Технология и моделирование процесса выработки управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:35, реферат

Описание работы

В наиболее общем виде теория принятия решений представляет собой раздел науки управления, включающий исследование проблем постановки цели и задачи, определение критериев и показателей информационного обеспечения вариантов решения и их оптимизацию.
Каждому человеку приходится ежедневно принимать решения. Это и малозначащие решения, принимаемые без систематического продумывания, и достаточно важные, которые принимают после размышлений, длящихся часами, днями, неделями.

Содержание работы

Технология и моделирование процесса выработки управленческих решений…………………………………………………………………..4
Построение «дерева целей»……………………………………………..8
Условия оптимизации управленческих решений……………………..10
Процесс реализации управленческих решений………………

Файлы: 1 файл

Менеджмент 2.docx

— 39.38 Кб (Скачать файл)
 

Содержание

  1. Технология и моделирование процесса выработки управленческих решений…………………………………………………………………..4
  2. Построение «дерева целей»……………………………………………..8
  3. Условия оптимизации управленческих решений……………………..10
  4. Процесс реализации управленческих решений……………………….13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

В наиболее общем  виде теория принятия решений представляет собой раздел науки управления, включающий исследование проблем постановки цели и задачи, определение критериев  и показателей информационного  обеспечения вариантов решения  и их оптимизацию.

Каждому человеку приходится ежедневно принимать  решения. Это и малозначащие решения, принимаемые без систематического продумывания, и достаточно важные, которые принимают после размышлений, длящихся часами, днями, неделями.

Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для  всякого , кто хочет преуспеть  в искусстве управления.

Любая организация  испытывает потребность в непрерывной  работе с кадрами, поэтому управленческие решения, связанные с организацией и управлением деятельности персонала, во многом определяют эффективность  функционирования организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Технология  и модернизация процесса выработки управленческих решений

Управление  – целенаправленный процесс, выполняемый  непрерывно во времени и пространстве, требующий глубокого анализа, разработки и постановки определенных целей. Чем  точнее результат соответствует  установленной цели, тем выше качество управления.

Принятие  решения – сложный и ответственный этап процесса управления, заключающийся в выборе наиболее рационального пути достижения установленной цели.

Процесс моделирования  часто применяется при решении  сложных проблем в управлении, так как позволяет избежать значительных трудностей и издержек при проведении экспериментов в реальной жизни. Основой моделирования является необходимость относительного упрощения  реальной жизненной ситуации или  события, вместе с тем это упрощение  не должно нарушать основных закономерностей  функционирования изучаемой системы.

Типы моделей: физическая, аналоговая (организационная  схема, график), математическая (использование  символов для описания действия или  объектов).

Признаки  управленческого  решения: 1) принимается при наличии цели управления, установленного критерия эффективности процесса управления и множества альтернативных способов достижения цели или вариантов управляющих воздействий, обеспечивающих достижение назначенной цели; 2) является результатом выполнения одного из этапов процесса управления и включает выбранный рациональный (или оптимальный) способ достижения цели, или вариант управляющих воздействий на объект управления, для достижения поставленной цели; 3) может периодически корректироваться при изменении цели (задачи) управления и появлении новых условий в обстановке окружающей среды.

Основные  составляющие процесса разработки управленческого  решения: деятельность должна быть спланирована, организована, должен осуществляться контроль за ее ходом и качеством. В целом, при осуществлении функций управления должна создаваться управляющая подсистема, призванная осуществить управление достижением цели, т. е. процессы выполнения задач управления и целевые управленческие организации, призванные осуществлять эти процессы. 
 

Основные  этапы процесса выработки  решения:

1. Осознание задачи и разработка предварительного решения на создание процесса разработки решения.

2. Уточнение решения на создание процесса разработки решения, планирование работы, создание системы контроля за процессом и качеством разработки решения. 3. Уточнение и детализация задач, определение мероприятий, которые необходимо осуществить, для достижения поставленных целей. 4. Анализ факторов внешней и внутренней сред, оказывающих влияние на достижение цели. 5. Прогнозное моделирование деятельности по достижению цели. 6. Согласование проекта решения с исполнителями. 7. Выбор одного из вариантов решения и доведение его до исполнителей. 

Технология  менеджмента рассматривает  управленческое решение  как процесс, состоящий  из трех стадий:

· подготовка решения;

· принятие решения;

· реализация решения.

На стадии подготовки управленческого решения  проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются  проблемы, требующие решения.

На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений  и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов;

· производится отбор критериев выбора оптимального решения;

· выбор  и принятие наилучшего решения.

На стадии реализации решения принимаются  меры для конкретизации решения  и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его  выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения.

Каждое  управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью  управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств  и инструментов, которые могли  бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и  обстоятельствах. Управленческие решения  могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и  многовариантного расчета, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но содержит в себе вероятность ошибок и неопределенность. Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных  последствий. Руководители, либо ответственные  в принятии решения обязаны постоянно  и всесторонне изучать поступающую  информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые необходимо согласовывать  на всех уровнях внутрифирменной  иерархической пирамиды управления.

Проблема  выбора решения одна из важнейших  в современной науке управления. Она предполагает необходимость  всесторонней оценки конкретной обстановки и самостоятельность принятия им одного из нескольких вариантов возможных  решений. Принятые решения поступают  в исполнительные органы и подлежат контролю за их реализацией. Поэтому  управление должно быть целенаправленным, должна быть известна цель управления. В системе управления обязательно  должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из определенного  набора решений. Чем больше выбор, тем  эффективнее управление. При выборе управленческого решения к нему предъявляются следующие требования:

· обоснованность решения; · оптимальность выбора; · правомочность решения;· краткость  и ясность; · конкретность во времени; · адресность к исполнителям; ·  оперативность выполнения.

Построение  модели является процессом. Основные этапы  этого процесса – постановка задачи, построение, проверка на достоверность, применение и обновление модели.

Постановка  задачи. Первый и наиболее важный этап построения модели, способный обеспечить правильное решение управленческой проблемы, состоит в постановке задачи. Правильное использование математики или компьютера не принесет никакой пользы, если сама проблема не будет точно диагностирована. Правильная постановка задачи важнее даже, чем ее решение. Для нахождения приемлемого или оптимального решения задачи нужно знать, из чего она состоит. Как ни просто и прозрачно данное утверждение, чересчур многие специалисты игнорируют очевидное. Миллионы долларов расходуются ежегодно на поиски элегантных и глубокомысленных ответов на неверно поставленные вопросы. Далее, из того только, что руководитель осведомлен о наличии проблемы, вовсе не следует факт идентификации истинной проблемы.   Руководитель обязан уметь отличать симптомы от причин.

Построение  модели. После правильной постановки задачи следующим этапом процесса предусмотрено построение модели. Разработчик должен определить главную цель модели, какие  выходные нормативы или информацию предполагается получить, используя модель, чтобы помочь руководству разрешить стоящую перед ним проблему. Также необходимо определить какая информация требуется для построения модели, удовлетворяющей этим целям и выдающей на выходе нужные сведения.

Проверка  модели на достоверность. После  построения модели ее следует проверить на достоверность. Один из аспектов проверки заключается в определении степени соответствия модели реальному миру. Специалист по науке управления должен установить – все ли существенные компоненты реальной ситуации встроены в модель. Проверка многих моделей управления показала, что они не совершенны, поскольку не охватывают всех релевантных переменных. Естественно, чем лучше модель отражает реальный мир, тем выше ее потенциал как средство оказания помощи руководителю в принятии хорошего решения, если предположить, что модель не слишком сложна в использовании. Второй аспект проверки модели связан с установлением степени, в которой информация, получаемая с ее помощью действительно, помогает руководству совладать с проблемой.  

Применение  модели. После  проверки на достоверность модель готова к использованию. Ни одну модель науки управления нельзя считать успешно выстроенной, пока она не принята, не понята, и не применена на практике. Это кажется очевидным, но зачастую оказывается одним из самых тревожных моментов построения.

Обновление  модели. Даже если применение модели оказалось успешной, почти наверняка она потребует обновления. Руководство может обнаружить, что форма выходных данных не ясна или желательны дополнительные данные. Если цели организации изменяются таким образом, что это влияет на принятие решений, модель необходимо соответствующим образом модифицировать. Аналогичным образом, изменение во внешнем окружении – например, появление новых потребителей, поставщиков или технологий – может обесценить допущение исходную информацию, на которых основывалась модель при построении.

Как все  средства и методы, модели могут  привести к ошибкам. Эффективность  модели может быть снижена действием  ряда потенциальных погрешностей:

· недостоверные исходные допущения (любая модель опирается на некоторые исходные допущения и предпосылки. Это могут быть поддающиеся оценке предпосылки, которые можно объективно проверить и просчитать. Некоторые предпосылки не поддаются оценке и не могут быть объективно проверены. Никто не знает наверняка, произойдет ли это действительно. Поскольку такие предпосылки являются основой модели, то точность последней зависит от точности предпосылок. Модель нельзя использовать для прогнозирования, например, потребности в запасы, если неточны прогнозы сбыта на предстоящий период).

· информационные  ограничения (основная причина недостоверности предпосылок и других затруднений – это ограниченные возможности в получении нужной информации, которые влияют и на построение и на использование моделей. Точность моделей определяется точностью информации по проблеме. Построение модели наиболее затруднительно в условиях неопределенности. Когда необходимая информация настолько неопределенна, что ее трудно получить, исходя из критерия объективности, руководителю, возможно, целесообразнее положиться на свой опыт, способность к суждению, интуицию и помощь консультантов).

· страх пользователей (модель нельзя считать эффективной, если ею не пользуются. Основная причина не использования модели заключается в том, что руководители, которым она предназначена, могут не вполне понимать получаемые с помощью модели результаты и потому боятся ее применять).

· слабое использование на практике (согласно ряду исследований уровень методов моделирования в рамках науки управления превосходит уровень использования модели. Одна из причин такого положения дел – страх. Другие причины – это недостаток знаний и сопротивление переменам. Данная проблема подкрепляет желательность того, чтобы на стадии построения модели штабные специалисты привлекали к этому делу пользователей. Когда люди имеют возможность обсудить и лучше понять вопрос, метод или предполагаемое изменение, их сопротивление обычно снижается).

Информация о работе Технология и моделирование процесса выработки управленческих решений