Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 08:18, курсовая работа
Целью выпускной квалификационной работы является разработка стратегии предприятия на перспективу. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть сущность стратегии, ключевые характеристики эффективной стратегии, виды стратегий, а также процесс ее разработки. Для этого необходимо оценить параметры внешней макро- и микросреды, а также организационный потенциал внутренней среды предприятия.
Введение
1. Сущность стратегического управления предприятием
1.1. Понятие стратегии развития предприятия
1.2. Ключевые характеристики эффективной стратегии предприятия
1.3. Классификации стратегий предприятия и их особенности
1.4. Процесс разработки стратегии предприятия
2. Стратегический анализ деятельности ООО «Делс»
2.1. Краткая характеристика хозяйственной деятельности
ООО «Делс»
2.2. Анализ макро- и микросреды ООО «Делс»
2.3. Анализ внутренней среды ООО «Делс»
3. Разработка стратегии ООО «Делс» на перспективу
3.1. Разработка общей корпоративной стратегии ООО «Делс»
3.2. Разработка стратегий бизнес-единиц ООО «Делс»
3.3. Планирование реализации стратегии ООО «Делс»
Заключение
Список использованных источников
Рис. 6. Организационная структура ООО «Делс»
Основной проблемой
В условиях нестабильной внешней среды, такая структура приводит к увеличению управленческих расходов. Помимо этого, увеличивается срок достижения целей, а также могут возникнуть проблемы с управлением по слабым сигналам. Объективным преимуществом подобной структуры является возможность использовать «жесткие» структуры контроля, что дает руководству возможность четко контролировать процесс реализации стратегии. Однако, учитывая творческую направленность работников, они серьезно сопротивляются подобным подходам. Следовательно, при пересмотре стратегии следует оптимизировать и организационную структуру.
Основные хозяйственно – экономические показатели деятельности ООО «Делс» представлены в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Основные экономические
Показатель |
Абсолютные значения, тыс. руб. |
Абсолютный прирост, |
Темп прироста, % | |
2007 |
2008 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Выручка от реализации работ, услуг |
12401 |
18644 |
6243 |
50,34 |
Прибыль от основной деятельности |
528 |
752 |
224 |
42,42 |
Управленческие и коммерческие расходы |
95 |
127 |
32 |
33,68 |
Как видно, из таблицы положение
предприятия в целом
Данные о движении персонала приведены в табл. 2.2.
Как видно из таблицы в ООО «Делс» происходит постоянное движение персонала, наблюдается рост среднесписочной численности, что объясняется ростом объема продаж и увеличением числа контрактов, снижаются показатели текучести. Это можно объяснить не только эффективным менеджментом персонала и высокой заработной платой, но и неблагоприятной ситуацией на рынке труда, что повышает лояльность персонала по отношению к предприятию. Однако в условиях кризиса предъявляются повышенные требования не только к стратегии развития в целом, но и к стратегии управления персоналом, так как именно работники во многом определяют возможности предприятия для повышения конкурентоспособности.
Таблица 2.2
Анализ движения персонала в ООО «Делс»
Наименование показателей |
Величина показателей |
Абсолютный прирост | |
2007 |
2008 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
Среднесписочная численность персонала, чел. |
63 |
67 |
4 |
Число принятых работников в течение года, чел. |
8 |
10 |
2 |
Число выбывших работников в течение года, чел. |
4 |
3 |
-1 |
из них по причинам текучести, чел. |
3 |
2 |
-1 |
Коэффициент оборота по приему, % |
12,70 |
14,93 |
2,23 |
Коэффициент оборота по выбытию, % |
6,35 |
4,48 |
-1,87 |
Коэффициент текучести, % |
4,76 |
2,99 |
-1,78 |
Коэффициент замещения, % |
6,35 |
10,45 |
4,10 |
Эффективность работы предприятия определяется обеспеченностью и качеством персонала. Любое предприятие может достигнуть своих целей только в том случае, если квалификационный уровень работников соответствует месту, занимаемому в структуре организации и тем задачам, которое люди выполняют.
Таким образом, задача руководства ООО «Делс» сохранить и улучшить то положение, которого достигло предприятие к настоящему моменту. Следовательно, стратегия развития должна учитывать сложившиеся тенденции внешнего и внутреннего развития и оптимизировать систему достижения конкурентоспособности. Стабилизация положения на рынке в неблагоприятных условиях во многом определяет дальнейшие возможности развития предприятия.
Анализ внешней среды предполагает изучение двух ее составляющих: макроокружения (среда косвенного воздействия) и непосредственного окружения – прямого воздействия (микроокружения). Анализ внешней среды направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать предприятие, если оно успешно поведет работу, и на то, какие осложнения могут его ждать, если оно не сумеет вовремя отвратить возможные негативные выпады.
Условиями эффективного анализа внешней среды ООО «Делс» являются:
При анализе внешнего окружения ООО «Делс» использовались следующие способы:
Анализ факторов внешней среды предполагает не только констатацию того, в каком состоянии они пребывали ранее или пребывают сейчас. Важно также вскрыть тенденции, которые характерны для изменения состояния отдельных важных факторов, и попытаться предсказать тренды развития этих факторов, чтобы предвидеть то, какие угрозы могут ожидать ООО «Делс» и какие возможности могут открыться перед предприятием в будущем.
Для разработки стратегии
развития ООО «Делс» на перспективу,
прежде всего, необходимо изучить макроокружение
предприятия. Хотя, макросреда не имеет
прямого непосредственного
Весьма популярным методом исследования происходящих в макросреде событий является ПЭСТ – анализ. Цель ПЭСТ – анализа заключается не просто в составлении перечня факторов внешней среды, но и в использовании схемы для выявления изменений или тенденций развития факторов внешней среды; концентрации внимания на тенденциях, которые имеют наибольшее значение для организации; учета происходящих перемен при разработке стратегий организации.
ПЭСТ – анализ призван облегчить оценку руководством влияния факторов внешней среды на стратегию, он привлекает внимание к динамической природе деловой среды и подчеркивает необходимость периодического пересмотра планов ООО «Делс». Статический анализ факторов внешней среды необходимо дополнять динамическим, что позволяет выявить тенденции ее развития и определить уровень возможных изменений. Для этого, при анализе макросреды ООО «Делс» рассматривалось не только текущее состояние факторов внешней среды, но и выявлялись тенденции развития факторов в будущем. Анализ макросреды ООО «Делс» приведен в табл. 2.3. При проведении анализа для снижения субъективизма использовались усредненные значения оценок, полученные при опросе высшего руководства, руководителей линейных и функциональных подразделений ООО «Делс», а также на основе анализа средств массовой информации и специальных нормативных документов, регламентирующих деятельность фирмы.
Графический профиль макросреды функционирования ООО «Делс» приведен на рис. 7. Как видно из профиля, предприятие функционирует в разнородной среде.
Таблица 2.3
ПЭСТ – анализ ООО «Делс»
Факторы макросреды |
Проявление фактора |
Тенденции развития фактора |
Степень влия-ния фактора |
1 |
2 |
3 |
4 |
Экономические факторы | |||
Экономическая ситуация |
«–» Развитие мирового экономического кризиса, что снижает возможности развития предприятия |
Тенденция сохранится |
–4,3 |
Налоговая политика |
«–» Высокая налоговая нагрузка на предприятие, приводящая к увеличению оттока средств в бюджет |
Тенденция сохранится |
–4,1 |
Стабильность денежной единицы |
«–» Снижение курса рубля приводит к увеличению себестоимости продукции |
Тенденция сохранится |
–3,7 |
Темпы инфляции |
«–» 13 – 17 % в 2007 – 2008 годах, что снижает уровень прибыльности фирмы «–» Обесценивание накоплений потребителей снижает уровень спроса |
Тенденция к увеличению |
–4,2 |
Кредитная политика |
«–» Трудности с получением среднесрочных и долгосрочных кредитов для предприятия. Увеличение ставки кредита «–» Трудности с получением потребительских кредитов снижают уровень спроса |
Тенденция сохранится |
–3,1 |
Уровень спроса |
«–» Сокращение платежеспособного спроса населения |
Тенденция к увеличению |
–4,5 |
«+» Увеличение спроса предприятий на обслуживание техники для сокращения расходов на ее замену |
Тенденция сохранится |
+2,4 | |
Среднее значение |
–3,07 | ||
Политические факторы | |||
Степень политической стабильности |
«+» Возможность реализации долгосрочных программ развития |
Тенденция сохранится |
+2,1 |
Законодательная база (лицензирование и сертификация) |
«–» С 2010 года обязательное
лицензирование деятельности по наладке
и пуску локальных «–» Закон о защите авторских прав запрещает продажу нелицензионного программного обеспечения |
Тенденция сохранится |
–3,8 |
«+» Прокладка локально вычислительных сетей может осуществляться без лицензии |
Тенденция сохранится |
+4,1 | |
Среднее значение |
+0,8 | ||
Окончание табл. 2.3 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
Социальные факторы | |||
Уровень занятости |
«–» Рост безработицы снижает уровень доходов населения и объем спроса |
Тенденция сохранится |
–3,7 |
«+» Возможности найма новых высококвалифицированных работников увеличиваются |
Тенденция сохранится |
+4,1 | |
Структура доходов |
«–» Рост расходов населения на питание уменьшает расходы на покупку компьютерной техники |
Тенденция сохранится |
–2,8 |
«+» Перераспределение доходов предприятия в сферу обслуживания компьютерной техники, а не в сферу ее замены «+» Увеличение расходов населения на обслуживание старой компьютерной техники |
Тенденция к увеличению |
+3,9 | |
Мобильность населения |
«+» Снижение текучести кадров |
Тенденция сохранится |
+4,1 |
Социальная стабильность |
«–» Увеличение вероятности социальных потрясений в связи с экономическим кризисом |
Тенденция к увеличению |
–0,9 |
Среднее значение |
+0,78 | ||
Технологические факторы | |||
Динамика технологических изменений |
«+» Относительно стабильная, что позволяет постепенно расширять перечень услуг |
Тенденция сохранится |
+1,4 |
Доступность новых технологий |
«–» Высокая стоимость новых технологий и оборудования, что увеличивает затраты на оснащение производства |
Тенденция сохранится |
–1,7 |
«+» Упрощенная система лицензирования и сертификации деятельности компьютерных фирм до 2010 года |
Тенденция к уменьше-нию |
+1,2 | |
Влияние изменений в технологиях на поведение потребителей |
«+» Рост уровня потребностей населения в обслуживании компьютерной техники, что позволяет расширить объем производства |
Тенденция сохранится |
+2,9 |
Среднее значение |
+0,95 |
Хотя возможностей внешней среды предостаточно, но угрозы со стороны экономических факторов показывают необходимость очень осторожного развития предприятия. Это свидетельствует о том, что следует достаточно четко представлять какие направления деятельности заслуживают поддержки, а какие нет.
Фактически суммарное значение возможностей меньше, чем размер угроз макросреды ООО «Делс» (рис. 8). Таким образом, предприятию придется реализовывать стратегию в достаточно непростых условиях. Поэтому не рекомендуется кардинально менять направление стратегии развития. В данном случае имеет смысл проанализировать возможности горизонтальной либо вертикальной интеграции, которая позволит повысить конкурентоспособность ООО «Делс» на рынке и получить конкурентные преимущества.
Рис. 8. Возможности и угрозы макросреды ООО «Делс»
ПЭСТ – анализ анализирует факторы косвенной внешней среды на которые ООО «Делс» существенного влияния оказывать не может. Учитывая, что предприятие работает в конкретном окружении для построения стратегии развития необходимо проанализировать параметры микросреды. При изучении непосредственного окружения ООО «Делс» необходимо учитывать, что предприятие может в определенной степени корректировать характер и содержание взаимодействия с микросредой и тем самым активно участвовать как в формировании дополнительных возможностей, так и в предотвращении угроз его дальнейшему существованию. Нестабильное состояние макросреды и превалирование угроз над возможностями свидетельствует о том, что необходимо достаточно четко представлять, как можно улучшить конкурентоспособность предприятия.
Одним из определяющих параметров микроокружения являются потребители. Анализ потребителей в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый ООО «Делс». Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.
В основе анализа потребителей лежит сегментация деятельности. Сегментация – это процесс разделения рынка на группы потребителей, сходным образом реагирующих на сигналы, посылаемые производителем, прежде всего, на сам товар (услугу), цену и рекламу, а также на другие характеристики продукта в широком смысле этого термина. Карта сегментирования рынка ООО «Делс» приведена в табл. 2.4.
Информация о работе Стратегический анализ деятельности ООО «Делс»