Территориальная проблема как геополитический фактор взаимоотношений России и Японии: этапы и пути решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Объектом данного исследования является геополитическая направленность, как России, так и Японии в целом.
Кaк прeдмет иcследовaния в дaнной рабoте выстyпают роcсийско-японские oтнoшeния, а в частности и территориальный конфлик.
Задачи данного исследования таковы:
1) изучить историко-политический аспект территориальных претензий Японии и России;
2) обозначить ключевые проблемы российско-японских отношений
3) проанализировать проблему Южных Курил как основу территориальных претензий Японии к России;
4) оценить перспективы партнерства России и Японии с учетом и в контексте современного состояния территориального вопроса в отношениях двух стран.
Цель работы: изучение территориальной проблемы между Японией и Россией, выявление ключевых проблем и возможные способы их решения.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………3-4

1.Предыстория территориальных претензий Японии и России…...5
11. История отношений между Россией и Японией……………5-8
1.2. Территориальные претензии Японии………………………8-10
1.3.Территориальные проблемы России………………………11-14

2. Южно-курильская территориальная проблема…………………15
2.1.Правовые трактовки Южно-курильской территориальной проблемы………………………………………………………….15-24
2.2.Военная и экономическая аргументация………………….25-31
2.3.Современное состояние российско-японских отношений.31-38

3.Территориальная проблема как геополитический фактор взаимоотношений России и Японии: этапы и пути решения……..39
3.1.Курильская проблема глазами прогматика………………..39-48
3.2. Достигнутые на сегодня шаги……………………………..49-51

Заключение ………………………………………………………52-53

Список использованной литературы……………………………54-55

Файлы: 1 файл

курсовая по геополитике (2).docx

— 541.92 Кб (Скачать файл)

В связи с принятым в  декабре 2004 года решением Правительства  Российской Федерации о строительстве  трубопроводной системы Восточная  Сибирь - Тихий океан особый интерес  руководители японского бизнеса  проявили к возможностям налаживания  сотрудничества в области энергетики. При этом отмечалось, что такое  сотрудничество способствовало бы не только ускорению развития регионов российского Дальнего Востока и  обеспечению японской экономики  надежными источниками энергоносителей, но и внесло бы вклад в обеспечение  энергетической безопасности и укрепление общей стабильности в Северо-Восточной  Азии.

Важную роль в развитии двустороннего экономического сотрудничества играет деятельность учрежденной в 1994 г. Российско-Японской межправительственной комиссии по торгово-экономическим  вопросам (МПК), на заседаниях которой  рассматривается весь комплекс вопросов состояния и перспектив развития двусторонних экономических связей. К настоящему времени проведено  семь заседаний Российско-Японской МПК. Очередное VII заседание состоялось в Токио 22 апреля 2005 г. В ходе заседания объявлено о начале полноформатной деятельности нового органа двустороннего экономического взаимодействия - Российско-Японской организации по содействию торговле и инвестициям.

В рамках МПК функционируют  две Подкомиссии: по торговле и инвестициям  и по вопросам экономических отношений  с Дальневосточным регионом (в  феврале 2007 г. преобразована в Подкомиссию  по межрегиональному сотрудничеству, в октябре 2007 г. состоялось первое заседание  указанной Подкомиссии в г.Владивостоке).

Наряду с последовательным укреплением официальных контактов  дальнейшее развитие получили взаимные связи на деловом уровне, прежде всего в рамках Российско-японского  и Японо-российского комитетов  по экономическому сотрудничеству (РЯКЭС-ЯРКЭС), созданных, соответственно, при РСПП и «Ниппон Кэйданрэн» (Японская Федерация экономических организаций). 5 сентября 2006 г. в Москве проведено VIII совещание РЯКЭС-ЯРКЭС. В 2007 г. РЯКЭС был преобразован в Национальный комитет по развитию экономических отношений с Японией.

Но отношения двух стран  не ограничиваются экономическим сотрудничеством  и инвестициями. Так, например, 28 апреля 2007г. в Токио открылась уникальная выставка шедевров русского искусства  из собраний Государственного Русского музея Санкт-Петербурга. Около 200 шедевров русского искусства конца 18 - начала 20 веков были представлены на открывающейся  уникальной выставке из коллекции Государственного Русского музея Санкт-Петербурга.

Также, наблюдается активное сотрудничество в сфере воздушных  перевозок. В 2008 году Россия задействует  ряд новых более коротких и  экономичных для авиакомпаний авиатрасс  из дальневосточного региона РФ в  Японию. Как сообщили корр. АРМС-ТАСС в ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ» (ГК по ОрВД), основными пользователями этих трасс являются зарубежные авиакомпании. Российская сторона полностью подготовила эту трассу к открытию уже 28 августа 2008 года.

Кроме того, создана новая  конфигурация воздушной трассы для  полётов воздушных судов с  северо-западной части США в Юго-Восточную  Азию через Японию. В настоящее  время полеты по ней выполняются  по регламенту (не круглосуточно) и  только в направлении с севера на юг. С 20 ноября эта спрямленная  трасса переводится в режим «двустороннего движения», и полеты по ней могут  выполняться круглосуточно. Ось  воздушной трассы будет смещена  в сторону п-ова Камчатка. Если сейчас на одном эшелоне по трассе пролетает только один самолет в  час, то после задействования оптимального маршрута воздушные суда пойдут с интервалом в 15 минут. «Для обеспечения этого будет организован речевой канал связи между авиадиспетчерами в Саппоро с российскими коллегами в Хабаровске и Владивостоке. В связи с установкой УКВ-ретранслятора в районе п. Курильск значительно увеличится дальность связи с воздушными судами, осуществляющими полеты по данной трассе.

А 9 сентября 2008 Россия объявила о запуске в коммерческую эксплуатацию подводной кабельной системы  связи. Новая кабельная система  соединила Россию и Японию прямым высокоскоростным маршрутом по двум географически разнесенным линиям. Кабельная система RJCN построена  с применением цифрового оборудования спектрального уплотнения DWDM с планируемым  увеличением пропускной способности. Организация полного кольцевого резервирования новой кабельной  системы обеспечивает готовность «Ростелекома» к надежному пропуску растущих объемов международного трафика на рынок транзитного трафика Европа-Азия, в первую очередь, в направлении Россия - Япония.

Начало 2009 года в российско-японских отношениях было отмечено визитом в  Японию в январе председателя Совета Федерации Сергея Миронова и встречей 18 февраля президента России Дмитрия  Медведева с премьер-министром  Японии Таро Асо на Сахалине во время запуска завода по производству природного сжиженного газа. Ожидается также визит в Японию премьер-министра России Владимира Путина. Несмотря на развитие культурных связей и некоторые торгово-экономические успехи, политические вопросы между странами решаются тяжело, а проблема мирного договора не решается вообще. Вероятно, визит Путина также будет нацелен прежде всего на стимулирование деловых контактов между Россией и Японией, что в любом случае является событием позитивным, особенно в контексте переформатирования картины мира по причине глобального кризиса.

Новая ситуация, вызванная  ослаблением позиции США в  мире, может оказать стимулирующее  действие и на развитие отношений  между странами-соседями в Восточной  Азии. Так, если Япония примет стратегическое решение на сближение с Россией в области обеспечения региональной безопасности, то есть надежда на качественные сдвиги в российско-японских отношениях и в военной сфере. В свою очередь такое сотрудничество может способствовать и решению территориальной проблемы между странами, как это имело место в российско-китайских отношениях.

Но нельзя игнорировать и  другой вариант, когда ухудшение  экономической ситуации в России может послужить поводом для  того, чтобы Япония встала на путь усиления давления на Россию с целью решения  проблемы мирного договора по японскому  сценарию, т.е. путем «возвращения»  Японии южных Курильских островов - «северных территорий». При таком  развитии событий, очевидно, серьезных  позитивных сдвигов ожидать не приходится, а риски ухудшения российско-японских отношений только увеличатся.

Ухудшение экономической  ситуации в самой Японии, похоже, привело к тому, что политики в  Токио стали еще активнее использовать территориальную карту в популистских целях. Опять японская сторона начала разговоры о каких-то нестандартных  подходах к решению территориальной  проблемы. По этому поводу 17 февраля  глава МИД России Сергей Лавров заявил, что Россия не обещала Японии «нестандартно» решить вопрос Курил. Однако 18 февраля бывший премьер-министр Японии Дзюньитиро Коидзуми, выступая в Москве на пресс-конференции, сказал, что считает плодотворной идею члена Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Валерия Зубова поделить все острова пополам, чтобы половина каждого острова осталась за Россией, а половина отошла Японии. 6 марта МИД России резко отреагировал на мнение премьер-министра Японии Таро Асо, когда тот, отвечая на вопрос одного из депутатов японского парламента по поводу своего визита на Сахалин, сказал, что вопрос о принадлежности Южного Сахалина «окончательно не определен», и что поездка премьер-министра, как и учреждение генконсульства Японии в Южно-Сахалинске, «не оказывают влияния на вопрос о юридическом статусе Южного Сахалина». МИД России отметил, что заявления, подобные упомянутому «ответу», наносят существенный ущерб общей позитивной атмосфере двусторонних отношений, доверию и добрососедству, без которых невозможно рассчитывать на урегулирование сложных вопросов, имеющихся в двусторонних отношениях, включая и проблематику мирного договора.

Насколько реалистичен негативный сценарий развития отношений? Россия настроена  весьма конструктивно на сближение  с Японией по широкому спектру  задач, однако специфика японской внешней  политики позволяет говорить о существующей практике перевода любого улучшения  отношения в какой-либо сфере  сотрудничества в область требований «возвращения» южных Курильских островов. Иногда это делается завуалировано, иногда явно, но руководство России постоянно сталкивается с завидной настойчивостью японской стороны в  этом вопросе.

Таким образом, можно отметить, что за последние десятилетия  Россия и Япония совершили значительный прорыв в двусторонних отношениях. Изменения коснулись экономической, инвестиционной, транспортной, культурной, политической сфер деятельности. Заключен ряд постановлений и соглашений, касающихся отношений двух соседних государств, проведены встречи и  заседания, направленные на укрепление сотрудничества, получил развитие культурный обмен и обмен кадрами. Все  это говорит о том, что соседи стремятся идти навстречу друг другу, налаживать и восстанавливать разрушенные  в военное время связи, наверстывать упущенное за долгие годы «холодных» отношений. Нерешенным остается только «территориальный» вопрос, который, как надеется автор, в скором времени  разрешится самым наилучшим для  обоих государств образом.

 

 

 

 

3.Территориальная проблема  как геополитический фактор  взаимоотношений России и Японии: этапы и пути решения.

 

               3.1.Курильская проблема глазами прогматика

"Традиционалисты" отстаивают  прежний жесткий подход: полное  удовлетворение японских требований  на все спорные острова является  обязательной предпосылкой для  подписания мирного договора  и в целом для улучшения  отношений с Россией. "Модернисты" полагают, что отношения с Россией  приобрели самостоятельную ценность  и не должны страдать из-за  невозможности полного удовлетворения  японских территориальных требований. Последние не исключают подписания  мирного договора с Россией  на условиях рационального компромисса.

Есть  довольно радикальные подходы к решению проблемы курильских островов. Некоторые представители власти предлагают решить проблему путем продажи островов. На сегодняшний день одним из самых известных политиков, придерживающихся этой точки зрения является В. Жириновский, неоднократно высказывавший свои предложения по продаже спорных территорий. Проанализировав такое видение решения проблемы, мы пришли к выводу, что с учетом сложившейся ситуации такая точка зрения не является абсурдной, и решили уделить внимание и такой возможности урегулирования спора. Сначала отвлечемся от патриотических эмоций.

Вспомним: территория, как  и золотой запас, является национальным достоянием, а национальное достояние копится и преумножается именно для того, чтобы в случае глубочайшего кризиса нация могла бы это достояние максимально эффективно для себя использовать. Мы исходим из постулата, что России для того, чтобы выбраться из кризиса и просто облегчить невиданные для мирного времени лишения ее граждан нужна не просто помощь, необходима сверхпомощь масштаба нового плана Маршалла. Необходимы не миллиарды долларов, а десятки и сотни миллиардов. Только суммы подобного масштаба способны: а) дать мощный приток капиталовложений в экономику; б) обеспечить программы реального прожиточного минимума для населения и систему социальной поддержки; в) финансировать программы массовой переквалификации работников; г) переломить катастрофическое развитие экологической обстановки .Все это в совокупности дало бы нашим трансформационным процессам необходимый запас прочности, в чем, в сущности, заинтересован и Запад. Ибо отсутствие такого запаса прочности чревато величайшими потрясениями, которые могут разрешиться новыми чернобылями и карабахами уже на российской земле, могут обернуться приходом к власти в России режима памятливо-саддам-хуссийнского толка, который будет способен на любую авантюру и тотальный международный шантаж (в том числе - ядерный). Следует, однако, признать, что Запад сегодня практически не готов к столь масштабному видению проблемы.

Сказывается отсутствие лидерства, а значит и продуманной долгосрочной стратегии типа того же плана Маршалла, инерция представлений о России как об антитезисе всей современно западной цивилизации, поглощенность  западных стран мелкими повседневными  внутренними проблемами. Но, даже ясно осознавая масштабы вызова и риска, связанного с неоказанием России должной помощи, западные политики, ограниченные существующими в их странах реалиями, не могут ставить  вопрос о массированной помощи в  практическую повестку дня Соколов  В.В. К истории капитуляции Японии.

Итак, России необходим чрезвычайный по своим масштабам и срочности  приток валютных средств. Его не может  обеспечить Запад, хотя подобного рода передача ресурсов соответствует его  стратегическим интересам. Больной, да исцелись сам! Россия могла бы поставить  в повестку дня вопрос о получении  ею гигантских валютных сумм, но не в  форме помощи, а в оплату за продажу. Продаваемый объект - Южно-Курильские острова.

Мы исходим из того, что  права Японии на Южные Курилы не бесспорны. Япония поставила свою подпись  под Сан-Францисским договором, по которому все Курилы переходят СССР. Да, под этим договором нет подписи СССР, что и создало предлог для японских притязаний. Однако у России - восприемницы СССР - достаточно юридических поводов и оснований, чтобы рассматривать все Курилы как свою землю.

В связи с этим готовность России вести переговоры с Японией  о судьбе Курил является тактически неверным шагом. Япония восприняла такую  готовность как знак того, что Южные  Курилы, подобно зрелому плоду, рано или поздно окажутся в ее руках, а, следовательно, у японской стороны  отсутствуют стимулы идти на финансовые жертвы для их приобретения.

Мы считаем, что принципиально  правильной была бы иная позиция, в  соответствии с которой Москва заявила  бы ясно и однозначно, что рассматривает  Курилы как свое национальное достояние, которым она вольна распоряжаться  по своему усмотрению. Так что через  несколько лет, если у России дела так или иначе наладятся, она вообще откажется разговаривать о передаче Курил. Сегодня же, когда страна пробивает в эпицентре глубочайшего социально-экономического кризиса, она вольна продать Южные Курилы. Не отдать, а именно продать, как продают свое, кровное .И поскольку территория (и территориальные воды, прилегающие к ней) - это не газ или нефть, а гораздо, несравненно большее, то и цена за нее должна быть исключительно, даже фантастически велика. И речи быть не может о том, чтобы продать по дешевке, как в свое время Петербург продал Аляску. Лет пять назад японцы зондировали сумму в 28 миллиардов долларов и качестве компенсации за Курилы. Но почему только 28, а не 200, к примеру? Так начнем торговаться с 200 и ни в коем случае не будем спускать сумму ниже 150млрд. долл.

Информация о работе Территориальная проблема как геополитический фактор взаимоотношений России и Японии: этапы и пути решения