Стратегический анализ деятельности ООО «Делс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 08:18, курсовая работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является разработка стратегии предприятия на перспективу. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть сущность стратегии, ключевые характеристики эффективной стратегии, виды стратегий, а также процесс ее разработки. Для этого необходимо оценить параметры внешней макро- и микросреды, а также организационный потенциал внутренней среды предприятия.

Содержание работы

Введение
1. Сущность стратегического управления предприятием
1.1. Понятие стратегии развития предприятия
1.2. Ключевые характеристики эффективной стратегии предприятия
1.3. Классификации стратегий предприятия и их особенности
1.4. Процесс разработки стратегии предприятия
2. Стратегический анализ деятельности ООО «Делс»
2.1. Краткая характеристика хозяйственной деятельности
ООО «Делс»
2.2. Анализ макро- и микросреды ООО «Делс»
2.3. Анализ внутренней среды ООО «Делс»
3. Разработка стратегии ООО «Делс» на перспективу
3.1. Разработка общей корпоративной стратегии ООО «Делс»
3.2. Разработка стратегий бизнес-единиц ООО «Делс»
3.3. Планирование реализации стратегии ООО «Делс»
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 2.26 Мб (Скачать файл)

Из карты видно, что ООО «Делс» ориентировано на широкий круг потребителей. С одной стороны, это дает возможность получить дополнительный эффект и повысить конкурентоспособность за счет удовлетворения разнообразных потребностей, а, с другой, такое распыление приводит к тому, что снижается результативность деятельности. Снижение результативности связано с увеличением издержек на обслуживание нескольких сегментов, имеющих различные ключевые факторы успеха, и сложностью разработки и поддержания разнородных конкурентных преимуществ.

 

Таблица 2.4

Карта сегментирования рынка ООО  «Делс»

Вид продукции

Тип потребителей

физические лица

юридические лица

1

2

3

Продажа персональных компьютеров, комплектую-щих и оргтехники

Сегмент 1

Сегмент 2

Проектирование, установка и наладка локальных вычислительных сетей (ЛВС)

 

Сегмент 3

Создание программных  продуктов

 

Сегмент 4

Ремонт и отладка  персональных компьютеров

Сегмент 5

Сегмент 6

Консультационные услуги

Сегмент 7

Сегмент 8

Работа с документами  и информацией

Сегмент 9

Сегмент 10

Модемное подключение  компьютеров к Интернету

 

Сегмент 11


 

Анализ карты сегментирования  позволяет объединить одиннадцать стратегических сегментов в четыре стратегические зоны бизнеса ООО «Делс» (табл. 2.5). Стратегическая единица бизнеса — это внутрифирменная организационная единица, отвечающая за выработку стратегии фирмы в одном или нескольких сегментах целевого рынка. Выделение бизнес – единиц связано с использованием следующих критериев стратегического выбора:

  • стратегическая бизнес – единица имеет определенный круг клиентов;
  • бизнес – единица является относительно самостоятельной и для нее должны быть разработаны персональная стратегия и пути реализации конкурентных преимуществ;
  • деятельность бизнес – единицы оценивается на основе прибылей и убытков.

Таблица 2.5

Стратегические зоны бизнеса ООО  «Делс»

№ СЗБ

Технология

Тип клиента

Проблемы, возникающие  при удовлетворении потребностей

1

3

4

5

1.

Продажа персональных компьютеров, комплектующих и оргтехники

Физические лица со средним  и высоким уровнем дохода и  юридические лица

Недостаточно отличий  от ассортиментного ряда конкурентов

Отсутствие контрактного обслуживания клиентов

Недостаточный срок гарантийного обслуживания (1 год)

Небольшая вариативность  цен

2.

Ремонт, отладка персональных компьютеров; проектирование, установка и наладка ЛВС; модемное подключение компьютеров к Интернету

3.

Создание программных  продуктов; консультационные услуги

Низкий процент лицензионных программных продуктов

Отсутствие поддержки  и предоставления программных продуктов для бизнеса

4.

Работа с документами  и информацией

Небольшая вариативность  цен


 

Выявленные неудовлетворенные  потребности позволяют определить будущие направления стратегии развития ООО «Делс» на перспективу, а именно, расширение товарного ассортимента в СЗБ № 1 и получение дополнительных конкурентных преимуществ в СЗБ № 2 и № 3. Основной проблемой предприятия можно назвать отсутствие четкой дифференциации клиентов, то есть большинство товаров и услуг с примерно одинаковыми условиями предоставляются всем потребителям. Это с одной стороны снижает их рыночное давление, а с другой – ослабляет конкурентные позиции ООО «Делс», так как число лояльных к предприятию потребителей, то есть ощущающих приверженность именно к этой фирме небольшое.

Кроме этого, существенные проблемы возникают  в сегменте ремонта и отладки  персональных компьютеров. В данном сегменте потребителем может быть любой (необязательно покупающий компьютерную технику в ООО «Делс»), что приводит к ситуации, когда необходимых запасные индивидуальные части (ЗИЧи) отсутствуют в наличии или приобретаются ненужные. Отсутствие контрактного обслуживания в данном сегменте существенно увеличивает затраты предприятия, что необоснованно в условиях нестабильной внешней среды.

Анализ объемов потребления  показывает, что в перспективе  наиболее привлекательными потребителями  для ООО «Делс» являются юридические  лица, так как на них приходится порядка 65 % от всего объема продаж (рис. 9).

 

Рис. 9. Объем потребления клиентов ООО «Делс»

 

Прибыльность предприятия во многом зависит от рыночной силы поставщиков  товаров и услуг. Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих ООО «Делс» различными товарами, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т.п., от которых зависит эффективность работы организации, себестоимость и качество производимых и продаваемых продуктов.

Основная проблема ООО «Делс» заключается  в том, что все поставщики компьютерной и оргтехники, а также комплектующих  находятся в Москве. Даже те товары, которые завозятся из Китая и  Японии проходят через таможенные склады в г. Москве, а затем распространяются по регионам. Соответственно, это существенно увеличивает себестоимость товаров. Кроме этого, ООО «Делс» в основном сотрудничает с двумя крупными поставщиками (рис. 10). Такой несбалансированный портфель поставщиков, когда на каждого приходится более 20 % – 25 % поставок усиливает влияние поставщиков на ООО «Делс». Это влияние проявляется в контроле над условиями сделок, то есть поставщики могут навязывать предприятию свои условия цен, поставок и т.п., что снижает прибыль. Следовательно, в будущей стратегии необходимо предусмотреть мероприятия по снижению затрат.

 

Рис. 10. Структура поставщиков ООО  «Делс»

 

Помимо этого, ООО «Делс» в основном сотрудничает с поставщиками иностранных  персональных компьютеров и оргтехники, что в условиях роста курса валют неоправданно. Поэтому стратегия развития предприятия должна предусматривать не только реструктуризацию портфеля поставщиков, но и переориентацию на Российских производителей компьютерной техники и программного обеспечения (Регион 99, Depo, Soft и т.п.).

Обязательным элементом анализа  микросреды является изучение конкурентов, то есть тех, с кем ООО «Делс» приходится бороться за покупателя и за ресурсы, которые оно стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование. Такое изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого построить свою стратегию конкурентной борьбы.

Для анализа конкурентов, прежде всего, необходимо проанализировать структуру рынка (табл. 2.6).

Таблица 2.6

Структура рынка персональных компьютеров и оргтехники

Предприятия

Доли рынка, %

Среднее значение, %

СЗБ 1

СЗБ 2

СЗБ 3

СЗБ 4

1

2

3

4

5

6

DNS

25

18

18

12

18

А 11

21

17

15

13

17

«Делс» 

15

18

14

13

15

«Сфера»

8

11

5

7

8

Ланит

12

16

22

12

16

В-Лазер

7

0

0

1

2

Домотехника

7

0

0

1

2

Небольшие продавцы

5

1

0

19

6

Специализированные предприятия

0

19

26

0

11

Другие предприятия

0

0

0

22

6


 

Наглядной формой представления об отрасли в целом и об отдельных  стратегических группах конкурентов  является позиционная карта (рис. 11).

 

Рис. 11. Позиционная карта фирм-продавцов 
персональных компьютеров и оргтехники

Как видно из позиционной карты  основными конкурентами ООО «Делс» являются фирмы «DNS», «Ланит» и «А 11». Очевидным лидером рынка является фирма «DNS», поэтому при построении стратегии развития ООО «Делс» следует скопировать ее основные приемы и подходы, что позволит повысить эффективность и результативность деятельности.

При анализе конкурентной структуры  рынка также необходимо оценить уровень концентрации конкуренции в отрасли. Для этого используются такие статистические методы, как расчет коэффициентов концентрации рынка и индекса Гиршмана – Герфиндаля.

Коэффициент концентрации рынка  (CR(3)) рассчитывается как сумма рыночных долей трех крупнейших хозяйствующих субъектов (2.1):

 

, (2.1)

где Dk – доля крупного предприятия;

m – число обследуемых предприятий ( ).

 

Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) установила следующие границы коэффициента CR(3):

  • при значении коэффициента менее 45 % отрасль считается относительно слабо концентрированной;
  • при значении коэффициента от 45 % до 70 % уровень концентрации конкурентов в отрасли признается высоким;
  • при значении коэффициента более 70 % уровень концентрации конкурентов в отрасли признается очень сильным и отрасль попадает под внимание ФАС.

Индекс Гиршмана – Герфиндаля (HHI) определяется как сумма квадратов рыночных долей всех значимых (с долей рынка более 1 %) хозяйствующих субъектов (2.2):

 

 (2.2)

 

Значения индекса Гиршмана – Герфиндаля трактуются как наиболее адекватные характеристики интенсивности конкуренции и интерпретируется следующим образом:

  • значение индекса менее 500 соответствует свободной конкуренции;
  • значение индекса от 500 до 1500 соответствует монополистической конкуренции;
  • значение индекса от 1500 до 3000 соответствует олигополистической конкуренции;
  • значение индекса свыше 3000 соответствует монополии.

Антимонопольная служба подходит к  оценке индекса еще проще:

  • HHI < 1000 – свидетельствует о слабой концентрации конкурентов в отрасли;
  • 1000 < HHI < 2000 – свидетельствует о сильной концентрации конкурентов в отрасли;
  • HHI > 2000 – свидетельствует об очень сильной концентрации конкурентов в отрасли.

Коэффициенты оценки состояния конкурентной среды по стратегическим зонам бизнеса в которых сосредоточено внимание ООО «Делс» приведены в табл. 2.7. В среднем в отрасли уровень концентрации конкурентов колеблется от низкого до среднего, что дает возможности для дальнейшего развития ООО «Делс».

Расчеты показывают, что конкуренция  ООО «Делс» в зоне «продажа персональных компьютеров, комплектующих и оргтехники» (СЗБ № 1) требует высоких инвестиций для поддержания уровня конкурентоспособности. Это связано с тем, что рынок в данной сфере характеризуется как рынок олигополистической конкуренции. На рынке превалирует неценовая конкуренция, то есть конкуренция брендов и товарных марок, следовательно, производителям или прямым дистрибьюторам (к которым ООО «Делс» не относится) проще получить преимущества в конкуренции. Подобные фирмы более чутко реагируют на действия конкурентов и имеют возможность долгое время удерживать завоеванные позиции. Поэтому ООО «Делс» может либо наладить непосредственные контакты с производителями компьютерной техники, либо выбирать стратегию следования за лидером, так как завоевание лидерства ООО «Делс» в данном сегменте проблематично.

 

Таблица 2.7

Коэффициенты оценки состояния  конкурентной среды ООО «Делс»

Коэффициенты

СЗБ 1

СЗБ 2

СЗБ 3

СЗБ 4

Среднее значение

1

2

3

4

5

6

CR(3)

61

53

55

45

49

HHI

1622

1314

1254

1036

1178


 

Значение индекса HHI в зонах бизнеса «ремонт и отладка компьютеров», «создание программных продуктов» и «работа с информацией» (СЗБ №2 – №4) свидетельствует о том, что в данном случае ООО «Делс» работает на рынке монополистической конкуренции. В подобных условиях сделки совершаются в широком диапазоне цен, наличие которого объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров услуг, которые могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением и т.п. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному. Кроме того, на рынках подобного типа существует огромная неценовая конкуренция.

Информация о работе Стратегический анализ деятельности ООО «Делс»