Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 22:35, курсовая работа
Цель работы – разработка рекомендаций по совершенствованию управления ассортиментом в универсаме «Родная сторона»
В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы управления товарным ассортиментом предприятия;
- проанализировать состояние товарного ассортимента в универсаме «Родная сторона»;
- разработать мероприятия по совершенствованию управления ассортиментом в универсаме «Родная сторона».
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы управления ассортиментом 5
1.1 Управление ассортиментом: понятие, значение, этапы и принципы 5
1.2 Понятие и классификация ассортимента 8
2 Анализ процесса формирования ассортимента розничной торговой организации 11
2.1 Организационно-экономическая характеристика универсама «Родная сторона» 11
2.2. Анализ ассортимента в универсаме «Родная сторона» 15
2.3 Оценка удовлетворённости потребителей ассортиментом в универсаме «Родна сторона» 25
3 Пути совершенствования управления ассортиментом в универсаме «Родная сторона» 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ А 38
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 40
1.2 Понятие и классификация ассортимента
Торговый ассортимент – перечень товаров, подобранных для реализации в розничной торговой сети. Он включает сотни тысяч наименований и разновидностей товаров, выпускаемых предприятиями различных отраслей промышленности и сельского хозяйства [2, с. 212].
В торговой практике существуют
различные подходы к
Так, с точки зрения общего назначения торговый ассортимент делится на:
- ассортимент продовольственных товаров (продукты питания);
- ассортимент непродовольственных товаров [2, с. 215].
По широте охвата товаров:
- Простой
- Сложный
Простой ассортимент – набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей, например, ассортимент магазина в сельской местности.
Сложный ассортимент – набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют самые разнообразные потребности [7, с. 10].
По назначению товаров:
- групповой
- развёрнутый
- сопутствующий
- смешанный
Групповой – набор однородных товаров, объединённых общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности. Наиболее часто в качестве общего признака выступает функциональное или социальное назначение. Например, хлебобулочные, молочные изделия, обувь, одежда.
Развёрнутый – набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований в пределах каждой товарной группы. Такой ассортимент, как правило, встречается в специализированных магазинах.
Сопутствующий – набор товаров, выполняющих вспомогательные функции и не относящихся к основным для данной организации.
Смешанный – набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Смешанный ассортимент имеет место в универсамах.
По частоте спроса:
- товары повседневного спроса
- товары периодического спроса
- товары редкого спроса
Товары повседневного спроса – товары, имеющие большую частоту спроса.
Товары периодического спроса – товары, спрос на которые потребители предъявляют через определённые промежутки времени (одежда)
Товары редкого спроса – товары длительного пользования (непродовольственные товары) [3, с. 85].
По наличию на данный момент
- реальный
- прогнозируемый
Реальный – действительный набор товаров , имеющийся в конкретной организации продавца.
Прогнозируемый – набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.
По соответствию требованиям потребителей и торговой организации
- рациональный
- оптимальный
Рациональный – набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определённом уровне развития науки, техники и технологий.
Оптимальный – набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах [4, с. 84].
В зависимости от вида спроса
- товары устойчивого спроса
- товары альтернативного спроса
- товары импульсивного спроса
Товары устойчивого спроса – это товары повседневного спроса (молоко, хлеб). По таким товарам должны быть обеспечены высокая стабильность ассортимента и бесперебойное наличие их в продаже.
Товары альтернативного спроса – это такие товары, по которым покупатель не указывает точных индивидуальных признаков. Они покупаются на основе выбора и сравнения ( перчатки, галстуки и др.)
Товары импульсивного спроса покупатель приобретает под воздействием показа товара, рекламы в самой организации [2, с. 213].
2 Анализ
процесса формирования
2.1 Организационно-экономическая характеристика универсама «Родная сторона»
«Родная сторона» — одна из крупнейших динамично развивающихся розничных сетей Республики Беларусь.
«Родная сторона» — это
удобные магазины формата «у дома»,
которые предлагают покупателям
оптимальный ассортимент
Первый магазин розничной
торговой сети «Родная сторона»
По адресу Одинцова, 20 находится один из магазинов данной сети, который был выбран в качестве объекта исследования.
«Родная сторона» универсам ОАО «Современные розничные технологии», которое зарегистрировано 14.09.2011 Минским городским исполнительным комитетом.
Общество создано путём преобразования общества с ограниченной ответственностью «Современные розничные технологии», зарегистрированного решением Минского областного исполнительного комитета № 663от 03.09.2001, общество является также правопреемником прав и обязанностей открытого акционерного общества «Северный-Борисов», зарегистрированного решением Минского областного исполнительного комитета № 4-р от 23.01.2009, в связи с его реорганизацией в форме присоединения к ОАО «Современные розничные технологии».
Задачи, которые ставит перед собой ОАО «Современные розничные технологии» следующие:
- достижение максимального объема товарооборота;
- обеспечение постоянного
повышения темпов роста, поступления
разнообразного ассортимента
- увеличение прибыли и повышение рентабельности;
- экономия расходов в целом и по конкретным видам деятельности;
- рост производительности
труда и повышение
эффективности использования
- увеличение доли собственных оборотных средств в финансовых ресурсах предприятия;
- обеспечение финансовой
устойчивости и
В универсаме созданы все
условия для удобства покупателей.
Имеется широкий выбор
Предлагаются различные сервисы, а так же дополнительные услуги для своих покупателей:
- аудио/видео продукция;
- цветы;
- банкоматы;
- платежный терминал;
- обменный пункт;
- операторы мобильной связи;
- аптека;
- игровой автомат «кран-машина»;
- лотерея «Ваше лото».
Расположение универсама можно охарактеризовать как недостаточно выгодное:
- рядом нет станции метро (ближайшая станция метро -2 остановки троллейбуса)
- недостаточно развито транспортное сообщение (Автобус: 11, троллейбус: 9, 44).
Но при этом следует учитывать, что универсам «Родная Сторона» - это магазин формата «у дома», а значит, он рассчитан на потребителей, проживающих в районе универсама.
Рядом с магазином «Родная сторона» по ул. Одинцова расположены магазин «Нарочь» и «Евроопт», которые являются основными его конкурентами. Соответствие режима работы универсама «Родная сторона» и его конкурентов приведено в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Оценка режима работы конкурентов
Критерии |
Универсам «Родная сторона» |
Универсам «Нарочь» |
Универсам «Евроопт» |
Время открытия |
800 |
800 |
800 |
Обеденный перерыв |
- |
- |
- |
Время закрытия |
2300 |
2300 |
2300 |
Выходные дни |
- |
- |
- |
Санитарный день |
Первый вторник месяца |
Второй вторник месяца |
Последний вторник месяца |
Примечание – Источник: собственная разработка
Из данных таблицы можно
увидеть, что режим работы конкурентов
полностью совпадает, а значит потребитель,
выбирая в какой универсам
пойти, выберет тот, который обладает
более значительными
По степени специализации и типу Родная сторона является универсальным магазином.
Универсам осуществляет свою деятельность на основании лицензии.
В соответствии с выданным
разрешением универсам
- общественное питание (цех по производству мясных полуфабрикатов);
- розничная торговля
- розничная торговля непищевой спиртосодержащей продукцией;
- розничная торговля (за
исключением алкогольных
К основным функциям магазина можно отнести: закупку товаров у поставщиков; приемку и хранение товаров; подсортировку, подработку, приведение к товарному виду; реализацию товаров; финансовую деятельность: получение информации о рынке и информировании рынка.
Основные экономические результаты функционирования универсама «Родная сторона» представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Основные экономические показатели хозяйственной деятельности ОАО «Родная сторона» за 2010 – 2011 гг.
Показатель |
2011 г. |
2012 г. |
Отклонение (+;-) |
Темп изменения в % к 2012 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Розничный товарооборот, млн. р. |
||||
- в действующих ценах |
36892,8 |
44936,4 |
8043,6 |
121,8 |
- в сопоставимых ценах |
36892,8 |
40869,8 |
3977 |
110,7 |
Выручка от реал. тов. и услуг, млн.р. |
37693,5 |
45651,5 |
7958 |
121,1 |
Выручка от реализации. товаров и услуг (без налогов), млн.р. |
31222,2 |
38490,4 |
7268,2 |
123,2 |
Доходы всего, млн.р. |
6979,6 |
8605,3 |
1625,7 |
123,2 |
Доход от реализации товаров |
Окончание таблицы 2.2
- сумма, млн. руб. |
6965,9 |
8593,0 |
1627,1 |
123,3 |
-уровень, в % к товарообороту |
5,6 |
5,6 |
100 | |
Доходы от реализации товаров без налогов, млн. р. |
6840,3 |
8519,4 |
1679,1 |
124,5 |
- уровень, в % к товарообороту |
5,5 |
5,5 |
100 | |
Затраты на реализацию товаров, млн. р. |
5881,4 |
6913,0 |
1031,6 |
117,5 |
- уровень, в % к товарообороту |
4,7 |
4,5 |
-0,2 |
95,7 |
Прибыль от реализации товаров и услуг |
||||
- сумма, млн. руб. |
958,9 |
1606,4 |
647,5 |
167,5 |
- уровень, в % к товарообороту |
3,07 |
4,17 |
1,1 |
135,8 |
Внереализационные расходы, млн. р. |
556,3 |
837,5 |
281,2 |
150,5 |
Прибыль за отчетный период |
||||
- сумма, млн. руб. |
526,7 |
900,7 |
374 |
171,0 |
-уровень, в % к товарообороту |
1,69 |
2,34 |
0,65 |
138,4 |
Налоги от прибыли, млн. руб. |
349,3 |
492,1 |
142,8 |
140,8 |