Управление ассортиментом товаров торговой организации и пути повышения его результативности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – разработка рекомендаций по совершенствованию управления ассортиментом в универсаме «Родная сторона»
В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы управления товарным ассортиментом предприятия;
- проанализировать состояние товарного ассортимента в универсаме «Родная сторона»;
- разработать мероприятия по совершенствованию управления ассортиментом в универсаме «Родная сторона».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы управления ассортиментом 5
1.1 Управление ассортиментом: понятие, значение, этапы и принципы 5
1.2 Понятие и классификация ассортимента 8
2 Анализ процесса формирования ассортимента розничной торговой организации 11
2.1 Организационно-экономическая характеристика универсама «Родная сторона» 11
2.2. Анализ ассортимента в универсаме «Родная сторона» 15
2.3 Оценка удовлетворённости потребителей ассортиментом в универсаме «Родна сторона» 25
3 Пути совершенствования управления ассортиментом в универсаме «Родная сторона» 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ А 38
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 40

Файлы: 1 файл

крсовая инет.docx

— 160.72 Кб (Скачать файл)

Также увеличить скорость обслуживания в универсаме можно  с помощью установки дополнительной кассы, однако такой способ решения  проблемы очередей  невыгоден экономически, поскольку в «спокойный» период работы магазина кассы будут простаивать. Поэтому в решении данной проблемы стоит обратить внимание на зарубежный опыт в обслуживании покупателей  в кассовом секторе.

Существует технология QUEUE BUSTING(«Убийца очередей»). Принцип  работы решения «Убийца очередей»  таков:  менеджер торгового зала с помощью радиотерминала сбора данных сканирует товар покупателей, стоящих в очереди. Товар упаковывается в пакет и герметично запечатывается. Менеджер торгового зала с помощью мобильного принтера печатает этикетку со штрих-кодом, который уже содержит в себе всю информацию о товаре («мягкий чек»). Кассир считывает единственный штрих-код и печатает чек, в котором содержится весь перечень приобретенных товаров.

В таблице 3.2. показана затраты связанные с применением технологии QUEUE BUSTING для универсама «Родная сторона»

 

Таблица 3.2 – Затраты связанные с применением технологии QUEUE BUSTING для универсама «Родная сторона»

 

Необходимое оборудование

 Средняя цена

Терминал сбора данных

5.500.000

Мобильный беспроводной термопринтер

            1.160.000

Итого

6.660.000


Примечание  - Источник: собственная  разработка

 

В таблице 3.3. показаны затраты связанные с установкой новой кассы.

 

Таблица 3.3 – Затраты связанные установкой новой кассы

 

Оборудование

Средняя цена

Кассовый аппарат 

5.200.000

Сканер штрих-кодов

3.600.000

Стул кассира 

1.000.000

Платёжные терминал

1.500.000

Итого

11.300.000


Примечание  - Источник: собственная  разработка

 

Из данных таблиц 9 и 10 можно  сделать сведущие выводы: стоимость  программного комплекса составляет 50-55% от стоимости нового кассового  оборудования, таким образом два мобильных сканера способны заменить одну кассу. Стоит отметить, что разброс в ценах на кассы велик, поэтому и погрешность немаленькая. Более того установка дополнительной кассы в магазине  требует дополнительного свободного пространства. Поэтому решать проблему сокращения затрат времени покупателей на ожидание торгового обслуживания более эффективно с помощью системы QUEUE BUSTING, чем установкой дополнительной кассы.

 Таким образом, использование  данной технологии даст универсаму  «Родная сторона» следующие преимущества:

- увеличивает пропускную  способнос0ть расчетно-кассового узла, за счет чего растет выручка магазина и повышается лояльность покупателей

- позволяет использовать  рабочую силу невысокой квалификации

- персонал не нуждается  в длительном обучении

- оборудование во время  невысоких нагрузок может использоваться  в других местах (на приемке  товара и инвентаризации, в качестве  мобильного принтера для печати  ценников).

- устройство не подключено  к кассовой программе POS-терминала,  что исключает перегрузку системы  и риск сбоя работы кассовой  линии.

- покупатели удовлетворены,  так как время ожидания в  очереди снижается

- экономия места в торговом  зале

Также для быстрого обслуживания покупателей необходимо  уделить  внимание следующим моментам:

1) Качество штрих-кодов (потратиться на перемаркировку нечитаемых штрих-кодов производителя)

2) Постоянное наличие  в расчетной зоне людей, имеющих  права на отмены позиций, возвраты, аннуляции.

Сокращение затрат времени  на ожидание торгового обслуживания позволит универсаму сохранить лояльность клиентов, разгрузить работу расчетно-кассового  узла в часы пиковой нагрузки, ускорить темпы обслуживания покупателей, сократить  очереди, повысить производительность предприятия и тем самым улучшить качество управления ассортиментом т. к. скорость кассового обслуживания в значительной степени влияет на реализацию ассортимента товаров.

Также, в результате опроса потребителей была выявлена такая проблема, как отсутствие ценников возле товаров. Данная проблема является недопустимой в управлении ассортиментом для универсама «Родная сторона» т. к. исходя из опроса, среди посетителей универсама имеются люди среднего и пожилого возраста, которым часто трудно ходить по всему залу в поисках праисчекеров.  Да и если покупатель не находит в месте продаж информацию о цене товара, он часто отказывается от покупки, а если он регулярно будет сталкиваться с этой проблемой, то уйдет в другой магазин.

Для устранения проблемы отсутствия ценников универсаму «Родная сторона» предлагаются следующий вариант решения – дублировать цену каждого товара этикет-пистолетом на каждом товаре. Затраты универсама «Родная строна» на данное нововведение представлены в таблице 3.4.

 

Таблица 3.4 – Затраты на покупку и обслуживание этикет-пистолета

 

Товар

Цена, руб.

Этикет-пистолет Motex-5500 EOS

267400

Этикет лента 21*12 мм, 1 рулон ( 1000 шт в рулоне)

2450

Ролик красящий для этикет-пистолетов Motex (в среднем хватает на 70 000 этикеток)

22 100


Примечание  - Источник: собственная  разработка

 

Таким образом если универсам  «Родная сторона» приобретёт 4 этикет-пистолета он потратит 1 069060, это относительно недорого , при этом следует учитывать что этикет-пистолеты являются долговременной покупкой, т.е. их приобретают однажды и на длительное время.

Теперь определим затраты  в расчёте на одну единицу продукта ленты и чернил . Получаем 2,45 р –затраты на ленту, и 0.31р. – затраты на чернила. В сумме получаем 2, 76 р на единицу продукции.

А теперь посчитаем доходы: мировая практика показывает что потери в продажах составляют по  причине отсутствия ценников не менее 6%.

Средний дневной товарооборот универсама составляет 168 222 265 р.

Увеличив данный показатель хотя бы на 6 %  мы получаем 178 315 600 р. Таким образом можно сделать вывод о том что предложенное нововведение позволит увеличить дневной товарооборот на 10 093 335р.

Таким образом можно сделать вывод о том что решение проблемы отсутствия ценников является эффективным решением т. к

-  дневной товарооборот  увеличивается в среднем на 10 млн.

-  растёт лояльность  покупателей

-  усиливаются конкурентные  преимущества универсама, что в  современных условиях жестокой  конкуренции является необходимым условием.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исследования, проведенные  в курсовой работе позволяют сделать следующие выводы:

В условиях развития конкуренции  для большинства торговых организаций  всё более необходимым становится стратегический подход к управлению торговым ассортиментом. Особенно это  направление приобретает значимость в нынешних условиях, когда к товару со стороны потребителя предъявляются  повышенные требования по качеству и  ассортименту. Постоянное наличие устойчивого, широкого ассортимента товаров, максимально  соответствующего спросу потребителей является необходимым условием конкурентоспособности  и стабильного развития торговой организации. 

С системой управления ассортиментом  очень тесно соприкасаются такие  уровни коммерческой деятельности как, например, информационное обеспечение коммерческой деятельности, определение потребности в товарах,  коммерческая деятельность по организации розничной продажи товаров, рекламно-информационная работа, оказание услуг и др. Поэтому управление ассортиментом является центральным звеном  в сложной и многоуровневой цепочке содержания коммерческой деятельности розничного торгового предприятия. От её эффективного функционирования во многом зависит то, какой товар будет предложен потребителю и в каком объёме, а коммерческая деятельность на всех уровнях, в конечном итоге, направлена на выполнение именно этой задачи

Таким образом, чрезвычайно  актуальной представляется цель работы – 

разработка рекомендаций по совершенствованию управления ассортиментом  в универсаме «Родная сторона»

Анализ результатов хозяйственной  деятельности позволил установить, что  универсам «Родная сторона» работает эффективно, розничный товарооборот в 2012 году по сравнению с 2011г увеличился в сопоставимых ценах на 10, 7%, что  в абсолютным выражении составляет 3977 млн.р

Анализ практики выполненный в области управления ассортиментом позволил выявить, что процесс формирования ассортимента организован на достаточно высоком уровне: потребители удовлетворены ассортиментом товаров, их качеством, соотношением цены и качества, ассортимент универсама является устойчивым и полным.

Однако, было выявлено, что недостаточное внимание уделяется факторам, связанным с реализацией ассортимента вследствие чего в универсаме « Родная сторона» существуют такие проблемы, как:

- большие затраты покупателей  на ожидание торгового обслуживания:

вместо нормы (для универсамов) 90 секунд, покупатели универсама ожидают  обслуживания в среднем 218 секунд (в  час-пик).

- отсутствие ценников  возле товаров

По устранению выявленных недостатков универсаму «Родная  сторона» предлагается реализовать  ряд мероприятий:

Для сокращения затрат времени  покупателей на ожидание обслуживания необходимо обеспечить работу всех  касс, особенно в то время, когда  в универсаме много покупателей. Это можно сделать, наняв на работу дополнительных контролеров-кассиров.

 Также для решения  данной проблемы стоит обратить  внимание на зарубежный опыт  в обслуживании покупателей в  кассовом секторе.

Существует технология QUEUE BUSTING(«Убийца очередей»). Принцип  работы решения «Убийца очередей»  таков:  менеджер торгового зала с помощью радиотерминала сбора данных сканирует товар покупателей, стоящих в очереди. Товар упаковывается в пакет и герметично запечатывается. Менеджер торгового зала с помощью мобильного принтера печатает этикетку со штрих-кодом, который уже содержит в себе всю информацию о товаре («мягкий чек»). Кассир считывает единственный штрих-код и печатает чек, в котором содержится весь перечень приобретенных товаров.

Реализация на практике предложенных мероприятий позволит универсаму «Родная  сторона»: сократить затраты времени  покупателей на ожидание обслуживания, сохранить лояльность клиентов, разгрузить работу расчетно-кассового узла в  часы пиковой нагрузки, ускорить темпы  обслуживания покупателей, сократить  очереди, повысить производительность предприятия и тем самым улучшить качество управления ассортиментом  т. к. скорость кассового обслуживания в значительной степени влияет на реализацию ассортимента товаров.

Также, в результате опроса потребителей была выявлена такая проблема, как отсутствие ценников возле товаров. Данная проблема является недопустимой  в управлении ассортиментом для  универсама «Родная сторона» т. к. если покупатель не находит в месте  продаж информацию о цене товара, он часто отказывается от покупки, а  если он регулярно будет сталкиваться с этой проблемой, то уйдет в другой магазин.

Для устранения проблемы отсутствия ценников универсаму «Родная сторона» предлагаются следующий вариант  решения – дублировать цену товара этикет-пистолетом на каждом товаре.

Реализация предложений  на практике позволит увеличить дневной  товарооборот на 10 093 335 р., повысить лояльность покупателей, усилить конкурентные преимущества универсама, что в современных  условиях жестокой конкуренции является необходимым условием.

Также по результатам ABC-XYZ анализа было  выявлено, что такие группы товаров как консервация и сухарики, снеки попали в категорию CZ , а это значит, что они требуют пристального внимания.

Универсаму «Родная сторона» следует:

  1. Уделить особое внимание выкладке данных групп товаров. Например, сухарики необходимо поместить в прикассовую зону, что обеспечит повышение их продаж за счёт импульсивного спроса.
  2. Если данные группы товаров – это в основном товары-новички, то за ними нужно постоянно наблюдать, размещать их на уровне глаз потребителей, привлекать внимание.
  3. Если это товары, давно пребывающие в ассортименте магазина, то именно они являются первыми кандидатами на вывод.
  4. Можно устроить распродажи , снижение цен на данные товары

Реализация данных рекомендаций на практике позволит ускорить оборачиваемость  и тем самым сократить неликвиды  и излишки товара

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Бузукова, Е.А. Ассортимент  розничного магазина: методы анализа  и практические советы / Е.А. Бузукова. – СПб.: Питер, 2007. – 176 с.

Информация о работе Управление ассортиментом товаров торговой организации и пути повышения его результативности