Управление ассортиментом товаров торговой организации и пути повышения его результативности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – разработка рекомендаций по совершенствованию управления ассортиментом в универсаме «Родная сторона»
В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы управления товарным ассортиментом предприятия;
- проанализировать состояние товарного ассортимента в универсаме «Родная сторона»;
- разработать мероприятия по совершенствованию управления ассортиментом в универсаме «Родная сторона».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы управления ассортиментом 5
1.1 Управление ассортиментом: понятие, значение, этапы и принципы 5
1.2 Понятие и классификация ассортимента 8
2 Анализ процесса формирования ассортимента розничной торговой организации 11
2.1 Организационно-экономическая характеристика универсама «Родная сторона» 11
2.2. Анализ ассортимента в универсаме «Родная сторона» 15
2.3 Оценка удовлетворённости потребителей ассортиментом в универсаме «Родна сторона» 25
3 Пути совершенствования управления ассортиментом в универсаме «Родная сторона» 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ А 38
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 40

Файлы: 1 файл

крсовая инет.docx

— 160.72 Кб (Скачать файл)

   

1.2 Понятие и классификация ассортимента

 

Торговый ассортимент  – перечень товаров, подобранных  для реализации в розничной торговой сети. Он включает сотни тысяч наименований  и разновидностей товаров, выпускаемых  предприятиями  различных отраслей промышленности и сельского хозяйства [2, с. 212].

В торговой практике существуют различные подходы к классификации  ассортимента.

Так, с точки зрения общего назначения торговый ассортимент делится на:

- ассортимент продовольственных товаров (продукты питания);

- ассортимент непродовольственных товаров [2, с. 215].

По широте охвата товаров:

- Простой

- Сложный

Простой ассортимент – набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей, например, ассортимент магазина в сельской местности.

Сложный ассортимент – набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют самые разнообразные потребности [7, с. 10].

По назначению товаров:

- групповой

- развёрнутый

- сопутствующий

- смешанный

Групповой –  набор однородных товаров, объединённых общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности. Наиболее часто в качестве общего признака выступает функциональное или социальное назначение. Например, хлебобулочные, молочные изделия, обувь, одежда.

Развёрнутый – набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований в пределах каждой товарной группы. Такой ассортимент, как правило, встречается в специализированных магазинах.

Сопутствующий – набор товаров, выполняющих вспомогательные функции и не относящихся к основным для данной организации.

Смешанный – набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Смешанный ассортимент имеет место в универсамах.

По  частоте спроса:

- товары повседневного спроса

- товары периодического спроса

- товары редкого спроса

Товары повседневного  спроса – товары, имеющие большую частоту спроса.

Товары периодического спроса – товары, спрос на которые потребители предъявляют через определённые промежутки времени (одежда)

Товары редкого  спроса – товары длительного пользования (непродовольственные товары) [3, с. 85].

По  наличию на данный момент

- реальный

- прогнозируемый

Реальный – действительный набор товаров , имеющийся в конкретной организации продавца.

Прогнозируемый – набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.

По  соответствию требованиям потребителей и торговой организации

- рациональный

- оптимальный

Рациональный  – набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определённом уровне развития  науки, техники и технологий.

Оптимальный – набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах [4, с. 84].

В зависимости  от вида спроса

- товары устойчивого спроса

- товары альтернативного спроса

- товары импульсивного спроса

Товары устойчивого  спроса – это товары повседневного спроса (молоко, хлеб). По таким товарам должны быть обеспечены высокая стабильность ассортимента и бесперебойное наличие их в продаже.

Товары альтернативного  спроса – это такие товары, по которым покупатель не указывает точных индивидуальных признаков. Они покупаются на основе выбора и сравнения ( перчатки, галстуки и др.)

Товары импульсивного  спроса покупатель приобретает под воздействием показа товара, рекламы в самой организации [2, с. 213].

 

 

2 Анализ  процесса формирования ассортимента розничной торговой организации

 

2.1  Организационно-экономическая  характеристика  универсама «Родная  сторона»

 

«Родная сторона» — одна из крупнейших динамично развивающихся  розничных сетей Республики Беларусь.

«Родная сторона» — это  удобные магазины формата «у дома», которые предлагают покупателям  оптимальный ассортимент товаров  отечественных и зарубежных производителей , включающий до 10 000 наименований , в том числе широкий ассортимент продукции собственного производства.

 Первый магазин розничной  торговой сети «Родная сторона»  был открыт в Гомеле в 2008 году. Сегодня розничная торговая сеть «Родная сторона» представлена 49 универсамами в Барановичах, Бобруйске, Борисове, Бресте, Гомеле, Гродно, Лиде, Минске, Мозыре, Солигорске.

По адресу Одинцова, 20 находится  один из магазинов данной сети, который  был выбран в качестве объекта  исследования.

«Родная сторона» универсам  ОАО «Современные розничные технологии», которое зарегистрировано 14.09.2011 Минским городским исполнительным комитетом.

Общество создано путём  преобразования общества с ограниченной ответственностью «Современные розничные  технологии», зарегистрированного  решением Минского областного исполнительного  комитета № 663от 03.09.2001, общество является также правопреемником прав и  обязанностей открытого акционерного общества «Северный-Борисов», зарегистрированного решением Минского областного исполнительного комитета № 4-р от 23.01.2009, в связи с его реорганизацией в форме присоединения к ОАО «Современные розничные технологии».

Задачи, которые ставит перед  собой ОАО «Современные розничные  технологии» следующие:

- достижение максимального  объема товарооборота;

- обеспечение  постоянного  повышения темпов роста,  поступления  разнообразного ассортимента товаров  и их продаж;

- увеличение прибыли и  повышение рентабельности;

- экономия расходов в  целом и по конкретным видам  деятельности;

- рост   производительности   труда   и   повышение   эффективности использования трудовых  ресурсов;

- увеличение доли собственных  оборотных средств в финансовых ресурсах предприятия;

- обеспечение финансовой  устойчивости и платежеспособности  предприятия;

В универсаме созданы все  условия  для  удобства покупателей.  Имеется широкий выбор качественных товаров и продукции собственного производства. 

Предлагаются различные  сервисы, а так же дополнительные услуги для своих покупателей:

- аудио/видео продукция;

- цветы;

- банкоматы;

- платежный терминал;

- обменный пункт;

- операторы мобильной  связи;

- аптека;

- игровой автомат «кран-машина»;

- лотерея «Ваше лото».

Расположение универсама можно охарактеризовать как недостаточно выгодное:

- рядом нет станции метро (ближайшая станция метро -2 остановки троллейбуса)

- недостаточно развито транспортное сообщение (Автобус: 11, троллейбус: 9, 44).

Но при этом следует  учитывать, что универсам «Родная  Сторона» - это магазин формата «у дома», а значит, он рассчитан на потребителей, проживающих в районе универсама.     

Рядом с магазином «Родная  сторона» по ул. Одинцова расположены  магазин «Нарочь» и «Евроопт», которые являются основными  его конкурентами. Соответствие режима работы  универсама «Родная сторона» и его конкурентов приведено в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 – Оценка режима работы конкурентов

 

Критерии

Универсам «Родная сторона»

Универсам   «Нарочь»

Универсам «Евроопт»

Время открытия

800

800

800

Обеденный перерыв

-

-

-

Время закрытия

2300

2300

2300

Выходные дни

-

-

-

Санитарный день

Первый вторник месяца

Второй вторник  месяца

Последний вторник месяца


 Примечание – Источник: собственная разработка

 

Из данных таблицы можно  увидеть, что режим работы конкурентов  полностью совпадает, а значит потребитель, выбирая в какой универсам  пойти, выберет тот, который обладает более значительными конкурентными  преимуществами. Это значит, что универсаму необходимо постоянно проводить работу по совершенствованию обслуживания: расширять ассортимент предлагаемой продукции, проводить различного рода акции, совершенствовать культуру обслуживания, а также проводить другие мероприятия ,для более полного удовлетворения  потребностей покупателя.

По степени специализации  и типу Родная сторона является универсальным  магазином.

Универсам осуществляет свою деятельность на основании лицензии.

В соответствии с выданным разрешением универсам осуществляет следующие работы и услуги:

- общественное питание  (цех по производству мясных  полуфабрикатов);

- розничная торговля алкогольными  напитками и табачными изделиями  с правом продажи (за исключением  в розлив) водки, ликеро-водочных изделий, вин, коньяка, шампанского и других напитков с объемной долей этилового спирта 7 и более процентов в течение режима работы магазина;

- розничная торговля непищевой  спиртосодержащей продукцией;

- розничная торговля (за  исключением алкогольных напитков  и табачных изделий).

К основным функциям магазина можно отнести: закупку товаров  у поставщиков; приемку и хранение товаров; подсортировку, подработку, приведение к товарному виду; реализацию товаров; финансовую деятельность: получение  информации о рынке и информировании рынка.

Основные экономические  результаты функционирования универсама «Родная сторона»  представлены в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 - Основные экономические показатели хозяйственной деятельности ОАО «Родная сторона» за 2010 – 2011  гг.

 

Показатель

2011 г.

2012 г.

Отклонение (+;-)

Темп изменения в % к 2012 г.

1

2

3

4

5

 

Розничный товарооборот, млн. р.

       

- в действующих ценах

36892,8

44936,4

8043,6

121,8

- в сопоставимых ценах

36892,8

40869,8

3977

110,7

Выручка от реал. тов. и услуг, млн.р.

37693,5

45651,5

7958

121,1

Выручка от реализации. товаров и услуг (без налогов), млн.р.

31222,2

38490,4

7268,2

123,2

Доходы всего, млн.р.

6979,6

8605,3

1625,7

123,2

Доход от реализации товаров

       

 

Окончание таблицы 2.2

- сумма, млн. руб.

6965,9

8593,0

1627,1

123,3

-уровень, в % к товарообороту

5,6

5,6

 

100

Доходы от реализации товаров  без налогов, млн. р.

6840,3

8519,4

1679,1

124,5

- уровень, в % к товарообороту

5,5

5,5

 

100

Затраты на реализацию товаров, млн. р.

5881,4

6913,0

1031,6

117,5

- уровень, в % к товарообороту

4,7

4,5

-0,2

95,7

Прибыль от реализации товаров  и услуг

       

- сумма, млн. руб.

958,9

1606,4

647,5

167,5

- уровень, в % к товарообороту

3,07

4,17

1,1

135,8

Внереализационные расходы, млн. р.

556,3

837,5

281,2

150,5

Прибыль за отчетный период

       

- сумма, млн. руб.

526,7

900,7

374

171,0

-уровень, в % к товарообороту

1,69

2,34

0,65

138,4

Налоги от прибыли, млн. руб.

349,3

492,1

142,8

140,8

Информация о работе Управление ассортиментом товаров торговой организации и пути повышения его результативности