Стратегический анализ деятельности ООО «Делс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 08:18, курсовая работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является разработка стратегии предприятия на перспективу. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть сущность стратегии, ключевые характеристики эффективной стратегии, виды стратегий, а также процесс ее разработки. Для этого необходимо оценить параметры внешней макро- и микросреды, а также организационный потенциал внутренней среды предприятия.

Содержание работы

Введение
1. Сущность стратегического управления предприятием
1.1. Понятие стратегии развития предприятия
1.2. Ключевые характеристики эффективной стратегии предприятия
1.3. Классификации стратегий предприятия и их особенности
1.4. Процесс разработки стратегии предприятия
2. Стратегический анализ деятельности ООО «Делс»
2.1. Краткая характеристика хозяйственной деятельности
ООО «Делс»
2.2. Анализ макро- и микросреды ООО «Делс»
2.3. Анализ внутренней среды ООО «Делс»
3. Разработка стратегии ООО «Делс» на перспективу
3.1. Разработка общей корпоративной стратегии ООО «Делс»
3.2. Разработка стратегий бизнес-единиц ООО «Делс»
3.3. Планирование реализации стратегии ООО «Делс»
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 2.26 Мб (Скачать файл)




СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 

6

1.

Сущность стратегического управления предприятием 

8

 

1.1.

Понятие стратегии развития предприятия 

8

 

1.2.

Ключевые характеристики эффективной  стратегии предприятия 

14

 

1.3.

Классификации стратегий  предприятия и их особенности 

17

 

1.4.

Процесс разработки стратегии предприятия 

25

2.

Стратегический анализ деятельности ООО «Делс» 

35

 

2.1.

Краткая характеристика хозяйственной  деятельности 
ООО «Делс» 

35

 

2.2.

Анализ макро- и микросреды ООО  «Делс» 

40

 

2.3.

Анализ внутренней среды ООО «Делс» 

55

3.

Разработка стратегии ООО «Делс» на перспективу 

60

 

3.1.

Разработка общей корпоративной  стратегии ООО «Делс» 

60

 

3.2.

Разработка стратегий бизнес-единиц ООО «Делс» 

68

 

3.3.

Планирование реализации стратегии  ООО «Делс» 

77

Заключение 

81

Список использованных источников 

83

Приложение

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Характерная черта современного менеджмента  организации – это усиление внимания к стратегическим аспектам управления, связанным с решением проблемы постоянного  развития организации в соответствии с динамично меняющимися условиями внешнего окружения и развивающимся экономическим кризисом. Стратегическое управление играет значительную роль в управлении хозяйственной деятельностью. Практика показывает, что эффективная обоснованная стратеги позволяет предприятию не только получать стабильную прибыль, но и постоянно совершенствовать свою деятельность и повышать свою конкурентоспособность.

Стратегия, как понятие, используемое в бизнесе, применима к любой  сфере деятельности независимо от масштабов и экономических характеристик. Стратегию можно рассматривать как программу, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области.

Особенностью и одновременно сложностью построения стратегии предприятия  на перспективу является то, что стратегическое управление строится не на рутинных процедурах, а на творческом подходе: теория стратегического управления формируется на основе обобщения практики успешного решения стратегических задач и не дает унифицированных рецептов.

Целью выпускной квалификационной работы является разработка стратегии предприятия на перспективу. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть сущность стратегии, ключевые характеристики эффективной стратегии, виды стратегий, а также процесс ее разработки. Для этого необходимо оценить параметры внешней макро- и микросреды, а также организационный потенциал внутренней среды предприятия.

Актуальность данной темы для предприятия  объясняется тем, что ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и  

изменение позиции потребителя, появление  новых возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, широкая  доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, и другие причины привели к  возрастанию значения выработки стратегии развития организации. Увеличение проблем, вызванных мировым экономическим кризисом, делает объективно необходимым использование качественно новых направлений развития, позволяющих повысить эффективность деятельности предприятия. В настоящее время многие предприятия утверждают к реализации недостаточно обоснованные стратегические решения, что приводит к неэффективному использованию ресурсов.

Объектом исследования в выпускной  квалификационной работе являются факторы, параметры и процессы, характеризующие систему стратегического управления ООО «Делс». Основными видами деятельности ООО «Делс» являются оптовая и розничная торговля, модернизация и ремонт вычислительной и оргтехники, а также проектирование и выполнение технологических работ при организации локально-вычислительных сетей и подключению к Интернету. ООО «Делс» оказывает консультационные услуги по эксплуатации вычислительной техники, работе с программным обеспечением и т.д. Изменяющаяся внешняя среда, в частности изменение потребностей клиентов и наличие сильных конкурентов на рынке, диктует необходимость принятия взвешенных и обоснованных стратегических решений по развитию предприятия.

Теоретической и методологической основой написания данной дипломной работы послужили учебная и научная литература отечественных и зарубежных авторов, в частности В.А. Баринова, М.Ф. Шифрина, В.Л. Харченко, Ю.А. Маленкова по выбранной теме исследования.

 

1. СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

1.1. Понятие стратегии развития предприятия

 

На текущий момент стратегия  развития является обязательным элементом  эффективной работы предприятия. От того на сколько качественно она  сформулирована и продумана зависит  результативность деятельности предприятия  и его возможности для развития. Существует множество подходов к определению стратегии, которые позволяют раскрыть ее сущность с разных сторон.

А. Чандлер, автор одной из пионерных  работ в области стратегического  планирования, считает, что стратегия  — «это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей» [10, с. 18].

Данное определение представляет собой классический взгляд на саму сущность стратегии. В данном случае присутствует прагматичное и полезное определение сущности стратегического процесса планирования и управления. Согласно данному подходу, прежде всего, следует определить долгосрочные цели развития фирмы. Эти цели должны быть постоянными и не меняться до тех пор, пока внешние условия и (или) внутренние изменения не заставят руководство пересмотреть долгосрочные ориентиры развития фирмы. Не может быть ничего более деструктивного для предприятия, чем постоянное изменение целей развития или же колебания высшего руководства в определении будущей ориентации. Частая смена целей развития предприятия может закончиться плачевно, так как действия станут непонятны как внешним партнерам (поставщикам, потребителям, инвесторам), так и его работникам.

Вместе с тем стабильность целеполагания  не предполагает такой же устойчивости в курсах действий, направленных на реализацию поставленных целей. В конечном счете, курсы действий конкретизируются в виде неких программ действий, которые чаще всего ориентированы на более короткий период, чем долгосрочные цели, почему и могут корректироваться, что позволяет обеспечить большую эффективность реализации стратегических ориентиров развития предприятия.

Ресурсное обеспечение стратегических решений как третий элемент понятийной триады определения А. Чандлера (цели — курсы действий (программы) — ресурсы) выступает в качестве ограничений реализации данного процесса. Действительно, нахождение некоторого соответствия между целями и программами, обеспечивающими их реализацию, с одной стороны, и распределение человеческих, финансовых, технологических и других видов ресурсов, с другой стороны, реализуют одно из требований стратегического процесса — его стабильность.

Рассмотрение учеными Гарвардской группы под руководством К. Эндрюса и Р. Кринстенсена того, какие направления хозяйственной деятельности необходимо развивать, существенно дополняет и развивает определение стратегии А. Чандлера. Речь идет о сегментации деловой активности предприятия, определяемой как структура предпринимательства. Данный вопрос рассматривается в контексте других двух вопросов: «Какими направлениями хозяйственной деятельности прелприятие занимается, но не должно заниматься?» и «Какими направлениями хозяйственной деятельности предприятие не занимаемся, но должно заниматься?» [31, с. 55]. Несмотря на правомерность постановки практические ответы сопряжены с огромными трудностями. Это связано с отсутствием четких критериев по проблемам прогнозирования эффективности вида бизнеса в долгосрочной перспективе и вычленением самого направления хозяйственной деятельности. Вместе с тем ответ по существу определяет как сам процесс формирования стратегии, так и функционирование предприятия в целом.

Определение стратегии деятельности, ориентируясь на подобные вопросы, позволяет  не только разработать планы и  программы деятельности, но и четко структуризировать отраслевую или рыночную принадлежность и выстроить соответствующую организационную структуру предприятия. Выбор направлений хозяйственной деятельности (структуры предпринимательства) скорее искусство, чем наука, поскольку нельзя найти адекватный формализованный алгоритм, обеспечивающий полную уверенность в эффективном решении поставленной задачи. Это является очень важным утверждением, во многом определяющим процедуры и методы процесса стратегического управления.

Известный специалист в области стратегического менеджмента И. Ансофф определяет стратегию как «набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности» [23, с. 64].

По И. Ансоффу, существует четыре различные  групповые стратегии:

  • правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и будущем. Качественную сторону критериев оценки называют ориентиром, а количественное содержание — заданием;
  • правила, по которым складываются отношения фирмы с ее внешней средой (какие виды продукции и какие технологии разрабатывать, куда сбывать и т. д.). Этот набор правил называется продуктово - рыночной стратегией, или стратегией бизнеса;
  • правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации. Эти правила называют организационной концепцией;
  • правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность – это основные оперативные приемы.

И. Ансофф выделяет несколько отличительных  особенностей стратегии [18, с. 116].

    1. Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечивает рост и укрепление позиций фирмы.
    2. Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы: во-первых, сосредоточить внимание на определенных участках или возможностях, во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.
    3. Необходимость в данной стратегии отпадает, как только реальный ход событий выведет организацию на желаемое развитие.
    4. В ходе формулирования стратегий нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться достаточно обобщенной, неполной и неточной информацией о различных альтернативах.
    5. При появлении более точной информации может быть поставлена под сомнение обоснованность первичной стратегии. Следовательно, необходима обратная связь, позволяющая обеспечить своевременное переформулирование стратегии.

Определение стратегии, данное И. Ансоффом, несмотря на свою простоту и популярность среди отечественных специалистов в области стратегического управления, носит слишком общий характер. Более того, из первичного определения стратегии не ясно, чем стратегия отличается от политики высшего руководства данной фирмы. Именно поэтому после первичного определения стратегии необходимо давать дополнительные пояснения, вводя в оборот ряд вспомогательных терминов, таких как организационная концепция, задания, ориентиры (цели) и ряд других.

Более того, из определения И. Ансоффа  следует, что чаще всего стратегия  не может быть выражена явно. «Стратегии обычно стараются не обнаруживать. Они существуют либо как идеи, не подлежащие огласке, либо как размытое представление об общей цели фирмы, разделяемое всеми, но, как правило, далекое от четкой формулировки» [14, с. 207]. Правда, даже И. Ансофф, противореча самому себе, подчеркивает, что в последнее время появляется все больше сторонников продуманной и корректно сформулированной стратегии. Он отмечает, что «закрытость стратегии опреавдана в быстро меняющихся условиях, когда времени на адаптацию мало, концентрация усилий всех сотрудников необходима» [4, с. 98]. Вместе с тем определение стратегии как набора правил для принятия решений позволяет прийти к очень важному и существенному для процедуры стратегического планирования и управления выводу – стратегию надо формулировать тогда, когда произошло или намечается преобразование внешней среды, а также качественные изменения системы ценностей высшего руководства фирмы.

Попытку дать наиболее обобщенное определение  стратегии предпринимает Г. Минцберг. Он рассматривает стратегию как  единство «5Р»: план (plan), образец, модель, шаблон (pattern), позиционирование (position), перспектива (perspective) и проделка, отвлекающий маневр (ploy) [14, с. 97].

Согласно Г. Мицбергу, стратегия как план есть некоторый набор курсов действий, сформированных в соответствии с ситуацией. Стратегия как план приводит к фундаментальному пониманию процесса человеческого познания, то есть к тому, что сначала намерения высшего руководства формируются в его сознании. Происходит это в соответствии с ценностями и приоритетами, которыми обладают руководители организации и используют при принятии хозяйственных решений.

Таким образом, в стратегии как  плане формулируется мысленная  реализация заранее определенных намерений  высшего руководства.

Стратегия как шаблон, или образец, обращает внимание на тот факт, что  данное понятие должно учитывать особенности поведения высшего руководства организации. Такое понимание стратегии обеспечивает сходимость, достижение постоянства в организационном поведении. Стереотипы поведения, которые, по мнению многих специалистов в области стратегического управления, должны быть преодолены в стратегическом плане как условие его эффективности, воспринимаются Г. Минцбергом как условие его реализуемости.

Информация о работе Стратегический анализ деятельности ООО «Делс»