Стратегия управления инновационными проектами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:30, дипломная работа

Описание работы

Инновации - это преобразование знаний и идей в новые продукты, услу-ги, процессы, стратегии или бизнес модели. Инновации не должны ограничи-ваться лишь созданием новых продуктов. Новые процессы и методы ведения бизнеса могут внести гораздо более весомый вклад в борьбу за создание ус-тойчивого конкурентного преимущества компании. Все в компании должны быть открыты для новых идей, новых способов работы, использования новых инструментов и оборудования, быть способными принять их на вооружение и извлечь из них наибольшую выгоду.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Инновационный проект как объект и субъект управления 6
1.1. Инновации: особенности инновационного проекта 6
1.2. Стратегическое управление инновационной деятельностью 16
1.3. CRM как инновационный проект в компании 23
Глава 2. Анализ стратегии управления проектами развития компании МПК «Балтика» 31
2.1. Краткая характеристика компании 31
2.2 Анализ системы управления инновациями в компании МПК «Балтика» 35
2.3 Анализ системы управления клиентами компании МПК «Балтика» 47
Глава 3. Разработка стратегии управления проектом внедрения СRM в компании 62
3.1. Комплексная характеристика CRM-проекта 62
3.2. Комплексный анализ проекта. Основные преимущества использования CRM системы для МПК 65
3.3. Обоснование эффективности проекта 68
Заключение 72
Список использованных источников 75
Приложение 1. Данные расчетов отношений респондентов к тестируемому товару 78

Файлы: 1 файл

Стратегия управления инновационными проектами.doc

— 675.50 Кб (Скачать файл)

Существует мнение, что промышленность России хронически неинновационна. Вместе с тем журналистские наблюдения говорят, что ситуация с инновационной активностью крупного российского бизнеса далеко не столь однозначна и беспросветна. Из общения с представителями различных отраслей бизнеса становится понятно, что часть из них настроена не столько на удержание достигнутых позиций, сколько на постоянное обновление. Но, с одной стороны, многое из того, что делают наши предприниматели, они не привыкли описывать в категориях инноваций, а с другой — зачастую технологические инновации требуются в минимальной степени, так как элементарные организационные и маркетинговые инновации пока дают более существенный эффект.

Речь идет именно о наблюдениях, поскольку большинство формальных критериев, по которым принято оценивать инновационность компаний, в российских условиях дают сильно искаженную картину. Например, такой классический показатель инновационной активности, как величина затрат на НИОКР в объеме выручки, к российским компаниям малоприменим. Мало того что для менеджмента многих предприятий вопрос о грамотном учете этих затрат стоит далеко не на первом месте, так еще и система налогообложения совершенно не стимулирует корректное отражение этих затрат. В результате из всего списка «Эксперта-400» лишь 52 компании смогли привести данные о своих затратах на НИОКР. А внутри этой группы показатель удельного веса НИОКР в выручке дает колоссальный разброс от 26% (что превышает лучшие показатели зарубежных корпораций, где эта доля доходит до 15% лишь у наиболее наукоемких фармацевтических компаний) до почти нулевого значения. Примерно у половины (23 компании) эта доля не достигает и одной десятой процента. Подобная картина и с такими критериями инновационности, как наличие патентов, выручка от продажи лицензий, доля инновационных продуктов в объеме продаж и т. п.

Инновационные проекты относятся к категории наиболее высокого риска для инвестиций. Большинство коммерческих финансовых организаций и банков не осуществляет вложения в исследования и инновации, рассматривая наличие этого условия в проекте как стоп-фактор. В основном, финансирование этой сферы идет из бюджетных источников, из средств венчурных и специальных фондов. Расходы на НИОКР являются, конечно, одной из необходимых составляющих для успешного развития предприятий, но большинство предприятий во всем мире достаточно осторожно относятся к принципиально новым разработкам, предпочитая идти по пути незначительных усовершенствований уже существующих продуктов/ технологий. Только крупные корпорации в состоянии осуществлять значительные вложения в инновации. Все это относится и к российским предприятиям, но с поправкой на функционирование в условиях кризиса. То есть процент отечественных предприятий, способных инвестировать средства в инновационные проекты, невысок. Поэтому при поиске инвестиций из коммерческих источников инициатор инновационного проекта должен реально оценить свои шансы. Вероятность получения средств из этих источников возрастает со степенью готовности инновации к внедрению. Если разделить инновационные продукты по степени завершенности исследований и характеру результата НИОКР, то можно получить следующие категории инновационных проектов (табл. 1.1).

 

Таблица 1.1 - Категории инновационных проектов

Группа

Усовершенствованный продукт / технология

Новый продукт / технология

Инновационные проекты, связанные исключительно с продвижением готового инновационного продукта

1.1

1.2

Инновационные проекты  с незавершенной стадией внедрения

2.1

2.2

Инновационные проекты  с незавершенной стадией ОКР

3.1

3.2

Инновационные проекты  с незавершенной стадией НИР

4.1

4.2

Инновационные проекты  с незавершенной стадией поисковых исследований

5.1

5.2


 

На практике привлечение средств в инновационный  проект из коммерческих источников становится возможным только тогда, когда существует реальный результат НИОКР, практически отсутствуют сомнения в возможности его внедрения и сбыта. Наиболее привлекательными для инвестиций являются с точки зрения инвесторов проекты категории 1.1 и 2.1. Значительно выше риск по проектам, ориентированным на продвижение нового продукта/ технологии. При разработке и реализации таких проектов многие решения приходится принимать на интуитивном уровне, так как в большинстве случаев необходимая информация отсутствует. Например, для подобных проектов очень непросто разработать маркетинговую концепцию: довольно вероятны ошибки при прогнозировании объемов спроса, возможностей сбыта, позиционировании товара на рынке, установлении цены.

Тем не менее, проекты, относящиеся к группам 1.2 и 2.2, при  наличии веских аргументов для инвестора  могут получить необходимые инвестиции. Самую низкую вероятность финансирования из коммерческих источников имеют проекты 4 и 5 категории. Средства для этих проектов лучше искать в инновационных и венчурных фондах. Инновационный риск данных проектов существенно повышается для инвестора в связи с тем, что в соответствии с российским законодательством риск случайных неудач невыполнения договоров несет заказчик, что признается существенным элементом договорных отношений на выполнение НИОКР, обусловленным их творческим характером (см. Гражданский Кодекс, ст. 769, п.3). В принципе допускается иное распределение риска случайных неудач по договоренности сторон, но следует иметь в виду, что ст. 775 и 776 ГК, определяющие последствия случайной невозможности исполнения договора, ограничивают диспозитивность данных правил.

Управлять рисками, связанными с внедрением и продвижением инноваций на рынок, достаточно сложно, особенно принимая во внимание очень высокую долю неопределенности. Тем не менее, анализ инновационных рисков и их систематизация уже может дать инструменты к управлению рисками. На сегодняшний день создано достаточно много классификаций инновационных рисков. Однако многие из них страдают излишней детализацией. Для инвестора имеют значение фактически лишь те риски, которые приводят к потере или снижению объемов запланированной прибыли или доходов. В данной классификации, отражены основные риски, связанные с созданием и продвижением инноваций (табл. 1.2).

Таблица 1.2 - Основные риски, связанные со стадиями создания и продвижения инновации

Стадия

Риск

Факторы риска

Проведение  поисковых исследований

Получение отрицательного результата

Неверное направление  исследований, ошибка в постановке задачи, ошибки расчетов и т.д.

Отсутствие  результата в установленные сроки

Ошибки в  оценке сроков завершения исследований

Ошибки в  оценке необходимых ресурсов

Проведение  НИОКР

Получение отрицательного результата

Неправильная  интерпретация результатов и/или выбор пути реализации фундаментальных исследований, на которых базируется НИОКР

Невозможность реализовать результат фундаментальных исследований на данном уровне развития НИОКР

Ошибки расчетов, недоработки

Отсутствие  результата НИОКР в установленные сроки

Ошибки в  оценке сроков завершения НИОКР

Ошибки в  оценке необходимых ресурсов для завершения НИОКР

Отказ в сертификации результата

Нарушение стандартов и требований сертификации

Нарушение условий  секретности

Отсутствие  лицензий

Получение непатентоспособного результата

Наличие аналогов

Несоответствие  требованиям патентования

Несвоевременное патентование

Патентование  на ранних сроках, когда не принято  мер по защите рынка, может привести к значительному ущербу конкурентоспособности (утечка информации)

 

Если сроки  патентования отложены на достаточно долгий срок, это может привести к тому, что аналогичная разработка уже будет запатентована

Внедрение результатов НИОКР в производство

Получение отрицательного результата

Неверная оценка полученного результата исследований

Неправильный  выбор пути реализации результатов исследований

Невозможность реализовать результат на технологическом уровне

Отсутствие  результатов внедрения в установленные сроки

Ошибки в  оценке возможностей производства

Ошибки в  оценке сроков внедрения

Ошибки в  оценке необходимых ресурсов

Экологические риски НИОКР

Ошибки в расчетах, приводящие к превышению фактических показателей по использованию/выработке вредных веществ над расчетными

Недоработка технологии

Технология  производства предполагает использование/ выработку экологически вредных веществ

Продвижение нового продукта, созданного на основе НИОКР, на рынок

Отторжение  рынком

Несовместимость с технологическим укладом; наличие аналогов

Несоответствие  требованиям потребителя

Ошибки, допущенные при разработке маркетинговой концепции (неправильное определение цены, неправильный выбор целевых групп потребителей, недооценка конкурентов, недочеты в дизайне, неправильная организация сбытовой сети, рекламной кампании)

Более низкие объемы сбыта по сравнению с запланированными

Быстрое старение инновации

Появление аналогов

Ошибки концепции  маркетинга



 

В принципе, на основании данной схемы можно  провести и оценку инновационых рисков, рассматривая наличие в проекте мер, снижающих указанные риски. Оценивать риски можно, используя логические шкалы или систему баллов. Большинство методик по оценке рисков строится именно по бальной системе: эксперт проставляет определенное количество баллов по каждой из групп риска или по каждому риску в отдельной группе, затем риски взвешиваются, и выводится общая оценка риска проекта. На основании этой оценки дается заключение о группе риска проекта и целесообразности его финансирования. Оценка риска проекта должна обязательно отражаться в расчетах по проекту: все показатели проекта должны быть рассчитаны с учетом поправки на риск.

В заключение следует отметить, что каждый проект является уникальным по своим характеристикам, и при использовании общих схем в анализе проекта об этом нужно помнить прежде всего.

 

1.2. Стратегическое управление инновационной деятельностью

 

Центральной задачей  стратегического этапа процесса управления является выбор и реализация инновационной стратегии, наиболее адекватной состоянию внешней и внутренней среды, фирменным вoзмoжнocтям и типу обновления. Например, при стабильной внешней среде, умеренной конкуренции, наличии у предприятия принципиально новых НИОКР, технологий и продукции инновационная стратегия должна носить лидирующий, наступательный характер. Надо помнить, что создание новых знаний и умений и новых технологий само по себе не приводит к реализации долгосрочных целей максимизации дохода и плодотворного роста. Цели, стратегии перспективного развития должны ситуационно «заземляться» с учетом текущего состояния.

Стратегический  этап реализации инновационной стратегии  основан на точном анализе и прогнозе ситуации, альтернативном выборе на основе данных анализа наиболее соответствующего вида стратегии с последующим управлением реализацией этой стратегии. При благоприятной ситуации внешней и внутренней среды (стабильная среда и радикальные новшества) единственной альтернативой является стратегия лидера. И наоборот, при нестабильной внешней среде и имитационной технологической деятельности благоприятные обстоятельства в виде слабой конкуренции и низких издержек не должны толкать предприятие к наступательной стратегии, ибо ситуация диктует возможность только одной стратегии – следования за лидером. В то же время при стабильном рынке и высоком спросе то же самое предприятие может формировать стратегию лидера по низким издержкам

На стратегическом этапе инновационный менеджер должен руководствоваться матричным анализом выбора стратегии, который демонстрируется в табл. 1.3.

 

Таблица 1.3 – Матрица выбора инновационной стратегии

Внутренняя  среда обновления

Внешняя среда

 

Стабильная

Нестабильная  макроэкономическая среда, стабильный спрос, умеренная конкуренция

Стабильная  макроэкономическая среда, изменчивая рыночная среда, активная конкуренция

Высокая неопределенность, риск и изменчивость среды


 

 

 

Продолжение табл. 1.3

Модернизация

Умеренно наступательная

Сфокусированная стратегия дифференциации

Следование  за лидером

Защитная от внешних угроз

Частичное обновление технологий, модернизация оборудования, обновление продукции

Наступательная стратегия широкой дифференциации

Стратегия широкой дифференциации

Сфокусированная стратегия дифференциации

Следование  за лидером

Системное обновление производства на основе кластеров новшеств

Наступательная, лидирующая

Укрепление  позиций, лидирующая

Ситуационная, лидирующая

Умеренно наступательная стратегия дифференциации

Внедрение радикальных технологических решений и реконструкция производства

Атакующая, лидирующая

Умеренно наступательная, лидирующая

Укрепление  позиций, лидирующая

Новаторская, ситуационная


 

В стратегию  управления входит постановка долгосрочных целей и выработка порядка действий. Стратегический план инновационной деятельности опирается не только на данные ситуационного анализа состояния фирмы, внешней среды и всех взаимосвязанных факторов, но и на прогноз внешних и внутренних условий в будущем, в том числе на оценку реальной вероятности будущих событий. Прогнозирование может осуществляться на основании нескольких подходов. По традиции большинство менеджеров опираются на опыт прошлого и метод аналогий в будущем. Однако в условиях повышенного риска и неопределенности инновационной деятельности такой метод может быть малоэффективен 1.

Информация о работе Стратегия управления инновационными проектами