Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 08:18, курсовая работа
Целью выпускной квалификационной работы является разработка стратегии предприятия на перспективу. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть сущность стратегии, ключевые характеристики эффективной стратегии, виды стратегий, а также процесс ее разработки. Для этого необходимо оценить параметры внешней макро- и микросреды, а также организационный потенциал внутренней среды предприятия.
Введение
1. Сущность стратегического управления предприятием
1.1. Понятие стратегии развития предприятия
1.2. Ключевые характеристики эффективной стратегии предприятия
1.3. Классификации стратегий предприятия и их особенности
1.4. Процесс разработки стратегии предприятия
2. Стратегический анализ деятельности ООО «Делс»
2.1. Краткая характеристика хозяйственной деятельности
ООО «Делс»
2.2. Анализ макро- и микросреды ООО «Делс»
2.3. Анализ внутренней среды ООО «Делс»
3. Разработка стратегии ООО «Делс» на перспективу
3.1. Разработка общей корпоративной стратегии ООО «Делс»
3.2. Разработка стратегий бизнес-единиц ООО «Делс»
3.3. Планирование реализации стратегии ООО «Делс»
Заключение
Список использованных источников
Из карты видно, что ООО «Делс» ориентировано на широкий круг потребителей. С одной стороны, это дает возможность получить дополнительный эффект и повысить конкурентоспособность за счет удовлетворения разнообразных потребностей, а, с другой, такое распыление приводит к тому, что снижается результативность деятельности. Снижение результативности связано с увеличением издержек на обслуживание нескольких сегментов, имеющих различные ключевые факторы успеха, и сложностью разработки и поддержания разнородных конкурентных преимуществ.
Таблица 2.4
Карта сегментирования рынка ООО «Делс»
Вид продукции |
Тип потребителей | |
физические лица |
юридические лица | |
1 |
2 |
3 |
Продажа персональных компьютеров, комплектую-щих и оргтехники |
Сегмент 1 |
Сегмент 2 |
Проектирование, установка и наладка локальных вычислительных сетей (ЛВС) |
Сегмент 3 | |
Создание программных продуктов |
Сегмент 4 | |
Ремонт и отладка персональных компьютеров |
Сегмент 5 |
Сегмент 6 |
Консультационные услуги |
Сегмент 7 |
Сегмент 8 |
Работа с документами и информацией |
Сегмент 9 |
Сегмент 10 |
Модемное подключение компьютеров к Интернету |
Сегмент 11 |
Анализ карты сегментирования позволяет объединить одиннадцать стратегических сегментов в четыре стратегические зоны бизнеса ООО «Делс» (табл. 2.5). Стратегическая единица бизнеса — это внутрифирменная организационная единица, отвечающая за выработку стратегии фирмы в одном или нескольких сегментах целевого рынка. Выделение бизнес – единиц связано с использованием следующих критериев стратегического выбора:
Таблица 2.5
Стратегические зоны бизнеса ООО «Делс»
№ СЗБ |
Технология |
Тип клиента |
Проблемы, возникающие при удовлетворении потребностей |
1 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Продажа персональных компьютеров, комплектующих и оргтехники |
Физические лица со средним и высоким уровнем дохода и юридические лица |
Недостаточно отличий от ассортиментного ряда конкурентов Отсутствие контрактного обслуживания клиентов Недостаточный срок гарантийного обслуживания (1 год) Небольшая вариативность цен |
2. |
Ремонт, отладка персональных компьютеров; проектирование, установка и наладка ЛВС; модемное подключение компьютеров к Интернету | ||
3. |
Создание программных продуктов; консультационные услуги |
Низкий процент лицензионных программных продуктов Отсутствие поддержки и предоставления программных продуктов для бизнеса | |
4. |
Работа с документами и информацией |
Небольшая вариативность цен |
Выявленные неудовлетворенные
потребности позволяют
Кроме этого, существенные проблемы возникают в сегменте ремонта и отладки персональных компьютеров. В данном сегменте потребителем может быть любой (необязательно покупающий компьютерную технику в ООО «Делс»), что приводит к ситуации, когда необходимых запасные индивидуальные части (ЗИЧи) отсутствуют в наличии или приобретаются ненужные. Отсутствие контрактного обслуживания в данном сегменте существенно увеличивает затраты предприятия, что необоснованно в условиях нестабильной внешней среды.
Анализ объемов потребления показывает, что в перспективе наиболее привлекательными потребителями для ООО «Делс» являются юридические лица, так как на них приходится порядка 65 % от всего объема продаж (рис. 9).
Рис. 9. Объем потребления клиентов ООО «Делс»
Прибыльность предприятия во многом зависит от рыночной силы поставщиков товаров и услуг. Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих ООО «Делс» различными товарами, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т.п., от которых зависит эффективность работы организации, себестоимость и качество производимых и продаваемых продуктов.
Основная проблема ООО «Делс» заключается в том, что все поставщики компьютерной и оргтехники, а также комплектующих находятся в Москве. Даже те товары, которые завозятся из Китая и Японии проходят через таможенные склады в г. Москве, а затем распространяются по регионам. Соответственно, это существенно увеличивает себестоимость товаров. Кроме этого, ООО «Делс» в основном сотрудничает с двумя крупными поставщиками (рис. 10). Такой несбалансированный портфель поставщиков, когда на каждого приходится более 20 % – 25 % поставок усиливает влияние поставщиков на ООО «Делс». Это влияние проявляется в контроле над условиями сделок, то есть поставщики могут навязывать предприятию свои условия цен, поставок и т.п., что снижает прибыль. Следовательно, в будущей стратегии необходимо предусмотреть мероприятия по снижению затрат.
Рис. 10. Структура поставщиков ООО «Делс»
Помимо этого, ООО «Делс» в основном сотрудничает с поставщиками иностранных персональных компьютеров и оргтехники, что в условиях роста курса валют неоправданно. Поэтому стратегия развития предприятия должна предусматривать не только реструктуризацию портфеля поставщиков, но и переориентацию на Российских производителей компьютерной техники и программного обеспечения (Регион 99, Depo, Soft и т.п.).
Обязательным элементом
Для анализа конкурентов, прежде всего, необходимо проанализировать структуру рынка (табл. 2.6).
Таблица 2.6
Структура рынка персональных компьютеров и оргтехники
Предприятия |
Доли рынка, % |
Среднее значение, % | |||
СЗБ 1 |
СЗБ 2 |
СЗБ 3 |
СЗБ 4 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
DNS |
25 |
18 |
18 |
12 |
18 |
А 11 |
21 |
17 |
15 |
13 |
17 |
«Делс» |
15 |
18 |
14 |
13 |
15 |
«Сфера» |
8 |
11 |
5 |
7 |
8 |
Ланит |
12 |
16 |
22 |
12 |
16 |
В-Лазер |
7 |
0 |
0 |
1 |
2 |
Домотехника |
7 |
0 |
0 |
1 |
2 |
Небольшие продавцы |
5 |
1 |
0 |
19 |
6 |
Специализированные предприятия |
0 |
19 |
26 |
0 |
11 |
Другие предприятия |
0 |
0 |
0 |
22 |
6 |
Наглядной формой представления об отрасли в целом и об отдельных стратегических группах конкурентов является позиционная карта (рис. 11).
Рис. 11. Позиционная карта фирм-
персональных компьютеров и оргтехники
Как видно из позиционной карты основными конкурентами ООО «Делс» являются фирмы «DNS», «Ланит» и «А 11». Очевидным лидером рынка является фирма «DNS», поэтому при построении стратегии развития ООО «Делс» следует скопировать ее основные приемы и подходы, что позволит повысить эффективность и результативность деятельности.
При анализе конкурентной структуры рынка также необходимо оценить уровень концентрации конкуренции в отрасли. Для этого используются такие статистические методы, как расчет коэффициентов концентрации рынка и индекса Гиршмана – Герфиндаля.
Коэффициент концентрации рынка (CR(3)) рассчитывается как сумма рыночных долей трех крупнейших хозяйствующих субъектов (2.1):
, (2.1)
где Dk – доля крупного предприятия;
m – число обследуемых предприятий ( ).
Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) установила следующие границы коэффициента CR(3):
Индекс Гиршмана – Герфиндаля (HHI) определяется как сумма квадратов рыночных долей всех значимых (с долей рынка более 1 %) хозяйствующих субъектов (2.2):
(2.2)
Значения индекса Гиршмана – Герфиндаля трактуются как наиболее адекватные характеристики интенсивности конкуренции и интерпретируется следующим образом:
Антимонопольная служба подходит к оценке индекса еще проще:
Коэффициенты оценки состояния конкурентной среды по стратегическим зонам бизнеса в которых сосредоточено внимание ООО «Делс» приведены в табл. 2.7. В среднем в отрасли уровень концентрации конкурентов колеблется от низкого до среднего, что дает возможности для дальнейшего развития ООО «Делс».
Расчеты показывают, что конкуренция ООО «Делс» в зоне «продажа персональных компьютеров, комплектующих и оргтехники» (СЗБ № 1) требует высоких инвестиций для поддержания уровня конкурентоспособности. Это связано с тем, что рынок в данной сфере характеризуется как рынок олигополистической конкуренции. На рынке превалирует неценовая конкуренция, то есть конкуренция брендов и товарных марок, следовательно, производителям или прямым дистрибьюторам (к которым ООО «Делс» не относится) проще получить преимущества в конкуренции. Подобные фирмы более чутко реагируют на действия конкурентов и имеют возможность долгое время удерживать завоеванные позиции. Поэтому ООО «Делс» может либо наладить непосредственные контакты с производителями компьютерной техники, либо выбирать стратегию следования за лидером, так как завоевание лидерства ООО «Делс» в данном сегменте проблематично.
Таблица 2.7
Коэффициенты оценки состояния конкурентной среды ООО «Делс»
Коэффициенты |
СЗБ 1 |
СЗБ 2 |
СЗБ 3 |
СЗБ 4 |
Среднее значение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
CR(3) |
61 |
53 |
55 |
45 |
49 |
HHI |
1622 |
1314 |
1254 |
1036 |
1178 |
Значение индекса HHI в зонах бизнеса «ремонт и отладка компьютеров», «создание программных продуктов» и «работа с информацией» (СЗБ №2 – №4) свидетельствует о том, что в данном случае ООО «Делс» работает на рынке монополистической конкуренции. В подобных условиях сделки совершаются в широком диапазоне цен, наличие которого объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров услуг, которые могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением и т.п. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному. Кроме того, на рынках подобного типа существует огромная неценовая конкуренция.
Информация о работе Стратегический анализ деятельности ООО «Делс»