Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 21:01, курсовая работа
Данная работа дает определение такому понятию, как стратегическое планирование. Найдены ответы на вопрос, как следует формулировать стратегию. Представлено содержание, структура и особенности стратегического управления, а так же типы развития стратегий бизнеса. Отражены основные принципы стратегического планировании в торговой организации.
Введение 4
1. Теоретические основы стратегии 6
1.1 Сущность и элементы стратегии 6
1.2 Факторы, влияющие на стратегию 10
1.3 Виды стратегий 12
1. 4 Виды стратегии развития бизнеса 21
1. 5 Выработка стратегии 28
1. 5 Уровни стратегии 31
2. Анализ хозяйственной деятельности ООО « Планета» 36
2.1 Организационно – экономическая характеристика ООО «Планета» 36
2.2 Анализ сбыта и структуры продукции ООО «Планета» 40
2.3 Анализ активов баланса и источников их формирования 42
2.4 Анализ финансовой устойчивости и анализ прибыльности предприятия 51
3. Разработка мероприятий по совершенствованию развития бизнеса предприятия 54
3. 1 Выбор конкретного вида стратегии 54
3. 2 Обоснование покупки транспортных средств 55
3. 3 Выбор места хранения нефтепродуктов 74
Заключение 82
Список литературы 89
На практике разработка стратегии – это выполнение следующих этапов:
1. Уточнение границ
предприятия, его
2. Анализ стратегического потенциала предприятия;
3. Определение в соответствии
с потенциалом предприятия
4. Анализ рынка продукции
в сфере, определяемой
5. Позиционирование предприятия в зоне хозяйствования;
6. Определение технологической стратегии;
7. Формирование вариантов и выбор товарно-рыночной стратегии предприятия;
8. Формирование вариантов
и выбор ресурсно-рыночной
9. Анализ возможностей
создания интеграционной зоны
предприятия, определение
10. Разработка финансово-
11. Разработка вариантов и выбор социальной стратегии предприятия;
12. Определение стратегии управления.
Эти этапы могут повторяться и корректироваться в ходе формирования стратегии. Однако хотелось бы подчеркнуть следующий принципиальный момент: в первоначальной, базовой последовательности этапов анализ потенциала предприятия должен предшествовать анализу рынка. Это связано с тем, что без знания потенциала невозможно определить, какая именно часть рынка должна подвергнуться наиболее детальному исследованию. Понятно поэтому, как важен процесс анализа потенциала предприятия.
Как видно из приведенного перечня этапов, создание и внедрение стратегии – достаточно трудоемкая процедура. Однако значимость для предприятия этого процесса намного превосходит затраты на его реализацию. Дело в том, что сам по себе процесс осмысления ситуации, ее коллективное обсуждение, разбор различных вариантов действий в тех или иных сферах деятельности предприятия приносят огромную пользу, повышают степень системности и обоснованности принятия решений и управления предприятием в целом. Немаловажно и то, что в процессе обсуждения стратегии улучшается менеджмент, снижается уровень противоречий в интересах собственников, менеджеров, работников предприятия.
В целом, нужно иметь в виду, что большинство стратегий определяется не по одному из признаков, а с учетом многих факторов и является комбинированными.
Применительно к социальному управлению под стратегией понимается установление целей и задач, механизма и условий их реализации на базе сочетания интересов макро- и микроэкономики. Важнейшими характеристиками стратегии являются альтернативный подход и возможность корректировки.
Стратегия развития бизнеса (strategy of business development) - система определения долгосрочных целей развития бизнеса2.
При всем разнообразии конкретных бизнес - ситуаций и бизнес - стратегий можно свести их к некоторому ограниченному числу типовых вариантов. Так, при определении стратегии бизнеса предприниматель сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением продукции (услуги), которые он производит, на рынке:
какой бизнес прекратить;
какой бизнес продолжить;
в какой бизнес перейти.
Это значит, что стратегия развития бизнеса концентрирует внимание на том:
1. Что предприятие делает и чего не делает;
2. Что более важно и что менее важно в осуществляемой предприятием деятельности (см. рис. 3).
Рис. 3. Виды стратегий развития бизнеса
Первую группу типовых стратегий составляют так называемые стратегии концентрированного роста. Сюда попадают те стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка. В случае следования этим стратегиям предприятие пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли. Что касается рынка, то предприятие ведет поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке либо же перехода на новый рынок.
Конкретными типами стратегии первой группы являются следующие:
1. Стратегия более глубокого проникновения на рынок и увеличения доли на нем («обработка рынка») с использованием существующих продуктов, концентрация на том, что предприятие делает лучше.
«Обработка рынка» проводиться предприятием с целью стабилизации или увеличения его доли на нем либо расширения его самого за счет: поиска новых способов использования товара, привлечения дополнительных клиентов, глубокого внедрения на рынок за счет изыскания новых путей сбыта выпускаемых товаров на существующих рынках.
2. Стратегия освоения новых рынков, заключающаяся в поиске новых рынков для уже производимого продукта с использованием имеющихся производственных возможностей («развитие рынка»);
3. Стратегия разработки новых продуктов для существующих рынков, предполагающая решение задачи роста за счет производства нового продукта, ориентирована на реализацию на уже освоенном предприятием рынке.
Вторую группу стратегий составляют такие стратегии бизнеса, которые предполагают расширение предприятия путем добавления новых структур. Эти стратегии называются стратегии интегрированного роста. Такой рост обычно используется, когда предприятие находится в сильном бизнесе, но не может осуществить стратегию концентрированного роста и в то же время интегрированный рост не противоречит его долгосрочным целям.
Выделяются два основных типа стратегий интегрированного роста:
1. Стратегии обратной вертикальной интеграции, направленные на рост предприятия за счет приобретения либо усиления контроля над поставщиками, а также за счет создания дочерних структур, осуществляющих снабжение. Реализация стратегии обратной вертикальной интеграции может дать предприятию благоприятные результаты, связанные с уменьшением зависимости от колебания цен на комплектующие и запросов поставщиков. При этом поставки как центр расходов для предприятия могут превратиться в случае обратной вертикальной интеграции в центр доходов;
2. Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции, выражающаяся в росте предприятия за счет приобретения либо усиления контроля над структурами, находящимися между предприятием и конечным потребителем, то есть над системами распределения и продажи. Данный тип интеграции выгоден в тех случаях, когда посреднические услуги очень расширяются или когда предприятие не может найти посредников с качественным уровнем работы.
В некоторых случаях интеграция «вперед» осуществляется просто для того, чтобы лучше знать пользователей своей продукции. В этом случае фирма создает филиал, в задачу которого входит понимание проблем клиентов с целью более полного удовлетворения их потребностей.
Третьей группой стратегии развития бизнеса являются стратегии диверсифицированного роста. Эти стратегии реализуются в том случае, если предприятия дальше не могут развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли. Стратегии этого типа являются следующие:
1. Стратегии центрированной диверсификации, базирующиеся на поиске и использовании заключенных в существующем бизнесе дополнительных возможностей для производства новых продуктов. При этом существующее производство остается в центре бизнеса, а новое возникает исходя из тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке, используемой технологии либо в других сильных сторонах функционирования предприятия;
2. Стратегия горизонтальной диверсификации предполагает поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии, отличной от используемой. При данной стратегии предприятие должно ориентироваться на производство таких технологически не связанных продуктов, которые бы использовали уже имеющиеся возможности фирмы, например, в области поставок. Так как новый продукт должен быть ориентирован на потребителя основного продукта, то по своим качествам он должен быть сопутствующим уже производимом продукту. Важным условием реализации данной стратегии является предварительная оценка предприятием собственной компетентности в производстве нового продукта;
3. Стратегии конгломеративной диверсификации состоят в том, что предприятие расширяется за счет производства технологически не связанных с уже производимыми новыми продуктами, которые реализуются на новых рынках. Это одна из самых сложных для реализации стратегии развития, так как ее успешное осуществление зависит от многих факторов, в частности от компетентности имеющегося персонала, и в особенности менеджеров, сезонности в жизни рынка, наличия необходимых сумм денег и т.п.
Четвертым типом стратегии развития бизнеса являются стратегии сокращения. Данные стратегии реализуются тогда, когда предприятие нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике, такие, как, например, структурная перестройка и т.п. В этих случаях предприятия прибегают к использованию стратегии целенаправленного и спланированного сокращения. Реализация данных стратегий зачастую проходит не безболезненно для предприятия, однако при определенных обстоятельствах их невозможно избежать. Более того, в определенных обстоятельствах это единственно возможные стратегии обновления бизнеса, так как в подавляющем большинстве случаев обновление и всеобщее ускорение - взаимоисключающие процессы развития бизнеса.
Выделяются четыре типа стратегий целенаправленного сокращения бизнеса:
1. Стратегия ликвидации представляет собой предельный случай стратегии сокращения и осуществляется тогда, когда предприятие не может вести дальнейший бизнес;
2. Стратегия «сбора урожая» предполагает отказ от долгосрочного взгляда на бизнес в пользу максимального получения доходов в краткосрочной перспективе. Эта стратегия применяется по отношению к бесперспективному бизнесу, который не может быть прибыльно продан, но может принести доходы во время «сбора урожая». Данная стратегия предполагает сокращение затрат на закупки, на рабочую силу и максимальное получение дохода от распродажи имеющегося продукта и продолжающего сокращаться производства. Стратегия «сбора урожая» рассчитана на то, чтобы при постепенном сокращении данного бизнеса до нуля добиться за период сокращения получения максимального совокупного дохода;
3. Стратегия сокращения заключается в том, что предприятие продает или закрывает одно из своих подразделений или направлений деятельности для того, чтобы осуществить долгосрочное изменение границ ведения бизнеса. Часто эта стратегия реализуется диверсифицированными предприятиями тогда, когда одно из производств плохо сочетается с другими. Реализуется данная стратегия, и тогда, когда нужно получить средства для развития более перспективных либо открытия новых, более соответствующих долгосрочным целям фирмы проектов;
4. Стратегия сокращения расходов, ее основная идея - поиск возможностей уменьшения издержек и проведение соответствующих мероприятий по сокращению затрат. Данная стратегия обладает определенными отличительными особенностями, которые состоят в том, что она больше ориентирована на устранение довольно небольших источников затрат, а также в том, что ее реализация носит характер временных или краткосрочных мер. Реализация данной стратегии связана со снижением производственных затрат, повышением производительности, сокращением найма и даже увольнением персонала, прекращением производства прибыльных товаров и закрытием прибыльных мощностей.
На практике предприятие может одновременно реализовывать несколько стратегий. Особенно это распространено у многоотраслевых компаний. В реализации стратегий может соблюдаться определенная последовательность. По поводу первого и второго случаев говорят, что предприятие осуществляет комбинированную стратегию.
Выбор стратегии - центральный момент принятия экономического решения.
Очевидно, что одну и ту же цель можно достигать различными способами. Например, можно наращивать прибыль путем снижения издержек, а можно простым увеличением цены. Но можно добиться этого и путем увеличения спроса, повышая полезность для потребителя, производимого организацией продукта.