Стратегические и тактические пути выхода компании из кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2015 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании комплексного характера финансового оздоровления и в разработке методического инструментария его проведения в аспекте антикризисного управления предприятием.
Осуществление поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:
исследовать сущность антикризисного управления; конкретизировать понятие «финансовое оздоровление» в условиях антикризисного управления;
исследовать формы и методы финансового оздоровления предприятия, находящегося в кризисе;
сформировать стратегию и тактику финансового оздоровления.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты управления предприятием в условиях кризиса 5
1.1. Определение понятия «кризис». Особенности кризиса на предприятии 5
1.2. Понятие, цели и содержание антикризисного управления 14
1.3. Основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии 19
1.4. Правовые основы антикризисного управления в Российской Федерации 22
Глава 2. Анализ показателей финансово - хозяйственной деятельности предприятия в условиях кризиса 31
2.1 Организационно - экономическая характеристика компании 31
2.2 Анализ финансового состояния предприятия 33
Глава 3. Стратегические и тактические пути выхода компании из кризиса 57
3.1 Стратегия финансового оздоровления 57
3.2 Тактика финансового оздоровления 63
3.3 Эффективность реализации мероприятий по финансовому оздоровлению компании 68
Заключение 72
Список использованной литературы 76

Файлы: 1 файл

диплом Ленонтьев Кризис на предприятии.rtf

— 1.48 Мб (Скачать файл)

Рассмотрим, к каким последствиям ведет введение процедуры внешнего управления.

Согласно Статьи 69 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" говорится, что: "С момента введения внешнего управления:

    • руководитель должника отстраняется от должности, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;
    • прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий, переходящих к другим лицам (органам). Органы управления должника в течение трех дней с момента назначения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации юридического лица, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;
    • снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
    • аресты имущества должника и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;
    • вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника.

По окончании внешнего управления неустойки (штрафы, пеня), а также суммы причиненных убытков, которые должник обязан уплатить кредиторам по денежным обязательствам и обязательным платежам, могут быть предъявлены к уплате в размерах, существовавших на момент введения внешнего управления".

Прокомментируем эту статью. Во-первых, после введения внешнего управления старое руководство предприятия отстраняется, а все полномочия по управлению предприятием переходят к внешнему управляющему. Это разумная мера, так как несмотря на то, что существует множество причин, приводящих компанию к финансовым трудностям, банкротства многих фирм происходят прямо или косвенно по вине их руководства.

Особенно это верно в России, где часто встречаются следующие нарушения законодательства - преднамеренное создание или увеличение руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности, нанесение им ущерба предприятию в личных интересах или в интересах иных лиц, заведомо некомпетентное ведение дел. Администрация предприятия создает на своей базе несколько юридически самостоятельных ЗАО, ООО и т.п., выделив их из состава предприятия и поставив во главе этих предприятий доверенных лиц. Каждая из этих новых фирм по существу превращается в частное предприятие своего руководителя и по договору с "прародителем" начинает обеспечивать его каким-либо видом сырья или реализовывать готовую продукцию. С точки зрения здравого смысла, предприятие осуществляет странные действия: приобретает необходимые ему материалы не напрямую у изготовителей, а через эти фирмы - посредники и по более высоким ценам. Посреднические деньги уходят с предприятия. Прибавка к доходу руководителей обеспечена, сам же "прародитель" влезает в долги к своим дочерним фирмам, и его совладельцы - акционеры (часто − трудовой коллектив или государство) остаются без дохода и зарплаты. Планы администрации состоят в том, чтобы довести предприятия до критического финансового состояния, превратить в банкрота и купить его через одну из своих коммерческих фирм.

Во-вторых, снимаются аресты, наложенные на имущество предприятия кредиторами в целях удовлетворения своих требований. Это также необходимо, т.к. зачастую именно эти аресты и усугубляют положение предприятия. Так стоит только предприятию просрочить свои платежи, как тут же кредиторы начинают арестовывать счета и имущество предприятия, чтобы хоть как-то вернуть свои деньги. При этом вся работа на предприятии может быть парализована, а пени и штрафы за просроченные обязательства начисляются и ситуация становится безвыходной.

В-третьих, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Это обстоятельство также облегчает положение внешнего управляющего, предоставляя ему "передышку" для финансового оздоровления предприятия.

Статья 70 Закона "О несостоятельности (банкротстве) раскрывает условия моратория:

Во-первых, мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления.

Во-вторых, в течение срока действия моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам:

не допускается взыскание по исполнительным и иным документам, взыскание по которым производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

    • приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом;
    • не начисляются неустойки (штрафы, пеня) и иные финансовые (экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, а также подлежащие уплате проценты.

На сумму требований кредитора по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам начисляются проценты в порядке и размере, которые предусмотрены статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации [1].

В-третьих, мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется также на требования кредиторов о возмещении убытков, вызванных отказом внешнего управляющего от исполнения договоров должника.

В мировой практике существуют несколько концепций моратория. По одной из них к концу срока внешнего управления штрафы, пени и иные санкции предъявляются в полном объеме. В России это было бы неприемлемо из-за огромного долгового бремени, которое весит на предприятиях, значительную часть которого составляют именно финансовые санкции (пени, штрафы и т.д.). По другой концепции выплата долгов приостанавливается, они фиксируются на момент введения внешнего управления, и с этого момента никакие штрафные санкции и проценты не начисляются. Это естественно наносит довольно сильный удар по интересам кредиторов, особенно в условиях высокой инфляции. Российский же закон о банкротстве занимает промежуточную позицию: финансовые санкции не применяются, однако по окончании внешнего управления кредиторы могут требовать выплаты процентов по ставкам рефинансирования Центрального банка.

 

 

Глава 2. Анализ показателей финансово - хозяйственной деятельности предприятия в условиях кризиса

 

2.1 Организационно - экономическая характеристика компании

 

ООО «Пластик Строймаркет» производством пластмассовых изделий, используемых в строительстве. Дополнительный вид деятельности Производство деревянных строительных конструкций, включая сборные деревянные строения, и столярных изделий. Производство блоков для мощения, стеклоблоков, плит и прочих изделий из прессованного или отформованного стекла, используемых в строительстве; производство стекла для витражей; производство многоячеистого стекла или пеностекла в блоках, плитах и аналогичных формах

Успех компании на российском рынке был достигнут благодаря ряду факторов: привлекательным ценам, неизменно отличному качеству продукции, высокому уровню и индивидуальному подходу к обслуживанию клиентов, постоянному наличию товаров на собственном специально оборудованном складе компании, четко выстроенной структуре распространения и активного продвижения торговых марок, а также постоянному расширению и развитию национальной сети сбыта.

В компании работает высококвалифицированный персонал , который поможет выбрать продукты и оформить покупку, организует погрузку и доставку товара в удобное для клиента время.

Продукция , которая, реализуется ООО «Пластик Строймаркет», хранятся на складе,. Склад оснащен современным оборудованием, что позволяет ускорить процессы перемещения товара , обеспечить необходимые условия хранения и транспортировки.

Организационная структура компании представлена на рис. 2.1.

 

 


Рис. 2.1. Организационная структура ООО «Пластик Строймаркет»

 

Для принятой в ООО «Пластик Строймаркет» структуры управления характерно выделение крупных автономных производственно-хозяйственных подразделений и соответствующих им уровней управления с предоставлением этим подразделениям оперативно-производственной самостоятельности и с перенесением на этот уровень ответственности за получение прибыли.

Производственно - хозяйственные подразделения имеют внутри необходимые собственные функциональные подразделения. На них возлагается ответственность за доставку и сбыт определенной продукции и получение прибыли, в результате чего управленческий Пластик Строймаркетл верхнего эшелона компании высвобождается для решения стратегических задач. Оперативный уровень управления, концентрирующийся на осуществлении деятельности на определенной территории, отделен от стратегического, отвечающего за рост и развитие компании в целом. Высший руководящий орган компании оставляет за собой право жесткого контроля по общекорпоративным вопросам стратегии развития, научно-исследовательских разработок, финансов, инвестиций .

Руководители подразделений полностью ответственны за результаты деятельности возглавляемых ими подразделений.

 

2.2 Анализ финансового состояния предприятия

 

Анализ финансового состояния ООО «Пластик Строймаркет» проводится на основе публичной отчетности, а именно баланса предприятия и отчета о прибылях и убытках. На первом этапе производится горизонтальный анализ баланса предприятия, которое разрешает сделать выводы об основных тенденциях развития предприятия в динамику за 2011 и 2012 года относительно 2010 года, который принят за базовый. На втором этапе производится вертикальный анализ баланса предприятия, целью которого являются определения структуры баланса за анализируемый период и динамика изменения этой структуры в 2011 и 2012 годах относительно 2010 года. На третьем этапе производится коеффициентный анализ, который завершается оценкой финансового состояния предприятия и определением группы финансового состояния.

Горизонтальный анализ баланса ООО «Пластик Строймаркет»

Валюта баланса ООО «Пластик Строймаркет» на конец 2012 года составила 114 731 тыс. руб. и увеличилась относительно конца 2010 года на 67%. Увеличение валюты баланса в целом является положительным показателем. Однако делать вывод об увеличении объемов производства и роста спроса на услуги предприятия можно только с учетом темпа инфляции. По официальным данным инфляция за 2011 год составила 45%, а за 2012 год - - 35%. Сопоставление темпов инфляции и темпов увеличения роста валюты баланса разрешает сделать вывод об отсутствии реального роста валюты баланса.

Поскольку разные средства предприятия имеют разную степень склонности инфляционным процессам, необходимо провести детальный анализ активов и пассивов предприятия.

Горизонтальный анализ активов предприятия

Горизонтальный анализ внеоборотных активов (см. таблицу 1). Анализ внеоборотных активов предприятия показывает, что внеоборотные активы предприятия за период с 2010 года относительно 2011 года увеличились на 14,4 млн. руб. (на 22%), в 2012 году - на 40,8 млн. руб. (на 64%). Рост внеоборотных активов в целому расценивается положительным с точки зрения финансового состояния предприятия, но имеет потребность в более детальном анализе, который вызвано составом баланса ООО «Пластик Строймаркет: основные средства, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения. Более детальный анализ разрешает сделать вывод о том, что основные средства предприятия (дома, машины, оборудование) за период с 2010 года значительно возросли: в 2011 году на 57%, в 2012 году - на 162%. Указанный рост значительно обгоняет темпы инфляции, однако делать вывод об увеличении основных средств в натуральных измерителях преждевременно.

 

Таблица 1. Горизонтальный анализ активов предприятия

Активы

Код строки

2010

2011

2012

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Внеоборотные активы

Основные средства

120

25224

100,00

39645

157,17

65969

261, 53

в том числе

             

Дома, машины, оборуд.

122

25224

100,00

39645

157,17

65969

261,53

Незавершенное строитель.

130

38082

100,00

38062

99,95

38108

100,07

Долгосрочные фин. вложенный.

140

5

100,00

5

100,00

5

100,00

в том числе

             

инвестиции в др. организац

143

5

100,00

5

100,00

5

100,00

итого по разделу

190

63311

100,00

77712

122,75

104082

164,40

Оборотные активы

Запасы

210

1143

100,00

1555

136,05

1839

160,89

в том числе

             

сырье, материалы и др

211

915

100,00

1242

135,74

1773

193,77

МБП

213

209

100,00

252

120,57

0

0,00

готовая продукция, товары

214

8

100,00

4

50,00

6

75,00

расходы буд. Периодов

216

11

100,00

57

518,18

60

545,45

НДС

220

345

100,00

498

144,35

644

186,67

долг, дебиторская задолж.

230

25

100,00

0

0,00

0

0,00

в том числе

             

покупатели и заказчики

231

23

100,00

0

0,00

0

0,00

Другие дебиторы

235

2

100,00

0

0,00

0

0,00

Краткосроч. задолженность.

240

3883

100,00

6789

174,84

6582

169,51

в том числе

             

покупатели и заказчики

241

67

100,00

108

161,19

97

144,78

Другие дебиторы

246

3816

100,00

6681

175,08

6485

169,94

средства

60

90

100,00

209

110,00

412

216,84

в том числе

             

Касса

261

9

100,00

5

55,56

1

11,11

расчетные счета

262

116

100,00

49

42,24

172

148,28

Другие средства

264

65

100,00

155

238,46

239

367,69

Другие оборотные активы

270

0

100,00

479

 

1172

 

итого по разделу

290

5586

100,00

9530

170,61

10649

190,64

Баланс

300

68897

100,00

87242

126,63

114731

166,53

Информация о работе Стратегические и тактические пути выхода компании из кризиса