Управление ассортиментом товаров торговой организации и пути повышения его результативности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – разработка рекомендаций по совершенствованию управления ассортиментом в универсаме «Родная сторона»
В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы управления товарным ассортиментом предприятия;
- проанализировать состояние товарного ассортимента в универсаме «Родная сторона»;
- разработать мероприятия по совершенствованию управления ассортиментом в универсаме «Родная сторона».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы управления ассортиментом 5
1.1 Управление ассортиментом: понятие, значение, этапы и принципы 5
1.2 Понятие и классификация ассортимента 8
2 Анализ процесса формирования ассортимента розничной торговой организации 11
2.1 Организационно-экономическая характеристика универсама «Родная сторона» 11
2.2. Анализ ассортимента в универсаме «Родная сторона» 15
2.3 Оценка удовлетворённости потребителей ассортиментом в универсаме «Родна сторона» 25
3 Пути совершенствования управления ассортиментом в универсаме «Родная сторона» 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ А 38
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 40

Файлы: 1 файл

крсовая инет.docx

— 160.72 Кб (Скачать файл)

Следующий фактор неценового стимулирования продаж – сервис.

В  универсаме «Родная  сторона» представлены следующие дополнительные услуги:

-аудио/видео продукция;

-цветы;

-банкоматы;

-платежный терминал;

-обменный пункт;

-операторы мобильной  связи;

-аптека;

-игровой автомат «кран-машина»;

-лотерея «Ваше лото».

Таким образом, при оценке факторов, влияющих на реализацию ассортимента товаров были выявлен такой недостаток, как высокие затраты покупателей  на ожидание торгового обслуживания.

По результатам исследования AMR Research очереди являются одной из основных причин разочарования и потери лояльности покупателей, причем в первую очередь наиболее ценных для магазина: тех, чей средний чек превышает 250 тыс .В итоге снижается эффективность работы расчетно-кассового узла и производительность всей торговой организации. Таким образом, универсаму «Родная сторона» для сохранения лояльности покупателей следует уделить внимание устранению данной проблемы.

 

2.3 Оценка удовлетворённости потребителей ассортиментом в универсаме «Родна сторона»

 

Удовлетворённость потребителей ассортиментом универсама – это обобщающий показатель эффективности управления ассортиментом. Для исследования удовлетворённости покупателей ассортиментом универсама «Родная сторона»  был проведен выборочный письменный опрос среди покупателей. Для проведения опроса были разработаны анкетные бланки, состоящие из 17 вопросов. Было опрошено 50 респондентов. Анкетный бланк представлен в приложении Б.

Анализ результатов опроса:

1-5 вопросы

В опросе приняли участие 50 респондентов, 31 женщина и 19 мужчин, что в процентном выражении составляет соответственно 62 % и 38 %. Структура покупателей универсама по полу представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Структура  посетителей по полу

Значительная часть посетителей  универсама «Родная сторона» относятся к возрастной категории 36- 45 лет( люди среднего возраста), а именно 18 человек из 50 респондентов, что в процентном выражении составляет 36 % опрошенных. Также значительную долю занимают посетители в возрасте 26 – 35 лет: 22%( 11 человек). На возрастную категорию до 15 лет (школьники), приходится лишь 2 % опрошенных, а на посетителей от 61 года(пенсионный возраст) -4%. Для большей наглядности структура посетителей по возрасту представлена на рисунке 2.


 
Рисунок 2 – Структура  посетителей по возрасту

 

Из 50 опрошенных  41 человек  находятся в браке, что составляет 82 % опрошенных. Следует отметить что  из посетителей в возрастной категории 26- 35 лет ( 11 человек – 24%) все находятся в браке т. е. значительная часть посетителей – молодые семьи.

Большая часть опрошенных, а именно 54% относят себя к населению  со средним уровнем дохода.

Следует отметить что большинство  респондентов посещают универсам «Родная  сторона» ежедневно : 70% (35 человек). И большая часть , а именно 22 %( 11 человек) посещают универсам несколько раз в неделю, что  подтверждает тот факт, что универсам «Родная сторона» является универсамом  формата «у дома».

Вопрос 6

На вопрос «Что для  Вас  является наиболее важным при выборе места покупки продуктов?» варианты распределились следующим образом: наиболее важным фактором выбора места покупки  продуктов являются высокое качество товаров, данный вариант был отмечен 35 раз, второй по важности фактор – широкий ассортимент  (был отмечен 30 раз). Следующий по важности – возможность экономии (20 раз) и удобное  расположение магазина(15 раз). Таким образом можно сделать вывод ,что на современном этапе первостепенное внимание торговых организаций должно быть обращено на обеспечение высококачественного и широкого ассортимента.

 

Вопрос 7- 15

Респондентам было предложено оценить такие показатели как  уровень цен, широту ассортимент  товара, качество товара, соотношение  цена-качество, стабильность ассортимента и другие показатели по 3-х бальной  шкале( 1- не соответствует, 3- соответствует). Результаты исследования представлены в сводной таблице 2.9, где напротив показателей указано количество человек, которые дали соответствующую оценку и подсчитан средний балл.

 

Таблица 2.9 – Оценка ассортимента по показателям

 

Показатель

1

2

3

Ср.б.

7.Уровень цен в универсаме относительно других магазинов низкий

6

42

2

1,92

8.Широкий выбор ассортимента

0

2

48

2,96

9.Товар всегда свежий  и высокого качества

1

10

39

2,76

10. Выгодное соотношение  цена-качество товара

3

40

4

1,9

11. Ассортимент стабильный; в продаже постоянно есть товар,  который я привык покупать  в этом магазине.

3

12

35

2,64

12.В универсаме проводятся  привлекательные акции, есть возможность  сэкономить

4

6

40

2,72

13.В магазине своевременно  появляются сезонные и праздничные  товары

0

50

0

2


 

 

Окончание таблицы 2.9

14. В магазине всегда  есть полные сведения об имеющихся  в продаже товарах и ценах,  и они точны.(ценники)

30

20

0

1,4

15. В магазине легко  отыскать нужный товар ( у каждого товара постоянно своё  место)

10

30

10

2


Примечание – Источник: собственная разработка

 

По результатам таблицы  мы можем судить о сильных и  слабых сторонах управления ассортиментом  в универсаме  «Родная сторона». Отметить те показатели, которым следует  уделить особое внимание , которые требуют усовершенствования. Например, по результатом опроса, можно судить о том, что такими показателями, как широта ассортимента и качество товаров потребители удовлетворены. Однако достаточно часто возле товаров отсутствуют ценники (1, 4 балла), а также товары меняют свое расположение и потребители не могут отыскать необходимый им товар : 10 респондентов поставили 1 балл. Это оказывает отрицательное воздействие на удовлетворённость потребителя, а значит  данные проблемы требуют оперативного решения.

Вопрос 17

Следующий вопрос  был  направлен на поиск конкретных  групп товаров по которым каким-либо образом не удовлетворён потребительский  спрос: слишком высоки цены, недостаточный  ассортимент , низкое качество. В таблице 2.10. представлены результаты опроса.

 

Таблица 2.10 – Оценка ассортимента по товарным группам

 

Товарная группа

1.Высокий уровень цен  в сравнении с другими магазинами

2.Недостаточен выбор ассортимента 

3.Товар невысокого качества

 

1.Овощи-фрукты

     

2.Мясо

 

2 человека

 

3.Рыбный отдел

     

4.Молочный отдел

     

5.Продукция собственного  производства 

     

6.Сыры

     

Окончание таблицы 2.10

7.Колбасы

     

8.Замороженные продукты

     

9.Отдел хлебобулочных  изделий

     

10.Алкоголь

 

4 человека

 

11.Кондитерские изделия

 

15 человек

 

12.Напитки(Соки,Воды)

3 человека

4 человека

 

13.Детское питание

 

6 человек

 

Примечание – Источник: собственная разработка

 

По результатам данного  вопроса мы можем отметить следующие  проблемы:,30 % отмечают недостаток кондитерских изделий,12 % говорят о недостаточном выборе детского питания.

Таким образом, проведенный  опрос позволил  выявить проблемные стороны в управлении ассортиментом универсама, причины неудовлетворённости потребительского спроса, а также группы товаров, которым следуют уделить особое внимание .

 

 

 

3 Пути совершенствования управления ассортиментом в универсаме «Родная сторона»

 

Анализ, проведенный во втором разделе, позволяет сделать следующие выводы:

- в универсаме представлен  широкий и устойчивый ассортимент,  коэффициенты полноты и устойчивости  равны соответственно 1,17 и 0, 96.

-  предоставляются дополнительные услуги покупателям

- проводятся регулярные акции

- высоким спросом пользуется  продукция собственного производства

- потребители высоко оценивают  такой показатель, как качество  предлагаемого ассортимента.

Однако из результатов  оценки было выявлены и недостатки управления ассортиментом:

По результатам ABC-XYZ анализа было  выявлено, что такие группы товаров как консервация и сухарики, снеки попали в категорию CZ , а это значит, что они требуют пристального внимания.

Можно порекомендовать универсаму «Родная сторона»:

  1. Уделить особое внимание выкладке данных групп товаров. Например, сухарики необходимо поместить в прикассовую зону, что обеспечит повышение их продаж за счёт импульсивного спроса.
  2. Если данные группы товаров – это в основном товары-новички, то за ними нужно постоянно наблюдать, размещать их на уровне глаз потребителей, привлекать внимание.
  3. Если это товары, давно пребывающие в ассортименте магазина, то именно они являются первыми кандидатами на вывод.
  4. Можно устроить распродажи , снижение цен на данные товары

Реализация данных рекомендаций на практике позволит ускорить оборачиваемость  и тем самым сократить неликвиды  и излишки товара.

В результате опроса потребителей было выявлено, что они не удовлетворены  ассортиментом детского питания  универсама «Родная сторона», поэтому  целесообразно его расширить. Это позволит создать благоприятные условия постоянным покупателям, тем более что опрос показал: значительная часть посетителей – молодые семьи.

Изучение предложения  универсама «Родная сторона» продукции  детского питания показало, что в  ассортименте практически не представлено продукции белорусских производителей, поэтому  достаточно выгодным для универсама будет использовать услуги компании «АВА-Белтрейд». Данная компания предлагает продукцию нескольких производителей  детского питания РБ: ОАО «Гамма Вкуса», ОАО «Витебский плодоовощной комбинат», производящие детское питание под товарными знаками «Gamma», «Dettka» и «Новка».

Целесообразно также провести опрос среди посетителей универсама, а именно опрос молодых мам  о марках детского питания, которые  они предпочитают. Это позволит сформировать ассортимент в соответствии со спросом целевого рынка данного универсама и удовлетворить существующий спрос.

 Также проведенные  исследования позволили определить, что недостаточное внимание уделяется факторам, связанным с реализацией ассортимента вследствие чего в универсаме « Родная сторона» существуют такие проблемы, как:

- большие затраты покупателей  на ожидание торгового обслуживания:

вместо нормы (для универсамов) 90 секунд, покупатели универсама ожидают  обслуживания в среднем 218 секунд (в  час-пик).

- отсутствие ценников  возле товаров

Коэффициент затрат времени  покупателей на ожидание торгового  обслуживания в универсаме «Родная  сторона» равен 0,41, при оптимальном  его значении 1. Вместо нормы 90 секунд, покупатели универсама ожидают обслуживания в среднем 218 секунд(в час-пик). Такое значение данного показателя говорит о необходимости проведения ряда мероприятий, которые позволят магазину увеличить скорость обслуживания  покупателей.

В универсаме 7 касс, которые  часто работают не в полном составе  даже в час-пик. Первый шаг, который  необходимо сделать, это обеспечить работу всех  касс, особенно в то время, когда в универсаме много  покупателей. Это можно сделать, наняв на работу дополнительных контролеров-кассиров. В таблице 3.1. представлены затраты универсама «Родная сторона» связанные с приёмом на работу кассира.

 

Таблица 3.1 – Затраты универсама «Родная сторона» связанные с приёмом на работу кассира

 

Должность

Средняя зарплата (тыс.)

Контролёр-кассир

2.250.000


Примечание  - Источник: собственная  разработка

 

По данным таблицы 8 можно  увидеть, что среднемесячные затраты  универсама «Родная сторона» от приёма на работу нового кассира составят 2.250.000 тыс.

Информация о работе Управление ассортиментом товаров торговой организации и пути повышения его результативности