Управление ассортиментом товаров торговой организации и пути повышения его результативности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – разработка рекомендаций по совершенствованию управления ассортиментом в универсаме «Родная сторона»
В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы управления товарным ассортиментом предприятия;
- проанализировать состояние товарного ассортимента в универсаме «Родная сторона»;
- разработать мероприятия по совершенствованию управления ассортиментом в универсаме «Родная сторона».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы управления ассортиментом 5
1.1 Управление ассортиментом: понятие, значение, этапы и принципы 5
1.2 Понятие и классификация ассортимента 8
2 Анализ процесса формирования ассортимента розничной торговой организации 11
2.1 Организационно-экономическая характеристика универсама «Родная сторона» 11
2.2. Анализ ассортимента в универсаме «Родная сторона» 15
2.3 Оценка удовлетворённости потребителей ассортиментом в универсаме «Родна сторона» 25
3 Пути совершенствования управления ассортиментом в универсаме «Родная сторона» 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ А 38
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 40

Файлы: 1 файл

крсовая инет.docx

— 160.72 Кб (Скачать файл)

Примечание – Источник: собственная разработка.

 

По результатам проведенного XYZ анализа мы можем сделать следующие выводы.

 Товары собственного  производства, молочная продукция,  хлебобулочные изделия, бакалея,  рыба, пищевые жиры в универсаме  «Родная сторона» относятся к  группе X  т.е. данные товары, которые характеризуются стабильностью продаж и, как следствие, высокими возможностями прогноза продаж.

Алкогольные напитки, колбасные  изделия, кондитерские изделия пиво и слабоалкогольные напитки, табачные изделия относятся к группе Y- данные товары имеют некоторые колебания в спросе и как следствие, средний прогноз продаж.

Категория Z ( продукция растениеводства , непродовольственные товары, консервация) – товары с нерегулярным потреблением, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогноза продаж невысокая.

 Каждый вид анализа по отдельности не даёт полной картины ассортимента компании, поэтому с целью выявления сильных и слабых товаров, стабильности продаж, и ключевых для компании продуктов результаты ABC анализа были совмещены с результатами XYZ анализа . Это позволило выявить безусловных лидеров и аутсайдеров в ассортименте магазина.

ABC-XYZ-анализ позволил разбить данные по продажам на 9 групп в зависимости от вклада в выручку компании (АВС) и регулярности покупок (XYZ).Итоговая матрица по двум видам анализа представлена в таблице 2.6.

 

Таблица 2.6 – Итоговая матрица ABC-XYZ анализа

 

АХ 

AY

AZ

1.Собственное производство

2.Молочная продукция

1.Алкогольные изделия

2.Колбасные изделия

Нет

BX

BY

BZ

1.Хлебобулочные изделия

1.Кондитерские изделия

2.Пиво и слабоалкогольные  напитки

1.Продукция растениеводства

2.Мясо, птица

3.Непродовольственные товары

СX

CY

CZ

1.Бакалея

2.Рыба

4. Пищевые жиры

1.Табачные изделия

2.Безалкогольные напитки

3.Яйца и яйцепродукты

4.Продукция глубокой заморозки

5.Соки

6.Соусы

7.Чай, кофе, шоколад

8. Детское питание

1.Консервация

2.Снэки сухарики

3.Неопределённые


Примечание – Источник: собственная разработка.

 

Исходя из результатов, полученных в результате ABC-XYZ анализа, мы можем сделать следующие выводы:

В группу АХ и BX в универсаме «Родная сторона» входит продукция  собственного производства, молочная продукция, хлебобулочные изделия  – это те товары, которые  обеспечивают наибольший объём продаж и пользуются достаточно стабильным спросом(лидеры). Соответственно им необходимо уделять наибольшее внимание. Следует обеспечить постоянное наличие товара в магазине , но при этом не следует создавать избыточный страховой запас.

В группы AY и BY входят следующие  товары : алкогольные напитки, колбасные изделия, кондитерские изделия, пиво и слабоалкогольные напитки. При высоком товарообороте характеризуются недостаточно стабильным спросом. Таким образом, для того чтобы обеспечить постоянное наличие товара из этой группы, необходимо увеличить страховой запас.

Товары из групп AZ и BZ (продукция растениеводства, непродовольственные товары) отличаются низкой прогнозируемостью спроса при высоком объёме продаж. Если обеспечивать постоянное наличие товаров данной группы только за счет избыточного страхового запаса товаров, то это приведет к тому, что средний товарный запас компании значительно возрастет. Для товаров из групп AZ и BZ. Следует пересмотреть систему заказов. Одну часть товаров нужно переводить на систему заказов с постоянной суммой или объемом заказа. Другую часть товаров необходимо обеспечить за счет более частых поставок, или же следует выбрать поставщиков, расположенных ближе к складу. Кроме того, можно поручить работу с данной группой товаров самому опытному менеджеру компании.

80 % ассортимента компании  приходится на товары из группы С. XYZ-анализ дает возможность значительно сократить время, которое менеджер-аналитик тратит на контроль и управление товарами из данной группы.

Для товаров из группы СХ( бакалея, рыба, пищевые жиры) можно применить систему заказов с фиксированной периодичностью, а также уменьшить страховые запасы таких товаров.

Для товаров из группы CY ( табачные изделия, безалкогольные напитки, яйца и яйцепродукты, продукция глубокой заморозки, соки)  возможно применение системы с постоянной суммой или объемом заказа. В этом случае формировать страховой запас по товарам из этой группы следует, исходя из имеющихся у фирмы свободных денежных средств.

Таким образом, ABC-XYZ-анализ позволяет  в полной мере оценить весь ассортимент  компании и понять, как можно управлять  теми или иными группами и категориями  товаров, какие товары необходимо вывести  из ассортимента, а для каких товаров  наоборот необходимо увеличить страховой  запас.

2)Определение  устойчивости и полноты ассортимента

Управление ассортиментом  товаров в соответствии со спросом  обслуживаемого контингента покупателей  и принятой ассортиментной политикой  предполагает  его поддержание  в полном и устойчивом состоянии  на протяжении всего времени работы магазина.

Для анализа полноты и  устойчивости ассортимента во времени  рассчитываются соответствующие показатели – коэффициенты полноты и устойчивости. Базой для вычисления данных показателей является ассортиментный перечень.

Ассортиментный перечень универсама «Родная сторона» представлен в приложении А.

Для того, чтобы проанализировать полноту  и устойчивость ассортимента в универсаме «Родная сторона» были выбраны товарные группы , которые по результатам ABC анализа оказались лидерами продаж : хлеб, молоко, колбасные изделия, а также некоторые случайно выбранные группы товаров. Проверка устойчивости и полноты ассортимента в универсаме представлена в таблице 2.7.

 

Таблица 2.7 – Проверка устойчивости и полноты ассортимента в универсаме «Родная сторона»

Группа товаров

Кол-во видов по ассортиментному перечню

Кол-во видов в момент проверки по датам

Ку

Кп

20.03

22.03

25.03

30.03

03.04

Йогурт

20

19

21

27

20

21

0,99

1,08

Мороженное

12

11

12

17

15

16

0,98

1,2

Пельмени

8

14

10

8

15

7

0,975

1,351

Майонез

10

15

14

15

16

10

1

1,4

Соль

3

3

5

4

4

4

1

1,34

Колбасные изделия (вар-е)

14

15

12

16

15

13

0,957

1,02

Хлеб из ржаной муки

8

7

9

9

6

6

0,875

0,925

Минеральная вода

10

15

10

9

7

12

0,92

1,06

Молоко

5

6

4

8

7

4

0,92

1,16

Всего

90

105

97

113

105

93

0,96

1,17


Примечание – Источник: собственная разработка

Ассортимент  считается  устойчивым, если  значение коэффициента устойчивости составляет:

- 0,9 – для  универсамов;

- 0,85 – для универмагов;

- 0,75 – для специализированных  магазинов одежды , обуви;

- 0,8 – для магазинов,  реализующих товары культурно  –бытового и хозяйственного назначения;

Проанализировав данные таблицы 2.7 , можно сделать следующие выводы: в универсаме «Родная сторона» коэффициент устойчивости ассортимента составляет 0.96, при оптимальном его значении для универсамов 0,9.

0.984 > 0,9  следовательно, ассортимент в универсаме «Родная сторона» является устойчивым.

Однако, по такой группе товаров  как «Хлеб из ржаной муки» коэффициент  устойчивости составляет 0,875, что меньше 0,9. Универсаму необходимо уделить внимание данной группе товаров  и провести работу по обеспечению устойчивости ассортимента данной группы, тем более  что данный товар относится к группе товаров, которая обеспечивает большой объём продаж и пользуется стабильным спросом (группа BX)

Устойчивый ассортимент  товаров означает для покупателя возможность покупки товаров  устойчивого спроса, сокращение затрат времени покупателей на поиск  товаров, позволяет стандартизировать  все важнейшие торгово-технологические  процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами  трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Отсутствие в продаже каких либо  товаров ведёт к потерям в товарообороте и доходах организации. Кроме того, у покупателей формируется негативное отношение к магазину и они меньше его посещают.

Ещё одним показателем  ассортимента является его полнота. По данным таблицы 2.7., был определён коэффициент полноты для различных групп товаров, а также для универсама в целом. Таким образом коэффициент полноты для универсама «Родная сторона» равен 1,17, он больше 1. Это свидетельствует о превышении фактического количества разновидностей товаров, предусмотренного ассортиментным перечнем магазина, и является позитивным в обеспечении выбора товаров покупателями.

Определение и использование  в процессе анализа товарного ассортимента показателей, характеризующих его полноту и устойчивость, позволяют не только оценить, но и сопоставить ассортимент одного магазина с другим, обслуживающим один и тот же целевой рынок. 
Таким образом, разработка каждым конкретным магазином ассортиментного перечня товаров и осуществление контроля за его соблюдением способствуют лучшему обслуживанию покупателей целевого рынка и созданию устойчивого ассортимента.

3) Анализ  факторов, влияющих на процесс  реализации ассортимента товаров

 При управлении ассортиментом  товаров важно учитывать не  только факторы формирования  ассортимента, но и факторы, влияющие  на  процесс реализации товаров,  и, в частности, неценовые средства  стимулирования продаж.

Одним из таких факторов является кассовое обслуживание, а  именно затраты времени покупателей на ожидание обслуживания. В таблице  2.8. приведены результаты замеров затрат времени покупателей на ожидание обслуживания в универсаме «Родная сторона» в час пик.

 

 

 

Таблица 2.8 - Результаты замеров затрат времени покупателей на ожидание обслуживания в универсаме «Родная сторона»

 

Элементы затрат времени

Затраты времени, с

Средние затраты времени

20.03

22.03

25.03

30.03

03.04

Ожидание расчёта

200

210

180

130

210

186

Ожидание получения сдачи  и чека

35

20

26

44

35

32

Итого

235

230

206

174

245

218

Оптимальные

Затраты

Времени

90

90

90

90

90

90

0.38

0.39

0.43

0,52

0.37

0,41


Примечание  - Источник: собственная  разработка

 

Изучив данные  таблицы 2.8., мы можем увидеть, что в среднем покупатели затрачивают на ожидание обслуживания  218 секунд, в то время как оптимальные затраты времени на ожидание обслуживания в универсаме составляют до 90 с. Коэффициент затрат времени покупателей на ожидание обслуживания составляет 0.41, при оптимальном его значении 1. Это говорит о том, что универсаму «Родная сторона» необходимо принять меры, которые позволили бы сократить затраты времени покупателей на ожидания обслуживания.

Следующим фактором неценового стимулирования продаж является организация торговой рекламы и информации.

В ОАО «Родная сторона» систематически проводятся выставки-продажи, рекламные акции с вручением  подарков, расширенные продажи товаров  со снижением цены. Ежегодно организовывается предпраздничная торговля к праздникам: день святого Валентина, день защитников Отечества, международный женский  день 8 Марта, 1 и 9 Мая, День Независимости  Республики Беларусь, Новому году.

Для повышения информированности  и привлечения покупателей в  световых коробах размещается оперативная  реклама универсама . 

В целях саморекламы была изготовлена наружная реклама фасада предприятия с лаконичной надписью «Родная сторона». Данный логотип  помещается также на фирменных пакетах, ценниках.

Также важное значение имеет такой фактор, как выкладка товаров. В универсаме «Родная сторона» применяется вертикальная выкладка товаров. Она эффективна из-за наилучшего обзора, более быстрой ориентации посетителей и более полноценного зрительного представления ассортимента, что ускоряет процесс продаж.

Информация о работе Управление ассортиментом товаров торговой организации и пути повышения его результативности