Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 11:00, курсовая работа
Проблемы социально-экономических преобразований, происходящих в Российском обществе, позволили осознать и оценить задачи, стоящие перед работниками кадровых служб предприятий. Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление персоналом является одним из важнейших аспектов теории и практики управления. Под персоналом будем понимать совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация. Это сотрудники организации, партнеры, эксперты, привлекаемые к реализации некоторых проектов, проведения исследований и т.д.
2.4.Понятие и цели деловой карьеры
Под деловой карьерой понимаются:
• продвижение работника по ступенькам служебной иерархии;
• последовательная смена занятий как в рамках отдельной организации, так и на протяжении жизни и ее внутреннее восприятие человеком;
• совокупность взаимосвязанных решений лица о выборе того или иного варианта предстоящей деятельности.
Поскольку такие решения
принимаются в условиях недостатка
информации, субъективной оценки себя
и обстоятельств, нехватки времени
или эмоциональной
Карьера может быть динамичной, связанной со сменой должностей, и статичной, осуществляющейся в одном месте и в одной должности путем профессионального роста.
Она бывает вертикальной, предполагающей продвижение по ступеням служебной лестницы, и горизонтальной, проходящей в пределах одного уровня управления, однако со сменой рода занятий, должности, а подчас и профессии.
Выделяется еще
Любая карьера делается ради чего-то и, таким образом, имеет свои движущие мотивы, которые с годами меняются. К ним относятся:
- независимость, позволяющая делать все по-своему. В рамках организации ее дают высокая должность, статус, авторитет, заслуги, с которыми все вынуждены считаться;
- профессиональный рост, который облегчает занятие ряда должностей (в том числе руководящих);
- безопасность и стабильность, гарантируемые обладанием высокими постами и близостью к руководству;
- власть, лидерство, успех, ассоциируемые с руководящей должностью, рангом, званием, статусными символами, важной и ответственной работой, привилегиями;
- возможность проявлять предприимчивость, деловую инициативу, содействовать успеху фирмы, росту прибыльности, что обеспечивает должность в вьющем руководстве;
- потребность в первенстве, в том, чтобы «обойти» своих коллег;
- стиль жизни, интегрирующий интересы личности и семьи. Это обеспечивает, с одной стороны, высокооплачиваемая, с другой — дающая свободу передвижения, распоряжения своим временем и т. п. должность. Такая должность называется синекурой;
- материальное благосостояние, доставляемое должностью, связанной с высокой заработной платой или иными формами вознаграждения;
- работа в здоровых условиях, которые могут специально создаваться для лиц, занимающих высокие посты (специальное питание, комфортабельные служебные помещения и проч.).
Понятие и виды деловой карьеры
2.5.Этапы карьеры и ее планирование
В деловой карьере условно можно выделить несколько этапов.
Первый — подготовительный (18—22 года) — связан с получением высшего или среднего профессионального образования, в этих рамках закладываются основы будущего специалиста и руководителя. Карьеры в собственном смысле слова здесь еще нет, ибо она начинается с момента зачисления выпускника в штат организации.
Второй - адаптационный этап
(23—30 лет) — приходится на вхождение
молодого специалиста в мир работы,
овладение новой профессией, поиск
своего места в коллективе. Середина
этого этапа может совпасть с
началом карьеры руководителя, для
которой прежняя должность
Третий — стабилизационный этап (30—40 лет) — означает окончательное разделение сотрудников на перспективных и неперспективных.
Для первых открываются безграничные
возможности продвижения по служебной
лестнице; вторые, достигнув своего
«потолка», навсегда остаются на должностях
младших руководителей или
Четвертый — этап консолидации (40—50 лет). Лица, которые хотят и могут продолжать карьеру руководителя, с интервалом в несколько лет продвигаются по служебной лестнице. Тот, кто обладает более решительным характером, продолжает карьеру линейных руководителей, а с менее решительным, но вдумчивым - штабных.
Пятый — этап зрелости (50—60 лет) — предполагает, что люди сосредоточиваются на передаче своих знаний, опыта молодежи.
Шестой — завершающий этап (после 60 лет) — означает подготовку к уходу на пенсию.
Большинство сотрудников, как показывают исследования, обычно относятся к своей карьере пассивно, предпочитая, чтобы этими вопросами занимались их руководители.
Поэтому на Западе сегодня деловая карьера является объектом управления. Оно сводится к совокупности мероприятий, осуществляемых кадровыми службами (и консалтинговыми фирмами), позволяющих работникам раскрыть свои способности и применить их наиболее выгодным для себя и организации способом.
Составной частью такого управления
является планирование деловой карьеры
(во многих фирмах оно обязательно),
предполагающее учет и увязку потребностей
целей организации и
Служебное продвижение в
организации может
Цели
Карьера
*Достижение независимости в решении административных вопросов
или творчестве;
*Обретение высокого профессионального статуса;
*Упрочение позиций в организации;
*Получение высокой должности, ассоциирующейся со статусом и успехом;
*Реализация потребностей в первенстве;
*Интеграция потребностей личности работника и интересов семьи;
*Обеспечение высокой заработной платы и льгот;
*Создание благоприятных условий труда и жизни
Этапы
*получение образования
* поиска места в коллективе
Стабилизационный(30-40лет):
и не перспективных
Консолидационный(40-50лет):
*переосмысление выбранного пути
*передача знаний и опыта
Этап подготовки к пенсии(более 60 лет)
2.6.Организация набора кадров
Процесс набора кадров исходит из потребности в них. Такая потребность бывает текущей и перспективной. Данные о текущей потребности основываются на информации кадровых служб. Перспективная потребность определяется путем расчетов.
Сначала на основе планов развития производства, технического перевооружения и др. оценивается ее общая величина на ту или иную дату. Затем рассчитывается вероятная численность персонала (при условии, что никаких целенаправленных мероприятий в этой области не будет проводиться). Для этого исходная списочная численность кадров корректируется с учетом показателей их оборота по приему и выбытию. Поскольку в будущем они могут поменяться, для расчетов привлекаются эксперты. Разность между общей потребностью в кадрах и их вероятной численностью и покажет дополнительную потребность в работниках. Ее удовлетворение происходит прежде всего путем рационализации использования существующего персонала и сокращения нужды в нем за счет автоматизации и механизации производственных процессов, совершенствования структуры организации и системы управления.
Остающийся дефицит кадров, а также текущие потребности в них покрываются за счет дополнительного набора, который состоит из двух этапов.
Первый этап. В результате привлечения кадров создается резерв тех, кто способен осуществлять необходимые организации функции.
Второй этап. По итогам отбора оставляют наиболее подходящих лиц.
Привлечение кандидатов происходит на основе поиска и вербовки как внутри организации, так и за ее пределами — в учебных заведениях, у конкурентов, через посреднические фирмы, объявления в СМИ.
Внешнее и внутреннее привлечение имеют как свои достоинства, так и недостатки. Акцент на том или другом источнике делается с учетом особенностей ситуации.
Так, преимуществами привлечения людей со стороны считаются: широкие возможности выбора кандидатов; получение новых идей, которые они с собой приносят; снижение общей потребности в кадрах за счет найма дополнительных людей.
К недостаткам такой формы относят: высокие затраты; ухудшение морально- психологического климата вследствие конфликтов между новичками и старожилами; высокую степень риска из-за недостаточного знания кандидата; плохое знание им организации и необходимость длительного периода адаптации.
Преимущества привлечения своих работников заключаются в низких затратах; возможности предоставления им перспектив служебного роста; быстром заполнении вакансий; хорошем знании людьми организации и известности их самих, легкости адаптации; безболезненном решении проблемы занятости и снижении текучести кадров.
В то же время внутреннее
привлечение ограничивает возможности
выбора, порождает соперничество, снижает
активность оставшихся «за бортом»,
сохраняет общий дефицит
Под отбором кадров понимается процесс изучения психологических и профессиональных качеств претендентов из резерва с целью установления их пригодности для выполнения будущих обязанностей и выдвижения наиболее подходящих на соответствующую работу.
Основными критериями отбора считаются: образование, опыт, деловые качества, профессионализм, физические характеристики, тип личности, соответствие требованиям будущей должности. В целом критериев не должно быть много, иначе отбор окажется затруднительным.
При отборе кадров принято
руководствоваться рядом
1) ориентация на сильные,
а не на слабые стороны
2) обеспечение соответствия
их индивидуальных качеств (
3) выбор лучших специалистов
из тех, кто соответствует
Отбор состоит из двух этапов. На предварительном с помощью прогрессиограммы, отражающей перечень и степень выраженности желательных качеств претендента, происходит первичное выявление лиц, способных выполнять требуемые функции, и максимальное сужение круга претендентов.
Первичное выявление происходит путем анализа их документов (общих анкет, резюме, характеристик, рекомендаций). Его методы зависят от бюджета, культуры организации, важности должности. С помощью оценки документов можно получить общую информацию, позволяющую сделать вывод о целесообразности встречи с претендентом для ознакомительного собеседования.
Последнее обычно позволяет
отсеять до 80—90 процентов лиц, а
для оставшихся выбрать наиболее
подходящие методы дальнейшей проверки,
изучения психологических и
Для отбора наиболее подходящих специалистов используют следующие основные методы:
В то же время тесты дороги,
слабо выявляют позитивные качества
людей в сравнении с
При этом тесты неплохо предварительно «обкатывать» на работающих;