Управление ассортиментом товаров торговой организации и пути повышения его результативности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – разработка рекомендаций по совершенствованию управления ассортиментом в универсаме «Родная сторона»
В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы управления товарным ассортиментом предприятия;
- проанализировать состояние товарного ассортимента в универсаме «Родная сторона»;
- разработать мероприятия по совершенствованию управления ассортиментом в универсаме «Родная сторона».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы управления ассортиментом 5
1.1 Управление ассортиментом: понятие, значение, этапы и принципы 5
1.2 Понятие и классификация ассортимента 8
2 Анализ процесса формирования ассортимента розничной торговой организации 11
2.1 Организационно-экономическая характеристика универсама «Родная сторона» 11
2.2. Анализ ассортимента в универсаме «Родная сторона» 15
2.3 Оценка удовлетворённости потребителей ассортиментом в универсаме «Родна сторона» 25
3 Пути совершенствования управления ассортиментом в универсаме «Родная сторона» 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ А 38
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 40

Файлы: 1 файл

крсовая инет.docx

— 160.72 Кб (Скачать файл)

Примечание – Источник: данные универсама «Родная сторона».

 

Проанализировав данные таблицы 2.2  можно увидеть, что универсам «Родная сторона» работает эффективно. Розничный товарооборот в 2012 году по сравнению с 2011г увеличился в сопоставимых ценах на 10, 7%, что в абсолютном выражении составляет 3977 млн.р. Это показывает, что ведётся постоянная работа по совершенствованию работы торговой организации.

Организационная структура  предприятия - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают  помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно  не подчинены функциональным руководителям  высших ступеней управления.

Директор осуществляет общее  руководство, самостоятельно принимает  решения по вопросам деятельности организации  согласно Уставу ОАО.

Непосредственное руководство  бухгалтерским учетом в ОАО «Родная  сторона» осуществляет главный бухгалтер. Под его контролем обеспечивается достоверный, своевременный учет, совершение и регистрация хозяйственных  операций, движение имущества, правильное исчисление налогов, сборов и других обязательных платежей, предусмотренных  законодательством.

Заместитель директора по коммерческим вопросам ведет работу с промышленными предприятиями  и коммерческими структурами  по обеспечению универмага промышленными  товарами, а также вопросы внедрения  в продажу новых товаров.

Заместитель директора по торговле продовольственными товарами непосредственно курирует продовольственный  отдел.

Заместитель директора по вопросам информационно-идеологической работы и кадрами принимает участие  в разработке единой кадровой политики в ОАО «Родная сторона». Координирует и направляет работу по формированию и развитию стабильного трудового  коллектива совместно с руководителями отделов и служб. В его непосредственном подчинении отдел кадров.

Главный инженер осуществляет руководство отделом энергоснабжения, связи и подъёмно-транспортного  оборудования; отделом вентиляции, ремонта оборудования и содержания зданий.

Также в организационную  структуру входят помощник директора, отдел кадров, экономический отдел, отдел цен, сектор юридической работы и сектор по чрезвычайным ситуациям  и охране труда.

В настоящее время в  состав бухгалтерии ОАО «Родная  сторона» входят отделы: учета товаров  и тары на складах, учета товаров  и тары в розничной торговле; финансово-расчетных  операций; расчетов с рабочими и  служащими; два сектора: по учету  основных фондов и по безналичным  расчетам.

Специалисты бухгалтерии  обеспечивают контроль за организацией документооборота, соблюдением установленных правил и форм бухгалтерской документации, правильной постановкой и ведением бухгалтерского учета и отчетности, своевременным учетом товарно-материальных ценностей, денежных и основных средств ОАО «Родная сторона», составлением бухгалтерских отчетов и балансов.

Организационно- экономическая деятельность универсама «Родная сторона» организована достаточно хорошо: ведётся постоянная работа по совершенствованию обслуживания покупателей и усилению конкурентных преимуществ магазина,   успешно ведётся работа по улучшению экономических показателей работы торговой организации.

 

2.2. Анализ ассортимента  в универсаме «Родная сторона»

 

Для эффективности и наглядности, процесс анализа ассортимента универсама «Родная сторона» был разделён на 4 этапа

  1. На первом этапе был проведён ABC – XYZ анализ, который позволил разбить весь ассортимент магазина на 9 групп в зависимости от вклада в выручку компании (АВС) и регулярности покупок (XYZ).
  2. На втором этапе были рассчитаны коэффициенты устойчивости и полноты по наиболее важным для универсама (исходя из ABC анализа) группам товаров, а также по некоторым случайно выбранным товарам, и рассчитаны общие для всего универсама значения коэффициентов.
  3. На третьем этапе были проанализированы некоторые наиболее важные факторы, влияющие на процесс реализации ассортимента товаров: кассовое обслуживание, виды сервиса.
  4. На четвёртом этапе был проведен опрос потребителей, в результате чего была определены целевая аудитория универсама, удовлетворённость потребителей ассортиментом  и  товары, ассортиментом, качеством или ценой которых потребители не удовлетворены.

В результате анализа были выявлены недостатки управления и формирования ассортимента в универсаме, что явилось основанием для дальнейшей выработки рекомендаций.

1)АВС-XYZ анализ ассортимента товаров универсама «Родная сторона»

Одним из наиболее распространенных методов анализа ассортимента является ABC-анализ. Данный метод предполагает ранжирование торгового ассортимента по различным параметрам. Весь ассортимент делят на три группы товаров в зависимости от их вклада в товарооборот и прибыль магазина:

1) товары группы А — наиболее важные товары, обеспечивающие первые 50% результатов;

2) товары группы В — товары средней степени важности, обеспечивающие еще 30% результатов;

3) товары группы С — наименее значимые товары, обеспечивающие оставшиеся 20% результатов.

ABC-анализ по товарным  группам  для универсама «Родная  сторона» представлен в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 – ABC анализ ассортимента

 

Товар

Выручка

Выручка

доля

Выручка

Доля 

С нараст

Группа

1

Молочная продукция

31444520

15,6%

15,6

А

2

Собственное производство

24857459

12,4%

28

А

3

Алкогольные

20011390

10%

38

А

4

Колбасные изделия

19715170

9,8%

47,8

А

5

Продукция растениеводства

16853510

8,4%

56,2

B

6

Кондитерские изделия

12465870

6,2%

62,4

B

7

Хлебобулочные изделия

10181890

5,1%

67,5

B

8

Пиво и слабоалкогольные

7649500

3,8%

71,3

B

9

Мясо,птица

7219310

3,6%

74,9

B

10

Непрод товары

6704530

3,3%

78,2

B

11

Бакалея

6126880

3%

81,2

C


Окончание таблицы 2.3

12

Табачные изделия

5383800

2,7%

83,9

C

13

Безалкогольные напитки

5098050

2,5%

86,4

C

14

Рыба

3926090

2%

88,4

C

15

Яйца и яйцепродукты

3228250

1,6%

90

C

16

Продукция глубокой заморозки

2855180

1,4%

91,4

C

17

Соки нектары морсы

2816240

1,4%

92,8

C

18

Соусы

2660120

1,3%

94,1

C

19

Чай, кофе, шоколад

2646790

1,3%

95,4

C

20

Консервация

2636370

1.3%

96,7

C

21

Детское питание

1953410

1%

97,7

C

22

Снэки, сухарики

1700500

0,8%

98,5

C

23

Пищевые жиры

1680350

0,8%

99,3

C

24

Неопределённые

1163820

0,6%

100

C

 

ИТОГО

200978990

100%

100

 

Примечание – Источник: данные универсама «Родная сторона».

 

В результате ABC анализа были получены следующие результаты, представленные в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4 – Результаты ABC анализа

 

 

A

B

C

Всего

Группы товаров

молочная продукция,

собственное производство,

алкогольные,

колбасные изделия

Продукция растениеводства

Кондитерские изделия

Хлебобулочные изделия

Пиво и слабоалкогольные

и др.

Бакалея

Табачные изделия

Безалкогольные напитки

Рыба и др

 

Количество наименований товаров каждой группы, шт.

4

6

14

24

Доля в общем количестве товаров, %

16,6

25

58,3

100

Выручка , приходящаяся на каждую группу, %

47,8

23,5

28,3

100


Примечание – Источник: собственная разработка.

 

По данным таблицы 2.4. можно сделать следующие выводы:

- группа А – 47,8 % выручки обеспечивают 17 % наименований.

- группа B – 23,5%  выручки обеспечивают  25%  наименований

- группа С – 28,7 % выручки обеспечивают 58 % наименований

Таким образом, проведенный ABC-анализ показывает, что основную долю товарооборота магазина обеспечивают такие товарные группы, как молочная продукция, продукция собственного производства, алкогольные напитки  и колбасы, которые относятся  к группе А и соответственно обеспечивают 48 % прибыли.. Товарные группы — чай, кофе и соки, яйца и рыба относящиеся к группе С, нуждаются в развитии и требуют дополнительных акций по стимулированию сбыта, например в виде снижения цен или расширения ассортимента. Для товаров из этой группы применяют  упрощенные методы планирования, учета и контроля.

XYZ анализ основывается на том же принципе, что и ABC анализ, товары делятся на три группы X, Y и Z в зависимости от стабильности спроса.

Товары группы X характеризуются стабильностью продаж. Коэффициент вариации не превышает 10%.

Товары группы Y имеют колебания в спросе. Коэффициент вариации составляет 10 – 25%.

Товары группы Z отличаются нерегулярностью в спросе, имеют непредсказуемые или очень большие колебания. Коэффициент вариации более 25%.

XYZ анализ для универсама «Родная сторона» представлен в таблице 2.5.

 

Таблица 2.5 – XYZ анализ ассортимента

 

Товар

Выручка 1 квартала/90

Выручка 2 квартала/90

Выручка 3 квартала/90

Выручка 4 квартала/90

Стандартное отклонение

Средние продажи за месяц

K вар

XYZ

Молочная продукция

26895380

31444520

25000300

27300000

2351108

27660050

0,09

X

Собственное производство

23991420

24857450

24424435

27560400

1392005

25208426

0,06

X

Алкогольные

13456110

20011400

16733755

18372578

2423851

17143460

0,14

Y

Колбасные изделия

10658770

19715170

15186970

17451070

3348649

15752995

0,21

Y

Продукция растениеводства

10947610

16853000

10560000

8000300

3242633

11590227

0,28

Z

Кондитерские изделия

6905800

12465870

9685835

11075853

2055863

10033339

0,20

Y

Хлебобулочные изделия

8052130

10181900

9117015

9649457

787493

9250125

0,09

X

Пиво и слабоалкогольные

5206300

7649500

6427900

7038700

903385

6580600

0,14

Y


Окончание таблицы 2.5

Мясо, птица

2609700

7219310

4914505

6066907

1704426

5202605

0,33

Z

Непрод. Товары

6071150

6704530

1750000

4227265

1925072

4688236

0,41

Z

Бакалея

4656430

6126880

5391655

5759267

543706

5483558

0,10

X

Табачные изделия

3904930

5383800

4644365

5014082

546819

4736794

0,12

Y

Безалкогольные напитки

3257020

5098000

4177510

4637755

680711

4292571

0,16

Y

Рыба

3344240

3926090

3635165

3780627

215141

3671530

0,06

X

Яйца и яйцепродукты

1777200

3228250

2502725

2865487

536533

2593415

0,21

Y

Продукция глубокой заморозки

1727090

2855180

2291135

2573157

417116

2361640

0,18

Y

Соки нектары морсы

1608960

2816240

2212600

2514420

446397

2288055

0,20

Y

Соусы

1884910

2660120

2272515

2466317

286637

2320965

0,12

Y

Чай, кофе, шоколад

1626520

2686700

2156610

2421655

392006

2222871

0,18

Y

Консервация

1703000

2636370

2936370

1590000

581095,5

2216435

0,26

Z

Детское питание

1273510

1953000

1613255

1783127

251244

1655723

0,15

Y

Снэки, сухарики

861480

1700500

1900000

1800250

412573

1565557

0,26

Z

Пищевые жиры

1281000

1680350

1480675

1580512

147661

1505634

0,10

X

Неопределённые

1163820

163520

663670

413595

369865

601151

0,62

Y

Информация о работе Управление ассортиментом товаров торговой организации и пути повышения его результативности