Технология формирования модели компетенций для оценки персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 08:58, дипломная работа

Описание работы

В начале XX века в сфере менеджмента господствовала доктрина научной организации труда. Согласно ей от персонала требовали строгую формализацию организационных процессов и жесткую иерархию подчиненности. При этом сотрудников оценивали, прежде всего, на соответствие требованиям рабочего места.
В настоящее время на смену ей пришла доктрина человеческих отношений, ориентированная на вовлечение работников в обсуждение вопросов, касающихся их деятельности, где наиболее важным условием научной организации управления являются групповые ценности, а в качестве критериев оценки выступают общегрупповые нормы и коммуникативные навыки.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…….……..…..3
1. Теоретические подходы к оценке персонала
1.1 Сущность оценки персонала, ее цель, задачи и значение…….…….…......6
1.2 Виды и методы оценки персонала….………………………….……….......20
1.3 Процедура проведения оценочных мероприятий в организации….….….42
2. Модель компетенции, как фактор эффективной оценки персонала
2.1 Понятие компетенции, ее виды и качества………………..…….……........50
2.2 Принципы построения модели компетенции………………….…………..59
2.3 Алгоритм создания модели компетенций…………….…………………....68
3. Разработка методических рекомендаций по созданию модели компетенций для ООО «Вышневолоцкий мясокомбинат»
3.1 Анализ системы оценки персонала ООО «Вышневолоцкий мясокомбинат»…………………………………………………………………...76
3.2 Методические рекомендации по созданию модели компетенций для ООО «Вышневолоцкий мясокомбинат»………………………...……………………86
Заключение……………………………………………………………..…….....101
Список использованных источников………………………………..………...105
Приложение А: Отчет о работе……………….…..…………………….…….116
Приложение Б: Задачи на предстоящий год…..…………………………..…116
Приложение В: Итог собеседования……………..…………………….…..….117
Приложение Г: Аттестационный лист…………….……………………..........118
Приложение Д: Отзыв-характеристика………………………………….……119

Файлы: 1 файл

Диплом ГОТОВЫЙ.doc

— 1.22 Мб (Скачать файл)

Традиционный способ оценки персонала  в отечественных компаниях - это  аттестация. К сожалению, за годы своего существования она приобрела  репутацию «подбора компромата для увольнения» (ее результаты являются фактически единственным законным поводом для выявления несоответствия занимаемой должности, а не инструментом определения потребностей в профессиональном развитии), хотя это далеко не всегда так [53. С. 12].

Принято считать, что современные  методы оценки персонала (МВО, РМ и др.) появились в России недавно. Между тем, их прообразы существовали всегда. В разных организациях предпринимались попытки формальной постановки задач (что, как правило, делал руководитель) с последующей оценкой их выполнения.

В 1990-е годы на отечественный рынок  начали выходить крупные западные компании. Они принесли новые корпоративные  стандарты управления, а вместе с  ними - и новые для России методики оценки персонала. Стали проводиться собеседования между руководителем и подчиненными, МВО, интервью на предмет развития карьеры. Некоторые компании сделали попытку внедрить метод Performance Management с акцентом на обратной связи. Последних пока немного. Руководство большинства компаний не привыкло давать обратную связь, которая выходит за рамки традиционных совещаний и планерок.

Существует множество определений  понятия оценки персонала. Так, например А. Кибанов считает, что оценка персонала представляет собой целенаправленный процесс установления и соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотивации и свойств) требованиям должности или рабочего места. С. Шекшня понимает оценку персонала как процесс определения эффективности выполнения сотрудниками организации своих должностных обязанностей и реализацию организационных целей [108. С. 184].

В свою очередь оценку персонала  И. Симонова и И. Еремина определяют следующим образом: это процесс  сбора, анализа и оценки информации о том, как работники выполняют  порученную работу, и выяснение того, в какой степени их рабочее поведение, рабочие показатели и индивидуальные характеристики отвечают требованиям организации и ее руководства [93. С. 17].

Исходя из этого, можно сказать, что понятие оценки персонала представляет собой процедуру, проводимую с целью выявления степени соответствия личных качеств работника, количественных и качественных результатов его деятельности определенным требованиям в реализации задач организации, с целью последовательного накопления информации, необходимой для принятия дальнейших управленческих решений.

В настоящее время оценке подвергаются не просто потенциальные возможности  работника, его профессиональная компетентность, но и реализация этих возможностей в ходе выполнения обязанностей, соответствие процесса выполнения этой работы некой идеальной модели, конкретным условиям производства, а результатов труда - нормативным требованиям, запланированным показателям, поставленным целям.

Работник должен соответствовать  требованиям, предъявляемым к нему должностными обязанностями, характером и содержанием труда, а также требованиям, обусловленным эффективной организацией производства, использованием наиболее рациональных методов работы, технических средств и т.д. [94. С. 46].

Оценка касается всех категорий работников, хотя значимость ее для отдельных категорий далеко не одинакова. Естественно, что оценка деловых и личных качеств работника при подборе руководителя предприятия, главных специалистов — несравненно более сложная задача, чем, например, подбор рабочих для освоения профессий квалифицированного труда [20. С. 174]. Но, независимо от должности оцениваемого сотрудника, процедура оценки всегда служит следующим трем основным целям:

- административной,

- мотивационной,

- информационной.

Мотивационная цель — оценка результатов трудовой деятельности представляет собой важные средства мотивации поведения людей. Определив сильных работников, организация может поощрить их благодарностью, зарплатой или повышением в должности, а систематическое поощрение поведения, ассоциирующегося с высокой производительностью, должно вести к аналогичному поведению и в будущем [26. С. 13].

Информационная цель — оценка результатов деятельности позволяет информировать людей об уровне их работы и ориентироваться в выборе путей совершенствования.

Административная цель возникает как реакция на результат деятельности, на результаты труда работника. Таких реакций может быть несколько:

- повышение по службе (средство поощрения работника, более эффективное использование его способностей);

- перевод на другую работу (способ более точно использовать работника в организации согласно его возможностям, кроме того, это способ увеличить опыт работника, создать условия для его дальнейшего роста);

- направление на обучение, переподготовку, повышение квалификации (способ повысить квалификацию работника, с тем, чтобы он мог более эффективно исполнять свои функции);

- поощрение (признание заслуг работника, положительная оценка его деятельности);

- наказание (негативная оценка его деятельности);

- понижение по службе (в контракте может устанавливаться специальное правило, позволяющее администрации с согласия работника понижать его в должности по результатам оценки его деятельности);

- прекращение трудового договора (контракта) (окончательная негативная оценка результатов деятельности в случаях, когда выясняется, что работник не желает, не может работать по стандартам организации) [90. С. 34].

Названные выше цели реализуются наиболее полно при объективности оценки, открытости ее критериев, соблюдении строгой конфиденциальности результатов, активном участии оцениваемого сотрудника. Соблюдение указанных принципов достигается за счет:

- универсальности системы оценки;

- установления стандартов и норм оценки;

- выбора методов оценки.

Универсальность системы оценки. Служба управления персоналом разрабатывает единую систему оценки для всей организации (или несколько систем для различных категорий сотрудников — высших руководителей, руководителей среднего звена и специалистов, технических сотрудников и рабочих) и обеспечивает (посредством обучения и контроля) единообразное понимание и применение этой системы во всех подразделениях. Важная роль при разработке системы оценки должна отводиться определению критериев оценки и системы их взвешивания [5. С. 9].

Для установления стандартов и норм оценки организации необходимо установить, что определяет успех при работе в данной должности, т.е. выделить критические факторы. В этих целях используется метод анализа рабочих мест, состоящий в тщательном исследовании различных функций (операций), выполняемых работником, занимающим определенную должность, и выделении из их числа наиболее важных с точки зрения достижения стоящих перед ними целей.

Выбор методов оценки для каждой конкретной организации является задачей, решить которую может только руководство данной (конкретной) организации (возможно с помощью профессиональных консультантов).

На  основании степени указанного соответствия решаются, главным образом, следующие  задачи оценки персонала:

- выбор места в организационной структуре и установление функциональной роли оцениваемого сотрудника;

- разработка возможных путей совершенствования деловых или личных качеств сотрудника;

- определение степени соответствия заданным критериям оплаты труда и установление ее величины [37. С. 153].

Кроме того, оценка персонала может  помочь в решении ряда дополнительных задач, таких как, установление обратной связи с сотрудником по профессиональным, организационным и иным вопросам, удовлетворение потребности сотрудника в оценке собственного труда и качественных характеристиках.

Таким образом, оценка работника состоит  в выявлении его трудового  потенциала, степени использования  этого потенциала, соответствия работника  занимаемой должности или его  готовности занять конкретную должность, в том, чтобы охарактеризовать эффективность его трудовой деятельности, а, следовательно, и ценность работника для предприятия [77. С. 56].

Не менее важной задачей оценки персонала является обеспечение  обратной связи: работник должен знать, как оцениваются результаты его деятельности, его стремление к качественному выполнению своей работы со стороны руководства.

Вполне оправданной представляется позиция западных специалистов в  области менеджмента в отношении  деловой оценки работника: она должна рассматриваться как возможность открытого обсуждения прогресса в деятельности работника, выбора путей улучшения этой деятельности. Необходимо, чтобы работник понимал, какие ошибки он совершает, какие из них связаны с его личностью, как наиболее полно реализовать свой потенциал [101. С. 67].

Оценка персонала имеет непосредственное отношение к повышению эффективности  производства, поскольку по результатам  оценки появляется возможность:

- совершенствовать расстановку кадров путем подбора наиболее подходящих кандидатур на ту или иную должность;

- улучшать использование кадров, осуществлять их служебно-квалификационное продвижение;

- выявлять направленность повышения квалификации работников;

- стимулировать их трудовую деятельность за счет обеспечения более тесной увязки оплаты труда с результатами труда;

  • совершенствовать формы и методы работы руководителей;
  • формировать положительное отношение к труду, обеспечивать удовлетворенность работой и др. [105. С. 134].

 На результатах оценки кадров базируется решение следующих управленческих проблем, приведенных в таблице 1.

 

Таблица 1 - Решения управленческих проблем, принимаемые по результатам оценки персонала

Управленческая  проблема

Способы решения

Подбор кадров

оценка личных качеств  претендентов;

оценка квалификации претендентов.

Определение степени соответствия занимаемой должности

переаттестация работников;

анализ рациональной расстановки кадров;

оценка полноты и  четкости исполнения должностных обязанностей;

оценка работника  после завершения испытательного срока, после завершения стажировки.

Улучшение использования  кадров

определение степени  загрузки работников, использование  по квалификации;

совершенствование организации управленческого труда.

Выяснение вклада работника в результаты работы

организация поощрения  работников (усиление материальных и моральных стимулов, обеспечение взаимосвязи оплаты и результатов труда, организации премирования);

установление  меры взыскания.

Продвижение работников, необходимость повышения квалификации

прогнозирование продвижения  по службе;

формирование резерва на продвижение;

отбор для выполнения ответственных заданий, направление  на стажировку как поощрение;

необходимость повышения  квалификации и ее направленность;

разработка программ повышения квалификации работников управления;

оценка эффективности  учебы на курсах и в институтах повышения квалификации.

Улучшение структуры  аппарата управления

обоснование численности  аппарата управления, специалистов и  служащих в подразделении;

проверка нормативов численности;

обоснование структуры  кадров по должностям, уровню квалификации;

разработка  и уточнение должностных инструкций.

Совершенствование управления

совершенствование стиля  и методов управления (усиление демократических  начал, борьба с бюрократизмом и  т.п.);

повышение ответственности  работников;

укрепление  взаимосвязи руководителей и подчиненных.




 

 

Каждая из этих проблем связана  с разными аспектами оценки персонала. Так, прием на работу требует, прежде всего, оценки личных качеств претендентов, что предполагает широкое использование тестирования, аттестация кадров - оценки результатов труда, качества выполнения функциональных обязанностей, для чего необходимы совершенно другие, чем при найме на работу, методические приемы в оценке [35. С. 82].

Для обеспечения рационального  использования персонала важное значение имеет осуществление принципа справедливой платы за труд, как условие высокой материальной заинтересованности. Поэтому здесь большое значение имеет оценка персонала с позиции результатов труда. Для других же целей, как, например, подбор новых работников, выдвижение, направление на учебу, повышение квалификации, большое значение имеет оценка личных качеств работников [12. С. 47].

Оценка работников выполнит поставленные задачи только в том случае, если будет проводиться с соблюдением  определенных требований, представленных на рисунке 1. Среди них особо выделяются:

- объективность - использование достаточно полной системы показателей для характеристики работника, его деятельности, поведения, использование достоверной информационной базы для расчета показателей, охват достаточно длительного периода работы и учет динамики результатов деятельности на протяжении этого периода;

- оперативность - своевременность и быстрота оценки, регулярность ее проведения;

- гласность - широкое ознакомление работников с порядком и методикой проведения оценки, доведение ее результатов до всех заинтересованных лиц;

- демократизм - участие общественности, привлечение к оценке коллег и подчиненных;

- единство требований оценки для всех лиц однородной должности;

- простота, четкость и доступность процедуры оценки;

- результативность — обязательное и оперативное принятие действенных мер по результатам оценки;

- максимально возможная механизация и автоматизация [56. С. 24].

Рисунок 1 – Требования при оценке персонала

 

Не секрет, что многие руководители (и не только российские) воспринимают оценку как бюрократическую, формальную процедуру. И чем больше менеджер тратит времени и сил на непривычную для него работу по обработке анкет и вводу данных в компьютер, тем больше его недовольство. Кроме того, не всех устраивает тот факт, что оценке подвергается не только рядовой персонал, но и топ-менеджмент.

Первые лица компаний тоже часто  бывают уверены, что оценка персонала - это пустая трата времени и  они сами отлично все знают  о своих подчиненных. Сотрудники, в свою очередь, не спешат идти навстречу начальству и не предлагают провести оценку собственной работы, считая, что инициатива наказуема. Однако своевременная оценка заключает в себе ряд преимуществ как для организации так и для сотрудников (таблица 2.)

Информация о работе Технология формирования модели компетенций для оценки персонала