Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 15:51, курсовая работа
Объектом данного исследования является геополитическая направленность, как России, так и Японии в целом.
Кaк прeдмет иcследовaния в дaнной рабoте выстyпают роcсийско-японские oтнoшeния, а в частности и территориальный конфлик.
Задачи данного исследования таковы:
1) изучить историко-политический аспект территориальных претензий Японии и России;
2) обозначить ключевые проблемы российско-японских отношений
3) проанализировать проблему Южных Курил как основу территориальных претензий Японии к России;
4) оценить перспективы партнерства России и Японии с учетом и в контексте современного состояния территориального вопроса в отношениях двух стран.
Цель работы: изучение территориальной проблемы между Японией и Россией, выявление ключевых проблем и возможные способы их решения.
Введение ……………………………………………………………3-4
1.Предыстория территориальных претензий Японии и России…...5
11. История отношений между Россией и Японией……………5-8
1.2. Территориальные претензии Японии………………………8-10
1.3.Территориальные проблемы России………………………11-14
2. Южно-курильская территориальная проблема…………………15
2.1.Правовые трактовки Южно-курильской территориальной проблемы………………………………………………………….15-24
2.2.Военная и экономическая аргументация………………….25-31
2.3.Современное состояние российско-японских отношений.31-38
3.Территориальная проблема как геополитический фактор взаимоотношений России и Японии: этапы и пути решения……..39
3.1.Курильская проблема глазами прогматика………………..39-48
3.2. Достигнутые на сегодня шаги……………………………..49-51
Заключение ………………………………………………………52-53
Список использованной литературы……………………………54-55
Из опубликованных в Японии
стенограмм имперских совещаний 1941
г. известно, что японское военное
руководство проводило
Версия вторая - о том, что война с Японией есть результат "имперской политики" Сталина, а не объективная потребность антигитлеровской коалиции во второй мировой войне - также не является достаточно убедительной. Инициатива участия СССР в войне с Японией принадлежала не Сталину, а лидерам Великобритании и США. Хотя союзники неоднократно заявляли о желательности этого варианта, тяжелая обстановка на советско-германском фронте осуществить его не позволяла.
В 1943 г. советское руководство
обещало союзникам
Не отрицая наличия территориальной проблемы между Россией и Японией и не поддерживая позиций экстремистского толка в этом вопросе, следует, однако, считать, что если наша страна пойдет на передачу Южных Курил Японии, то это будет акт доброй волн с целью нормализовать наши отношения с дальневосточным соседом, а не удовлетворение ее якобы законных претензий. Только такая позиция на переговорах позволит пели их и русле потепления международного климата и взаимных уступок.
Это, однако, не означает, что
нужно отказаться от поисков взаимоприемлемого
решения по нормализации наших отношений
с Японией, и том числе и
путем территориального размежевания.
Но решение этих проблем нельзя рассматривать
в узком секторе, не касаясь общих
проблем стратегической стабильности
в азиатско-тихоокеанском
Изложенные соображения по военным аспектам курильской проблемы заслуживают самого серьезного внимания. Не вызывает сомнения, что при прочих равных условиях острова лучше иметь, чем не иметь. Однако важно оценить, насколько незаменима их стратегическая роль и перевешивает ли она другие - политические и экономические - доводы в пользу уступки.
В частности, нужно учитывать, что и сейчас Охотское море не является полностью российской внутренней акваторией. Его южное побережье - японский остров Хоккайдо, на котором, поданным нашего Генштаба, развернута мощная Северная армия Японии и части США. Они способны обеспечить с берегов прорыв в Охотское море военно-морских сил через проливы южнее Сахалина и Кунашира.
Далее, если, по мнению Генштаба, "наши возможности по своевременному (в угрожаемый период) усилению курильской группировки... крайне ограничены, а и случае начала военных действий практически невозможны", то роль российских частей на островах не так уж велика: сколько часов продержится 7-тысячный гарнизон (с 40 танками и 30 самолетами) против вдесятеро превосходящих сухопутных войск и авиации противника вкупе с ударными авианосными и десантно-штурмовымн соединениями?
Некоторые военные оценки
говорят о возможности
Это с одной стороны. С
другой, не следует преувеличивать
угрозу ударов с моря со стороны
США и Японии по российскому Дальнему
Востоку. Создание необходимых группировок
в условиях Тихоокеанского театра военных
действий потребует значительного
периода для наращивания сил,
а эффективность действий этих сил
будет определиться не только их составом,
но и возможностями
Существенное значение уделяется и экономической аргументации. Отметим при этом, что сторонники передачи островов обычно высказывают мнение, что требуемое ими решение приведет к притоку японского капитала на российский Дальний Восток. Их оппоненты указывают, что, напротив, в политике правительства и крупного капитала Японии Россия не рассматривается как объект масштабных инвестиций. В целом, однако, данный момент не стал почему-то объектом сколько-нибудь серьезных обсуждений. Куда больше места в аргументации противников передачи островов занимает подчеркивание экономической ценности южной части Курил. Общая оценка запасов минеральных ресурсов по мировым ценам здесь составляет минимум 44,05 млрд. долларов США. Здесь имеются золото, серебро, цинк, медь, свинец, железо, титан, ванадий, агаты, сера Судьба Южных Курил скрыта в письме Бориса Ельцина. 1998. -13 ноября..
По российским оценкам, участок между Малой Курильской грядой и Шикотаном и Кунаширом дает 10% улова рыбы от его общего количества. Здесь добывается ежегодно 1,2 млн. т рыбы, в то время как все страны Балтики вылавливают 340 тыс. т. По другим оценкам, эти показатели соответственно равны 1,5 млн. т и 350 тыс. т. Для России передача четырех островов Японии обернется уменьшением более чем на треть лова рыбы на всем Дальнем Востоке. В денежном выражении эта сумма равна не менее 2 млрд. долларов ежегодно. Острова Итуруп и Хабомаи отойдут к Японии вместе с примыкающей к ним двухсотмильной хозяйственной зоной Охотского моря и Тихого океана. Между тем с Курильских островов Россия получает до половины потребляемой ею морской капусты.
Только островные сырьевые
(биологические и минеральные) ресурсы
оцениваются в 44 млрд. долларов. Российские
авторы утверждают, что при интенсивном
освоении Южно-Курильская гряда может
дать десятки триллионов долларов.
Следует также учитывать
Одно из предложений японской стороны в 2000 году ("Формула Кавана") сводилось к тому, чтобы провести линию границы между островами Уруп и Итуруп, подтвердив тем самым суверенитет Японии над всеми спорными островами, а их фактическую передачу на какое-то время отложить. Это предложение оказалось для России неприемлемо, поскольку предполагало ее юридическую капитуляцию по вопросу о принадлежности Кунашира и Итурупа, переговоры о которых еще не велись. На следующий год российская сторона выдвинула предложение о заключении мирного договора без урегулирования проблемы пограничного размежевания, которое неприемлемым сочла уже Япония.
В. В. Путин считает, что Россия никогда не считала, что должна отдавать Японии Южно-Курильские острова. По его мнению, в ходе переговорного процесса Россия пошла в 1956 году навстречу Японии и согласовали известный текст декларации. Там действительно идет речь о передаче Японии двух островов, там не сказано, на каких условиях, не сказано, под чей суверенитет. Это всё вопросы, которые авторы декларации оставили открытыми. ( рис.3)
Итак, мы рассмотрели Южно-Курильскую территориальную проблему.
Из всего вышеизложенного
можно сделать следующие
В попытках улучшить свои отношения с Японией СССР проявлял тактическую гибкость в своем подходе к проблеме пограничного размежевания. В частности, в 1956 г. СССР взял на себя правовое обязательство передать Японии острова Хабомаи и Шикотан после подписания мирного договора.
Япония руководствовалась
прямо противоположной
В российско-японских отношениях заметные шаги навстречу друг другу были сделаны в 1992 году. Был официально признан до сих пор отрицавшийся факт самого существования проблемы, а также перечень территорий, о принадлежности которых существуют разногласия. Подтверждено правопреемство России в отношении всех договорных обязательств СССР.
Однако ожидания и запросы Японии всегда превышали пределы того, на что в каждый конкретный момент была готова пойти Россия. В итоге российско-японские отношения зашли в тупик. Длительные споры не дали преимущества ни одной из сторон: Япония до сих пор не получила обратно ни одного острова, а Россия не сумела привлечь японские инвестиции в свою экономику.
2.3.Современное состояние российско-японских отношений
Территориальная близость России и Японии и невозможность использовать ее для решения политических, экономических и территориальных проблем.
Япония активно содействовала вступлению России в форум АТЭС. В ходе саммита АТЭС в октябре 2003 года в Бангкоке состоялась встреча Президента Российской Федерации В.В. Путина с премьер-министром Японии Дз. Коидзуми, в ходе которой был подтверждён курс на активизацию и укрепление экономических отношений между двумя странами. Очередной саммит АТЭС прошел в ноябре 2004 г. в Сантьяго (Чили). В его ходе также прошла двусторонняя встреча лидеров России и Японии.
В целом в последнее время наблюдается заметная активизация двустороннего экономического взаимодействия, что связано в значительной степени с улучшением общего состояния российско-японских отношений, в первую очередь в политической сфере, успешным развитием экономики России, выходом японской экономической системы из состояния застоя, а на этой основе - ростом взаимного интереса российского и японского бизнеса к сотрудничеству по широкому кругу областей, в первую очередь - в энергетике и связанных с ней сферах.
Для развития общественных,
деловых и научных связей между
обеими странами создан Российско-Японский
Деловой Совет - многоплановый форум.
В него входят представители деловых,
научных, культурных и спортивных организаций
России, участвующие в осуществлении
контактов с коллегами в
Тесное сотрудничество в
телекоммуникационной сфере специалистов
России и Японии уже в ближайшее
время способно принести ощутимую выгоду
обеим странам. Прежде всего - за счет
активного участия в
26-31 марта 2005 г. Председатель
Совета учредителей Российско-
На встречах с руководителями ведущих организаций деловых кругов Японии, в том числе Председателем Японо-Российского комитета по экономическому сотрудничеству (ЯРКЭС) Всеяпонской федерации экономических организаций «Ниппон Кэйданрэн» К.Андзаем и Президентом ТПП Японии Н.Ямагути, основное внимание было уделено обсуждению вопросов дальнейшего продвижения российско-японского торгово-экономического взаимодействия, в том числе по линии Делового Совета. С удовлетворением отмечалось, что позитивные тенденции в развитии российской экономики и выход японской экономики из затяжной стагнации создают благоприятные возможности для наращивания сотрудничества в этой сфере. В последние годы существенно вырос товарооборот между нашими странами, который приблизился к рекордному за всю историю двусторонних связей уровню в 9 млрд. долларов.