Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2015 в 13:51, курсовая работа
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании комплексного характера финансового оздоровления и в разработке методического инструментария его проведения в аспекте антикризисного управления предприятием.
Осуществление поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:
исследовать сущность антикризисного управления; конкретизировать понятие «финансовое оздоровление» в условиях антикризисного управления;
исследовать формы и методы финансового оздоровления предприятия, находящегося в кризисе;
сформировать стратегию и тактику финансового оздоровления.
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты управления предприятием в условиях кризиса 5
1.1. Определение понятия «кризис». Особенности кризиса на предприятии 5
1.2. Понятие, цели и содержание антикризисного управления 14
1.3. Основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии 19
1.4. Правовые основы антикризисного управления в Российской Федерации 22
Глава 2. Анализ показателей финансово - хозяйственной деятельности предприятия в условиях кризиса 31
2.1 Организационно - экономическая характеристика компании 31
2.2 Анализ финансового состояния предприятия 33
Глава 3. Стратегические и тактические пути выхода компании из кризиса 57
3.1 Стратегия финансового оздоровления 57
3.2 Тактика финансового оздоровления 63
3.3 Эффективность реализации мероприятий по финансовому оздоровлению компании 68
Заключение 72
Список использованной литературы 76
Показатель обращения кредиторской задолженности (Ок.З.) для ООО «Пластик Строймаркет» (Ок.З.=7,01) является в достаточной степени благополучным. Однако в отчетном году он значительно увеличился и для его сокращения необходимо уменьшать размер кредиторской задолженности. Сокращение кредиторской задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами, другими кредиторами разрешит довести этот показатель к Ок.З.=3,0.
Коэффициент рентабельности собственного капитала (Р с.к.) характеризует ООО «Пластик Строймаркет» как неблагополучный с точки зрения финансовой стабильности (РС.К. = -3,51). Это вызвано тем, что у предприятия есть большой убыток. Для улучшения этого коэффициента необходимо его повысить, как минимум, к нулевому уровню. Таким образом, обобщая предложения по улучшению финансового состояния ООО «Пластик Строймаркет», можно сделать вывод, что стратегическая задача - перевод предприятия из группы предприятий 2 категории неплатежеспособности в группу предприятий 1 категории неплатежеспособности будет выполнена при условии достижения следующих значений коэффициентов:
Учитывая стабильный спрос на продукты питания, у предприятия появятся возможности для дальнейшего улучшения финансового состояния и перспективы при дальнейшем выполнении рекомендаций перейти в следующую группу - платежеспособные предприятия.
Изложенные выше пути определяют основные направления улучшения финансового состояния предприятия. Дальше рассмотрим возможные пути их достижения.
Так как предприятие работает в условиях рынка конкуренции, то нужно учитывать, что основные инструменты, которыми оно располагает для выхода из экономического кризиса и восстановления своих позиций на рынке сбыта готовой продукции являются - цена, качество и реклама.
Проанализируем состояние ресурсов ООО «Пластик Строймаркет»:
- кадры:
Необходима замена кадров на более квалифицированные и сокращение персонала для снижения затрат на производство и повышения конкурентоспособности предприятия.
- финансы:
В связи с тем, что предприятие находится в сложной финансовой ситуации, кредитование крайне затруднительно (никто не решиться дать деньги, зная , что в любой момент предприятие могут признать банкротом и ликвидировать). Собственные финансы отсутствуют. Необходимо любым способом привлечь дополнительные средства для дальнейшей реализации хозяйственной деятельности.
- продукция:
Вся продукция, находившаяся на складах и пригодная для реализации высокого качества. Рынок сбыта утерян незначительно, а освоение новых рынков сбыта возможно только при снижении цены (это возможно при снижении затрат на себестоимость, сокращении рабочих мест и замену кадрового состава более компетентным).
Состояние ресурсов определяет составление плана финансового оздоровления.
Для решения задач предприятию необходимо оказать финансовую или товарную помощь от посредников, поставщиков или заинтересованных клиентов. А так же есть возможность реорганизации ООО в акционерное общество с выпуском акций и привлечением капитала, что позволило бы закупить необходимую продукцию, реализовать ее, накопить финансы для решения следующих задач.
Тактический механизм финансового оздоровления ООО «Пластик Строймаркет» представляет собой систему мер, направленных на достижение точки финансового равновесия предприятия в предстоящем периоде. В упрощенном виде модель финансового равновесия предприятия может быть охарактеризована следующим образом: источники формирования собственных финансовых ресурсов предприятия равны необходимому объему их потребления. Но следует отметить, что какие бы меры не принимались предприятием для выхода из сложившейся неблагоприятной ситуации, они должны быть направлены на увеличение источников формирования собственных ресурсов предприятия или на уменьшение противоположной части - объему их потребления. Такие меры должны привести к тому, что первая составляющая должна быть больше второй. Чем в большей степени предприятие сможет обеспечить этот положительный разрыв, тем быстрее оно достигнет точки финансового равновесия в процессе выхода из состояния кризиса. Результатом эффективного применения данного механизма является выход предприятия в состояние финансовой устойчивости и достижение показателей финансовой структуры капитала нормального уровня.
Главная цель антикризисных мероприятий - уровнять денежные средства с суммой текущих финансовых потребностей и удержать такое состояние в течение как минимум одного хозяйственного цикла. Для этого нужно поработать не только с контролем расходов и изъятием денежных ресурсов из активов предприятия, но и с обеспечением продаж продукции, чтобы запасы продукции не легли на склады мертвым грузом. Нужно понимать, что наличие продукции на складе никак не обеспечит реальной платежеспособности, которую в конечном итоге определяют именно денежные средства. Только мощный маркетинговый план, обеспечит продажи и приток денежных средств.
В целях улучшения информированности рынка о предприятии и его продукции, а также для расширения ассортимента выпускаемой продукции возможны следующие мероприятия:
- усилить рекламную работу, т. е. -- установить рекламные стенды на прилегающей территории города; выпустить информационно-рекламную продукцию в виде буклетов, календарей и коммерческого предложения; поместить информацию в справочниках;
- создать сайт в сети Интернет;
С целью увеличения объемов реализации, необходимо:
- Расширять дилерскую сеть; вести индивидуальную ценовую политику по всем потребителям, определить политику скидок. Требуется максимальное использование возможностей Интернета, почтовая рассылка буклетов и коммерческих предложений.
Из результатов анализа деятельности ООО «Пластик Строймаркет» можно сделать вывод, что предлагаемая продукция конкурентоспособна.
Конкретные предложения можно сформулировать так:
- При формировании сбытовой политики предприятия необходим комплексный подход, предусматривающий решение вопросов сбытовой и коммуникационной политики предприятия;
- Целесообразно совершенствование кадровой политики;
- Полезно использовать передовой отечественный и зарубежный опыт в области формирования и реализации ценовой политики предприятия.
Реализация данного перечня элементов позволит в целом повысить объемы реализации продукции и вывести товарную политику предприятия на новый качественный уровень.
Совершенствование сбытовой политики предприятия разделяется на два направления: - совершенствование ценовой политики и совершенствование продвижения товаров на рынок, каждый из которых имеет свою систему мероприятий (рис.3.2.1.).
Совершенствование системы продвижения |
Совершенствование ценовой политики предприятия | |
|
| |
9. совершенствование системы финансовых расчетов и другие. |
|
Рис.3.2.Основные направления совершенствования сбытовой и ценовой политики.
Расходы предприятия могут быть сокращены двумя основными путями:
Рассмотрим возможности сокращения расходов указанными путями
Таблица 3.2.1. Структура расходов ООО «Пластик Строймаркет»
Элемент |
2010 |
2011 |
2012 | |||
тыс. руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% | |
Зарплата с начислениями |
18893,4 |
52,3 |
25 836,20 |
48 |
31 457,80 |
43,2 |
Материальные расходы |
13913 |
38,5 |
22 516,80 |
41,8 |
33 271,20 |
45,6 |
Амортизация |
2 046,60 |
5,7 |
2072 |
3,8 |
3479 |
4,8 |
Налоги |
432 |
1,2 |
1033 |
1,9 |
932 |
1,3 |
Иные |
838 |
2,3 |
2412 |
4,5 |
3730 |
5,1 |
Итого: |
36123 |
100 |
53870 |
100 |
72870 |
100 |
Интенсивный. Как видно из структуры расходов ООО «Пластик Строймаркет», основную долю занимают две статье - материальные расходы (45,6%) и заработная плата (43,3%).
Проанализируем возможности их сокращения. Материальные расходы ООО «Пластик Строймаркет»- это в первую очередь расходы закупку товара. Данная статтья расходов на практике не может быть сокращена, так как стоимость товара - рыночная. Однако, возможно заключение договоров с постащиками о предоставлении отсрочки платежа, либо о применении неденежных форм расчетов. Например, расчеты векселями.
Средняя заработная плата Пластик Строймаркетла в ООО «Пластик Строймаркет» составляет 20 000 руб., что разрешает сделать вывод о наличии резервов ее сокращения. Также имеются резервы сокращения численности работников. Не могут быть сокращены расходы на амортизацию (4,8%), так как размер этих отчислений установлен нормативными документами.
Размер налоговых отчислений (1,3%) устанавливается на законодательному равные и соответственно также не может быть сокращен. Таким образом, анализ интенсивного пути сокращения расходов ООО «Пластик Строймаркет» показывает, что он имеет важные резервы сокращения затрат за счет сокращения количества сотрудников и расходов на оплату труда.
Экстенсивный. Для проведения анализа возможности сокращения расходов экстенсивным путем расходы предприятия подразделяются на условно-постоянные и условно-переменные.
К условно-переменным расходам отнесем материальные расходы (45,6%), заработную плату с начислениями (43,2%). Общая доля условно-переменных расходов составляет 88,8%.
К условно-постоянным расходам отнесем амортизационные отчисления (4,8%), налоги (1,3%), другие расходы (2,3%). Общая доля условно-постоянных расходов составляет 4%, что оказывает незначительное влияние на общие показатели работы предприятия.
Доходы ООО «Пластик Строймаркет»
Анализ доходов предприятия показывает, что оно получает доходы от реализации нескольких видов продукции. (см. табл. 3.2.2.)
Таблица 3.2.2. Структура доходов ООО «Пластик Строймаркет»
2010 |
2011 |
2012 | ||||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | |
Мясные продукты |
6639 |
21,5 |
6 562,2 |
13,7 |
6 928,6 |
10,9 |
Масло растительное |
2238 |
7,2 |
3 675,8 |
7,7 |
4 569,4 |
7,2 |
Кофе натуральный в зернах |
3715 |
12,0 |
6048 |
12,6 |
8352 |
13,1 |
Овощи |
2987 |
9,7 |
4303 |
9,0 |
6049 |
9,5 |
Крупы |
13847 |
44,8 |
24499 |
51,0 |
32656 |
51,4 |
Оливки, маслины |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Мука |
650 |
2,1 |
1 948 |
4,1 |
3808 |
6,0 |
Фрукты |
307 |
1,0 |
574 |
1,2 |
835 |
1,3 |
прочие |
515 |
1,7 |
422 |
0,9 |
393 |
0,6 |
Всего: |
30900 |
100,0 |
48032 |
100,0 |
63591 |
100,0 |
Информация о работе Стратегические и тактические пути выхода компании из кризиса