Территориальная проблема как геополитический фактор взаимоотношений России и Японии: этапы и пути решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Объектом данного исследования является геополитическая направленность, как России, так и Японии в целом.
Кaк прeдмет иcследовaния в дaнной рабoте выстyпают роcсийско-японские oтнoшeния, а в частности и территориальный конфлик.
Задачи данного исследования таковы:
1) изучить историко-политический аспект территориальных претензий Японии и России;
2) обозначить ключевые проблемы российско-японских отношений
3) проанализировать проблему Южных Курил как основу территориальных претензий Японии к России;
4) оценить перспективы партнерства России и Японии с учетом и в контексте современного состояния территориального вопроса в отношениях двух стран.
Цель работы: изучение территориальной проблемы между Японией и Россией, выявление ключевых проблем и возможные способы их решения.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………3-4

1.Предыстория территориальных претензий Японии и России…...5
11. История отношений между Россией и Японией……………5-8
1.2. Территориальные претензии Японии………………………8-10
1.3.Территориальные проблемы России………………………11-14

2. Южно-курильская территориальная проблема…………………15
2.1.Правовые трактовки Южно-курильской территориальной проблемы………………………………………………………….15-24
2.2.Военная и экономическая аргументация………………….25-31
2.3.Современное состояние российско-японских отношений.31-38

3.Территориальная проблема как геополитический фактор взаимоотношений России и Японии: этапы и пути решения……..39
3.1.Курильская проблема глазами прогматика………………..39-48
3.2. Достигнутые на сегодня шаги……………………………..49-51

Заключение ………………………………………………………52-53

Список использованной литературы……………………………54-55

Файлы: 1 файл

курсовая по геополитике (2).docx

— 541.92 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………3-4

 

1.Предыстория территориальных претензий Японии и России…...5

   11. История отношений между Россией и Японией……………5-8

   1.2. Территориальные претензии Японии………………………8-10

   1.3.Территориальные проблемы России………………………11-14

 

2. Южно-курильская территориальная проблема…………………15

   2.1.Правовые трактовки Южно-курильской территориальной проблемы………………………………………………………….15-24

   2.2.Военная и экономическая аргументация………………….25-31

   2.3.Современное состояние российско-японских отношений.31-38

 

3.Территориальная проблема  как геополитический фактор взаимоотношений  России и Японии: этапы и пути  решения……..39

   3.1.Курильская проблема глазами прогматика………………..39-48

   3.2. Достигнутые на сегодня шаги……………………………..49-51

 

Заключение  ………………………………………………………52-53

 

Список использованной литературы……………………………54-55

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время примерно 50 стран мира имеют территориальные  споры со своими соседями. Территории России всегда были «лакомым» кусочком для многих стран, в особенности для стран Востока. На принадлежащие ей с 1945 г. острова южной Курильской гряды – Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи – претендует Япония.

В последние годы правительственные  чиновники и политики этой страны, в том числе высшего ранга, неоднократно выступали с заявлениями  о незаконности «российской оккупации» «северных территорий» и критиковали  визиты на Южные Курилы российских официальных лиц, в том числе  президента РФ.

Призывая как можно  быстрее решить этот территориальный  спор, естественно, путем возвращения  всех четырех островов Японии, они  подкрепляли этот призыв не только рассуждениями об исторической справедливости, которая восторжествует лишь тогда, когда Россия вернет Японии ее «исконные  северные территории», но и доводами о том, что именно нерешенность территориального спора между Японией и Россией  является одним из главных факторов (помимо таких чисто экономических, как несовершенство российского экономического законодательства, высокий уровень коррупции, незащищенность иностранных инвесторов и предпринимателей в России), сдерживающих развитие взаимовыгодных отношений между этими двумя странами.

Взаимоотношения с дальневосточным  соседом являются одной из важных составляющих внешнеполитической стратегии  России. Япония, в силу целого ряда объективных  причин геополитического, международного, экономического и военного характера, играет непреходящую роль с точки  зрения обеспечения национальной безопасности и национальных интересов России на Дальнем Востоке. В свою очередь  дружественные, доверительные межгосударственные связи и отношения созидательного партнерства с великой ядерной державой, какой на сегодняшний день остается Россия, играют исключительно важное значение для обеспечения национальных интересов и безопасности самой Японии. Таким образом, взаимная заинтересованность России и Японии в построении, расширении и углублении всесторонних взаимоотношений на благо народов обеих стран является объективной реальностью сегодняшнего дня.

Вce эти oбcтoятельcтвa и опpeделяют aктуальнocть дaннoго иccледoвaния.

В данной работе была использована литература таких авторов, как В.А. Головин, А.А. Макаров, Е.М. Жуков, Ю.Д. Кузнецов, А.Н. Панов, источники сети Интернет, «Интерфакса», статьи «Независимой газеты», Парламентской Газеты» и различных журналов.

Объектом данного исследования является геополитическая направленность, как России, так и Японии в целом.

Кaк  прeдмет  иcследовaния в дaнной рабoте выстyпают роcсийско-японские oтнoшeния, а в частности и территориальный конфлик.

Задачи данного исследования таковы:

      1) изучить  историко-политический аспект территориальных претензий Японии и России;

      2) обозначить ключевые проблемы российско-японских отношений

      3) проанализировать  проблему Южных Курил как основу  территориальных претензий Японии  к России;

      4) оценить  перспективы партнерства России  и Японии с учетом и в  контексте современного состояния  территориального вопроса в отношениях  двух стран.

Цель работы: изучение территориальной  проблемы между Японией и Россией, выявление ключевых проблем и  возможные способы их решения.

      Структура  данной курсовой работы обусловлена  сформулированными выше целью  и задачами исследования: введение, три главы, заключение, список  литературы.

  1. Предыстория территориальных претензий Японии и России

 

 

  1. 1. История отношений между Россией и Японией

Русско-японские отношения  имеют более чем трехсотлетнюю  историю. Первые сведения о Курильских островах сообщил в 1697 году русский  землепроходец В. В. Атласов. В 1854 году Япония, бывшая до этого "закрытой страной", была "открыта" М. Перри для европейцев. Уже в 1855 году был заключен первый русско-японский договор - "о мире и дружбе". Этот договор определял морскую границу, а японское правительство открыло для русских судов порты Симода, Хакодате, Нагасаки. В 1895 году был заключен договор о "взаимной свободе торговли и мореплавания" и режиме наибольшего благоприятствования для подданных одной страны на территории другой. ( рис.1)

Отношения между Россией  и Японией носили позитивный характер вплоть до русско-японской войны. В 1904 году война была развязана Японией, носила империалистический характер и  велась за господство в Северо-Восточном  Китае и Корее. В результате заключения Портсмутского мира 5 сентября 1905 года Россия признала Корею сферой влияния Японии и уступила ей Южный Сахалин.

1 сентября 1939 года началась  вторая мировая война. В течение  практически всего ее периода  (сентябрь 1939 г. - август 1945 г.) Япония  и Советский Союз не находились  в состоянии войны. Дело в  том, что в апреле 1941 года между  обеими странами был заключен  Пакт о нейтралитете со сроком  действия на 5 лет. 

4 - 11 февраля 1945 года в  Ялте встретились главы правительств трех союзных держав: И. В. Сталин (СССР), Ф. Д. Рузвельт (США) и У. Черчилль. В результате Ялтинской конференции (Крымской конференции) СССР выразил согласие на определенных условиях вступить в войну против Японии. По условию Ялтинской конференции СССР отходили так называемые "северные территории".

9 августа 1945 года, три  дня спустя после атомной бомбардировки  Хиросимы и в тот же день  атомной бомбардировки Нагасаки, Советский Союз вступил в войну  против Японии, поражение которой  уже не вызывало никаких сомнений. Спустя неделю, 14 августа Япония  приняла условия Потсдамской  декларации и капитулировала  перед союзными державами. 

После окончания войны  вся территория Японии была оккупирована союзными войсками. В результате переговоров  между союзниками территория собственно Японии подлежала оккупации войсками США, Тайвань - войсками Китая, а Сахалин  и Курильские острова - советскими войсками. Что касается Курил, то советские  войска 18 августа заняли остров Шумшу, а потом 27 августа, продвинувшись до острова Уруп, южного конца Курильской гряды, они развернулись назад от данного острова. Но, узнав об отсутствии американских войск на Северных территориях, в период до 3 сентября они оккупировали и Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряду Хабомаи, которые являются исконными территориями Японии.

Оккупация Северных территорий была военной оккупацией, совершенно бескровной после военных действий, и, следовательно, подлежала прекращению  в результате территориального урегулирования по мирному договору.

И. В. Сталин Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 года включил районы, находящиеся  под оккупацией, в состав территории своей страны. В период 1947-49 годов  Советский Союз насильственно выселил  японцев, проживавших на Итурупе, Кунашире, Шикотане и гряде Хабомаи (до войны на этих островах проживало свыше 17 тысяч японцев) и начал заселять оккупированные районы советскими гражданами.

В 1956 году между Советским  Союзом и Японией были проведены  переговоры, которые, однако, не привели  к договоренности: японская сторона  заявляла, что Итуруп, Кунашир, Шикотан  и гряда Хабомаи являются территорией Японии и требовала их возвращения, а советская сторона соглашалась вернуть лишь Шикотан и Хабомаи.

В результате Япония и СССР вместо мирного договора подписали  Совместную декларацию, предусматривавшую  прекращение состояния войны  и восстановление дипломатических  отношений. Стороны обязались продолжить переговоры о заключении мирного  договора и о возвращении после  заключения мирного договора гряды  Хабомаи и острова Шикотан.

Проблема Хабомаи и Шикотана в составе территориального вопроса между Японией и СССР в принципе разрешена японо-советской Совместной декларацией. Следовательно, остается проблема Итурупа и Кунашира, которая должна быть решена на переговорах по мирному договору.

После заключения Совместной декларации между Японией и СССР периодически проводились переговоры по мирному договору, но реального  результата не было получено. В частности, при тоталитаризме СССР долгое время занимал жесткую позицию, сводившуюся к тому, что "территориального вопроса не существует".

 

1.2. Территориальные претензии Японии

Япония является одним  из тех государств, которые активно  пытаются приобрести новые территории за счёт России. Важно отметить тот  факт, что в период существования  СССР, Япония ни разу не затрагивала  территориальных вопросов. Однако с  распадом Советского Союза, японское правительство  осознала возможность требовать  от РФ определённые территории. Скорее всего, это связано с ослаблением  России на международной арене.

Активизация претензионных  требований Японии началась с середины 90-х годов XX века. С 1997 по 2007 год, т.е. за 10 лет, было совершено около 15 русско-японских встреч, на которых обсуждались вопросу  принадлежности Южного Сахалина и островов Курильского архипелага. На одной  из последней русско-японской встречи, проходившей на острове Сахалин 18.02.2009 года. Премьер – Министр  Японии Таро Асо, возглавлявший японскую делегацию заявил: «Что касается территориального вопроса, то мы договорились ускорить практическую работу с тем, чтобы мы могли разрешить спор с новым, творческим и гибким подходом во время нашего поколения»

Т.о., Таро Асо дал ясно понять, что Япония не намерена отказываться от своих претензий на Южный Сахалин и острова Курильского Архипелага. Помимо этого, как сообщает информационный портал NEWSru.com., 3 июля 2009 года: «Верхняя палата парламента Японии единогласно утвердила законопроект, в котором Южные Курилы именуются «исконными территориями» страны. Ранее данный законопроект был принят нижней палатой и, следовательно, вступил в силу». ( рис. 2)

 

 

Спорные острова с российскими  и японскими названиями.

 

 

 Параллельно с принятием  законопроекта в Японии об  «исконности территорий», Государственная  Дума Федерального Собрания Российской  Федерации официально заявила,  что территория Южного Сахалина  и островов Курильского архипелага  являются российскими территориями  на основании Конституции РФ  и мирного договора, заключенного  между СССР и Японией в августе 1945 года. Так же Правительство РФ направила официальное обращение в парламент Японии о недопустимости подобных действий. Однако Япония ответила на претензии России довольно странным образом: 17 июля 2009 года японское правительство направило официальное обращение США о помощи в решении территориального спора. Уже 1 августа 2009 года состоялось заседание ООН по вопросу территориальных претензий Японии к России. На данном заседании представитель Японии в ООН высказал все претензии к России, предоставил доказательства принадлежности Южного Сахалина и островов Курильского архипелага Японии. Японские представители опирались да и опираются до сих пор, на следующие исторические факты: в августе 1905 года был подписан Портсмутский мирный договор между Россией и Японией, по которому Япония отказалась от контрибуций взамен на территории Южного Сахалина и Курильских островов. Что же касается мирного договора, заключенного в августе 1945 года, то данный договор является, по убеждению Японии, неравноправным, т.к. в период заключения данного договора Япония находилась в состоянии траура и аффекта, и не могла правильно анализировать подписываемые документы. На высказывания представителя Японии, российский представитель в ООН – В.И. Чуркин – заявил: «Япония в августе 1945 года официально отказалась от претензий на территории Южного Сахалина и Курильских островов. Долгое время, вплоть до середины 90-х годов XX века, японская сторона ни разу не затрагивала данного вопроса, боясь реакции Советского Союза и его союзников. Подписанный в 1945 году договор чётко указывает на принадлежность спорных территорий России, да и в Конституции РФ прописана их закреплённость за Россией»

Т.о., вопрос о территориальной  принадлежности Южного Сахалина и островов Курильского архипелага остаётся на повестки дня до сих пор.

Каковы же причины такого активного требования российских территорий Японией?

На первый взгляд, требования японской стороны парадоксальны: Япония расположена на 6 852 островах, из которых  крупными являются всего 4 острова –  Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку, составляющих 97 % японской территории. Все острова Японии соединены между собой мостами, однако связь между японскими территориями очень слабая. Присоединение к Японии Южного Сахалина и островов Курильского архипелага отрицательно отразиться на территориальной связи Японии, т.к. Южный Сахалин и Курильские острова расположены на довольно отдалённом расстоянии от основных территорий Японии и соединить их мостами с четырьмя крупнейшими японскими островами не получится. Так, чем же всё-таки руководствуется японское правительство, требуя от Российской Федерации Южный Сахалин и Курильские острова? Скорее всего, требования Японии основаны на хозяйственно-экономическом фоне. Для понятия территориальных претензий Японии, необходимо указать черты её хозяйственно-экономической деятельности:

Информация о работе Территориальная проблема как геополитический фактор взаимоотношений России и Японии: этапы и пути решения