Стратегическое планирование как условие выживания и усиления конкурентных позиций организации на рынке на примере ООО «Планета»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

Данная работа дает определение такому понятию, как стратегическое планирование. Найдены ответы на вопрос, как следует формулировать стратегию. Представлено содержание, структура и особенности стратегического управления, а так же типы развития стратегий бизнеса. Отражены основные принципы стратегического планировании в торговой организации.

Содержание работы

Введение 4
1. Теоретические основы стратегии 6
1.1 Сущность и элементы стратегии 6
1.2 Факторы, влияющие на стратегию 10
1.3 Виды стратегий 12
1. 4 Виды стратегии развития бизнеса 21
1. 5 Выработка стратегии 28
1. 5 Уровни стратегии 31
2. Анализ хозяйственной деятельности ООО « Планета» 36
2.1 Организационно – экономическая характеристика ООО «Планета» 36
2.2 Анализ сбыта и структуры продукции ООО «Планета» 40
2.3 Анализ активов баланса и источников их формирования 42
2.4 Анализ финансовой устойчивости и анализ прибыльности предприятия 51
3. Разработка мероприятий по совершенствованию развития бизнеса предприятия 54
3. 1 Выбор конкретного вида стратегии 54
3. 2 Обоснование покупки транспортных средств 55
3. 3 Выбор места хранения нефтепродуктов 74
Заключение 82
Список литературы 89

Файлы: 1 файл

Стратегическое планирование ООО Планета нефть.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Восточно-Европейский  Институт

 

 

 

Специальность ЗБМ-122.П

 

 

 Курсовая работа  по дисциплине 

Теория менеджмента  на тему

«Стратегическое планирование как условие выживания и усиления конкурентных позиций организации на рынке на примере ООО «Планета»

 

 

 

 

Выполнил студент

2 курса ЗБМ-122.П группа

 

Научный руководитель

(ученая степень, ученое  звание)

(Фамилия, инициалы)

(подпись)

оценка _____________________

зав. кафедрой (уч. степень, уч. звание) (Фамилия, инициалы)

(подпись)

 

Ижевск 2013

 

Аннотация

 

Стратегическое планирование как условие выживания и усиления конкурентных позиций организации  на рынке на примере ООО «Планета». Курсовая работа. НОУ ВПО Восточно-Европейский Институт 2013.-  90 с., 26 таблиц, 20 библиографических источников. Ключевые слова: стратегическое планирование, контроль, управленческие решения, организация, эффективность.         В первой главе данной работы, дано определение такому понятию, как стратегическое планирование. Найдены ответы на вопрос, как следует формулировать стратегию. Представлено содержание, структура и особенности стратегического управления, а так же типы развития стратегий бизнеса. Отражены основные принципы стратегического планировании в торговой организации.           Во второй главе уделено внимание анализу хозяйственной деятельности ООО «Планета».         Третья глава содержит мероприятия по совершенствованию стратегического планирования ООО «Планета».     Главная цель данной работы показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.     В работе рассмотрены теоретические аспекты развития стратегии предприятия и практическая часть на примере ООО «Планета».

 

Содержание

 

Введение

Долгосрочная эффективная  работа любого предприятия, его экономический рост и развитие определяются правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом реализовать потенциальный человеческий капитал и другие ресурсы.

Актуальность выбора темы курсовой работы определяется тем, что на сегодняшний день стратегия - это основополагающий стержень в управлении предприятием, который должна обеспечивать устойчивый экономический рост и развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой ими продукции и оказываемых услуг.

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.

В прошлом многие фирмы  могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности.

Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального  использования потенциала в текущей  деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса.

Ускорение изменений  в окружающей среде, появление новых  запросов и изменение позиции  потребителя, возрастание конкуренции  за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Не существует стратегии  единой для всех компаний, так же, как и не существует единого универсального стратегического управления.

Каждая фирма уникальна  в своем роде, поэтому и процесс  выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов.

В то же время есть некоторые  основополагающие моменты, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах выбора и реализации стратегии развития и осуществления стратегического управления.

Вопросам выработки  стратегии предприятия  посвящено  большое количество работ зарубежных и отечественных авторов. Особое место среди них занимает книга А. Стрикленда и А. Томпсона «Стратегический менеджмент» (М.: ЮНИТИ, 1998), рекомендованная Министерством образования России в качестве учебника для вузов.

Цель курсовой работы – рассмотрение стратегий и выбор конкретной стратегии развития бизнеса для предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические вопросы стратегий развития;

2. Проанализировать хозяйственную  деятельность ООО «Планета»;

3. Разработать мероприятия  по совершенствованию развития  бизнеса предприятия.

 

1. Теоретические основы стратегии

1.1 Сущность и элементы стратегии

Начать, наверное, нужно  с того, что на сегодняшний день нет четкого понимания, что же такое стратегия, как и нет отдельной дисциплины, занимающейся ее изучением.        Стратегия - сложное и потенциально мощное оружие, с помощью которого современная фирма может противостоять меняющимся условиям. Но это - непростое оружие. Его внедрение и использование обходятся недешево. Однако есть веские доказательства того, что внедрение стратегии оправдывает себя с лихвой, особенно для фирмы, оказавшейся в условиях нестабильности.

Термин «стратегия»  заимствовано из военной науки, произошло  от греческого strategos – «искусство полководца».

Вместе с тем очевидно, что применение стратегии не ограничивается войной. Суть стратегии, в независимости  от области ее применения, заключается  в том, чтобы облегчить переход  из текущего настоящего в желаемое будущее. Стратегия отвечает на вопрос, как это сделать и как это сделать по возможности проще и быстрее. По своему существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности для органичного, последовательного приспособления к изменяющимся требованиям внешней среды.

Обычно организация имеет не одну, а несколько стратегий на все случаи жизни, которые должны образовывать гармоничную систему и трудно поддаваться воспроизведению конкурентами. Применение той или иной стратегии зависит от ситуации и целей процесса изменений, его желательной скорости и сложности. Для достижения успеха часто одновременно используется несколько стратегий, но, поскольку их реализация всегда связана с риском, считается необходимым ограничивать их число.

Стратегия формируется под воздействием внутренней и внешней среды, постоянно развивается, так как всегда возникает что-то новое, на что нужно реагировать.

К любой стратегии  предъявляются следующие требования:

1. Реальность, предполагающая ее соответствие ситуации, целям,

техническому и экономическому потенциалу организация;

2.  Логичность, внутренняя целостность;

3. Этичность, нравственность (реализация стратегии не должна предполагать противоречащие нормам морали и права действия);

4. Совместимость с окружающей средой, обеспечивающая возможность взаимодействия с ней (стратегия находиться под влиянием изменений в окружении предприятия и может сама формировать эти изменения);

5. Оправданная рискованность;

6.  Направленность на формирование конкурентных преимуществ,

достижение успеха;

7. Альтернативность (стратегия разрабатывается в нескольких

вариантах).

Стратегия дает ответ  на следующие вопросы.

1.  Какой может стать организация в будущем (видение)?

2.  В чем ее предназначение (миссия)?

3.  Чего конкретно нужно достичь (цели)?

4.  Что и как для  этого необходимо сделать (задачи, действия)?

Стратегия позволяет:

1.  Сосредоточиться на главных проблемах и отбросить

второстепенные;

2.  Определить будущие  пути развития и мобилизации  всех ресурсов для того, чтобы обеспечить себе первенство в сферах, где имеются наибольшие шансы на успех;

3. Наметить и скоординировать  действия по реализации миссии  и основных целей организации, пути ее преобразования в новое состояние, способы использования необходимых для этого ресурсов;

4.   Отыскать пути  нейтрализации соперников;

5. Сформировать стратегический  потенциал в виде совокупности  материальных и иных условий.

Стратегия включает в  себя несколько элементов.

Во–первых, систему целей, в которую входят видение будущего, миссия цели, задачи, действия.

Видение – представление  о желаемом состоянии предприятия  в будущем, его место в окружении, его сильных и слабых сторонах, возможностях и угрозах.

Миссия (деловое кредо, «философия») предприятия – совокупность общих установок и принципов, определяющих предназначение и роль предприятия в обществе, взаимоотношения с другими социально-экономическими субъектами.

Цели – описание конечных и промежуточных состояний предприятия в ходе реализации стратегии.

Задачи – создание конкурентного преимущества предприятия, устранение негативного эффекта нестабильности окружающей среды, обеспечение доходности и уравновешение внешних требований и внутренних возможностей.

Действия – мероприятия, с помощью которых реализуются поставленные задачи.

Во-вторых, в качестве элемента стратегии можно рассматривать совокупность предложений о развитии ключевых факторов внешней среды и действиях тех или иных групп и субъектов влияния.

В-третьих, элементами стратегии  являются перечень приоритетов (ведущих принципов) деятельности и механизмов распределения ресурсов.

В-четвертых, элементом стратегии предприятия является внутренние и внешние ограничения деятельности (лимит финансовых ресурсов; допустимый риск).

В-пятых в стратегию  входит курс действий – система ориентиров и установок, которых предприятие придерживается в повседневной деятельности. Он задает область принятия решений, обеспечивает их соответствие целям, придает единство разным типам планов.

В-шестых, правила (осуществления внутренних и внешних отношений, оценки работы, выполнения специальных операций).

В-седьмых, важной составной  частью стратегии являются ключевые факторы успеха, то есть те моменты, которые потенциально позволяют достичь превосходства над остальными.

В-восьмых, элементом  стратегии являются различные программы, обеспечивающие ее реализацию, и финансовый план.

Таким образом, стратегия  – не  функция времени, а функция  направления. Она не требует немедленных  решений. Формируя стратегию, нельзя учесть всех возможностей, поскольку ее разработка часто основывается на недостоверной или неполной информации. При осуществлении миссии предприятия, достижений его целей или коренном изменении ситуации стратегия полностью обновляется, так как перестают существовать те объективные внешние и внутренние условия, реакцией на которые она была.

Наконец, стратегия представляет собой фундамент практической деятельности предприятия, координации его отдельных  направлений, процесса адаптации к среде.

1.2 Факторы, влияющие на стратегию

Факторы, которые могут иметь для предприятия решающее значение в будущем и придают ей специфические свойства, называются стратегическими. По мнению одного из ведущих западных специалистов Б. Карлоффа, к таким факторам относятся следующие:

1. Миссия, отражающая философию организации, ее предназначение. При пересмотре миссии, происходящем в результате изменения общественных приоритетов и потребностей, стратегия должна корректироваться.

2. Конкурентные преимущества, которыми организация обладает в своей сфере деятельности по сравнению с соперниками или к которым стремится (считается, что они оказывают на стратегию наибольшее влияние).

3. Характер выпускаемой продукции, особенно ее сбыта, послепродажного обслуживания, рынки и их границы.

4. Организационные факторы, среди которых выделяются внутренняя структура организации и ее ожидаемые изменения, система управления, степень интеграции и дифференциации внутренних процессов.

5.Располагаемые ресурсы (материальные, финансовые, информационные, кадровые и пр.). Чем они больше, тем масштабнее могут быть инвестиции в будущие проекты. Сегодня для разработки и реализации стратегии огромное значение имеют прежде всего структурные, информационные и интеллектуальные возможности.

Информация о работе Стратегическое планирование как условие выживания и усиления конкурентных позиций организации на рынке на примере ООО «Планета»