Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 03:55, дипломная работа
Актуальность темы дипломного проекта. За последние годы в России происходят перемены как в политической жизни, так и в экономическом укладе страны. На смену прежним механизмам хозяйствования и управления приходят новые, которые во многом изменили деятельность руководителей в организации. Наблюдается не только становление новой роли управленца-менеджера, но и становление иных взаимоотношений в организации между ее членами. Современный бизнес и управление невозможны без группы людей, работающих на лидера-управленца и объединенных едиными ценностями организации. Рыночные условия диктуют новые отношения не только руководителей к подчиненным, но и подчиненных к руководителям, что в значительной степени выражается в организационно-психологическом климате.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА
1.1 Сущность и понятие стиля руководства
1.2 Классификация стилей руководства. Преимущества и недостатки
2. АНАЛИЗ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ВСК-МЕРКУРИЙ»
2.1 Общая характеристика предприятия как субъекта экономической деятельности
2.2 Анализ стиля управления предприятием ООО «ВСК-Меркурий»
2.3 Выводы по результатам анализа стиля руководства предприятия ООО «ВСК-Меркурий
3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА ООО «ВСК-МЕРКУРИЙ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Менеджер по товародвижению. В обязанности входит: проверка и оприходование принятого товара; проверка нанесения штрих-кодов, занесение штрих-кодов; оформление ценников; анализирует товародвижения; организация эффективного движения товаров.
Администратор. В обязанности входит: состояние учета, контроля и сохранность материальных ценностей; соблюдение техники безопасности и правил санитарии и гигиены; организация функционирования деятельности менеджеров торгового зала; контроль над соблюдением правил обслуживания посетителей, внутреннего распорядка, личной гигиены, ношения фирменной одежды; подготовка торгового зала к открытию магазина, обеспечение взаимосвязи функций складов и торгового зала.
Уровень работ определен должностными инструкциями, внутренними нормативными документами, а также действующим законодательством. Устные отчеты по результатам деятельности отдельного подразделения предоставляются директору еженедельно на планерке, письменные - один раз в месяц. Форма отчетности в разрезе подразделений представлена ПРИЛОЖЕНИЕМ 3. На данном этапе задача менеджеров в том, что менеджеры среднего звена анализируют и оценивают свой труд и труд менеджеров низшего звена, планируя и систематизируя действия.
Система взаимодействий основных подразделений предприятия выражена потоками (информационными, документальными, финансовыми) - ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Положительные стороны взаимодействия налицо - анализируются действия, в результате которых должны быть достигнуты определенные результаты. Определяется тот уровень выполнения работ, который директор предприятия с достаточным основанием ожидает от своих сотрудников. Устанавливается степень решения каждого аспекта поставленной проблемы. Однако, существует отрицательная сторона - на предприятии нет глубокого анализа результатов управленческой деятельности руководителя в коллективе, что является следствием применения авторитарного стиля руководства, а ведь только на их основе анализа деятельности можно сделать широкие обобщения, что явится исходным пунктом действий по совершенствованию стиля и методов работы. Кроме того, что также присуще авторитарному стилю, во взаимодействии подразделений отсутствуют оригинальные творческие решения применительно к конкретной ситуации на всех уровнях и ступенях управления. Это является негативной стороной, так как давно очевиден тот факт, что оригинальность и творчество стимулируют сотрудника, увеличивая тем самым производительность. Как рассматривалось выше, организационная структура торгового предприятия ООО «ВСК-Меркурий» является линейно-функциональной, что имеет ряд преимуществ и недостатков. Преимущества: единство и четкость распоряжений, согласованность действий, четкая система взаимосвязей между директором и подчиненными, ясно выражена ответственность. Недостатки: высокие требования к директору (наличие знаний в различных областях, опыт работы по всем направлениям деятельности). Недостатки в процессе структуры выявлены по причине использования руководством авторитарного стиля управления. Несомненно, руководитель данной структуры строг, ответственен, опытен, действия согласованные и четкие, однако, любая структура постепенно меняется в зависимости от обстоятельств. Структуре ООО «ВСК-Меркурий» не достает признаков адаптирования. Структуру предприятия необходимо пересмотреть, внеся в нее изменения либерального, либо демократичного характера. На предприятии ООО «ВСК-Меркурий» используют следующие методы управления: административные; экономические; социально-психологические. Административные методы. Организационное воздействие методов основано на внутренних нормативных документах (устав, штатное расписание, должностная инструкция). Распорядительные воздействия методов: приказы, инструкции, целевое планирование, нормирование труда, координация работ. На предприятии применяется дисциплинарная ответственность и взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; понижение в должности; увольнение. Экономические методы в торговом предприятии ООО «ВСК-Меркурй» базируются на использовании экономических законов. Согласно им используются материальные стимуляторы. Особенно важны для сотрудников те виды выплат и льгот, которые крайне необходимы для поддержания способностей к труду работников и их всестороннего развития. Речь идет об образовательных услугах, поддержании здоровья, нормальных жилищных условий. В силу различных условий потребности в этих услугах у различных групп работников развиваются в неодинаковой степени (они имеют различные по составу семьи, у многих недостаточно развиты потребности в образовании, небрежное отношение к своему здоровью и т.д.), и расходы из семейных бюджетов на эти услуги могут ограничиваться. Несет потери не только сам работник, но и магазин. Данные методы представлены премиальными выплатами. Премия насчитывается за достижение высоких количественных результатов работы сотрудника ежегодно (учитываются объемы продаж и наличие/отсутствие нареканий).
Несомненно, выплаты премиальных стимулируют персонал магазина, однако, минусы здесь заключаются в том, что премии выплачиваются один раз в год, что не устраивает персонал. Сотрудники сетуют на то, что так редко премии не выплачиваются ни на одном предприятии торговли. Кроме того, премиальные насчитываются после проведения годового отчета, следовательно, после празднования Нового года, что также негативно сказывается на мотивации трудовой деятельности. Отсюда: текучесть кадров в поиске высокой зарплаты и премиальных выплат. Премия, пусть даже небольшая, позволила бы удерживаться на данной работе более продолжительное время. Данные проблемы существуют также по причине применения авторитаризма, а именно: большая внешняя загрузка руководителя, частые «авралы», «задавленная» конфликтность в коллективе. Неудовлетворенность сотрудников является индикатором текучести кадров и необходимости соответствующих действий по ее предотвращению.
Социально-психологические методы. Роль социально-психологических методов на предприятии постоянно возрастает. Однако, для повышения как культурного, так и образовательного уровня необходимы приемы обучения: стажировки, повышение квалификации - что отсутствует в организации. На предприятии ООО «ВСК-Меркурий» применяются следующие методы воздействия на коллектив: переговоры, управление конфликтом. Используются следующие способы психологического воздействия: принуждение, осуждение, требование, запрещение, порицание, намек. Кроме того, зачастую применяются: заискивание, подхалимаж, лесть вплоть до холуйства по отношению к руководителю. В коллективе отношения зачастую строятся по типу «дедовщины», выясняются отношения. Примером может служить последний конфликт на предприятии, разгоревшийся между заведующим складом и кладовщиком предприятия по поводу недостачи продукции на складе. Причина ущерба неясна, ущерб списывается на кладовщика, с чем он категорически не согласен. Указанные выше параметры являются также следствием авторитарного стиля руководства, что негативно сказывается на психологической атмосфере в коллективе. Необходимо повышать образовательный и культурный уровень работников, что вызывает с их стороны ожидание в применении методов управления их деятельности, основанных на учете их интересов, интересов коллектива, в которых они работают, методов, которые не подавляют их как личность, а вызывают рост их творческой активности. Взаимосвязь функциональных обязанностей подразделений имеет свой коммуникационный стиль. Распознавание стиля помогает определить то, как себя вести и чего можно ожидать от поведения, связанного с определенным стилем. За основу измерения межличностной коммуникации используем такие переменные, как открытость в коммуникации и адекватность обратной связи. Построим матрицу, где по вертикали будет отложено первое измерение, а по горизонтали - второе. Анализ матрицы позволяет выделить основные стили межличностной коммуникации на предприятии (рис. 6).
Высокая
Низкая Низкая Адекватность обратной стороны Высокая
Рис. 6 Стили коммуникаций на предприятии
На предприятии ООО «ВСК-Меркурий» применим такой стиль коммуникаций, как «Защита себя». Он связан с защитой себя и, как видно из матрицы, характеризуется низким уровнем открытости, но высоким уровнем обратной связи. Данный стиль применим к директору. Директор мало открыт для других, но любит обсуждать других. Он любят слушать о себе, но не любят обсуждать свои качества, особенно плохие, с другими. Для подчиненных на предприятии присущ стиль коммуникаций «продающие себя». Он характеризуется умеренной открытостью и обратной связью, обмениваемыми в процессе межличностной коммуникации. Данные стили назвать отрицательными на практике нельзя, однако практика эффективной коммуникации свидетельствует, что стиль, при котором сотрудник может реализовать себя, более желателен и используется в большем количестве ситуаций (позиция «реализуй себя»).
Резюмируя вышесказанное, следует заключить, что на предприятии ООО «ВСК-Меркурий» существует тесная взаимосвязь между подразделениями в процессе деятельности.
Однако, анализ их взаимодействия выявил существенные недостатки. Так, на предприятии нет глубокого анализа результатов управленческой деятельности руководителя. Во взаимодействии подразделений отсутствуют оригинальные творческие решения на всех уровнях и ступенях управления. Организационная структура имеет свои недостатки: наличие знаний директора в различных областях, опыт работы по всем направлениям деятельности.
Данной структуре управления не достает признаков адаптирования. Проблемы существуют по причине применения авторитаризма, а именно: большая внешняя загрузка руководителя, частые «авралы», «задавленная» конфликтность в коллективе. Неудовлетворенность сотрудников в плане плохой психологической и моральной обстановки является индикатором текучести кадров и требует соответствующих действий по ее предотвращению.
На предприятии применяются методы воздействия на коллектив: переговоры, управление конфликтом. Используются способы психологического воздействия: внушение, убеждение, принуждение, осуждение, требование, запрещение, порицание, намек. Кроме того, зачастую применяются: заискивание, подхалимаж, лесть вплоть до холуйства по отношению к руководителю. В коллективе отношения зачастую строятся по типу «дедовщины», выясняются отношения.
Указанные выше параметры являются также следствием авторитарного стиля руководства, что негативно сказывается на психологической атмосфере в коллективе. Необходимо повышать образовательный и культурный уровень работников, что вызывает с их стороны ожидание в применении методов управления их деятельности, основанных на учете их интересов, интересов коллектива, в которых они работают, методов, которые не подавляют их как личность, а вызывают рост их творческой активности.
Что касается отбора специалистов на должности, то на предприятии не внедрена методика тестирования при приеме на работу. Прием сотрудников ограничен собеседованием со специалистом по кадрам. Не используются популярные формы обучения (деловая игра, групповая дискуссия, решение ситуативных и практических задач), не проводится работа по изучению морально-психологического климата в коллективе с целью профилактики конфликтных ситуаций и повышения уровня обслуживания клиентов. Достаточно слаб интерес к работнику как к личности, отсюда - слабая позиция по отношению отбора специалистов. Коммуникационные стили внутри предприятия носят нежелательный характер, так как сотрудники не могут реализовать себя как личность.
Данные проблемы возникают по причине применения авторитарного стиля управления, что отрицательно сказывается на результативности работников, и, следовательно, на результатах деятельности предприятия. Отсюда вывод: необходимо менять стиль управления, внося в него параметры демократического стиля, что повлечет за собой улучшение всех показателей в целом.
Анализ уровня применения технических знаний.
Анализ уровня применения технических знаний на предприятии ООО «ВСК-Меркурий» необходим в целях планирования и составления графика работы коллектива, для рассмотрения степени убеждаемости членов коллектива в принятии этих планов и их выполнении, получения отчетов и принимаемых мер, полноты передачи информации вышестоящим и нижестоящим инстанциям. Это необходимо руководству для принятия рекомендаций, подчиненным - для содействия вышестоящему руководству в решении общих проблем. Исследование процессов применения технических знаний позволило выявить следующее.
В ходе проектирования работ на предприятии директор нередко предпринимают изменения в отношении характеристик технологии. В ООО «ВСК-Меркурий» используется в процессе контрольно-кассовая техника, персональные компьютеры, копировально-множительная техника.
Однако, на предприятии не вменена единая сетевая компьютеризация, что ослабляет текущую работу. Обеспечены техникой только директор, главный бухгалтер и товаровед. Отрицательным минусом является то, что нет единой локальной сети, и зачастую, сотрудники используют флэш-памяти для переноса информации. Данные параметры ослабевают последовательность в рабочих операциях, применяемых на предприятии.
В ООО «ВСК-Меркурий» отсутствует групповая взаимозависимость, которая должна строиться на одновременном участии всех сторон в работе. Необходимо применять групповой подход, который используется при высокой неопределенности в работе и требует от участников большой степени сотрудничества и взаимодействия, эффективной коммуникации и умения принимать групповые решения.
Отсутствие взаимосвязи в области технической поддержки связана напрямую с внутриорганизационными факторами: стиль управления, условия работы, технологии, культура и структура организации, системы стимулирования и работа с кадрами и т.п.
Анализ технологических приемов на предприятии показал, что применяемый стиль на предприятии - авторитарный, следовательно, сосредоточение всей власти (и в области технологических процессов) находится в руках директора, потоки информации преимущественно сверху, а обратная связь работает очень слабо - это главная причина неправильного построения технической работы.
Кроме того, низкая специализация сотрудников (около 15% специалистов не имеют специального профильного образования) не позволяет эффективно выполнять работы, что приводит к короткому рабочему циклу, создавая базу для его автоматизации.
Анализ степени приверженности сотрудников к работе показал, что не все сотрудники осознают свою ответственность и значимость в выполняемой работе. Так, еженедельное информирование о результатах работы склада продукции и продавцов поступают на стол директора на каждой планерке, что является неверным. Менеджеры должны видеть результаты работы, чтобы вовремя внести в нее коррективы. Прямая коммуникация с другими сотрудниками должна повышать эффективность обратной связи, делая ее более точной и своевременной.
Анализ прав и обязанностей руководителя.
Анализ консультационной работы с директором и менеджерами предприятия ООО «ВСК-Меркурий» позволил сделать следующие выводы.
В самосознании директора предприятия ООО «ВСК-Меркурий» права и обязанности используются «на полную катушку» (акцентированное расширение и усиление руководящих функций и деятельности). Настойчивость директора придает его поведению психологический «рисунок», обусловливающий эффективность его взаимодействия с другими людьми. На основании этого, директор имеет такой вид поведения, как доминирование.
Директор всегда стремиться добиться своего. Он пренебрегает интересами сотрудников (но не компании!), у него отсутствует стремление к кооперации и к сотрудничеству. Директор неуступчив, негибок, имеет жесткую позицию. При всем этом, происходит переоценка своих возможностей и недооценка возможностей партнера; и поскольку контроль поведения директора направлен на выигрыш, контроль возможности проигрыша ослаблен, что может привести к неоправданному риску и может повредить интересам предприятия.
Кроме того, данное вызывает межличностные конфликты, связанные с превышением им своих властных полномочий по отношению к сотрудникам. Это выражается в усилении функции контроля, ограничении инициативы сотрудников, отрицательной оценке их деятельности, расширении и ужесточении системы требований к сотрудникам как в производственной, так и в непроизводственной сферах.
Информация о работе Стиль руководства: факторы и критерии оценки