Территориальная проблема как геополитический фактор взаимоотношений России и Японии: этапы и пути решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Объектом данного исследования является геополитическая направленность, как России, так и Японии в целом.
Кaк прeдмет иcследовaния в дaнной рабoте выстyпают роcсийско-японские oтнoшeния, а в частности и территориальный конфлик.
Задачи данного исследования таковы:
1) изучить историко-политический аспект территориальных претензий Японии и России;
2) обозначить ключевые проблемы российско-японских отношений
3) проанализировать проблему Южных Курил как основу территориальных претензий Японии к России;
4) оценить перспективы партнерства России и Японии с учетом и в контексте современного состояния территориального вопроса в отношениях двух стран.
Цель работы: изучение территориальной проблемы между Японией и Россией, выявление ключевых проблем и возможные способы их решения.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………3-4

1.Предыстория территориальных претензий Японии и России…...5
11. История отношений между Россией и Японией……………5-8
1.2. Территориальные претензии Японии………………………8-10
1.3.Территориальные проблемы России………………………11-14

2. Южно-курильская территориальная проблема…………………15
2.1.Правовые трактовки Южно-курильской территориальной проблемы………………………………………………………….15-24
2.2.Военная и экономическая аргументация………………….25-31
2.3.Современное состояние российско-японских отношений.31-38

3.Территориальная проблема как геополитический фактор взаимоотношений России и Японии: этапы и пути решения……..39
3.1.Курильская проблема глазами прогматика………………..39-48
3.2. Достигнутые на сегодня шаги……………………………..49-51

Заключение ………………………………………………………52-53

Список использованной литературы……………………………54-55

Файлы: 1 файл

курсовая по геополитике (2).docx

— 541.92 Кб (Скачать файл)

Нам могут сказать, что  сумма эта действительно фантастична  и острова, чья территория не достигает  и 10 тыс. кв. км, того не стоят. Но, во-первых, речь идет о передаче их из-под одной  национальной юрисдикции в другую. Уже за одно это Япония, как великая экономическая держава, должна заплатить очень дорого. И, во-вторых, что не менее важно, к Японии таким образом переходит и несколько сот тысяч кв. км территориальных под, то есть той же национальной территории, только охватывающей не сушу, а океанские воды и дно.

Нам могут возразить, что  у Японии нет в наличии такой  массы свободных денег. Но Япония - ведущая финансовая держава мира. У нее самые мощные в мире банки, крупнейший золото-валютный запас, ее ВНП, превышающий 3,5 трлн. долл., уступает только американскому. Конечно, указанной суммы свободных денег у японского правительства нет. Но, скажем, 150-миллиардный курильский заем оно при своей высокой кредитоспособности может без крайнего напряжения разместить на внутреннем и международном рынке капитала.

Но, может быть, японское общественное мнение выступит против подобной расточительности? Вряд ли. Ведь на сегодняшний момент психология ирредентизма (недовоссоединенной национальной целостности), сконцентрированная в «курильском синдроме», характерна практически для всей японской нации. Недаром возврата Курил требуют все до одной политические партии страны. Воля к овладению Курилами в чем-то иррациональна; это своего рода национальный комплекс территориальной кастрации, мучительно переживаемый коллективным бессознательным этносом. А пассионарность и иррационализм подобного стремления (Курилы как сверхзадача) коррелирует с готовностью заплатить сверхцену за успешную реализацию комплекса.

Косвенно требование высокой  цены за Курилы попадает в резонанс с настоянием мощного пацифистского  движения Японии, требующего вернуться  к заложенному в Конституции  отказу от обладания собственными вооруженными силами.

Если прежде само их создание в обход Конституции оправдывалось  императивом возврата Курил, то сегодня  японские пацифисты могут воскликнуть: «Лучше сразу заплатить 9-10 годовых  военных бюджетов, вернуть Курилы и отказаться от армии, чем еще десятки лет иметь армию и военный бюджет и не вернуть Курил»

В данном вопросе немаловажна  и позиция других западных стран, с мнением которых японское руководство  вынуждено считаться. Эта позиция, скорее всего, будет положительной, если:

а) часть полученной нами суммы пойдет на оплату российских долгов Западу;

б) естественно, будет оговорено, что полученные деньги Россия вольна тратить не только на закупки японской продукции, но на закупки в любой  стране и у любой фирмы.

К тому же, ввиду растущих опасений перед финансово-экономической  сверхдержавностью Японии, финансовое «кровопускание» для последней, неизбежно сопряженное с хотя бы временным ослаблением японских позиций в мире, очевидно, будет встречено западными политиками с удовлетворением.

И, наконец, посмотрим на эту ситуацию в широком макроэкономическом плане. На данный момент экономика всех западных стран, кроме Японии, выдохлась. Долги растут, производство стагнирует, занятость и прибыли сокращаются. Для того, чтобы завести механизмы западной экономики на новый виток роста нужен мотор, и объективно таким мотором сегодня может стать только Япония - единственная держава Запада с бюджетным избытком и благополучным финансово-экономическим положением. Конечно, просто так Япония никого не станет вытаскивать, даже своих союзников. Но в случае продажи Курил может создаться беспрецедентный экономический треугольник.

Япония - Россия - Запад. Япония предоставляет России в обмен  на Курилы громадную сумму - допустим, 150 млрд. долл., Россия, исходя из собственных  экономических интересов, неизбежно  расходует эту сумму, размещая гигантские заказы на Западе, ну, и импульс в  виде таких многомиллиардных заказов служит тем «довеском», который заводит мотор западной экономики.

В договоре о продаже Курил  самым тщательным и серьезным  образом должны быть оговорены особые права населения Южно-Курильских островов. Оно должно получить выбор: либо полноправно проживать на островах, даже не отказываясь от своего российского  гражданства, либо, в случае выезда с островов, получить высокую и  закрепленную в договорном порядке  компенсацию как за имущество, так и за отказ от права проживания в курильском регионе. Самоочевидно, что суммы подобной компенсации не будут включены в основную стоимость сделки по продаже Курил.

Трудно преодолимым препятствием для передачи Курил Японии является негативное отношение к подобному  акту со стороны общественного мнения России. Но наше общественное мнение материалистично, если люди будут убеждены и том, что  продажа Курил существенно повысит  их жизненный уровень, материализм  перевесит национализм. Можно будет  смело выносить этот вопрос на всероссийский  референдум: миллионы люден, проклинающие сегодня высокие цены в магазинах, проголосуют за продажу.

И, наконец: всякая уступка  территории одним государством другому  не без оснований рассматривается  в мировой практике как опасный  прецедент. Но в данном случае сам  финансовый объем сделки станет лучшим противоядием для следования этому  прецеденту и предъявления сходных  территориальных претензий со стороны  других государств. Ведь ни у Китая, ни у Финляндии, ни даже у Германии, занятой ныне разорительной реконструкцией своих восточных земель, не будет  в обозримом времени возможности  предложить нам аналогичную по масштабам  сумму за сходную сделку.

В начале 2008 года в российско-японских отношениях появилась было сенсация о скором решении давнего территориального спора. Однако при ближайшем рассмотрении она оказалась призрачной. Японский премьер Ясуо Фукуда 07.02.2008 сообщил, что российский президент Владимир Путин направил ему письмо с предложением провести новые переговоры по спорным островам. Фукуда сделал это заявление в Токио на собрании по случаю «Дня северных территорий» (так японцы называют Южнокурильские острова, перешедшие к России по итогам второй мировой войны). Участники мероприятия требовали от России вернуть все четыре южных острова Курильской гряды - Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряду Хабомаи. Из-за японских претензий на эти стратегически и экономически важные территории Россия и Япония так и не заключили после второй мировой войны мирный договор.

Уже полвека главным препятствием для заключения мирного договора остаются претензии Токио на все  четыре острова. В 1956 году СССР пообещал передать Японии после заключения мирного  договора остров Шикотан и гряду  Хабомаи, но в советские годы этот план реализован не был, поскольку японцы захотели получить все острова. В 2004 году глава МИДа Сергей Лавров сказал, что государство-преемник признает обещание СССР передать Японии два острова «и на этом поставить точку». Вместе с тем он пояснил, что реализация декларации 1956 года «безусловно, требует переговоров»

Декларация 1956 года предполагала, что два острова останутся  за Россией и еще два (скорее всего  Шикотан и гряда Хабомаи) отойдут Японии. Однако по площади Шикотан и Хабомаи составляют в сумме не более 10% территории Южных Курил. Япония хочет получить больше.

В декабре 2006 года тогдашний  министр иностранных дел Японии Таро Асо призвал учитывать и площадь островов: «Если делить «северные территории» пополам, то наша половина будет состоять из 25% острова Итуруп, а также трех остальных островов». В этом случае граница между странами рассекла бы Итуруп, две трети территории которого остались бы за Россией. Тогда же г-н Асо призвал использовать внутриполитическое влияние Владимира Путина и решить территориальную проблему до истечения его президентского срока.

«Теперь я хорошо понимаю, что российский президент хочет  решить территориальный спор», - заявил 7 февраля 2008 года г-н Фукуда. Премьер обещал митингующим «решительно продвигать переговоры по этой проблеме» ради возвращения островов. Однако менее чем через месяц в России состоятся выборы, так что времени для переговоров с нынешним российским президентом у Фукуды осталось крайне мало. Появилась информация, что японский лидер может посетить Москву в конце апреля или начале мая - всего за пару недель до того, как Владимир Путин сложит президентские полномочия. Япония председательствует ныне в «большой восьмерке», и как раз в мае Фукуда собирался посетить европейских членов этого элитного клуба держав, куда входит и Россия.

Однако в Москве слова  Фукуды комментировали сдержанно, исключая всякую сенсационность. В Кремле подчеркнули рутинный характер переписки и подтвердили прежнее желание урегулировать проблему мирного договора путем переговоров: «Обмен посланиями осуществляется на регулярной основе. Российская и японская стороны на различных уровнях в постоянном рабочем режиме обсуждают вопросы, в том числе доставшиеся в наследие от прошлого». Источник в Кремле, беседовавший вчера с журналистами, подчеркнул отсутствие каких-либо подвижек в позиции России. Суть же ее по-прежнему в том, что имеющиеся проблемы отношений «не должны быть барьером на пути развития многопланового сотрудничества».

7 февраля 2008 года закрученной  интриге вокруг Курильских островов  изумился даже заместитель главы  МИД России Александр Лосюков, который недавно прибыл из Японии. Он «с удивлением узнал о новых предложениях по территориальным вопросам из японских СМИ». Г-н Лосюков подчеркнул, что у обеих сторон «есть понимание» необходимости обсуждать проблему, но «по условиям ее решения у нас понимания пока нет никакого». Дипломат утверждал, что японские СМИ, разглядевшие некий прогресс на переговорах, «выдают желаемое за действительное». Опроверг он и утверждения, что в апреле-мае премьер Японии встретится с Владимиром Путиным: «Пока нет никакой конкретики в отношении визита Ясуо Фукуды в Россию»

Эксперт отверг и бытующие мнения о возможности решения  курильской проблемы по «российско-китайской схеме». «Должна быть найдена юридически приемлемая формула урегулирования вопроса. С китайцами ее удалось найти, в том числе и в силу большей готовности китайцев к компромиссу. Японцы же к этому не готовы". "Жаль, что россиянам толком не объяснили, в чем была суть договоренностей с Китаем. Если бы такие разъяснения в свое время были даны МИДом или президентом, то было бы понятно, почему с Китаем удалось договориться, а с Японией пока не удается», - заметил г-н Кунадзе.

В октябре 2004 года Владимир Путин и китайский лидер Ху Цзиньтао договорились о разделе острова Большой в верховьях Аргуни в Читинской области и островов Тарабаров и Большой Уссурийский при слиянии Амура и Уссури близ Хабаровска. Сложилось так, что на рубеже 1920-1930-х годов почти все острова на Уссури и Амуре, в том числе находившиеся под китайским берегом, оказались под советским контролем без четкого юридического оформления. Две страны начали пограничные переговоры в 1964-м, а в 1991-м Москва и Пекин решили спорные проблемы на 98% протяженности границы, которая прошла по середине главного фарватера рек. Оставшиеся острова площадью около 370 кв. км стороны поделили, после чего граница прошла еще и по суше. После этого спорных участков больше не осталось.

Различие в том, что  проблема принадлежности островов на приграничных реках между Россией  и Китаем не связана с итогами  второй мировой войны. Китай и  Россия в той войне были союзниками, а ныне их отношения вышли на уровень  стратегического партнерства. Напротив, Япония была противником СССР и стран  антифашистской коалиции, она проиграла  войну в 1945-м и отказалась от прав на Южные Курилы в 1951-м. Согласие Москвы уступить территории бывшему противнику «по-братски» может спровоцировать активизацию притязаний на западных границах России, где проигравшие в войне могут истолковать решение южно-курильской проблемы как выгодный для себя прецедент.

Из вышеизложенного можно сделать такие выводы:

1. С приходом Владимира  Путина на пост президента  РФ политика России в отношении  Южных Курил стала более сдержанной  и прагматичной.

2. Позиция Японии в  течение долгого времени сводится  к тому, чтобы подписать мирный  договор с Россией на основе  решения вопроса о принадлежности  всех Южных Курил разом. Однако  в начале 2000-х годов Токио стал  изучать возможности проявления  более гибкого подхода. Активным  сторонником этого был премьер-министр Иосиро Мори, занимающий и сейчас видное положение в правящей Либерально-демократической партии. Его позиция сводилась к тому, чтобы в первую очередь подтолкнуть процесс передачи островов Шикотан и Хабомаи на основе советско-японской Совместной декларации 1956 года.

3. В августе 2006 года  правительство РФ приняло программу  стратегического развития этих  островов на 2007?2015 годы.

4. Россия придерживается  прежних подходов к проблеме  Южных Курил - искать взаимоприемлемое  решение, которое поддержит население  России и Японии.

5. Вопреки ожиданиям российских патриотов приход Путина к власти не привел к существенному пересмотру позиции России в отношении японских территориальных притязаний. Хотя отдельные следы ельцинского недомыслия и самоуправства были устранены Путиным в ходе первых же переговоров с Японией, тем не менее, курс российского МИДа на бесконечное бесперспективное обсуждение заведомо незаконных и невыполнимых японских территориальных притязаний так и не был пересмотрен.

 

 

3.2. Достигнутые на сегодня шаги

 В настоящее время  созданы благоприятные условия  для дальнейшего развития российско-японские  отношений. По сути дела, сейчас  между Москвой и Токио остался  один действительно трудный нерешенный  вопрос - территориальный. Но и  он благодаря усилиям обеих  сторон переведен из источника  противостояния в русло спокойных,  взвешенных, конструктивных переговоров  с целью нахождения взаимоприемлемого  решения. Важно при этом не  торопить события, не создавать  завышенных ожиданий, после которых,  как показывает практика, наступает  период разочарований. Жизнь уже  показала, что тактика давления  и увязок абсолютно контрпродуктивна и возвращает ситуацию в тупик. Очевидно, что решение столь сложной проблемы может быть найдено только в процессе действительно активного развития двусторонних отношений, осуществления контактов между широкими слоями общественности обеих стран, интенсивного взаимодействия России и Японии в решении актуальных проблем современности, то есть в условиях партнерства. Строить его - приоритетная задача сторон. Также очень важно, чтобы политический диалог был постоянным и доверительным, без этого невозможно рассчитывать на решение политически сложных и тяжелых проблем.

Информация о работе Территориальная проблема как геополитический фактор взаимоотношений России и Японии: этапы и пути решения