Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 03:55, дипломная работа
Актуальность темы дипломного проекта. За последние годы в России происходят перемены как в политической жизни, так и в экономическом укладе страны. На смену прежним механизмам хозяйствования и управления приходят новые, которые во многом изменили деятельность руководителей в организации. Наблюдается не только становление новой роли управленца-менеджера, но и становление иных взаимоотношений в организации между ее членами. Современный бизнес и управление невозможны без группы людей, работающих на лидера-управленца и объединенных едиными ценностями организации. Рыночные условия диктуют новые отношения не только руководителей к подчиненным, но и подчиненных к руководителям, что в значительной степени выражается в организационно-психологическом климате.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА
1.1 Сущность и понятие стиля руководства
1.2 Классификация стилей руководства. Преимущества и недостатки
2. АНАЛИЗ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ВСК-МЕРКУРИЙ»
2.1 Общая характеристика предприятия как субъекта экономической деятельности
2.2 Анализ стиля управления предприятием ООО «ВСК-Меркурий»
2.3 Выводы по результатам анализа стиля руководства предприятия ООО «ВСК-Меркурий
3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА ООО «ВСК-МЕРКУРИЙ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Герчикова И.Н. Менеджмент.-- М.: Банки и биржи, 2005. - 480 с.
Дебольский М. Психология делового общения. -- М.: Эксмо, 2004. -218с.
Дудченко B.C. Методология инновационного консультирования.В контексте конфликтологии./Отв. ред. Т.М. Дридзе. -М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2008. -Вып.2.-С.97-104.
Дихтль Е., ХергшгенХ. Практический маркетинг. -- М.: Экономика, 2003.-328с.
Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. -СПб.: Питер, 2009.-384с.
Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. - СПб.: Лань, 2004. - 198с.
Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. - 3-е изд. - Минск: Новое знание, 2003. - 336с.
Красовский Ю.Д. Организационное поведении. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 511 с. Коротков Э.М. Исследование систем управления. -- М.: ДеКА, 2007.-90с.
Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - 2-е изд., доп. и пререраб. - М.: Дело, 2006. - 384с.
Коноков Д.Г., Рожков К.Л. Организационная структура предприятий. -М.: ИСАРП, 2009. -176 с.
Кусков А.Н., Чумаченко А.П. Менеджмент: Учебное пособие. - М.: МГИУ, 2007. - С.199.
Липсиц И. В. Секреты умелого руководителя, - М.: Экономика, 2007.-45с.
Магура М.И. Культура как средство успешной реализации организационных изменений. - СПб.: Питер, 2008.-187с.
Максимцов М.М., Игнатьева А.В. и др. Менеджмент, М.: ЮНИТИ, 2008.-398с.
Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. -М.: Управление персоналом, 2005.- 550 с.
Марков М. Технология и эффективность социального управления. - М.: Юнити, 2006.-145с.
Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение; Владос, 2004. - 425с.
Осеев А.А. Социально-психологический портрет руководителя. -РнД.: Михайлова, 2005.-56с.
Осипова И. Этика и культура управления: Учебное пособие.-М. Высшая школа. -2005.-295с.
Огарков А.А. Управление организацией, - М.: Эксмо, 2006. - 512 с.
Парфенова З.Ф. Организационная культура. Учебно-методический комплекс,- Новосибирск: СибАГС, 2007.-144с.
Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие/ Под ред. Д.Я. Райгородский - Самара; Издательский Дом «БАХРАХ», 2008. - 672с.
Пугачев В.П. Руководство персоналом: Учебник. -М.: Аспект Пресс, 2006.-416 с.
Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятий: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2002. - 572 с.
Ременников В.Б. Разработка управленческого решения: Учеб. пособие. -- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-220с.
Управление организацией. /Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. --М.: ИНФРА-М, 2005. -367с.
Управление персоналом. Словарь-справочник/Под ред. Пенно Е.К. -М.: Эксмо, 2008. -490с.
Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: Экзамен, 2006. - С.187.
Управление персоналом организации. Практикум /Под ред. А.Я. Кибанова М.: ИНФРА-М, 2005.-315с.
Управление организацией: Учебник/ Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. М.: ИНФРА-М, 2009. - 314 с.
Федосеев В.Н., Капустин С.Н., Управление персоналом организации. - М.: Экзамен, 2003 - 368 с.
Хингуреева И.П., Шабыкова Н.Э., Унгаева И.Ю. Экономика предприятия: Учебное пособие. - Улан-Удэ, Изд-во ВСГТУ, 2004. - 240 с.
Черкесов В.В. Управленческая деятельность менеджера. Основы менеджмента. - Киев: Ваклер, 2008. -267с.
Шувалов В.И. Социальная психология управления: учебник. -М.: Коммерция, 2009. -463 с.
Шипунов В.Г., Кишель Е.Н. Основы управленческой деятельности. - М.: Высшая школа, 2006. -250с.
Шипунов В.Г., Кишель Е.Н. Основы управленческой деятельности: Социальная психология, менеджмент. - М.: Высшая школа, 2004. -365с.
Щедровицкий Г.П. Методология и философия организационно-управленческой деятельности: Основные понятия и принципы: Курс лекций. М.: Наука, 2007.-189с.
Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М.: Интел-Синтез, 2004. - 368 с.
Шкатулла В.И. Книга менеджера по кадрам. - М.: Норма, 2005. - 572 c.
Эффективность и культура современного маркетингового управления: Учеб. пособие / Под ред. И. Новикова. -М.: Юнити-Дана, 2007.-380с.
Калашников Ю Д. Конфликты в организации: социально - конфликтологический уровень анализа (по результатам экспертного опроса управленческого персонала) // Управление персоналом. - 2004. - №7. - С. 17.
Орлова Т.В. Конфликты в коллективе. Как их избежать // Справочник кадровика. - 2008. - №8. - С. 103-110.
Попов Б. Психологическая подготовка руководителя // Кадры предприятия. - 2009. - №2. - С. 13.
Рябых Д. Культурные аспекты управления// Корпорптивный менеджмент.- 2010. - № 2.-С.21-23.
Шипилов А.И Искусство конструктивно разрешать конфликты // Кадры предприятия. - 2006. - №3. - С. 6.
Шипилов А.И Конфликты можно предупредить // Кадры предприятия. -2009. - №4 - С. 10
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Характеристика основных стилей управления
Стили
Характеристики |
Авторитарный |
Демократический |
Либеральный |
Природа стиля |
Сосредоточение всей власти и ответственности в руках руководителя. Потоки информации преимущественно сверху, обратная связь работает слабо |
Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у руководителя. Принятие решения раздельно по уровням на основе участия. |
Снятие руководителем с себя ответственности в пользу группы (организации) |
Сильные стороны |
Возможность предсказания результатов. Основное внимание порядку, результату |
Возможность предсказания результатов. Основное внимание порядку, результату |
Позволяет начать дело так, как это видится и без вмешательства лидера. |
Слабые стороны |
Сдерживание индивидуальных инициатив, большая внешняя загрузка руководителя, частые «авралы», «задавленная» конфликтность в коллективе. |
Сдерживание индивидуальных инициатив, большая внешняя загрузка руководителя, частые «авралы», «задавленная» конфликтность в коллективе, значительная текучесть квалифицированных специалистов. |
Группа может потерять контроль и снизить скорость решения проблем без лидерского вмешательства |
Психологический климат |
Заискивание, подхалимаж, лесть вплоть до холуйства по отношению к руководителю. В коллективе отношения типа «дедовщины», выяснение отношений, творческий застой |
Творческая атмосфера, увлеченность работой. Конфликты, если возникают, носят, как правило, конструктивный характер. |
Творческая атмосфера, увлеченность работой. Конфликты, если возникают, носят, как правило, конструктивный характер. |
Условия применения |
Грамотный руководитель, критическая ситуация |
Грамотный руководитель и обученные подчиненные |
По отношению к отдельным квалифицированным специалистам |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Лидерские качества, наиболее часто встречающиеся у успешных лидеров
Интеллектуальные способности |
Черты характера личности |
Приобретенные умения |
Ум и логика |
Инициативность |
Умение заручаться поддержкой |
Рассудительность |
Гибкость |
Умение кооперироваться |
Проницательность |
Бдительность |
Умение завоевывать популярность и престиж |
Концептуальность |
Честность |
Умение брать на себя риск и ответственность |
Образованность |
Личностная целостность |
Умение организовывать |
Знание дела |
Смелость |
Умение убеждать |
Речевая развитость |
Самоуверенность |
Умение менять себя |
Любопытство и познавательность |
Уравновешенность |
Умение быть надежным |
Интуитивность |
Независимость |
Умение шутить и понимать юмор |
Самостоятельность |
Умение разбираться в людях | |
Амбициозность |
||
Потребность в достижениях |
||
Настойчивость и упорство |
||
Энергичность |
||
Властность |
||
Работоспособность |
||
Агрессивность |
||
Стремление к превосходству |
||
Обязательность |
||
Участливость |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
План/отчет работы подразделений по текущей работе
№ п/п |
Структурное подразделение |
План работы на (период времени) |
Отчет о проделанной работе за (период времени) |
1 |
Главный бухгалтер |
- |
- |
2 |
Администратор |
- |
- |
3 |
Менеджер по товародвижения |
- |
- |
4 |
Заведующий-товаровед |
- |
- |
5 |
Специалист по кадрам |
- |
- |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
АНКЕТА для сотрудника
1. Знание основных проблем организации и качеств сотрудников:
Какова степень вашей информированности о том, что происходит в вашей организации?
Каковы ваши источники информации?
Насколько обширны ваши контакты?
Что вам известно об отношении других людей (сотрудники вышестоящих организаций, ваши коллеги, сотрудники, которые ниже вас по рангу) к вашей организации?
Можете ли вы вспомнить последние случаи, когда ваша информированность не была достаточной?
Знакомы ли вы со средне- и долгосрочными планами вашей организации?
Что выделаете, чтобы быть информированным в этих областях?
2. Наличие профессиональных знаний в зависимости от рода деятельности:
Что вы предпринимаете для того, чтобы быть в курсе последних достижений в области вашей деятельности?
Где вы получаете разъяснения по техническим или специальным аспектам своей работы?
Насколько хорошо вы информированы о возможных изменениях в законодательстве, составе правительства, о международных событиях и какое влияние они могут оказать на вашу организацию?
3. Понимание ситуации и проявление соответствующей реакции на нее:
Что вы предпринимаете для того, чтобы быть уверенным в понимании происходящих событий?
Насколько хорошо развита в вас способность понимать чувства и реакцию других людей?
Что вы предпринимаете, чтобы развить в себе эту способность?
Насколько вы восприимчивы к происходящему?
Какого рода ситуации вам труднее всего оценивать?
4. Умение анализировать, решать проблемы, принимать решения и выносить суждение:
Что является для вас серьезным препятствием в принятии решений?
Что вы ощущаете при необходимости выносить суждения в ситуациях, о которых не располагаете достаточной информацией?
Какие методы принятия решений характерны для вас?
Можете ли вы привести примеры своих недавних удачных и неудачных решения?
Насколько вы уверены в своем умении принимать решения?
5. Искусство общения с людьми:
Испытываете ли вы трудности в общении с людьми?
Что вы предпринимаете при возникновении конфликтных ситуаций?
Хорошо ли вы информированы об отношении к вам других людей?
Как вы реагируете на гнев, враждебность, подозрительность?
Каким образом вы пытаетесь быть понятыми другими людьми? Пытаетесь ли вы сами понять других людей?
6. Эмоциональная устойчивость:
Как вы избавляетесь от ощущения напряженности, волнения, усталости?
С кем вы обсуждаете свои проблемы?
Вспомните о недавней самой напряженной ситуации. Каковы были ваши действия?
Каковы ваши действия в неоднозначных, неопределенных ситуациях? Что вы предпринимаете, чтобы не стать равнодушным или, наоборот, чрезмерно эмоциональным?
7. Целенаправленная деятельность:
Что вы предпринимаете, чтобы контролировать свое поведение и не позволят другим людям контролировать ваши поступки и оказывать на вас влияние?
В каких ситуациях вы, как правило, действуете независимо и целенаправленно?
Умеете ли вы проявлять инициативу?
Что более характерно для вас - активная деятельность или пассивность?
8. Наличие творческого подхода к решению проблем:
Часто ли вы являетесь инициатором новых идей?
Каковы ваши ощущения, когда все предложенные вами решения проблемы оказываются неудачными?
Что вы предпринимаете для нахождения новых способов выполнения каких - либо действий?
Часто ли вы применяете новые методы в решении проблем?
9. Гибкость ума:
Удается ли вам одновременно решать несколько проблем или задач?
Можете ли вспомнить несколько ситуаций, в которых необходимо было принимать очень быстрое решение? Каковы результаты этих решений?
Часто ли вы являетесь автором удачного решения проблемы?
Какие ощущения вызывает у вас необходимость принимать очень быстрое решение?
Что вы предпринимаете, получая противоречивые информацию, данные или идеи?
10. Наличие сбалансированности в процессе приобретения навыков?
Насколько хорошо вам удается сочетать в своей деятельности теоретические и практические знания?
Приведите ситуации, когда вы могли бы сделать общие выводы на основании собственного практического опыта.
11. Стремление к самопознанию:
Что вы предпринимаете для повышения уровня самопознания?
Можете ли вы привести примеры ситуаций, когда понимание своих ощущений повлияло на ваши действия?
В какой степени вы осознаете собственные цели, ценности, убеждения, чувства, поведение?
Часто ли вы анализируете свое поведение, его причины и следствие?
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Предлагаемая методика дает возможность оценить целый ряд факторов, на основании которых экспертами может быть составлено мнение об эффективности работы конкретного руководителя. В большей степени он пригоден для оценки руководителей среднего звена управления.
Перед вами опросник, составленный по типу полярных профилей. Он содержит 30 факторов, оцениваемых по 7-балльной шкале. Оценивая конкретного руководителя, просим вас возле каждого из факторов отметить балл, который, по вашему мнению, подходит для данного руководителя.
Информация о работе Стиль руководства: факторы и критерии оценки