продолжением принципа адекватности и реализуется формированием четких границ организации, закрепленных в ее внутрифирменных нормативных актах. Принцип законодательно обоснован ГК РФ и закреплен выбором организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, системой корпоративных актов, которые могутохватывать жизненно важные аспекты функционирования предприятия.
  • Принцип рационального сочетания централизации и децентрализации в управлении - основной принцип организационного построения, определяющий направление развития организационной структуры управления. Сущность совершенствования организационной структуры управления заключается прежде всего в поиске оптимального соотношения централизации и децентрализации в механизме управления, который осуществляется в рамках того или иного вида структур, максимально способствующих эффективному протеканию процесса управления.
  • Принцип экономичности организационной системы управления предполагает построение такой организационной структуры, которая бы обеспечивала наибольшую эффективность управления при минимальных, но необходимых затратах на ее содержание. Эффективными могут быть только такие саморегулирующиеся структуры, которые могут контролировать свою деятельность через систему показателей, всесторонне ее характеризующую.

Первая группа принципов, характеризующая форму хозяйствования, лежит в основе выделения подразделений по критерию «результат». При этом выделение автономных объектов по этому критерию может носить и признаки функциональной департаментизации. Субъект управления должен обеспечить целесообразное функционирование и развитие организации как в целом, так и ее элементов через выработку управленческих решений и мер управленческого воздействия. Эффективность управленческих решений обеспечивается функциональной специализацией, под которой понимается обособление относительно специально устойчивых видов управленческой деятельности.

Вторая группа - структурно-функциональные принципы  формирования организационных структур [17].

    • Принцип органической целостности субъекта и объекта управления вытекает из закона соответствия разнообразия управляющей системы разнообразию управляемого объекта и учитывает тот факт, что система управления оперирует с информационным отображением тех процессов, которые идут в производственной системе, вырабатывая комплекс реакций по их корректировке в направлении достижения главной цели системы.
    • Принцип соответствия цели элемента и выделенных для ее реализации ресурсов требует закрепления за каждой подсистемой (элементом) такого набора ресурсов, который обеспечивает достижение цели (задачи).
    • Принцип соответствия элементов и функций друг другу. Структура и функции управления находятся между собой в диалектическом единстве. Определенной функции управления, как правило соответствует определенная функция или группа управленческих функций, что является основой разделения и кооперации управленческой деятельности. Цель организации образует тот фундамент, на котором будет строиться ее структурный каркас, элементами которого являются функциональные блоки, реализующие свои, вытекающие из главной цели подцели. Организационный статус каждого блока зависит от сферы деятельности предприятия, а его масштаб - от трудоемкости выполнения определенных операций в процессе управления.
    • Принцип структурной гибкости вытекает из общих принципов нейтрализации дисфункций и лабилизации и учитывает необходимость создания в структуре управления легко переналаживаемых структур, которые моли бы выполнять новые функции. Принципиальной основой организации является наличие в ней относительно жестких (стационарных), четко определенных функциональных блоков и гибких (мобильных) образований. Жесткие блоки, как правило, олицетворяют собой те этапы организации, которые первоначально были выделены в процессе разделения управленческого труда. Роль гибких образований (комитеты, комиссии, группы) - максимально адаптировать эти блоки к условиям внешней и внутренней среде.
    • Принцип структурного обеспечения преемственности видов управленческой деятельности диктует необходимость целесообразного использования результатов одного вида управленческой деятельности другим, что должно учитываться при формировании организационной структуры управления.

К третьей группе принципов относятся принципы, обеспечивающие развития организационных структур управления [13].

  • Принцип неизбежности организационных изменений обусловлен необходимостью структурных изменений, связанных с главными стратегическими возможностями повышения эффективности системы.
  • Принцип направленности организационных преобразований устраняет рассогласование между структурой целей и структурой организации, которое может носить либо превентивный, либо оперативный характер. Разработка мер организационного сопровождения стратегических планов развития уменьшает возможности появления проблем, что ставит ситуационные задачи их выявление и решения.
  • Принцип сочетаемости скачкообразных и эволюционных процессов согласно которому возможность структурных скачкообразных изменений как адаптационной реакции на возникшую проблему должна быть минимизирована, что обеспечивается качеством целеполагания и мерами по организационному сопровождению концепции развития предприятия. Наличие гибких организационных структур, нейтрализующих скачкообразные процессы, снижает скорость распространения дисфункций в жестких структурах. Разработка проектов организационного сопровождения стратегических планов организации с учетом возможностей и угроз внешней среде делает процесс организационно-структурного развития постоянно действующим.
  • Принцип комплектности организационных нововведений состоит в том, что реорганизация не может быть локализована в отдельных блоках системы, охватывает всю организацию, носит глубокий качественный и необратимый характер. Поэтому внедрение организационных нововведений желательно проводить на стадии «зрелости» организации, чтобы сохранившиеся позитивные силы могли быть направлены на решение новых задач.
  • Принцип участия персонала в процессе организационных преобразований учитывает необходимость открытых и честных дебатов по важнейшим вопросам организационных нововведений уже на стадии их проектной проработки, введение ряда стимулирующих факторов, компенсирующих возможные потери от их внедрения. Сопротивление внедрению организационных новшеств носит объективный характер. Но его источником является субъективный элемент системы, поэтому мотивационный механизм его активизации является центральной проблемой современного менеджмента.

Организационная структура как упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов предполагает некоторый порядок соподчинения, который реализуется через иерархический принцип построения, обеспечивающий многоступенчатость соподчинения частей целому. Ярко выраженная в административных (формальных) организациях, в той или иной форме свойственная всем организациям иерархия обеспечивает [14]:

Информация о работе Совершенствование управления организационной структурой предприятия на примере ООО "Росспецтех"