Стиль руководства: факторы и критерии оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 03:55, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы дипломного проекта. За последние годы в России происходят перемены как в политической жизни, так и в экономическом укладе страны. На смену прежним механизмам хозяйствования и управления приходят новые, которые во многом изменили деятельность руководителей в организации. Наблюдается не только становление новой роли управленца-менеджера, но и становление иных взаимоотношений в организации между ее членами. Современный бизнес и управление невозможны без группы людей, работающих на лидера-управленца и объединенных едиными ценностями организации. Рыночные условия диктуют новые отношения не только руководителей к подчиненным, но и подчиненных к руководителям, что в значительной степени выражается в организационно-психологическом климате.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА
1.1 Сущность и понятие стиля руководства
1.2 Классификация стилей руководства. Преимущества и недостатки
2. АНАЛИЗ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ВСК-МЕРКУРИЙ»
2.1 Общая характеристика предприятия как субъекта экономической деятельности
2.2 Анализ стиля управления предприятием ООО «ВСК-Меркурий»
2.3 Выводы по результатам анализа стиля руководства предприятия ООО «ВСК-Меркурий
3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА ООО «ВСК-МЕРКУРИЙ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Стиль руководства факторы и критерии оценки.rtf

— 4.93 Мб (Скачать файл)

 

Далее составим диаграмму Парето по результатам причин неэффективного поведения групповым поведением (рис. 8).

 

 

Рис.8. Диаграмма Парето по причинам управления в ООО «ВСК Мерукрий»

 

Таким образом, при помощи статистического метода, выявлены и проранжированы причины эффективности работы. Анализ показал, что предприятие можно рассматривать как сквозной бизнес-процесс, состоящий из подпроцессов. Из матрицы рис. 7 видно, что процесс управления групповым поведением на предприятии не был идентифицирован, и, следовательно, отсутствует в данной организации. Причины управления групповым поведением начинаются с директора. Стиль управления ООО «ВСК-Меркурий» характеризуется жестким руководством персоналом предприятия, основанным на использовании административного ресурса. Этот стиль, по большей части, является эффективным в плане достижения финансово-экономических результатов, т.к. основан на беспрекословном исполнении задач. Основным его недостатком является отсутствие человеческих качеств и учета психологических качеств отдельного работника, ведь не на любого человека оказывает воздействие данный стиль поведения. В этой связи необходимо заменить авторитарный стиль руководства на более лояльный - демократический.

 

2.3 Выводы по результатам анализа стиля руководства предприятия ООО «ВСК-Меркурий»

 

В процессе исследования стиля руководства предприятия ООО «ВСК-Меркурий» был использован анализ факторов, влияющих на эффективность трудового процесса, который позволил дать комплексную оценку деятельности менеджера, определить стиль и методы работы, для дальнейшего выявления путей рационализации.

Анализ взаимодействия и побудительных причин показал следующее. Уровень образования сотрудников недостаточно высок (15% состава не имеют специального профильного образования). На предприятии не внедрена методика тестирования при приеме на работу. Прием сотрудников ограничен собеседованием со специалистом по кадрам. Не используются популярные формы обучения (деловая игра, групповая дискуссия, решение ситуативных и практических задач), не проводится работа по изучению морально-психологического климата в коллективе с целью профилактики конфликтных ситуаций и повышения уровня обслуживания клиентов. Данные проблемы возникают по причине применения авторитарного стиля, которому характерен слабый интерес к работнику как к личности, отсюда - слабая заинтересованность при выборе специалистов.

На предприятии определен тот уровень выполнения работ, который директор предприятия с достаточным основанием ожидает от своих сотрудников. Устанавливается степень решения каждого аспекта поставленной проблемы. Однако, существует отрицательная сторона - отсутствует глубокий анализ результатов управленческой деятельности руководителя в коллективе, что является следствием применения авторитарного стиля руководства, а ведь только на их основе анализа деятельности можно сделать широкие обобщения, что явится исходным пунктом действий по совершенствованию стиля и методов работы.

Во взаимодействии подразделений отсутствуют оригинальные творческие решения применительно к конкретной ситуации на всех уровнях и ступенях управления. Это является негативной стороной, так как давно очевиден тот факт, что оригинальность и творчество стимулируют сотрудника, увеличивая тем самым производительность.  

Анализ структуры организации показал, что имеются определенные недостатки. Они выявлены по причине использования руководством авторитарного стиля управления. Директор ООО «ВСК-Меркурий» строг, ответственен, опытен, действия согласованные и четкие, что положительно сказывается на финансовые результаты, однако, структуре предприятия не достает признаков адаптирования. Структуру предприятия необходимо пересмотреть, внеся в нее изменения либерального, либо демократичного характера.

На предприятии используются административные методы. Воздействие их основано на внутренних нормативных документах. Применяется дисциплинарная ответственность и взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; понижение в должности.

Экономические методы - частые увольнения. Корень зла - в применении авторитаризма: большая загрузка руководителя, «авралы», конфликтность в коллективе. Неудовлетворенность сотрудников является индикатором текучести кадров.

Используются способы психологического воздействия: принуждение, осуждение, требование, запрещение, порицание, намек. Кроме того, зачастую применяются: заискивание, подхалимаж, лесть. В коллективе отношения зачастую строятся по типу «дедовщины», выясняются отношения.

Не повышается образовательный и культурный уровень работников, методы управления не основаны на учете их интересов, интересов коллектива, в которых они работают. Применяемые методы подавляют их как личность, не вызывают рост творческой активности. Достаточно слаб интерес к работнику как к личности, отсюда - слабая позиция по отношению отбора специалистов. Коммуникационные стили внутри предприятия также носят нежелательный характер, так как сотрудники не могут реализовать себя как личность.

Анализ уровня применения технических знаний показал, что на предприятии не вменена единая сетевая компьютеризация, что ослабляет текущую работу. Не все рабочие места обеспечены оргтехникой. Кроме того, нет единой локальной сети, что ослабевает последовательность в рабочих операциях, применяемых на предприятии. В ООО «ВСК-Меркурий» отсутствует групповая взаимозависимость, которая должна строиться на одновременном участии всех сторон в работе.

Анализ показал, что применяемый стиль на предприятии - авторитарный, следовательно, сосредоточение всей власти в области технологических процессов находится в руках директора, потоки информации преимущественно сверху, обратная связь работает слабо - это главная причина неправильного построения технической работы. Низкая специализация сотрудников не позволяет эффективно выполнять работы, что приводит к короткому рабочему циклу, создавая базу для его автоматизации.

Результаты проведенного анализа прав и обязанностей руководителя позволяют сделать следующие выводы. Административно-правовая ориентация руководителя в значительной мере определяет психологическую картину взаимоотношений в руководимом им коллективе, порождая условия для возникновения и развития разных типов конфликтов в коллективе. Управление осуществляется через централизованную власть, которая преобладает над сотрудниками, в свою очередь это ведет к снижению работоспособности сотрудников предприятия, и, как следствие - ухудшению финансовых результатов деятельности.

Анализ причин деэффективизации предприятия показал, что процесс управления групповым поведением не был идентифицирован и отсутствует на предприятии ООО «ВСК-Меркурий». Причины управления групповым поведением начинаются с директора. Стиль управления ООО «ВСК-Меркурий» характеризуется жестким руководством. Основной недостаток - отсутствие человеческих качеств и учета психологических качеств отдельного работника. Все это - следствие применения авторитарного стиля управления на предприятии, которое осуществляется через централизованную власть, преобладающей над сотрудниками, ведущей к снижению работоспособности сотрудников предприятия, и, как следствие - ухудшению финансовых результатов деятельности.

 

 

 

3. Практические рекомендации по совершенствованию стиля руководства ООО «ВСК-Меркурий

 

Опираясь на результаты анализа стиля руководства, в целях оптимизации организационной и экономической деятельности торгового розничного предприятия ООО «ВСК-Меркурий», можно сформулировать следующие предложения по совершенствованию стиля руководства с проведением мероприятий в рамках менеджмента, скоординировав и включив в состав мероприятия следующие элементы.

1. Мероприятия по совершенствованию организационной структуры.Так как в структуре предприятия есть недостатки, необходимо ее изменить, придав признаки адаптирования (рис. 9).

 



 

Структуру предприятия необходимо пересмотреть, внеся в нее изменения демократичного характера. Систему функционирования также следует пересмотреть, распределив обязанности маркетолога и заведующего-товароведа. Только в этом случае организационная структура маркетинга обеспечит выполнение основных задач предприятия. Согласно системе взаимосвязи, в непосредственном подчинении у директора будут находиться сотрудники: главный бухгалтер, специалист по кадрам, маркетолог.

Содержание данной структуры позволит разгрузить директора, что существенно скажется на финансовых результатах и формах административных приемов. Для маркетинга же в целом необходимо применить маркетинговые функции, а именно такую функцию интеграции маркетинга, как: маркетинг как функция управления (табл.8).

 

Таблица 8 План контроля маркетинга


Область контроля

Отв. лицо и подразделение

Сроки контроля

Источники получения информация

Сбыт предприятия

Маркетолог

Менеджер по товародвижению

1 раз в полгода

Бухгалтерская отчетность

Отчеты специалистов

Закупки

Маркетолог

Менеджер по товародвижению

1 раз в месяц

Отчеты специалистов

Опрос производителей

Изучение прайсов

Управление предприятием

Руководитель

Главный бухгалтер

Маркетолог

1 раз в полгода

Финансовая отчетность

Отчеты специалистов

Продукция. Качество

Заведующий-товаровед

Маркетолог

1 раз в полгода

Бухгалтерская отчетность

Отчеты специалистов

Марк. исседования

Потребитель

Маркетолог

2 раза в год

Анализ продаж

Маркетинговые исследования

Конкуренты

Маркетолог

2 раза в год

Опрос покупателей

Анализ публикаций

Изучение прайс-листов

Ассортимент

Маркетолог

2 раза в год

Опрос покупателей

Анализ продукции

Цены

Маркетолог

2 раза в год

Опрос покупателей

Изучение прайс-листов конкурентов


 

Организационная структура позволит не только изменит административно-хозяйственные функции отдельных сотрудников, но открыть большие возможности для использования маркетинговой информации и реализации маркетинговой концепции. Не случайно в ней выделена штатная единица маркетолога. Причина - необходимость исследований для удовлетворения потребностей предприятия, которые инициируются маркетингом.

Мероприятия в рамках кадровой политики

Учитывая тот факт, что уровень образования недостаточно высок, необходимо уделять внимание отбору персонала при приеме на работу. В рамках этого необходимо применять систему тестирования сотрудников, где основными параметрами будут являться мотивационные и психографические аспекты по анкете, приведенной в ПРИЛОЖЕНИИ 5.

Особое внимание следует уделить профессиональной подготовке кадров и деловым качествам специалистов, что будет залогом успешных продаж алкогольной продукции. При этом требуется дальнейшее развитие консультационного обслуживания в торговых залах магазина, так как клиентам легче принять решение на основании разъяснений консультанта. Необходимо регулярно обучать продавцов навыкам ведения деловых переговоров с покупателем и управлению конфликтными ситуациями.

Кроме того, необходимо проводить работу по повышению квалификации персонала, формированию и обучению резерва руководящих кадров и осуществления контроля за профессионально-психологической адаптацией вновь принятых работников. Для этого также необходимо внедрить систему тестирования руководящих должностей по тестам, приведенным в ПРИЛОЖЕНИЯХ 6,7.

Помимо прочего, рекомендуется проводить активный метод обучения «деловые игры», Они полезны с точки зрения выработки практических и поведенческих навыков (например, по проведению совещаний, переговоров, налаживания делового сотрудничества и др.). Использование этого метода позволит сотрудникам исполнять различные профессиональные функции и расширять собственное представление об организации и взаимоотношениях ее сотрудников.

На психологическую обстановку в коллективе оказывает роль стиль руководства. Авторитетный, уважаемый работниками руководитель в состоянии своевременно исправить недостатки во взаимоотношениях между членами подчиненного ему коллектива, снизить уровень конфликтности, справедливо разрешить возникающие разногласия.

Следовательно, на предприятии необходимо создать благоприятный социально-психологический климат, для того, чтобы сотрудники были удовлетворены и своим трудом в коллективе, и своим пребыванием в нем. Это положительно отразится на всех сторонах трудовой деятельности: укрепится дисциплина труда, сократиться текучесть кадров, повысится работоспособность и вырастет производительность труда.

3. Мероприятия по повышению уровня технических взаимодействий

В связи с тем, что на предприятии не вменена единая сетевая компьютеризация, необходимо объединить локальные сети, сделав их доступными для деятельности менеджеров среднего звена. Кладовщик и бухгалтер получат доступ к необходимым данным, что облегчит их деятельность и сэкономит время.

Информация о работе Стиль руководства: факторы и критерии оценки