Стратегические и тактические пути выхода компании из кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2015 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании комплексного характера финансового оздоровления и в разработке методического инструментария его проведения в аспекте антикризисного управления предприятием.
Осуществление поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:
исследовать сущность антикризисного управления; конкретизировать понятие «финансовое оздоровление» в условиях антикризисного управления;
исследовать формы и методы финансового оздоровления предприятия, находящегося в кризисе;
сформировать стратегию и тактику финансового оздоровления.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты управления предприятием в условиях кризиса 5
1.1. Определение понятия «кризис». Особенности кризиса на предприятии 5
1.2. Понятие, цели и содержание антикризисного управления 14
1.3. Основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии 19
1.4. Правовые основы антикризисного управления в Российской Федерации 22
Глава 2. Анализ показателей финансово - хозяйственной деятельности предприятия в условиях кризиса 31
2.1 Организационно - экономическая характеристика компании 31
2.2 Анализ финансового состояния предприятия 33
Глава 3. Стратегические и тактические пути выхода компании из кризиса 57
3.1 Стратегия финансового оздоровления 57
3.2 Тактика финансового оздоровления 63
3.3 Эффективность реализации мероприятий по финансовому оздоровлению компании 68
Заключение 72
Список использованной литературы 76

Файлы: 1 файл

диплом Ленонтьев Кризис на предприятии.rtf

— 1.48 Мб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Теоретические аспекты управления предприятием в условиях кризиса 5

1.1. Определение понятия «кризис». Особенности кризиса на предприятии 5

1.2. Понятие, цели и содержание антикризисного управления 14

1.3. Основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии 19

1.4. Правовые основы антикризисного управления в Российской Федерации 22

Глава 2. Анализ показателей финансово - хозяйственной деятельности предприятия в условиях кризиса 31

2.1 Организационно - экономическая характеристика компании 31

2.2 Анализ финансового состояния предприятия 33

Глава 3. Стратегические и тактические пути выхода компании из кризиса 57

3.1 Стратегия финансового оздоровления 57

3.2 Тактика финансового оздоровления 63

3.3 Эффективность реализации мероприятий по финансовому оздоровлению компании 68

Заключение 72

Список  использованной литературы 76

Приложения 80

 

 

 

 

Введение

 

Появление в России значительного числа предприятий, находящихся в состоянии кризиса, обусловливает необходимость активизации системы антикризисного управления, заключающейся в одновременном преодолении хаотичности внутреннего состояния и внешней деятельности предприятий, а также повышении предсказуемости их функционирования. Поскольку поведение предприятия в условиях кризиса обладает существенной спецификой, то и антикризисное управление в значительной мере отличается от традиционного.

В связи с этим возникает объективная потребность анализа деятельности кризисных предприятий для выявления причин возникновения кризисных ситуаций и эффективного управления ими. Особенно возрастает значение диагностики и профилактики возникновения кризиса на предприятии как основы эффективного антикризисного управления. Этим и обусловлена актуальность темы настоящей работы.

Финансовый кризис заставляет всех руководителей независимо от формы собственности предприятия полностью пересмотреть свою финансово-экономическую политику. Это необходимо для того, чтобы сократить непроизводительные затраты, повысить финансовую устойчивость бизнеса, эффективность вложений и менеджмента и наиболее полно реализовать свои конкурентные преимущества.

Среди трудов современных ученых в области исследования финансовой деятельности хотелось бы отметить работы М.И. Баканова, Л.Т. Гиляровской, Л.А. Горшковой, Е.В. Горюнова, B.C. Кивачук, В.В. Ковалева, Н.П. Любушина, Е.В. Негашева, Л.В. Перекрестовой, Г.В. Савицкой, Р.С. Сайфулина, А.Д. Шеремета.

Основы стратегии инвестиционной привлекательности в условиях кризисной ситуации нашли свое отражение в работах российских и зарубежных ученых - В.М. Аныпина, А.К. Басова, И.А. Бланка, Дж. Доунс, Дж. Гутмана, Зва Боди, В.В. Иванова, СА. Колкина, Г.П. Латвинцева, В.В. Лисина, Ю.А. Масленкова.

Вклад в изучение проблемы стабилизации экономики, в анализ факторов, вызывающих кризис платежеспособности предприятий, и путей их финансового оздоровления внесли такие российские и зарубежные ученые, как Э. Альтман, Л.П. Белых, У. Бивер, А.З. Бобылева, А.В. Валуйский, А.И. Гончаров, В.В. Григорьев, Ю.А. Козенко, Э.М. Коротков, В.И. Кошкин, Г.К. Таль, Э.А. Уткин, Г.Б. Юн, чьи результаты сегодня составляют основу методик финансового оздоровления кризисного предприятия, используемых на практике.

Вместе с тем, рассмотрение финансового оздоровления кризисного предприятия в антикризисном управлении предприятием получило недостаточное освещение в имеющихся научных работах отечественных экономистов.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании комплексного характера финансового оздоровления и в разработке методического инструментария его проведения в аспекте антикризисного управления предприятием.

Осуществление поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:

  • исследовать сущность антикризисного управления; конкретизировать понятие «финансовое оздоровление» в условиях антикризисного управления;
  • исследовать формы и методы финансового оздоровления предприятия, находящегося в кризисе;
  • сформировать стратегию и тактику финансового оздоровления.
  • Дать оценку экономической эффективности предложенных мероприятий.

Объект исследования -- ООО «Пластик Строймаркет», осуществляющее антикризисное управление в целях своего финансового оздоровления.

Предметом исследования являются цели, методы и результаты финансового оздоровления предприятия.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, перечня использованной литературы, приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты управления предприятием в условиях кризиса

 

1.1. Определение понятия «кризис». Особенности кризиса на предприятии

 

 

Кризис - это не априори плохо, это просто констатация факта. Таким образом если относиться к этому как к любому другому, и если принимать , что в современных условиях , возможно все , также и кризис, который может нести крах для бизнеса, становится ясной главная идея книги экономиста С.Финка "Кризис- менеджмент" [59], которая гласит : при определенном планировании кризис может стать благоприятным фактором для компании. Китайцы много веков назад приняли для себя концепцию о том, что кризис - не всегда плохо. По-китайски «кризис» − «вэй-джи», что переводится как сочетание  таких слов как «опасность» и «возможность».

Слово "кризис" происходит от слов  crisis", которое означает "приговор, решение по какому-либо вопросу, или в сомнительной ситуации". Также может означать "выход, решение конфликта (например, военного). Но современное значение слова наиболее частое применение находит у Гиппократа и врачей: и кризис означает решающую фазу развития болезни. В этом смысле речь заходит о "crisis" тогда, когда болезнь усиливает интенсивность или переходит в другую болезнь или вообще заканчивается смертью [34].

В XVII-XVIII столетиях понятие кризис стало применяться в отношении процессов, происходящих в обществе, как военные, политические кризисы, при этом использовалось почти не измененное значение кризиса, взятое из медицины.

И, наконец, в XIX веке значение перешло в экономику. "Классическое" экономическое понятие кризиса, сформировавшееся в то время, означает не желаемую и драматическую фазу в капиталистической экономической системе, характеризующейся колебаниями и негативными явлениями, помехами. В этом смысле понятие кризиса долгое время занимала прочное место в схеме теорий коньюктур в развитии экономики. Так цикличная схема Шпитхоффа содержит стадии: спад - первый подъем - второй подъем - пик - нехватка капитала - кризис. Разработанная в начале века схема Харварда различает: Depression-Recovery-Prosperity-Financial Strain-Industrial Crisis (Депрессия - Возрождение - Процветацие - Финансовая стагнация - Промышленный кризис). Но данное определение не учитывает многих различных схем и стадий развития и функционирования экономики. Поэтому "классическое" определение кризиса было заменено более многозначным понятием "экономический кризис". Об экономическом кризисе по определению Мечлапа речь идет в том случае, если "возникает не желаемое состояние экономических отношений, непереносимо критическое положение больших слоев населения и производящих отраслей экономики". Сомбарта определяет экономический кризис как "экономическое негативное явление, при котором массово возникает опасность для экономической жизни, действительности". В микроэкономике используется понятие "кризис предприятия". В широком смысле это означает процесс, который ставит под угрозу существование предприятия [7].

Однако обратимся к более современным определениям кризиса. Словарь Вебстера определяет кризис как «поворотную точку к лучшему или к худшему», как «момент, требующий принятия решения» или «критический период». Также словарь Вебстера определяет кризис как «ситуацию, достигшую решающей фазы».

Кризис − это период нестабильности или такого состояния бизнеса, когда надвигаются серьезные перемены. Причем результат этих перемен может быть как крайне неблагоприятный, так и положительный. Как правило, исходные шансы на успех 50x50, однако это соотношение можно исправить с помощью умелого менеджмента.

Каждый, кто может предсказывать или планировать кризис (или «поворотный момент», если для вас слово «кризис» все еще имеет ярко выраженный негативный оттенок») в своем бизнесе априори имеет гораздо более высокие шансы на успех, чем тот, кто позволяет кризисам застигнуть себя врасплох. Вопреки распространенному убеждению, кризис не обязательно влечет за собой крах, разорение, банкротство, увольнения. На самом деле, кризис на предприятии просто характеризуется определенной степенью риска и неопределенности.

Понятие "кризис предприятия / кризис на предприятии" описывает в современной экономической литературе различные феномены в жизни предприятия, от просто помех в функционировании через различные конфликты вплоть до уничтожения предприятия. Далее кризис предприятия можно понимать как незапланированный и не желаемый, ограниченный по времени процесс, который в состоянии существенно помешать или даже сделать не возможным функционирование предприятия. Вид находящихся под угрозой основополагающих / концептуальных целей предприятия и размер этой угрозы определяет силу кризиса.

Таким образом, с практической, бизнес-ориентированной точки зрения, кризис − это любая нестандартная ситуация, в которой возникает риск [9].

Кризис предприятия представляет собой переломный момент в последовательности процессов событий и действий. Типичным для кризисной ситуации является два варианта выхода из нее, или это ликвидация предприятия как экстремальная форма, или успешное преодоление кризиса.

Промежутки между началом и завершением кризиса бывают разной длительности. С одной стороны есть продолжительные, слабо ускоряющиеся кризисные процессы, с другой стороны существуют неожиданно возникающие кризисные процессы, высокой интенсивности и с коротким сроком развития. Кризис может абсолютно неожиданно проявиться во время гармоничного развития предприятия и носить характер непреодолимой катастрофы или возникнуть в соответствии с предположениями и расчетами. Но в редких случаях кризис появляется неожиданно, т.е. без какого-либо предупреждения для специалистов предприятия. При кризисе господствует нехватка времени и решений. Оценка ограниченного времени для принятия решений зависит от состояния кризиса и определяет этим нехватку времени или срочность решения проблем.

При кризисе важной является проблема управления. Высокая комплексность управления в условиях кризиса позволяет, с одной стороны, оказывать влияние на развитие автономных процессов и охватывает, с другой стороны, специфическую проблематику руководства: необходимость его высокого качества и наличие только двух вариантов конечного результата действий менеджмента, т.е. возможно либо банкротство, либо успешное преодоление кризиса.

В литературе по экономике предприятия виды кризисов излагаются по-разному, различными способами и учитывая различные критерии. Возможно использовать следующую классификацию:

1. Стратегическое развитие предприятия. Здесь может идти речь о кризисе роста, стагнации или упадка.

2. Стадии жизненного цикла предприятия. В этом смысле возможно разделение на кризис основания, роста и старости.

3. Причины кризисов. Здесь возможно грубое разделение причин на экзогенные и эндогенные.

4. Агрегированное состояние. Различают латентный и острый кризисы.

5. Угроза целям предприятия. Обязательными предпосылками нормального состояния предприятия является:

а) поддержание платежеспособности

б) исключение обременения предприятия долгами, т.е. превышения пассивов над активами [25].

С учетом системных целей возможно определение видов кризисов как кризисы стратегии, достижений (результатов) и ликвидности.

Далее рассмотрим классификацию по целям предприятия, находящимся под угрозой в связи с кризисом. Это позволит нам в дальнейшем определить стратегический кризис / кризис стратегий, кризис результатов и кризис ликвидности.

О кризисе стратегий / стратегическом кризисе речь идет тогда, когда потенциал развития предприятия (инновационного потенциала), который мог бы быть использован в течение продолжительного времени, существенно поврежден, исчерпан и/или нет возможности создать новый. Причины стратегического кризиса различны, к примеру, это упущенное технологическое развитие, или отставание от него, не адекватная изменяющимся требованиям рынка стратегия маркетинга.

Кризис результатов / результативный кризис, или еще возможно его назвать оперативный кризис, описывает состояние, при котором предприятие имеет убытки и из-за постоянного уменьшения собственного капитала движется к ситуации дефицита баланса/превышения пассивов над активами. Примером причин вызывающих кризис результатов могут являться: потери, как последствие отсутствия потенциала развития предприятия (инновационного потенциала), недостаточная эффективность оперативных мероприятий или менеджмента, который не в состоянии в достаточной мере использовать, для повышения доходов потенциал развития предприятия.

При кризисе ликвидности из-за увеличивающихся убытков предприятию грозит потеря платежеспособности или платежеспособность уже отсутствует. В дополнении к этому предприятию грозит опасность дефицита баланса / превышения пассивов над активами [15].

Кризис в широком смысле, как смена повышательной тенденции понижательной − неотъемлемая характеристика рыночной экономики. Исходя из этого посыла, любое управление является антикризисным, а содержание и методы эффективного (обычного) и антикризисного управления не отличаются. Очевидно, что, отталкиваясь от него, сложно найти специфическое определение антикризисного управления. Следовательно, необходимо “заузить” понятие кризиса на предприятии, для чего нужно дифференцировать его фазы:

Информация о работе Стратегические и тактические пути выхода компании из кризиса