Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:25, курсовая работа
Актуальность темы: Маркетинг, как управленческая концепция функционирования субъектов рынка в условиях конкуренции, стал известен во всем мире благодаря эффективности его применения, как в коммерческой, так и в некоммерческой сфере. Сформировавшись в самостоятельную науку в начале уходящего столетия, он занял свое место в ряду достижений экономической теории и практики бизнеса, оказавших влияние на мировоззрение не только предпринимателей, но и политиков, государственных, общественных, религиозных деятелей и многих других.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия
в условиях рыночной экономики ……………………………………9
1.1. Сущность и предназначение маркетинговых стратегий………............9
1.2. Методика планирования маркетинговой стратегии на предприятии……………………………………………………………................15
Глава 2. Характеристика маркетинговой деятельности Торгового Дома «БАРИС»……………………………………………………………………………..24
2.1. Общая характеристика предприятия………………………….. ……..24
2.2. Анализ конкурентной среды и конкурентоспособности товаров
фирмы …………………………………………………………………...29
2.3. Анализ финансовой деятельности предприятия……………………..39
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию планирования
маркетинговой деятельностью компании……………………………47
Стратегическое планирование и задачи ТД «БАРИС»……………….47
Интернет-реклама ТД «БАРИС» и методы повышения
ее эффективности………………………………………………………..55
Заключение…………………………………………………………………………...61
Список литературы…………………………………………………………………..64
Стимулирование сферы торговли осуществляется с применением следующих методов: зачеты за покупку, предоставление товаров бесплатно, зачеты дилерам за включение товара в номенклатуру, проведение совместной рекламы, проведение торговых конкурсов дилеров, выдачи премий и др.
Стимулирование торгового персонала осуществляется с применением следующих методов: премии, конкурсы, конференции продавцов, путевки и т.п.
2.3 Анализ финансовой деятельности предприятия
Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
Показатели оборачиваемости. Показатели оборачиваемости показывают сколько раз в год (или за исследуемый период) «оборачиваются те или иные активы предприятия. Обратная же величина, умноженная на 360 дней (или количество дней в анализируемом периоде), указывает на продолжительность одного оборота этих активов.
На практике представляет интерес ответ на вопрос, насколько интенсивно используется вся сумма капиталов, авансированных в предприятие, в сопоставлении с общим оборотом по продажам.
Динамика показателей
Таблица 2.1.
Динамика оборачиваемости за 1999 –2001 гг. (в целом)
№ п/п |
Наименование показателя |
Базисный год |
Отчетный год |
Отклонение (+;–) |
1. |
Выручка от реализации товаров в руб. |
4854459 |
9856494 |
+5002035 |
2. |
Среднегодовая стоимость текущих активов, в руб. |
102686 |
335805 |
+233119 |
3. |
Оборачиваемость текущих активов в разах |
47,2748 |
29,3518 |
–17,923 |
4. |
Продолжительность оборота текущих активов (360 / стр.3), дней |
7,6 |
12,3 |
+4,7 |
Данные таблиц 2.1; показывают, что финансовое состояние предприятия в целом ухудшилось. Рассмотрим таблицу 2.1 (т.е. динамику оборачиваемости за три года). Таблица 2.1 показывает, что выручка от реализации товаров и среднегодовая стоимость текущих активов на 2001 г. по сравнению с 1999 г. увеличилась на 5 002 035 и 233 119 рублей, соответственно; несмотря на это оборачиваемость текущих активов уменьшилась на 17,923 раз, т.е. на уменьшилась на ≈37,9%, поэтому увеличилась продолжительность одного оборота – на 4,7 дня, что привело к оттоку денежных средств. Для поддержания нормальной торговой деятельности (хотя бы на уровне 1999 года) предприятие вынужденно было привлекать дополнительные средства, которые рассчитываются по следующей формуле:
Привлеченные Выручка Отчетный Базисный
средства = от реализации x период – период
в оборот 360 оборота оборота
т.е. величина дополнительно привлеченных средств составила:
9 856 494 : 360 x 2 x (12,3 – 7,6) = 128 682
Оценка состояния
материально-производственных запасов
Таблица 2.2.
Оценка состояния
№ п/п |
Показатель |
Значение показателя |
Отклонение (+;–) | |
За базисный год |
За отчетный год | |||
1. |
Среднегодовые материально-производственные запасы, в руб. |
67688 |
141874 |
+74186 |
Из них:
|
9964 |
31648 |
+21684 | |
|
57724 |
110226 |
+52502 | |
2. |
Себестоимость реализованной продукции, в руб. |
4218794 |
8667062 |
+4448268 |
3. |
Оборачиваемость материально-производственных запасов |
62,3271 |
61,0899 |
–1,2372 |
Из них:
|
423,4037 |
273,8581 |
–149,5456 | |
|
73,0856 |
78,6299 |
+5,5443 | |
4. |
Срок хранения запасов, дней (360 / стр.3) |
5,8 |
5,9 |
+0,1 |
Из них:
|
0,9 |
1,3 |
+0,4 | |
|
4,9 |
4,6 |
–0,3 |
Анализируя данные таблиц 2.2, мы можем заметить увеличение финансовой устойчивости предприятия в 2000 г. по сравнению с 1999г. Это вызвано ростом оборачиваемости материально-производственных запасов с 62,327 до 81,158 (на 30,2%), а также снижением срока хранения запасов (с 5,8 до 4,4 дней). Особенно сильно увеличилась оборачиваемость производственных запасов (на 257%), что говорит о наиболее эффективном использовании этих средств в процессе основной деятельности предприятия. Рост оборачиваемости готовой продукции (на 17%), что свидетельствует о хорошей работе сбытовых подразделений предприятия, результатом чего является хорошая реализация.
Менее устойчивое положение фирмы
наблюдается в 2001 г, что было вызвано
замедлением оборачиваемости
Падение покупательной способности денег заставило предприятие вложить временно свободные средства в запасы материалов, которые затем при необходимости можно будет легко реализовать. Поэтому «замораживание» определенной части средств в запасах хотя и снизило эффективность использования имущества, но в какой-то мере спасло организацию от инфляции.
Представляет интерес и показатель оборота дебиторской задолженности.
Kоборота дебиторской задолженности по счетам дебиторов |
= |
Выручка от реализации |
; |
Среднегодовая величена сальдо по счетам дебиторов |
где:
Таким образом:
Среднегодовая величина сальдо по счетам дебиторов (1999 г.) = (20069 + 17914) / 2 =
= 18991,5 (руб.)
Среднегодовая величина сальдо по счетам дебиторов (2000 г.) = (17914 + 276150) / 2 =
= 147032 (руб.)
Среднегодовая величина сальдо по счетам дебиторов (2001 г.) = (276150 + 123399)/2 =
= 199774,5 (руб.)
K(1999) оборота дебиторской задолженности по счетам дебиторов |
= |
4854459 |
= 255,61 раз |
18991,5 |
K(2000) оборота дебиторской задолженности по счетам дебиторов |
= |
8349357 |
= 56,79 раз |
147032 | |||
K(2001) оборота дебиторской задолженности по счетам дебиторов |
= |
9856494 |
= 49,34 раз |
199774,5 |
Продолжительность срока, необходимого для получения предприятием долгов за реализованную продукцию (этот показатель называется сроком товарного кредита), определяется: 360 дней разделить на коэффициент оборота дебиторской задолженности по счетам дебиторов:
Срок товарного кредита |
= |
360 |
|
Kоборота дебиторской задолженности по счетам дебиторов |
Срок товарного кредита (1999) = 360 / 255,61 = 1,4 дня
Срок товарного кредита (2000) = 360 / 56,79 = 6,3 дня
Срок товарного кредита (2001) = 360 / 49,34 = 7,3 дня
При анализе необходимо обратить внимание на величину сомнительной дебиторской задолженности. Рост этого показателя свидетельствует о снижении ликвидности.
Для того, чтобы управлять процессом изменения дебиторской задолженности, необходимо:
использовать способ предоставления скидок при досрочной оплате.
Сводная таблица показателей оборачиваемости активов
Таблица 2.3.
Сводная таблица за 1999 – 2001 гг.
Показатель |
Значение показателя |
Изменение | |
Базисный год |
Отчетный год | ||
Оборачиваемость, в разах: активов (капиталоотдача) |
17,746 |
16,311 |
–1,435 |
собственного капитала |
31,249 |
38,303 |
+7,054 |
инвестированного капитала |
31,249 |
38,303 |
+7,054 |
средств производства |
27,205 |
37,663 |
+10,458 |
основных фондов (фондоотдача) |
28,411 |
39,287 |
+10,876 |
текущих активов |
47,2748 |
29,3518 |
–17,923 |
текущих активов, в днях |
7,6 |
12,3 |
+4,7 |
материально-производственных запасов |
62,3271 |
61,0899 |
–1,2372 |
МПЗ(материально- |
5,8 |
5,9 |
+0,1 |
дебиторская задолженность |
255,61 |
49,34 |
–206,27 |
дебиторская задолженность, в днях |
1,4 |
7,3 |
+5,9 |
По данным таблиц 2.3, можно наблюдать наиболее высокие показатели оборачиваемости в основном в 2000 г. Так, например, в этом году были максимальные за отчетный период показатели оборачиваемости собственного и инвестированного капиталов (50,815 против 31,249 в 1999 г. и 38,303 в 2001 г.), средств производства (41,443 в отличие от 27,205 в 1999 г. и 37,663 в 2001 г.), основных средств (41,469; 28,411 – 1999 г. и 39,287 – 2001 г.), а также оборачиваемости материально-производственных запасов (81,1584; 62,3271 и 61,0899 соответственно). Что свидетельствует о более эффективном функционировании предприятия в 2000 г.
Однако, показатель оборачиваемости текущих активов был наиболее оптимальным в 1999 г.: он составил в 1999 г. 47,2748 раз, а к 2001 г. снизился на 37,9% до 29,3518 раз, а оборачиваемость активов за три года почти не изменилась, если только понизилась с 1999 г. по 2001 г. на 8%, все это говорит о замедлении их обращения активов в целом, а также текущих активов.
В 2001 г. по сравнению с 1999 г. все показатели оборачиваемости (за исключением текущих активов и материально-производственных запасов) возросли вследствие успешного планомерного развития предприятия, что свидетельствует об экономическом росте. Некоторое же снижение показателей в 2001 г. по сравнению с 2000 г. вызвано нестабильностью экономических процессов в государстве и от деятельности самого предприятия не зависит.
Показатели рентабельности. Рентабельность характеризует результативность деятельности фирмы. Рентабельность работы предприятия определяется прибылью, которую оно получает. Показатели рентабельности отражают, насколько эффективно предприятие использует свои средства в целях получения прибыли.
Таблица 2.4.
Показатели рентабельности за 1999 – 2001 гг.
Показатель |
Значение показателя |
Изменение |
Темп роста, % | ||
Базисный год |
Отчетный год | ||||
Рентабельность активов (копеек на вложенный рубль) | |||||
Активов: – по балансовой прибыли |
42,73 |
19,95 |
–22,78 |
46,69 | |
– по чистой прибыли |
30,92 |
13,55 |
–17,37 |
43,82 | |
Собственного капитала: – по балансовой прибыли |
75,24 |
48,39 |
–26,85 |
64,31 | |
– по чистой прибыли |
54,51 |
32,87 |
–21,64 |
60,30 | |
Инвестиций |
–– |
–– |
–– |
–– | |
Рентабельность продаж | |||||
Общая (по всем видам деятельности): – по балансовой прибыли |
2,40 |
1,26 |
–1,14 |
52,50 | |
– по чистой прибыли |
1,74 |
0,86 |
–0,88 |
49,43 | |
По основной деятельности: – по балансовой прибыли |
2,41 |
1,26 |
–1,15 |
52,28 | |
– по чистой прибыли |
1,74 |
0,86 |
–0,88 |
49,43 | |
Оценка эффективности торговли | |||||
Производительность в торговле, руб. |
74683,99 |
151638,37 |
+76954,4 |
203,04 | |
Прибыль на одного работающего, руб. |
1301,14 |
1301,46 |
+0,32 |
100,02 | |
Фондовооруженность, руб. |
2628,66 |
3859,76 |
+1231,10 |
146,83 |