Сущность менеджмента и его значение в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотреть современные подходы к управлению на примере ООО «Жилтрест-1».

В связи с этим поставлены следующие задачи:
рассмотреть особенности менеджмента в современных условиях;
проанализировать динамику основных показателей деятельности; привести организационную структуру; конкретизировать факторы внешней среды прямого и косвенного воздействия;
указать миссию и цели предприятия; используемые методы управления;
охарактеризовать роль руководителя, стиль руководства;
проанализировать применение и роль современных подходов в управлении ООО «Жилтрест-1»

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1. СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА И ЕГО ЗАЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 6
1.1. Понятие «управление» и «менеджмент», их соотношение 6
1.2. Современные подходы к управлению 12
1.3. Особенности управления предприятием в условиях 21
централизованной плановой экономики 21
2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕНЕДЖМЕНТА ООО «ЖИЛТРЕСТ-1» 23
2.1 Характеристика предприятия 23
Технико-экономические показатели ООО «Жилтрест-1» 2009–2010 гг. 26
Характеристика жилого фонда ООО «Жилтрест-1» по годам постройки 27
Структура жилых домов по этажности ООО «Жилтрест-1» 28
Техническое оснащение жилого фонда ООО «Жилтрест-1» 28
Анализ факторов внешней среды предприятия 31
Методы управления ООО «Жилтрест-1» 32
Роль руководителя 34
2.2. Оценка степени использования современных подходов управления ООО «Жилтрест-1» 35
Штатное расписание работников по техническому обслуживанию и МОП 37
Коэффициенты соотношения приема отраслевого соглашения 38
Расчет экономического эффекта оптимизации численности работников 39
Расчет коэффициентов теплоснабжения 40
Расчет затрат на теплоэнергию для 1 –комнатной квартиры 41
Расчет затрат на теплоэнергию для 2–комнатной квартиры 42
Расчет затрат на теплоэнергию для 3–комнатной квартиры 42
Расчет экономической эффективности внедрения энергосберегающих ламп 44
Расчет суммарной экономической эффективности 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47

Файлы: 1 файл

ООО Жилтрест-1-1.doc

— 410.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Как самостоятельная область знаний менеджмент развивался на протяжении двадцатого столетия под воздействием тенденций мирового общественного и экономического развития, появления новейших научных и технических достижений, в результате чего возникло множество различных школ управления, их модификаций, получили развитие системный и ситуационный подходы к управлению.

На сегодняшний день, находясь в третьем тысячелетии, можно объявить о возникновении новой парадигмы в управлении, возникшей в результате осмысления нового опыта и практики бизнеса.

Управление деятельностью компаний, функционирующих в жилищно-коммунальной сфере национальной экономики, давно является предметом научного интереса исследователей. Особый интерес представляет эта проблема на современном этапе развития российской экономики, поскольку происходит активный процесс формирования сложноструктурированных хозяйствующих субъектов.

Исследуя фактическую деятельность высших менеджеров, в работе «Природа управленческого труда» эксперт и профессор менеджмента Генри Минцберг пришел к выводу, что менеджеры играют в своей управленческой деятельности три взаимозависимые роли: межличностные, информационные и роли принятия решений. Роль, по его определению, является набором определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности»

Развитие рыночных отношений в  России повышает ответственность и  самостоятельность предприятий всех форм собственности в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективности их производственно-хозяйственной деятельности. Возникает необходимость в новой парадигме управления экономической эффективностью деятельностью предприятия. Поскольку эффективность производства обеспечивает конкурентоспособность, позволяет получать большую отдачу от используемых ресурсов либо при меньшем их расходовании сохранять прежний объем высококачественной продукции или услуг.

Объект исследования общество с  ограниченной ответственностью «Жилтрест-1».

Предмет исследования является система  управления предприятием.

Целью работы является рассмотреть современные подходы к управлению на примере ООО «Жилтрест-1».

В связи с этим поставлены следующие  задачи:

  • рассмотреть особенности менеджмента в современных условиях;
  • проанализировать динамику основных показателей деятельности; привести организационную структуру; конкретизировать факторы внешней среды прямого и косвенного воздействия;
  • указать миссию и цели предприятия; используемые методы управления;
  • охарактеризовать роль руководителя, стиль руководства;
  • проанализировать применение и роль современных подходов в управлении ООО «Жилтрест-1»

1. СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА И ЕГО  ЗАЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ  ЭКОНОМИКИ                            

1.1. Понятие «управление» и «менеджмент», их соотношение

 

Термин «менеджмент» прочно утвердился в общественном сознании. Он звучит с экранов телевизоров, по радио, со страниц журналов и газет. Им обозначают самые разные виды деятельности, а менеджерами порой называют представителей различных профессий, многие из которых не имеют к данному понятию никакого отношения.

К сожалению, как справедливо отмечает ряд авторов, период конца ХХ —  начала ХХI века был ознаменован  активным засорением русского языка  потоком иностранных слов, которые вытесняют отечественные аналоги терминов и вносят путаницу в определение их сущности и содержания.

Термин «менеджмент» имеет специфическое  американское происхождение и на русский язык дословно не переводится. Более того, на первых порах им обозначали умение управлять лошадьми, а менеджерами соответственно называли тех, кто осуществляет этот процесс. Однако в дальнейшем смысл существенно изменился [8, c. 112]. Так:

  • Оксфордский словарь трактует менеджмент как административные навыки и искусство управления, способ общения с людьми;
  • словарь У. Коллинза под менеджментом предлагает понимать процесс управления и людей, его осуществляющих;
  • в ряде американских учебников по курсу менеджмента он определяется как процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей.

Можно проанализировать и ряд других источников. Однако все они, в той или иной мере, отождествляют менеджмент с управлением. Естественно, возникает вопрос, почему же в таком случае у нас в стране не используют этот давно известный и глубоко укоренившийся термин и упорно пытаются насаждать новое и не всем известное слово. Чтобы понять это, нужно выяснить, как соотносятся между собой эти категории. Дело в том, что «управление» и «менеджмент» не одно и то же. Известно, что управление может осуществляться в самых разных сферах, и объекты управленческого воздействия могут существенно различаться. Как правило, выделяют три основных сферы управленческой деятельности:

Естественно, в первых двух случаях  речь о менеджменте не идёт. Как  правило, менеджерами называют тех, кто управляет людьми. Вместе с тем и здесь не всё однозначно и мнения различных авторов расходятся.

Проблема в том, что управлять  людьми можно на разных уровнях. Можно  управлять людьми на уровне государства  и (или) муниципальных образований, принимая за объект управления эти системы в целом или отдельные их структурные компоненты. Вторым уровнем можно считать управление хозяйственными организациями (предприятиями), бюджетными учреждениями и другими структурами, которые принято относить к организациям.

Это деление и порождает дискуссии. Ряд специалистов в области управления считают, что управление государством и муниципальными образованиями представляет собой самостоятельную сферу управленческой деятельности — сферу «государственного управления» [10, c. 78]:

  • управление техническими механизмами (к примеру, автомобилем, самолётом, станком и т.д.);
  • управление биологическими системами (обратите внимание на человеческий организм как объект управления);
  • управление социально-экономическими системами, или, проще говоря, управление людьми.

По их мнению, менеджментом следует  считать процесс управления предприятием и аналогичными хозяйственными и нехозяйственными организациями.

Их оппоненты считают, что менеджмент — это более широкое понятие, и фактически отождествляют его  с управлением всеми социально-экономическими системами. В ряде источников приводятся размышления о менеджменте государственных структур и муниципальных образований.

Сторонники обеих позиций приводят аргументы в обоснование собственной точки зрения и ссылаются на официальные источники. Так, приверженцы того, что менеджмент — это процесс управления хозяйственной организацией, указывают на наличие соответствующей специальности («Менеджмент организации») в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования Российской Федерации.

Сторонники отождествления государственного и муниципального управления с менеджментом также ссылаются на государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования РФ, но указывают на то, что он предусматривает присвоение специалистам в области «Государственного и муниципального управления» квалификации «Менеджер».

Естественно, каждая точка зрения заслуживает уважения, однако лучше  придерживаться первой позиции и  рассматривать менеджмент как процесс управления предприятием.

Менеджмент — это наука о  принципах, методах и средствах  управления организацией в целях  повышения эффективности её функционирования и осуществления предпринимательской деятельности [7, c. 119].

Очень часто в научной литературе разворачиваются дискуссии о менеджменте как науке и искусстве, о том, что же он представляет собой на самом деле. Размышления на эту тему приводят к выводу о том, что противопоставление науки и искусства применительно к менеджменту не совсем обоснованно.

Известно, что наука аккумулирует знания о том или ином объекте, осмысливает и исследует их и по итогам проведённого изучения формулирует выводы и рекомендации. Данные рекомендации и должны составить основу практической деятельности менеджеров по управлению вверенными им структурами. В этом смысле можно говорить о менеджменте как о науке.

Однако, изучая опыт практической деятельности менеджеров, можно заметить, что отличные теоретические знания менеджмента являются хоть и обязательным, но ещё недостаточным условием успешной практической деятельности. Выясняется, что мало обладать знаниями о том, как нужно управлять предприятием, необходимо уметь применить эти знания на практике.

Данное умение, т.е. умение, опираясь на теоретические знания, успешно  управлять организацией в целом или какой-либо её частью и обеспечивать достижение поставленных целей, и можно рассматривать как искусство менеджмента. В данном случае принципиальное значение имеют два момента:

  • во-первых, следует учитывать, что менеджер — это наёмный работник, которого собственник нанял для выполнения управленческих функций;
  • во-вторых, менеджер выполняет именно управленческие, а не какие-либо иные, пусть даже и очень отвётственные функции.

Исходя из этого, всех менеджеров принято  условно делить на несколько групп [3, c. 20]:

1. Высшие менеджеры, или менеджеры  высшего звена, — к ним относят  первых лиц предприятия: председателя  и членов советов директоров, директоров и их заместителей (функциональных директоров) и т.д.

2. Менеджеры среднего звена —  начальники цехов, отделов, служб и аналогичных подразделений.

3. Менеджеры нижнего звена —  начальники участков, мастера и т.д.

Естественно, количество менеджеров на разных уровнях управления существенно различается. В итоге образуется своеобразный конус, состоящий из наёмных работников, которые сообща осуществляют процесс управления организацией. При этом на всех уровнях у них в подчинении находятся работники, не выполняющие управленческих функций.

Исторические предпосылки менеджмента  и его корпоративная природа

Древние философы полагали, что причиной бедственного положения общества, как правило, является отсутствие должного управления. Вопрос о природе и принципах эффективного управления занимал многих великих мыслителей, а основы управления как процесса, возникающего из-за возникновения целей, достижение которых требовало совместных усилий людей, были заложены еще в античности.

Аристотель заложил основы учения о домохозяйстве (прообраз современной экономической теории), которым указывал на необходимость разработки «господской науки», обучающей рабовладельцев навыкам обращения с рабами, искусству управления ими. Впрочем, замечал Аристотель, дело это довольно хлопотное, а поэтому у тех, кто имеет возможность избежать таких хлопот, управляющий берет на себя такую обязанность, сами же они занимаются политикой или философией [11, c. 267].

Эпоха рабовладения в целом характеризовалась  преобладанием методов прямого  принуждения, насилия и страха наказания  в качестве главных средств побуждения к труду. В дальнейшем, с развитием общественного производства, принудительный труд стал неэффективным, и заменившая его система наемного труда зарождавшейся буржуазной эпохи основывалась на принципиально ином механизме социального принуждения, широко использующем материальное стимулирование работников и экономические рычаги в управлении трудом.

С накоплением собственности, с  усложнением технического строения капитала владельцы производства стали передавать часть своих полномочий по управлению персоналом высококвалифицированным наемным служащим – менеджерам. Как профессионалы в сфере организации и управления социально-экономическими процессами, менеджеры выступают исполнителями, проводниками воли капиталиста на предприятии.

Возникновение и совершенствование  рыночной экономики вызвало к  жизни потребность в творческих управляющих, которые лучше информированы о том, как наилучшим образом управлять организациями. В современных условиях конкурентной, изменчивой среды менеджеры являются носителями знаний о том, как лучше использовать ресурсы предприятия. Наряду с эволюционным развитием теории и практики управления на протяжении истории человечества можно выделить и определенные «скачки» или «управленческие революции», которые резко продвигали вперед управленческие отношения.  Первой управленческой революцией принято считать зарождение письменности в древнем Шумере и образование особой касты «жрецов-коммерсантов», связанных с торговыми операциями. За этой религиозно-коммерческой революцией последовали и другие. Вторую управленческую революцию относят к 1760 г. до н.э. и связывают с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи, издавшего свод законов управления государством для регулирования отношений между различными социальными группами.  Третью управленческую революцию относят к временам правления вавилонского царя Навуходоносора II (VII в. до н.э.) и связывают с соединением государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства.  Следующий этап развития управления связан с возникновением и распространением христианства, которое, признав труд делом необходимым и угодным Богу, изменило отношение к труду и способствовало распространению инноваций через монастыри. Четвертая управленческая революция в менеджменте практически совпадает с великой индустриальной революцией XVIII – XIX веков, которая стимулировала развитие европейского капитализма. Индустриальная революция оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предыдущие революции.

Информация о работе Сущность менеджмента и его значение в рыночной экономике