Управление ассортиментом товаров торговой организации и пути повышения его результативности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – разработка рекомендаций по совершенствованию управления ассортиментом в универсаме «Родная сторона»
В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы управления товарным ассортиментом предприятия;
- проанализировать состояние товарного ассортимента в универсаме «Родная сторона»;
- разработать мероприятия по совершенствованию управления ассортиментом в универсаме «Родная сторона».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы управления ассортиментом 5
1.1 Управление ассортиментом: понятие, значение, этапы и принципы 5
1.2 Понятие и классификация ассортимента 8
2 Анализ процесса формирования ассортимента розничной торговой организации 11
2.1 Организационно-экономическая характеристика универсама «Родная сторона» 11
2.2. Анализ ассортимента в универсаме «Родная сторона» 15
2.3 Оценка удовлетворённости потребителей ассортиментом в универсаме «Родна сторона» 25
3 Пути совершенствования управления ассортиментом в универсаме «Родная сторона» 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ А 38
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 40

Файлы: 1 файл

крсовая инет.docx

— 160.72 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра управления коммерческой деятельностью на внутреннем и внешнем рынках

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Коммерческая деятельность

на тему: Управление ассортиментом товаров торговой организации и пути повышения его результативности

 

 

 

 

 

 

 

Студентка ФЭУТ,                                                                          Т.Н Бабак

2 курса, гр. ДГС-2

 

Руководитель                                                                                 Т.А. Осипович

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2013

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа: 43 с., 10 источников, 2 прил.

 

Ассортимент, УПРАВЛЕНИЕ АССРТИМЕНТОМ,ABC-XYZ анализ, рентабельность, Устойивость ассортимента, Товарооборот, стимулирование продаж, ассортиментный перечень

 

Цель работы: разработка рекомендаций по совершенствованию управления ассортиментом в универсаме «Родная сторона»

Объект исследования: ассортимент универсама «Родная сторона»

Предмет исследования: управление ассортиментом товаров в универсаме «Родная сторона» и пути повышения его результативности

Методы исследования: описание, метод сбора фактов, систематизация, классификация, аналитический, статистический  метод.

Исследования  и разработки: изучены перспективные направления развития управления ассортиментом розничной торговли, дана оценка состоянию управления ассортиментом на современном этапе развития.

Автор работы подтверждает, что приведенный в курсовой работе расчётно-аналитический материал правильно  и объективно отражает состояние  исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методические положения  и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.                                          

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 4

1 Теоретические основы управления ассортиментом 5

1.1 Управление  ассортиментом: понятие, значение, этапы и принципы 5

1.2 Понятие  и классификация ассортимента 8

2 Анализ процесса  формирования ассортимента розничной  торговой организации 11

2.1  Организационно-экономическая  характеристика  универсама «Родная  сторона» 11

2.2. Анализ  ассортимента в универсаме «Родная  сторона» 15

2.3 Оценка  удовлетворённости потребителей  ассортиментом в универсаме «Родна  сторона» 25

3 Пути совершенствования  управления ассортиментом в универсаме  «Родная сторона» 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

ПРИЛОЖЕНИЕ  А 38

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б 40

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях развития конкуренции  для большинства торговых организаций  всё более необходимым становится стратегический подход к управлению торговым ассортиментом. Особенно это  направление приобретает значимость в нынешних условиях, когда к товару со стороны потребителя предъявляются  повышенные требования по качеству и  ассортименту. Постоянное наличие устойчивого, широкого ассортимента товаров, максимально  соответствующего спросу потребителей является необходимым условием конкурентоспособности  и стабильного развития торговой организации.

 С системой управления ассортиментом  очень тесно соприкасаются такие уровни коммерческой деятельности как, например, информационное обеспечение коммерческой деятельности, определение потребности в товарах,  коммерческая деятельность по организации розничной продажи товаров, рекламно-информационная работа, оказание услуг и др. Поэтому управление ассортиментом является центральным звеном  в сложной и многоуровневой цепочке содержания коммерческой деятельности розничного торгового предприятия. От её эффективного функционирования во многом зависит то, какой товар будет предложен потребителю и в каком объёме, а коммерческая деятельность на всех уровнях, в конечном итоге, направлена на выполнение именно этой задачи [6, с. 103].

Таким образом, чрезвычайно  актуальной представляется цель работы – 

разработка рекомендаций по совершенствованию управления ассортиментом  в универсаме «Родная сторона»

В соответствии с целью  исследования, определяются следующие  задачи:

- раскрыть теоретические  основы управления товарным ассортиментом  предприятия;

- проанализировать состояние  товарного ассортимента в универсаме  «Родная сторона»;

- разработать мероприятия  по совершенствованию управления  ассортиментом в универсаме «Родная сторона».

Объект исследования: ассортимент универсама «Родная сторона»

Предмет исследования: управление ассортиментом товаров в универсаме «Родная сторона» и пути повышения его результативности

В ходе написания работы были использованы учебники и учебные  пособия по теории и практике организации  розничной торговли и коммерческой деятельности. Использованы следующие  методы исследования: анализ, синтез, сравнительный, метод сбора фактов, систематизация, классификация и др.

 

 

 

  1. Теоретические основы управления ассортиментом

 

1.1 Управление ассортиментом:  понятие, значение, этапы и принципы

 

Управление торговым ассортиментом  – деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента [5, с. 188].

Как целостная система, управление ассортиментом должно базироваться на следующих принципах:

  1. системность – все функции управления ассортиментом рассматриваются во взаимосвязи, а также  учитывается вся система факторов, влияющих на процесс управления ассортиментом;
  2. эффективность – оптимизация затрат по созданию конкурентоспособного ассортимента;
  3. динамизм – оперативность и гибкость реагирования на меняющиеся условия макро- и микросреды деятельности предприятия торговли;
  4. научность – управленческие решения относительно ассортимента должны базироваться на полной, достоверной и объективной информации о состоянии и перспективах развития потребности, с одной стороны, и возможностях по её удовлетворению, с другой стороны, с применением современных экономико-математических методах для обоснования ассортимента [6, с. 111].

Основополагающими элементами управления  являются:

- планирование ассортимента  (ассортиментная политика предприятия);

- организация (формирование ассортимента);

- контроль (контроль за соответствием спросу покупателей, установление уровня требований по показателям рациональности ассортимента) [3, с. 118].

Все элементы  управления ассортиментом товаров взаимосвязаны. Любое воздействие на  отдельный  элемент системы управления ассортиментом  будет влиять на всю систему в  целом.

В процессе планирования ассортимента решаются следующие задачи:

  1. сегментация рыка и выбор целевых рыночных сегментов;
  2. изучение требований потребителей к товарам, методам продажи, сервису, услугам;
  3. определение ассортимента товаров наиболее предпочтительного для потребителей и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности организации;
  4. определение оптимального соотношения набора товаров, находящихся на разных стадиях своих жизненных циклов;
  5. разработка стратегии реализации товаров [3, с. 88].

Формирование ассортимента – это процесс определения набора товарных групп, видов и разновидностей, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности организации.

Основные направления  в области формирования ассортимента – это сокращение, расширение, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация ассортимента.

Сокращение ассортимента – это стратегия уменьшения его широты и полноты. Основными причинами принятия решения о сокращении ассортимента являются падение спроса и низкая прибыльность.

Расширение ассортимента – это стратегия увеличения широты, полноты, глубины и новизны торгового ассортимента. Причинами могут послужить повышение спроса, выведение на рынок новых товаров и др.

Стабилизация  ассортимента – это стратегия, нацеленная на поддержание высокой устойчивости и низкой степенью обновления ассортимента. В настоящее время в условиях сокращения жизненного цикла товара и дальнейшего ускорения НТП данная стратегия используется очень редко.

Обновление ассортимента – это работа по введению в торговый ассортимент новых разновидностей товаров, возможно при одновременном исключении не пользующихся спросом. Основными причинами являются изменение потребностей потребителей, моды.

Совершенствование ассортимента – это сочетание сокращения ассортимента одних товаров, расширения ассортимента других и обновления ассортимента в целом с целью повышения его рациональности.

Гармонизация  ассортимента – это деятельность по приближению реального ассортимента к оптимальному или лучшим зарубежным и отечественным аналогам, наиболее полно соответствующим целям организации [5, с. 189].

Формирование ассортимента реализуется на основании результатов  маркетинговых исследований, осуществляемых как ежедневно торговым персоналом в процессе наблюдения за покупателем  в торговом зале, так и с помощью  специальных методов. По итогам исследований выявляются текущие и перспективные потребности покупателей, анализируются способы использования товаров, определяются мотивы совершения покупок и особенности покупательского поведения.

Контроль даёт возможность коммерческим работникам оценить правильность выбранной ассортиментной политики и при необходимости своевременно внести коррективы в стратегию формирования ассортимента организации. В ходе контроля за состоянием ассортимента товаров необходимо выявить соответствие ассортимента товаров спросу населения. Данный показатель  контролируется путём сопоставления результатов изучения спроса населения с фактически имеющимися товарами в продаже [3, с. 119].

Также в ходе контроля производится характеристика ассортимента по таким  показателям как:

Широта ассортимента – количество групп и подгрупп товаров, включённых в ассортимент магазина.

Глубина ассортимента – количество видов и разновидностей (наименований) товаров внутри групп и подгрупп в ассортименте магазина.

Структура ассортимента – это соотношение групп, подгрупп, видов, разновидностей товаров в ассортименте магазина.

Полнота ассортимента – соответствие фактического наличия товаров в магазине утверждённому ассортиментному перечню.

Полнота ассортимента характеризуется  коэффициентом полноты ( Кп) и рассчитывается по формуле

 

 

 

где   Кп – коэффициент полноты ассортимента магазина на конкретную дату;

Рф – фактическое количество разновидностей товаров в момент проверки;

Рн – количество разновидностей товара, предусмотренное обязательным ассортиментным перечнем;

Значение коэффициента может  варьироваться от 0 до 1, в отдельных  случаях может быть больше 1, когда  в магазине ассортимент представлен  полнее, чем предусмотрено ассортиментным перечнем.

 Устойчивость  ассортимента – это бесперебойное наличие в продаже товаров по их видам и разновидностям, заявленное в ассортиментном перечне.

Устойчивость ассортимента товаров характеризуется коэффициентом устойчивости (Куст) и рассчитывается по формуле

 

 

 

где   Р1, Р2, Р3,..Рn – фактическое количество разновидностей товара в момент отдельных проверок;

Рн – количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем;

 n – количество проверок

Обновляемость ассортимента – пополнение ассортимента новыми разновидностями товаров. Приемлемым является обновление до 10% торгового ассортимента магазина в год. Коэффициент обновления выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований  товаров в магазине.

Рентабельность  ассортимента – ассортиментный набор товаров, обеспечивающий получение субъектом хозяйствования запланированного размера ЧП [2, с. 215].

Расчёт приведенных показателей  позволяет осуществлять процесс  управления торговым ассортиментом  на научной основе, т.е. планировать, организовывать его формирование, контролировать и регулировать ассортимент, совершенствовать мотивацию продавцов и стимулирование продаж.

Информация о работе Управление ассортиментом товаров торговой организации и пути повышения его результативности