Стратегические и тактические пути выхода компании из кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2015 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании комплексного характера финансового оздоровления и в разработке методического инструментария его проведения в аспекте антикризисного управления предприятием.
Осуществление поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:
исследовать сущность антикризисного управления; конкретизировать понятие «финансовое оздоровление» в условиях антикризисного управления;
исследовать формы и методы финансового оздоровления предприятия, находящегося в кризисе;
сформировать стратегию и тактику финансового оздоровления.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты управления предприятием в условиях кризиса 5
1.1. Определение понятия «кризис». Особенности кризиса на предприятии 5
1.2. Понятие, цели и содержание антикризисного управления 14
1.3. Основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии 19
1.4. Правовые основы антикризисного управления в Российской Федерации 22
Глава 2. Анализ показателей финансово - хозяйственной деятельности предприятия в условиях кризиса 31
2.1 Организационно - экономическая характеристика компании 31
2.2 Анализ финансового состояния предприятия 33
Глава 3. Стратегические и тактические пути выхода компании из кризиса 57
3.1 Стратегия финансового оздоровления 57
3.2 Тактика финансового оздоровления 63
3.3 Эффективность реализации мероприятий по финансовому оздоровлению компании 68
Заключение 72
Список использованной литературы 76

Файлы: 1 файл

диплом Ленонтьев Кризис на предприятии.rtf

— 1.48 Мб (Скачать файл)

 

Коэффициент рентабельности активов показывает, что предприятие является убыточным и рентабельность его активов в динамике сокращается, что является отрицательным фактором.

Коэффициент рентабельности собственного капитала также показывает, что предприятие есть убыточным и в динамике показатель сокращается, что является отрицательной оценкой финансового состояния предприятия.

Коэффициент рентабельности продаж довольно стабильный на протяжении анализируемого периода, но также имеет отрицательное значение, которое свидетельствует об убыточности деятельности предприятия.

Коэффициенты эффективности использования капитала

1. Коэффициент покрытия расходов прибылью

Характеризует эффективность ведения финансово - хозяйственной деятельности организации и показывает, сколько балансовой прибыли приходится на 1 руб расходов.

2. Показатель эффективности использования внеоборотних средств

Характеризует капитальные вложения, которые осуществляются на долгосрочной основе, но эффект от которых еще не наступил.

3. Чистые активы организации

Характеризуют наличие активов, не отягощенных обязательствами.

 

№ п/п

Коэффициенты

2010

2011

2012

Нормативное значение

1

Коэффициент покрытия расходов прибылью

-0,52

-0,56

-0,52

 

2

Показатель эффективности использования внеоборотних средств

66,2

96,0

57,8

увеличение

3

Чистые активы организации

60896

72057

91 449

увеличение


 

Коэффициент покрытия расходов прибылью также показывает, что предприятие есть убыточным. Динамика этого показателя показывает, что он есть довольно стабильным на протяжении анализируемого периода.

Показатель эффективности использования внеоборотных средств имеет высокие значения, который свидетельствует о том, что предприятие имеет довольно большие капитальные вложения, вложенные в незавершенное строительство. Это показатель показывает, что значительные средства предприятия вложены на объекты долгостроя.

Чистые активы предприятия увеличились за анализируемый период в 1,5 раза, что является положительным показателем его деятельности.

Коэффициент Альтмана (индекс кредитоспособности).

Этот метод предложен в 1968 г. известным западным экономистом Альтманом (Edward I. Altman). Индекс кредитоспособности построен с помощью аппарата мультипликативного дискриминантного анализа (Multiple-discriminant analysis - MDA) и позволяет в первом приближении разделить хозяйствующие субъекты на потенциальных банкротов и небанкротов.

При построении индекса Альтман обследовал 66 предприятий, половина которых обанкротилась в период между 1946 и 1965 гг., а половина работала успешно, и исследовал 22 аналитических коэффициента, которые могли быть полезны для прогнозирования возможного банкротства. Из этих показателей он отобрал пять наиболее значимых и построил многофакторное регрессионное уравнение. Таким образом, индекс Альтмана представляет собой функцию от некоторых показателей, характеризующих экономический потенциал предприятия и результаты его работы за истекший период. В общем виде индекс кредитоспособности (Z-счет) имеет вид:

 

Z=3,3К1+1,0К2+0,6К3+1,4К4+1,2К5

 

К1=прибыль до выплаты налогов/валюта баланса

К2=выручка от реализации/валюта баланса

К3=собственный капитал/заёмные +привлечённые средства

К4=реинвестированная прибыль/валюта баланса

К5=СОС/валюта баланса

Рассчитаем показатель Альтмана на конец 2011 и 2012 года:

Z2011 = 3,3*(-30337/87242) + (23533/87242) + 0,6*(584/13519) + 1,4*(0/87242) + (9473/87242) = -0,743

Z2012 = 3,3*(-41935/114731) + (30935/114731) + 0,6*(583/21472) + 1,4*(0/114731) + (10589/114731) = -0,827

Результаты многочисленных расчетов по модели Альтмана показали, что обобщающий показатель Z может принимать значения в пределах [-14, +22], при этом предприятия, для которых Z>2,99 попадают в число финансово устойчивых, предприятия, для которых Z<1,81 являются безусловно-несостоятельными, а интервал [1,81-2,99] составляет зону неопределенности.

Таким образом, предприятие не может считаться финансово устойчивым. Вероятность банкротства высокая.

По мнению автора, причиной этому послужила неоптимальная структура активов предприятия - на балансе предприятия имеется незавершенное строительство, удельный вес которого в валюте баланса достиг к концу 2012 года 33,2%. Кроме того, в структуре баланса довольно большая доля кредиторской задолженности, в сравнении с дебиторской задолженностью она в несколько раз выше. На основании вышесказанного автор характеризует кризис по степени воздействия на экономику предприятия как катастрофический. Это один из наиболее опасных видов системного кризиса, преодоление которого требует активного поиска преимущественно внешних эффективных форм санации.

 

2.3 Идентификация параметров кризиса

 

В мире и в ООО «Пластик Строймаркет» наступил экономический спад. Потребление продуктов питания и покупательная способность людей снижаются из-за инфляции и роста цен. Экономические прогнозы в свете финансового кризиса довольно мрачные. Это влияет на деятельность компании.

Нынешний финансовый кризис уменьшил покупательную способность населения и спровоцировал повышение цен на продовольствие.

Отметим, что в результате финансового кризиса треть россиян, по данным ВЦИОМ, уже перешли на более дешевые продукты питания. 32% опрошенных отказались от дорогих продуктов.

Ключевыми финансовыми показателями кризиса являются:

  • Активы
  • Обязательства
  • Собственный капитал
  • Доходы
  • Расходы
  • Прибыль
  • Притоки денежных средств
  • Оттоки денежных средств
  • Чистый поток денежных средств

По результатам анализа отчетности предприятия на ООО «Пластик Строй маркет» сформировалась неоптимальная структура активов предприятия - на балансе предприятия имеется незавершенное строительство, удельный вес которого в валюте баланса достиг к концу 2012 года 33,2%. Это в значительной мере отвлекает средства из оборота. Кроме того, в структуре баланса довольно большая доля кредиторской задолженности, в сравнении с дебиторской задолженностью она в несколько раз выше.

На основании вышесказанного по степени воздействия на экономику предприятия нынешний кризис является катастрофическим. Это один из наиболее опасных видов системного кризиса, преодоление которого требует активного поиска преимущественно внешних эффективных форм санации.

Основной причиной наступления на предприятии такого глубокого кризиса по мнению автора, является значительное увеличение стоимости основных средств и незавершенного строительства. В течение 2011-2012 гг. стоимость основных средств возросла более чем в 2 раза. Это говорит о том, что предприятие активно вкладывало финансовые средства в объекты недвижимости, машины, механизмы. По мнению автора, более целесообразным было бы не приобретение, а использование в период 2011 - 2012 гг. арендованных основных средств, поскольку цены на недвижимость в 2011 - 2012 гг. были очень высокие, а с наступлением кризиса сильно подешевели. Это явилось одной из основных причин наступления на предприятии такого глубокого кризиса, поскольку вложенные средства сейчас не могут давать той отдачи, на которую рассчитывало предприятие.

Оперативными точечными мерами с целью устоять против удара кризисных факторов могут быть:

Снижение затрат на продвижение

Снижение цен на продукцию

Приостановка производства

Сокращение персонала

Приостановка инвестиционных проектов

К регулярным мерам с целью обеспечения стабильности бизнеса в условиях кризиса относят:

  • Повышение эффективности партеров
  • Ежедневный контроль ключевых показателей
  • Планирование притоков и оттоков денежных средств, выявление кассовых разрывов
  • Оперативный анализ рентабельности заказов
  • Оптимизация затрат на ремонты и ТО
  • Оптимизация складских запасов
  • Анализ и снижение затрат

Прогрессивными мерами с целью обеспечения конкурентоспособности и развития бизнеса в среднесрочной и долгосрочной перспективе автор называет:

  • Управление портфелем инвестиционных проектов
  • Слияния, поглощения, стратегические партнерства
  • Гибкая система бюджетирования
  • Оптимизация продуктовой линейки
  • Повышение конкурентоспособности продукции
  • Оптимизация всех процессов и затрат

 

 

Глава 3. Стратегические и тактические пути выхода компании из кризиса

 

3.1 Стратегия финансового оздоровления

 

В условиях кризиса и сложной конкурентной среды, ООО "Пластик Строймаркет" необходимо разработать экономическую стратегию, позволяющую совершенствовать сбытовую и ценовую политику. Кроме того, необходимы мероприятия по снижению затрат предприятия.

Существует несколько действий, к которым в кризисных ситуациях грамотные компании прибегают в первую очередь. Среди них можно назвать и увеличение продаж, и поиск источников снижения затрат.

Принимая во внимание нынешнее состояние мировой экономики, а точнее уже в полной мере развернувшегося кризис, руководителей компании непременно будет тревожить вопрос о сохранении своих позиций на рынке.

Проведенный во втором разделе анализ финансового состояния ООО «Пластик Строймаркет» даёт основания отнести предприятие к группе предприятий - неплатежеспособные 2 категории. Финансовое состояние анализируемого предприятия характеризуется как сложное, но не является безнадежным, хотя и требует неотложных мер по его нормализации.

Целью рекомендаций, приведенных в этом параграфе, есть определения путей по улучшению финансового состояния предприятия.

Стратегической задачей становится задача перевода предприятия из 3-ей группы - неплатежеспособные 2 категории во 2-ую группу - неплатежеспособные 1 категории и определение путей дальнейшего улучшения финансовых показателей предприятия и перевода его в 1 группу - платежеспособные предприятия.

Стратегическая карта предприятия представлена на рис. 3.1.

 

 


Рис. 3.1. Стратегическая карта ООО «Пластик Строймаркет»

Как основные индикаторы финансового состояния предприятия в предложенной методике финансового анализа избраны рассчитанные ранее коэффициенты:

  • КТ.Л. - коэффициент текущей ликвидности;
  • КОСОС. -коэффициент обеспеченности собственными средствами;
  • ОД.З.-показатель обращения дебиторской задолженности;
  • ОЗ. - показатель обращения запасов;
  • РС.К. - коэффициент рентабельности собственного капитала.

В связи с этим рассмотрим возможные направления улучшения указанных показателей.

Коэффициент текущей ликвидности (КТ.Л.) показывает способность предприятия обеспечить себя оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств. Нормативное значение КТ.Л. = 2, для предприятий 1 категории неплатежеспособности 1,0 < КТ.Л. < 1,5. Анализ этого коэффициента для ООО «Пластик Строймаркет» (КТ.Л. = 0,45) показывает, что основной причиной его неудовлетворительного значения является наличие у предприятия чрезмерно больших краткосрочных обязательств, в частности, кредиторской задолженности. В тоже время оборотные активы достаточны для осуществления деятельности. Таким образом, в целях улучшения данного коэффициента необходимо сократить кредиторскую задолженность предприятия. В частности, необходимо сократить задолженность перед внебюджетными фондами, бюджетом и другими кредиторами, которые для данного предприятия чрезвычайно большие.

Анализ показывает, что для достижения поставленной задачи необходимо сократить задолженность перед бюджетом, внебюджетными фондами и кредиторами, это разрешит без изменения величины оборотных активов предприятия довести коэффициент текущей ликвидности до 1,02.

С этой целью необходимо сокращать задолженность перед поставщиками и подрядчиками и кредиторской задолженностью перед персоналом.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами (КОСОС) показывает обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами для финансовой стабильности. Данный коэффициент для ООО «Пластик Строймаркет» имеет крайне отрицательную оценку (КОСОС = -3,72). Нормативное значение этого коэффициента установлено КОСОС=0,1, для предприятий 1 категории неплатежеспособности он должен находиться в пределах 0,1 < КЗ < 0. Анализ составляющих данного коэффициента показывает, что в основе его неблагополучия лежит наличие большого убытка у предприятия. Соответственно, как путь оздоровления данного показателя необходимо сократить убыток. Для достижения задачи необходимо сократить величину убытка предприятия до размеров убытка прошлых лет Это разрешит вывести показатель на уровень КОСОС.=0,17. Дальнейший путь улучшения этого показателя лежит в сокращении убытка предприятия, так при отсутствии убытка он достигнет уровня 0,5, что позволит характеризовать предприятие как платежеспособное.

Показатель обращения дебиторской задолженности (о.д.з.) характеризует соответствие сроков задолженности условиям платежа и скорость обращения дебиторской задолженности в средства. Для ООО «Пластик Строймаркет» этот показатель (о.д.з. = 2,59) можно охарактеризовать как благополучный, что вызвано невысокими значениями дебиторской задолженности и отсутствием долгосрочной дебиторской задолженности. Достаточно высокое обращение дебиторской задолженности позволит предприятию достичь поставленной задачи. Для перехода предприятия в число платежеспособных необходимо довести обращение к уровню менее 1 месяца.

Информация о работе Стратегические и тактические пути выхода компании из кризиса