Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 22:39, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить основу процесса отбора персонала и проанализировать, как это осуществляется практически на примере конкретной организации, ГК «Аврора».
Задачи курсовой работы:
исследовать основные концепции, принципы формирования и критерии отбора;
рассмотреть основные источники привлечения кандидатов;
изучить методы отбора и их особенности;
провести анализ отбора персонала в ГК «Аврора».
Вектор экономического развития, направленный в сторону рыночного хозяйствования, предопределил новый взгляд на ключевую составляющую производственной деятельности – человеческие ресурсы (персонал организации), а соответственно, на весь спектр кадровой работы с занятым, вновь принятым персоналом и кандидатами на вакантные места. Актуальность отбора персонала обусловлена тем, процессы трансформации, в которые включена сегодня организация, невозможны без изменения требований к персоналу. Обостряющаяся конкуренция, совершенствование технологий и необходимость освоения нововведений, борьба за потребителя и приоритетность вопросов качества продукции повысили значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма, заставили по-новому смотреть на процедуру отбора и ее совершенствование. Современная организация – это адекватная реакция на быстрые перемены, непрерывно меняющиеся технологии и неопределенность среды. Все это и требует проведения успешного отбора персонала, а исход неуспешного отбора – это «ускользнувшая выгода, потерянная прибыль». Сегодня, цель отбора – принятие на работу компетентных и заинтересованных сотрудников, что позволит предприятию достичь лучших результатов: увеличить доход и закрепиться на рынке.
Объект исследования курсовой работы – процесс отбора персонала в организации и, в частности, на примере ГК «Аврора».
Предметом исследования являются приемы и методы, с помощью которых реализуется отбор персонала.
Цель курсовой работы – изучить основу процесса отбора персонала и проанализировать, как это осуществляется практически на примере конкретной организации, ГК «Аврора».
Задачи курсовой работы:
При подготовке данной курсовой
работы анализировались материалы учебно
– методических и учебных пособий, на основе
чего и проводилось исследование.
По исследуемой теме были использованы
учебные пособия, как основные источники,
таких авторов, как:
Разделы курсовой работы, построенные по
принципу от общего к частному, ориентированы
на изучение основы процесса отбора.
В соответствии с этим в работе
освещена технология и бесконтактной
оценки нанимающихся, представленными
основными методами анализа заявительных
документов кандидатов, их оценками на
основании образовательных и трудовых
свидетельств, биографических анкет, рекомендательных
писем, медицинского заключения нанимающихся,
тестированием, собеседованием, испытательным
сроком.
Методология познания, представляя органическое единство системы мировоззренческих, общеметодологических принципов, концепций и общенаучных методов, предполагает существование «специфических частных методологий», объединяющих адресно-ориентированные составляющие, способные обогатить учение о конкретном объекте. Являясь одним из таких объектов, отбор и найм, помимо сформированных концепций и принципов, фокусирует внимание также на локальных методах этого явления, изучение которых продвигает полученные новые знания в стадию «организации их использования в общественно-практической деятельности».
Как производная от греческого methodos (путь, исследование, прослеживание), метод есть «способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, а также прием, способ или образ действия, «определенным способом упорядоченная деятельность». «Методический — значит «строго последовательный, систематичный, точно следующий заранее установленному плану, системе». Предполагая, таким образом, научное познание и ориентацию на конкретное целенаправленное функциональное действие, методы отбора способны повысить результативность процесса найма и тем самым способствовать эволюционизированию предприятия-работодателя.
Как показали исследования, в центре отбора персонала — стремление работодателя установить пригодность возможного будущего работника. Принципиально пригодность налицо, считает Г.Шанц, если прослеживается достаточное соответствие между требованиями, обусловленными работой, и предпосылками успеха, продемонстрированными кандидатом. Архитектура выстроенной схемы, направленной на решение вопроса «быть или не быть?» принятым на предприятие, с точки зрения теории вполне логична, в реалиях же она требует учета в «зодчестве» ряда важных моментов. «Кандидат представляется другим, чем он есть на самом деле, — делают вывод авторы «Практического персонал-менеджмента», — он предстает или в «выгодной окраске» или ведет себя очень осторожно».
В рамках следования соответствующим философии и принципам отбора, в зависимости от статуса вакантной должности на предприятии, помимо «чистого профессионализма», стараются оценить три вида поведения кандидата: выразительность поведения (мимика, жестика, манера разговора); рабочее поведение (организаторские способности, умение вести переговоры, способность к руководству); социальное поведение (коммуникабельность, способность включиться в рабочую группу, умение приспосабливаться).
Для осуществления этой процедуры многие работодатели используют ступенчатую систему отбора, проводя один или два предварительных и затем окончательный, применяя при этом различные методы— от аналитических до медико-психологических, служащих «вспомогательным средством для выработки решения о найме». Руководствуясь собственными соображениями об отборе, каждое предприятие использует либо полный набор отборочных методов (классическая схема — рис. 1), либо некоторые из них.
Набор приведенных методов для более глубокого анализа необходимо и возможно классифицировать – взяв за основу группировочный признак «степень контактирования кандидата и работодателя во время отбора» — в три группы: бесконтактные, полуконтактные и контактные.
Рис 1. Типичные методы отбора персонала.
В соответствии с выбранной философией и методами отбора предприятие чаще всего начинает знакомство с кандидатами заочно— через изучение присланных ими заявительных документов. Обстоятельный анализ каждой из поданных «бумаг» позволяет составить первичную картину о претенденте и определить необходимость «контактного» общения, а также сэкономить время работников службы управления персоналом, особенно при большом количестве вакансий и желающих получить рабочее место.
Классический пакет заявительных документов включает:
1. Заявление.
2. Автобиографию.
(Их называют основными
3. Свидетельства.
4. Анкеты.
5. Фотографии.
6. Рекомендательные письма.
7. Медицинское заключение.
8. Заключение графологической
Обработка заявительных документов на предприятии проходит в три этапа:
Рис. 2. Этапы обработки заявительных документов.
Присланные документы должны быть оформлены единым списком-описью, который нужен для дальнейшего продвижения бумаг по соответствующим подразделениям и руководителям и в случае необходимости — для обратной отсылки отправителю.
Предприятие при работе с заявительными бумагами имеет обязанности, невыполнение которых влечет возмещение принесенного кандидату вреда или ущерба. В круг обязанностей включены следующие:
Письменное заявление о приеме на работу — первый документ, свидетельствующий о намерении заявителя стать сотрудником данного предприятия или организации. При разных точках зрения относительно информационной весомости заявления или его использования лишь для соблюдения формальностей, большинство специалистов все же склоняется к тому, что в нем «часто больше, чем в биографии, ощущается личность кандидата». Здесь есть возможность сообщить о своих особенных желаниях относительно работы, обосновать смену рабочего места, объяснить причину, почему нанимается в эту, а не в другую фирму. Заявление служит, считает Штейнбух, нанимаемому потому, что излагает его интересы по отношению к предполагаемой должности. Мут, не оспаривая важности содержательной стороны заявления, предлагает акцентировать внимание и на его внешнем оформлении, полагая, что «уже по внешней форме заявления и способу выражения мыслей в нем можно получить первичное заключение о кандидате».
Неформальное отношение к заявлению, с одной стороны, должно предполагать необходимость выработки определенных требований к его подготовке со стороны предприятия и соблюдение последних наряду с глубоко продуманным собственным подходом со стороны нанимаемого. Придерживаясь в целом единой философии отбора персонала, каждое из предприятий, однако, оставляет право решения этого вопроса за собой — в соответствии со спецификой деятельности, статусом вакантного рабочего места и, наконец, собственным прочтением процедуры найма. Одни разрабатывают комплексные требования, другие дают лишь единичные рекомендации, третьи просто знакомят претендента с образцом желаемого заявления, четвертые расширяют степень свободы и диапазон творчества нанимаемого до его личного определения, что должно быть в заявлении и как оно должно выглядеть.
Кандидаты, со своей стороны, тоже проявляют неоднозначное отношение к письму-заявлению, в некоторых случаях затрудняясь заполнить отдельные строки высланного предприятием шаблона; при «вольном» же написании или дают очень скудную, или, наоборот, излишне обширную, но и в том, и в другом вариантах невыгодную для себя информацию. Возможно, поэтому А.Компа полагает, что заявление представляет «относительно бессистемную информацию об ищущем работу».
При значительном разбросе мнений и отношений к заявлению этот документ, за редким исключением, обязательно подвергается анализу со стороны специалистов, в соответствии с чем каждое предприятие формирует и использует определенную систему оценочных критериев.
Идеальное заявление, согласно Штрутцу, по форме, построению и способу формулировок является серьезным деловым письмом и одновременно — сжатым «проектом продажи собственного дела» нанимаемого. Это письмо должно быть подчинено тому, чтобы в нем отразилось все, что находится в мыслях и распоряжении кандидата.
Видение специалистами предмета и метода анализа заявления, а значит и оценочных критериев, далеко неодинаково. А.Компа, например, очерчивает диапазон познания кандидата через заявление исследованием только «возможностей его языковых выражений», а Г.Щекин акцентирует внимание на особом методе анализа— графологической экспертизе.
Особенность другой, более многочисленной группы ученых в том, что, придерживаясь традиционно принятой формы проведения анализа, одновременно каждый из них видит оценочный спектр более широким и приближенным по структуре к тому, который принят для анализа пакета документов в целом. С той лишь разницей, что одни включают весь имеющийся набор, другие — только отдельные его элементы. Для предприятия, согласно оценке Штейнбуха, заявление является «драгоценным информационным источником, потому что его оценка может производиться по множеству критериев». В большинстве реальных случаев при анализе заявления на предприятии обращается внимание на четыре основных момента: 1) внешний вид, или оформление; 2) содержание; 3) точность; 4) стиль.
Внешний вид заявления должен дать предприятию первое представление о личности нанимаемого и серьезности его намерения. Предмет анализа внешнего вида охватывает (табл. 1).
Благоприятно зрительно воспринимаемое заявление, однако, еще не является показателем адекватной позитивности его автора как потенциального работника. Ясность структуры и аккуратность оформления заявления могут исходить как от квалифицированного работника, так и от неуверенного кандидата, педанта или очковтирателя. Тем не менее прослежена закономерность: из неряшливо оформленного заявления следует, что личность кандидата маловыразительна, он также в малой степени готов напрягаться в выполнении задания. Чаще всего такие заявления принадлежат перу эгоцентрика, который через наивысшее ослепление, или «Я»-ориентацию не способен следовать требованиям упорядоченной жизни и труда.
Таблица 1
Составляющие анализа внешнего вида заявления
Признак небрежности в заявлении может быть адресован работникам «технического, сбытового и творческого секторов». Замечено, что именно эти категории персонала мало внимания уделяют внешней форме своих документов. Причина этого видится в особой манере держать себя и исповедовать особую, отличную от привычной жизненную или профессиональную установку. Видимо, согласно этому существует предположение, что требования «вида» заявления должны быть различно высоки у различных профессиональных групп. Вместе с тем специалистами отмечена также тесная взаимосвязь между небрежно оформленными бумагами и самомнением их автора, который хочет показать, что «фирма должна быть рада уже заявлению, полученному от него».
Информация о работе Технология бесконтактной оценки нанимающегося персонала