Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 22:35, курсовая работа
Цель работы – разработка рекомендаций по совершенствованию управления ассортиментом в универсаме «Родная сторона»
В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы управления товарным ассортиментом предприятия;
- проанализировать состояние товарного ассортимента в универсаме «Родная сторона»;
- разработать мероприятия по совершенствованию управления ассортиментом в универсаме «Родная сторона».
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы управления ассортиментом 5
1.1 Управление ассортиментом: понятие, значение, этапы и принципы 5
1.2 Понятие и классификация ассортимента 8
2 Анализ процесса формирования ассортимента розничной торговой организации 11
2.1 Организационно-экономическая характеристика универсама «Родная сторона» 11
2.2. Анализ ассортимента в универсаме «Родная сторона» 15
2.3 Оценка удовлетворённости потребителей ассортиментом в универсаме «Родна сторона» 25
3 Пути совершенствования управления ассортиментом в универсаме «Родная сторона» 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ А 38
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 40
Примечание – Источник: данные универсама «Родная сторона».
Проанализировав данные таблицы 2.2 можно увидеть, что универсам «Родная сторона» работает эффективно. Розничный товарооборот в 2012 году по сравнению с 2011г увеличился в сопоставимых ценах на 10, 7%, что в абсолютном выражении составляет 3977 млн.р. Это показывает, что ведётся постоянная работа по совершенствованию работы торговой организации.
Организационная структура предприятия - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления.
Директор осуществляет общее руководство, самостоятельно принимает решения по вопросам деятельности организации согласно Уставу ОАО.
Непосредственное руководство
бухгалтерским учетом в ОАО «Родная
сторона» осуществляет главный бухгалтер.
Под его контролем
Заместитель директора по коммерческим вопросам ведет работу с промышленными предприятиями и коммерческими структурами по обеспечению универмага промышленными товарами, а также вопросы внедрения в продажу новых товаров.
Заместитель директора по торговле продовольственными товарами непосредственно курирует продовольственный отдел.
Заместитель директора по вопросам информационно-идеологической работы и кадрами принимает участие в разработке единой кадровой политики в ОАО «Родная сторона». Координирует и направляет работу по формированию и развитию стабильного трудового коллектива совместно с руководителями отделов и служб. В его непосредственном подчинении отдел кадров.
Главный инженер осуществляет
руководство отделом
Также в организационную структуру входят помощник директора, отдел кадров, экономический отдел, отдел цен, сектор юридической работы и сектор по чрезвычайным ситуациям и охране труда.
В настоящее время в состав бухгалтерии ОАО «Родная сторона» входят отделы: учета товаров и тары на складах, учета товаров и тары в розничной торговле; финансово-расчетных операций; расчетов с рабочими и служащими; два сектора: по учету основных фондов и по безналичным расчетам.
Специалисты бухгалтерии обеспечивают контроль за организацией документооборота, соблюдением установленных правил и форм бухгалтерской документации, правильной постановкой и ведением бухгалтерского учета и отчетности, своевременным учетом товарно-материальных ценностей, денежных и основных средств ОАО «Родная сторона», составлением бухгалтерских отчетов и балансов.
Организационно- экономическая деятельность универсама «Родная сторона» организована достаточно хорошо: ведётся постоянная работа по совершенствованию обслуживания покупателей и усилению конкурентных преимуществ магазина, успешно ведётся работа по улучшению экономических показателей работы торговой организации.
2.2. Анализ ассортимента в универсаме «Родная сторона»
Для эффективности и наглядности, процесс анализа ассортимента универсама «Родная сторона» был разделён на 4 этапа
В результате анализа были выявлены недостатки управления и формирования ассортимента в универсаме, что явилось основанием для дальнейшей выработки рекомендаций.
1)АВС-XYZ анализ ассортимента товаров универсама «Родная сторона»
Одним из наиболее распространенных методов анализа ассортимента является ABC-анализ. Данный метод предполагает ранжирование торгового ассортимента по различным параметрам. Весь ассортимент делят на три группы товаров в зависимости от их вклада в товарооборот и прибыль магазина:
1) товары группы А — наиболее важные товары, обеспечивающие первые 50% результатов;
2) товары группы В — товары средней степени важности, обеспечивающие еще 30% результатов;
3) товары группы С — наименее значимые товары, обеспечивающие оставшиеся 20% результатов.
ABC-анализ по товарным
группам для универсама «
Таблица 2.3 – ABC анализ ассортимента
№ |
Товар |
Выручка |
Выручка доля |
Выручка Доля С нараст |
Группа |
1 |
Молочная продукция |
31444520 |
15,6% |
15,6 |
А |
2 |
Собственное производство |
24857459 |
12,4% |
28 |
А |
3 |
Алкогольные |
20011390 |
10% |
38 |
А |
4 |
Колбасные изделия |
19715170 |
9,8% |
47,8 |
А |
5 |
Продукция растениеводства |
16853510 |
8,4% |
56,2 |
B |
6 |
Кондитерские изделия |
12465870 |
6,2% |
62,4 |
B |
7 |
Хлебобулочные изделия |
10181890 |
5,1% |
67,5 |
B |
8 |
Пиво и слабоалкогольные |
7649500 |
3,8% |
71,3 |
B |
9 |
Мясо,птица |
7219310 |
3,6% |
74,9 |
B |
10 |
Непрод товары |
6704530 |
3,3% |
78,2 |
B |
11 |
Бакалея |
6126880 |
3% |
81,2 |
C |
Окончание таблицы 2.3
12 |
Табачные изделия |
5383800 |
2,7% |
83,9 |
C |
13 |
Безалкогольные напитки |
5098050 |
2,5% |
86,4 |
C |
14 |
Рыба |
3926090 |
2% |
88,4 |
C |
15 |
Яйца и яйцепродукты |
3228250 |
1,6% |
90 |
C |
16 |
Продукция глубокой заморозки |
2855180 |
1,4% |
91,4 |
C |
17 |
Соки нектары морсы |
2816240 |
1,4% |
92,8 |
C |
18 |
Соусы |
2660120 |
1,3% |
94,1 |
C |
19 |
Чай, кофе, шоколад |
2646790 |
1,3% |
95,4 |
C |
20 |
Консервация |
2636370 |
1.3% |
96,7 |
C |
21 |
Детское питание |
1953410 |
1% |
97,7 |
C |
22 |
Снэки, сухарики |
1700500 |
0,8% |
98,5 |
C |
23 |
Пищевые жиры |
1680350 |
0,8% |
99,3 |
C |
24 |
Неопределённые |
1163820 |
0,6% |
100 |
C |
ИТОГО |
200978990 |
100% |
100 |
Примечание – Источник: данные универсама «Родная сторона».
В результате ABC анализа были получены следующие результаты, представленные в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Результаты ABC анализа
A |
B |
C |
Всего | |
Группы товаров |
молочная продукция, собственное производство, алкогольные, колбасные изделия |
Продукция растениеводства Кондитерские изделия Хлебобулочные изделия Пиво и слабоалкогольные и др. |
Бакалея Табачные изделия Безалкогольные напитки Рыба и др |
|
Количество наименований товаров каждой группы, шт. |
4 |
6 |
14 |
24 |
Доля в общем количестве товаров, % |
16,6 |
25 |
58,3 |
100 |
Выручка , приходящаяся на каждую группу, % |
47,8 |
23,5 |
28,3 |
100 |
Примечание – Источник: собственная разработка.
По данным таблицы 2.4. можно сделать следующие выводы:
- группа А – 47,8 % выручки обеспечивают 17 % наименований.
- группа B – 23,5% выручки обеспечивают 25% наименований
- группа С – 28,7 % выручки обеспечивают 58 % наименований
Таким образом, проведенный ABC-анализ показывает, что основную долю товарооборота магазина обеспечивают такие товарные группы, как молочная продукция, продукция собственного производства, алкогольные напитки и колбасы, которые относятся к группе А и соответственно обеспечивают 48 % прибыли.. Товарные группы — чай, кофе и соки, яйца и рыба относящиеся к группе С, нуждаются в развитии и требуют дополнительных акций по стимулированию сбыта, например в виде снижения цен или расширения ассортимента. Для товаров из этой группы применяют упрощенные методы планирования, учета и контроля.
XYZ анализ основывается на том же принципе, что и ABC анализ, товары делятся на три группы X, Y и Z в зависимости от стабильности спроса.
Товары группы X характеризуются стабильностью продаж. Коэффициент вариации не превышает 10%.
Товары группы Y имеют колебания в спросе. Коэффициент вариации составляет 10 – 25%.
Товары группы Z отличаются нерегулярностью в спросе, имеют непредсказуемые или очень большие колебания. Коэффициент вариации более 25%.
XYZ анализ для универсама «Родная сторона» представлен в таблице 2.5.
Таблица 2.5 – XYZ анализ ассортимента
Товар |
Выручка 1 квартала/90 |
Выручка 2 квартала/90 |
Выручка 3 квартала/90 |
Выручка 4 квартала/90 |
Стандартное отклонение |
Средние продажи за месяц |
K вар |
XYZ |
Молочная продукция |
26895380 |
31444520 |
25000300 |
27300000 |
2351108 |
27660050 |
0,09 |
X |
Собственное производство |
23991420 |
24857450 |
24424435 |
27560400 |
1392005 |
25208426 |
0,06 |
X |
Алкогольные |
13456110 |
20011400 |
16733755 |
18372578 |
2423851 |
17143460 |
0,14 |
Y |
Колбасные изделия |
10658770 |
19715170 |
15186970 |
17451070 |
3348649 |
15752995 |
0,21 |
Y |
Продукция растениеводства |
10947610 |
16853000 |
10560000 |
8000300 |
3242633 |
11590227 |
0,28 |
Z |
Кондитерские изделия |
6905800 |
12465870 |
9685835 |
11075853 |
2055863 |
10033339 |
0,20 |
Y |
Хлебобулочные изделия |
8052130 |
10181900 |
9117015 |
9649457 |
787493 |
9250125 |
0,09 |
X |
Пиво и слабоалкогольные |
5206300 |
7649500 |
6427900 |
7038700 |
903385 |
6580600 |
0,14 |
Y |
Окончание таблицы 2.5
Мясо, птица |
2609700 |
7219310 |
4914505 |
6066907 |
1704426 |
5202605 |
0,33 |
Z | |
Непрод. Товары |
6071150 |
6704530 |
1750000 |
4227265 |
1925072 |
4688236 |
0,41 |
Z | |
Бакалея |
4656430 |
6126880 |
5391655 |
5759267 |
543706 |
5483558 |
0,10 |
X | |
Табачные изделия |
3904930 |
5383800 |
4644365 |
5014082 |
546819 |
4736794 |
0,12 |
Y | |
Безалкогольные напитки |
3257020 |
5098000 |
4177510 |
4637755 |
680711 |
4292571 |
0,16 |
Y | |
Рыба |
3344240 |
3926090 |
3635165 |
3780627 |
215141 |
3671530 |
0,06 |
X | |
Яйца и яйцепродукты |
1777200 |
3228250 |
2502725 |
2865487 |
536533 |
2593415 |
0,21 |
Y | |
Продукция глубокой заморозки |
1727090 |
2855180 |
2291135 |
2573157 |
417116 |
2361640 |
0,18 |
Y | |
Соки нектары морсы |
1608960 |
2816240 |
2212600 |
2514420 |
446397 |
2288055 |
0,20 |
Y | |
Соусы |
1884910 |
2660120 |
2272515 |
2466317 |
286637 |
2320965 |
0,12 |
Y | |
Чай, кофе, шоколад |
1626520 |
2686700 |
2156610 |
2421655 |
392006 |
2222871 |
0,18 |
Y | |
Консервация |
1703000 |
2636370 |
2936370 |
1590000 |
581095,5 |
2216435 |
0,26 |
Z | |
Детское питание |
1273510 |
1953000 |
1613255 |
1783127 |
251244 |
1655723 |
0,15 |
Y | |
Снэки, сухарики |
861480 |
1700500 |
1900000 |
1800250 |
412573 |
1565557 |
0,26 |
Z | |
Пищевые жиры |
1281000 |
1680350 |
1480675 |
1580512 |
147661 |
1505634 |
0,10 |
X | |
Неопределённые |
1163820 |
163520 |
663670 |
413595 |
369865 |
601151 |
0,62 |
Y |