Территориальная проблема как геополитический фактор взаимоотношений России и Японии: этапы и пути решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Объектом данного исследования является геополитическая направленность, как России, так и Японии в целом.
Кaк прeдмет иcследовaния в дaнной рабoте выстyпают роcсийско-японские oтнoшeния, а в частности и территориальный конфлик.
Задачи данного исследования таковы:
1) изучить историко-политический аспект территориальных претензий Японии и России;
2) обозначить ключевые проблемы российско-японских отношений
3) проанализировать проблему Южных Курил как основу территориальных претензий Японии к России;
4) оценить перспективы партнерства России и Японии с учетом и в контексте современного состояния территориального вопроса в отношениях двух стран.
Цель работы: изучение территориальной проблемы между Японией и Россией, выявление ключевых проблем и возможные способы их решения.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………3-4

1.Предыстория территориальных претензий Японии и России…...5
11. История отношений между Россией и Японией……………5-8
1.2. Территориальные претензии Японии………………………8-10
1.3.Территориальные проблемы России………………………11-14

2. Южно-курильская территориальная проблема…………………15
2.1.Правовые трактовки Южно-курильской территориальной проблемы………………………………………………………….15-24
2.2.Военная и экономическая аргументация………………….25-31
2.3.Современное состояние российско-японских отношений.31-38

3.Территориальная проблема как геополитический фактор взаимоотношений России и Японии: этапы и пути решения……..39
3.1.Курильская проблема глазами прогматика………………..39-48
3.2. Достигнутые на сегодня шаги……………………………..49-51

Заключение ………………………………………………………52-53

Список использованной литературы……………………………54-55

Файлы: 1 файл

курсовая по геополитике (2).docx

— 541.92 Кб (Скачать файл)

Из опубликованных в Японии стенограмм имперских совещаний 1941 г. известно, что японское военное  руководство проводило подготовку к нападению на Советский Союз, и даже была определена дата - 29 августа 1941 г. Таким образом, Япония не считала  себя связанной пактом о нейтралитете, и не он удержал ее от нападения  на СССР, а мощные группировки вооруженных  сил, которые Советский Союз был  вынужден держать на дальневосточных рубежах, ослабляя свои силы на советско-германском фронте. При таком положении пакт о нейтралитете между Японией - союзницей Германии, и СССР - союзником США и Англии, воевавших с Японией, потерял смысл. Законность вступления Советского Союза в войну с Японией не вызывает сомнений .

Версия вторая - о том, что война с Японией есть результат "имперской политики" Сталина, а не объективная потребность  антигитлеровской коалиции во второй мировой войне - также не является достаточно убедительной. Инициатива участия СССР в войне с Японией  принадлежала не Сталину, а лидерам  Великобритании и США. Хотя союзники неоднократно заявляли о желательности  этого варианта, тяжелая обстановка на советско-германском фронте осуществить  его не позволяла.

В 1943 г. советское руководство  обещало союзникам удовлетворить  их просьбу об оказании помощи в  войне с Японией, однако перевести  эти обещания в практическую плоскость  оно смогло только в 1945 г., когда разгром  фаши¬стской Германии уже не оставлял никаких сомнений. На Ялтинской конференции в феврале 1945 г. было достигнуто соглашение, которое гласило: "руководство трех великих держав - Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Великобритании согласились в том, что через два-три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе Советский Союз вступит в войну против Японии на стороне союзников.

Не отрицая наличия  территориальной проблемы между  Россией и Японией и не поддерживая  позиций экстремистского толка  в этом вопросе, следует, однако, считать, что если наша страна пойдет на передачу Южных Курил Японии, то это будет акт доброй волн с целью нормализовать наши отношения с дальневосточным соседом, а не удовлетворение ее якобы законных претензий. Только такая позиция на переговорах позволит пели их и русле потепления международного климата и взаимных уступок.

Это, однако, не означает, что  нужно отказаться от поисков взаимоприемлемого  решения по нормализации наших отношений  с Японией, и том числе и  путем территориального размежевания. Но решение этих проблем нельзя рассматривать  в узком секторе, не касаясь общих  проблем стратегической стабильности в азиатско-тихоокеанском регионе .

Изложенные соображения  по военным аспектам курильской проблемы заслуживают самого серьезного внимания. Не вызывает сомнения, что при прочих равных условиях острова лучше иметь, чем не иметь. Однако важно оценить, насколько незаменима их стратегическая роль и перевешивает ли она другие - политические и экономические - доводы в пользу уступки.

В частности, нужно учитывать, что и сейчас Охотское море не является полностью российской внутренней акваторией. Его южное побережье - японский остров Хоккайдо, на котором, поданным нашего Генштаба, развернута мощная Северная армия Японии и части США. Они  способны обеспечить с берегов прорыв в Охотское море военно-морских сил  через проливы южнее Сахалина и Кунашира.

Далее, если, по мнению Генштаба, "наши возможности по своевременному (в угрожаемый период) усилению курильской группировки... крайне ограничены, а и случае начала военных действий практически невозможны", то роль российских частей на островах не так уж велика: сколько часов продержится 7-тысячный гарнизон (с 40 танками и 30 самолетами) против вдесятеро превосходящих сухопутных войск и авиации противника вкупе с ударными авианосными и десантно-штурмовымн соединениями?

Некоторые военные оценки говорят о возможности противника провести в короткие сроки воздушно-морскую  десантную операцию по захвату Курильских островов. Кроме того, нельзя исключать прорыв авианосных и амфибийных сил противника через другие судоходные проливы.

Это с одной стороны. С  другой, не следует преувеличивать угрозу ударов с моря со стороны  США и Японии по российскому Дальнему Востоку. Создание необходимых группировок  в условиях Тихоокеанского театра военных  действий потребует значительного  периода для наращивания сил, а эффективность действий этих сил  будет определиться не только их составом, но и возможностями противодействия  другой стороны. Напомним, что в начале 1991 г. после полугода приготовлений  против Ирака было задействовано 10 дивизий, более 1000 самолетов и 6 авианосцев. И это при полном господстве антииракской коалиции в воздухе и на море. А Россия все-таки не Ирак. На Дальнем  Востоке у нас около 900 боевых самолетов, 60 крупных кораблей и 90 многоцелевых подводных лодок (из них более 40 атомных). Еще 800 самолетов в приграничных с Китаем районах. Имеется до полумиллиона войск, свыше 20 тыс. единиц бронетехники и 15 тыс. артиллерийских средств. Если уж этого по каким-то причинам не хватит, то одна дивизия и авиаполк на Курилах  тоже не помогут.

Существенное значение уделяется  и экономической аргументации. Отметим  при этом, что сторонники передачи островов обычно высказывают мнение, что требуемое ими решение  приведет к притоку японского  капитала на российский Дальний Восток. Их оппоненты указывают, что, напротив, в политике правительства и крупного капитала Японии Россия не рассматривается  как объект масштабных инвестиций. В целом, однако, данный момент не стал почему-то объектом сколько-нибудь серьезных  обсуждений. Куда больше места в  аргументации противников передачи островов занимает подчеркивание экономической  ценности южной части Курил. Общая  оценка запасов минеральных ресурсов по мировым ценам здесь составляет минимум 44,05 млрд. долларов США. Здесь имеются золото, серебро, цинк, медь, свинец, железо, титан, ванадий, агаты, сера Судьба Южных Курил скрыта в письме Бориса Ельцина. 1998. -13 ноября..

По российским оценкам, участок  между Малой Курильской грядой и  Шикотаном и Кунаширом дает 10% улова рыбы от его общего количества. Здесь добывается ежегодно 1,2 млн. т  рыбы, в то время как все страны Балтики вылавливают 340 тыс. т. По другим оценкам, эти показатели соответственно равны 1,5 млн. т и 350 тыс. т. Для России передача четырех островов Японии обернется  уменьшением более чем на треть  лова рыбы на всем Дальнем Востоке. В денежном выражении эта сумма  равна не менее 2 млрд. долларов ежегодно. Острова Итуруп и Хабомаи отойдут к Японии вместе с примыкающей к ним двухсотмильной хозяйственной зоной Охотского моря и Тихого океана. Между тем с Курильских островов Россия получает до половины потребляемой ею морской капусты.

Только островные сырьевые (биологические и минеральные) ресурсы  оцениваются в 44 млрд. долларов. Российские авторы утверждают, что при интенсивном  освоении Южно-Курильская гряда может  дать десятки триллионов долларов. Следует также учитывать возможные  валютные потери России (в случае передачи островов Японии) в результате необходимости  платы за проход российских судов  через японские проливы.

Одно из предложений японской стороны в 2000 году ("Формула Кавана") сводилось к тому, чтобы провести линию границы между островами Уруп и Итуруп, подтвердив тем самым суверенитет Японии над всеми спорными островами, а их фактическую передачу на какое-то время отложить. Это предложение оказалось для России неприемлемо, поскольку предполагало ее юридическую капитуляцию по вопросу о принадлежности Кунашира и Итурупа, переговоры о которых еще не велись. На следующий год российская сторона выдвинула предложение о заключении мирного договора без урегулирования проблемы пограничного размежевания, которое неприемлемым сочла уже Япония.

В. В. Путин считает, что  Россия никогда не считала, что должна отдавать Японии Южно-Курильские острова. По его мнению, в ходе переговорного  процесса Россия пошла в 1956 году навстречу  Японии и согласовали известный текст декларации. Там действительно идет речь о передаче Японии двух островов, там не сказано, на каких условиях, не сказано, под чей суверенитет. Это всё вопросы, которые авторы декларации оставили открытыми. ( рис.3)

 

 

Итак, мы рассмотрели Южно-Курильскую территориальную проблему.

Из всего вышеизложенного  можно сделать следующие выводы.

В попытках улучшить свои отношения  с Японией СССР проявлял тактическую  гибкость в своем подходе к  проблеме пограничного размежевания. В частности, в 1956 г. СССР взял на себя правовое обязательство передать Японии острова Хабомаи и Шикотан после подписания мирного договора.

Япония руководствовалась  прямо противоположной мотивацией: урегулированием проблемы пограничного размежевания, причем на своих раз  и навсегда определенных условиях. Япония стремится к передаче всех четырех островов, на которые претендует. Однако СССР ни разу не шел дальше обязательств по Совместной декларации 1956 г. о передаче Японии островов Хабомаи и Шикотан после подписания мирного договора. Возможность передачи Японии островов Кунашир и Итуруп или хотя бы признания их потенциально японскими территориями СССР никогда не рассматривал. И более того, не считал себя юридически обязанным это сделать. Япония же добивалась их передачи вместе с островами Хабомаи и Шикотан.

В российско-японских отношениях заметные шаги навстречу друг другу  были сделаны в 1992 году. Был официально признан до сих пор отрицавшийся факт самого существования проблемы, а также перечень территорий, о  принадлежности которых существуют разногласия. Подтверждено правопреемство России в отношении всех договорных обязательств СССР.

Однако ожидания и запросы  Японии всегда превышали пределы  того, на что в каждый конкретный момент была готова пойти Россия. В  итоге российско-японские отношения  зашли в тупик. Длительные споры  не дали преимущества ни одной из сторон: Япония до сих пор не получила обратно  ни одного острова, а Россия не сумела привлечь японские инвестиции в свою экономику.

       2.3.Современное состояние российско-японских отношений

Территориальная близость России и Японии и невозможность использовать ее для решения политических, экономических  и территориальных проблем.

Япония активно содействовала  вступлению России в форум АТЭС. В ходе саммита АТЭС в октябре 2003 года в Бангкоке состоялась встреча  Президента Российской Федерации В.В. Путина с премьер-министром Японии Дз. Коидзуми, в ходе которой был подтверждён курс на активизацию и укрепление экономических отношений между двумя странами. Очередной саммит АТЭС прошел в ноябре 2004 г. в Сантьяго (Чили). В его ходе также прошла двусторонняя встреча лидеров России и Японии.

В целом в последнее  время наблюдается заметная активизация  двустороннего экономического взаимодействия, что связано в значительной степени  с улучшением общего состояния российско-японских отношений, в первую очередь в  политической сфере, успешным развитием  экономики России, выходом японской экономической системы из состояния  застоя, а на этой основе - ростом взаимного  интереса российского и японского  бизнеса к сотрудничеству по широкому кругу областей, в первую очередь - в энергетике и связанных с ней сферах.

Для развития общественных, деловых и научных связей между  обеими странами создан Российско-Японский Деловой Совет - многоплановый форум. В него входят представители деловых, научных, культурных и спортивных организаций  России, участвующие в осуществлении  контактов с коллегами в Японии. Также был создан Российско-Японский комитет по экономическому сотрудничеству (РЯКЭС) - правопреемник Советско-Японского  комитета по деловому сотрудничеству, который был учрежден в 1965 г. одновременно с созданием Японо-Советского комитета по экономическому сотрудничеству на основе обменных писем между Торгово-промышленными  палатами обеих стран. В апреле 1992 г. был преобразован в Российско-Японский комитет по экономическому сотрудничеству, который возглавил Президент  Российского союза промышленников и предпринимателей - А.И. Вольский.

Тесное сотрудничество в  телекоммуникационной сфере специалистов России и Японии уже в ближайшее  время способно принести ощутимую выгоду обеим странам. Прежде всего - за счет активного участия в обеспечении  трафика между Европой и Азией. Для подготовки российских специалистов компанией NEC открыты учебные центры в Москве и Санкт-Петербурге. Кроме того, в Санкт-Петербурге на базе ЛОНИИС созданы национальный центр поддержки оборудования и аналитический центр, а на совместном предприятии «НЭК- НЕВА» - центр технического обслуживания установленного на российских предприятиях телекоммуникационного оборудования.

26-31 марта 2005 г. Председатель  Совета учредителей Российско-Японского  Делового Совета, Президент Торгово-промышленной  палаты Российской Федерации  академик Е.М.Примаков посетил  с визитом Японию. Е.М.Примаков  был принят Премьер-министром  Японии Дз.Коидзуми, имел встречи и беседы с Министром иностранных дел Н.Матимурой, начальником Управления обороны Японии Ё.Оно, бывшим Премьер-министром, сопредседателем российско-японского «Совета мудрецов» Ё.Мори, а также другими видными политическими деятелями и руководителями крупнейших организаций японских деловых кругов. В ходе бесед с японскими политиками обсуждался широкий спектр вопросов нынешнего состояния и перспектив развития российско-японских отношений. Собеседники высказывались за всестороннее развитие сотрудничества между двумя странами. При этом Премьер-министр Дз.Коидзуми подчеркнул желательность скорейшего осуществления визита в Японию Президента Российской Федерации В.В.Путина.

На встречах с руководителями ведущих организаций деловых  кругов Японии, в том числе Председателем  Японо-Российского комитета по экономическому сотрудничеству (ЯРКЭС) Всеяпонской федерации экономических организаций «Ниппон Кэйданрэн» К.Андзаем и Президентом ТПП Японии Н.Ямагути, основное внимание было уделено обсуждению вопросов дальнейшего продвижения российско-японского торгово-экономического взаимодействия, в том числе по линии Делового Совета. С удовлетворением отмечалось, что позитивные тенденции в развитии российской экономики и выход японской экономики из затяжной стагнации создают благоприятные возможности для наращивания сотрудничества в этой сфере. В последние годы существенно вырос товарооборот между нашими странами, который приблизился к рекордному за всю историю двусторонних связей уровню в 9 млрд. долларов.

Информация о работе Территориальная проблема как геополитический фактор взаимоотношений России и Японии: этапы и пути решения