Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 22:35, курсовая работа
Цель работы – разработка рекомендаций по совершенствованию управления ассортиментом в универсаме «Родная сторона»
В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы управления товарным ассортиментом предприятия;
- проанализировать состояние товарного ассортимента в универсаме «Родная сторона»;
- разработать мероприятия по совершенствованию управления ассортиментом в универсаме «Родная сторона».
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы управления ассортиментом 5
1.1 Управление ассортиментом: понятие, значение, этапы и принципы 5
1.2 Понятие и классификация ассортимента 8
2 Анализ процесса формирования ассортимента розничной торговой организации 11
2.1 Организационно-экономическая характеристика универсама «Родная сторона» 11
2.2. Анализ ассортимента в универсаме «Родная сторона» 15
2.3 Оценка удовлетворённости потребителей ассортиментом в универсаме «Родна сторона» 25
3 Пути совершенствования управления ассортиментом в универсаме «Родная сторона» 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ А 38
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 40
Примечание – Источник: собственная разработка.
По результатам проведенного XYZ анализа мы можем сделать следующие выводы.
Товары собственного
производства, молочная продукция,
хлебобулочные изделия,
Алкогольные напитки, колбасные изделия, кондитерские изделия пиво и слабоалкогольные напитки, табачные изделия относятся к группе Y- данные товары имеют некоторые колебания в спросе и как следствие, средний прогноз продаж.
Категория Z ( продукция растениеводства , непродовольственные товары, консервация) – товары с нерегулярным потреблением, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогноза продаж невысокая.
Каждый вид анализа по отдельности не даёт полной картины ассортимента компании, поэтому с целью выявления сильных и слабых товаров, стабильности продаж, и ключевых для компании продуктов результаты ABC анализа были совмещены с результатами XYZ анализа . Это позволило выявить безусловных лидеров и аутсайдеров в ассортименте магазина.
ABC-XYZ-анализ позволил разбить данные по продажам на 9 групп в зависимости от вклада в выручку компании (АВС) и регулярности покупок (XYZ).Итоговая матрица по двум видам анализа представлена в таблице 2.6.
Таблица 2.6 – Итоговая матрица ABC-XYZ анализа
АХ |
AY |
AZ |
1.Собственное производство 2.Молочная продукция |
1.Алкогольные изделия 2.Колбасные изделия |
Нет |
BX |
BY |
BZ |
1.Хлебобулочные изделия |
1.Кондитерские изделия 2.Пиво и слабоалкогольные напитки |
1.Продукция растениеводства 2.Мясо, птица 3.Непродовольственные товары |
СX |
CY |
CZ |
1.Бакалея 2.Рыба 4. Пищевые жиры |
1.Табачные изделия 2.Безалкогольные напитки 3.Яйца и яйцепродукты 4.Продукция глубокой заморозки 5.Соки 6.Соусы 7.Чай, кофе, шоколад 8. Детское питание |
1.Консервация 2.Снэки сухарики 3.Неопределённые |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Исходя из результатов, полученных в результате ABC-XYZ анализа, мы можем сделать следующие выводы:
В группу АХ и BX в универсаме «Родная сторона» входит продукция собственного производства, молочная продукция, хлебобулочные изделия – это те товары, которые обеспечивают наибольший объём продаж и пользуются достаточно стабильным спросом(лидеры). Соответственно им необходимо уделять наибольшее внимание. Следует обеспечить постоянное наличие товара в магазине , но при этом не следует создавать избыточный страховой запас.
В группы AY и BY входят следующие товары : алкогольные напитки, колбасные изделия, кондитерские изделия, пиво и слабоалкогольные напитки. При высоком товарообороте характеризуются недостаточно стабильным спросом. Таким образом, для того чтобы обеспечить постоянное наличие товара из этой группы, необходимо увеличить страховой запас.
Товары из групп AZ и BZ (продукция растениеводства, непродовольственные товары) отличаются низкой прогнозируемостью спроса при высоком объёме продаж. Если обеспечивать постоянное наличие товаров данной группы только за счет избыточного страхового запаса товаров, то это приведет к тому, что средний товарный запас компании значительно возрастет. Для товаров из групп AZ и BZ. Следует пересмотреть систему заказов. Одну часть товаров нужно переводить на систему заказов с постоянной суммой или объемом заказа. Другую часть товаров необходимо обеспечить за счет более частых поставок, или же следует выбрать поставщиков, расположенных ближе к складу. Кроме того, можно поручить работу с данной группой товаров самому опытному менеджеру компании.
80 % ассортимента компании приходится на товары из группы С. XYZ-анализ дает возможность значительно сократить время, которое менеджер-аналитик тратит на контроль и управление товарами из данной группы.
Для товаров из группы СХ( бакалея, рыба, пищевые жиры) можно применить систему заказов с фиксированной периодичностью, а также уменьшить страховые запасы таких товаров.
Для товаров из группы CY ( табачные изделия, безалкогольные напитки, яйца и яйцепродукты, продукция глубокой заморозки, соки) возможно применение системы с постоянной суммой или объемом заказа. В этом случае формировать страховой запас по товарам из этой группы следует, исходя из имеющихся у фирмы свободных денежных средств.
Таким образом, ABC-XYZ-анализ позволяет в полной мере оценить весь ассортимент компании и понять, как можно управлять теми или иными группами и категориями товаров, какие товары необходимо вывести из ассортимента, а для каких товаров наоборот необходимо увеличить страховой запас.
2)Определение
устойчивости и полноты
Управление ассортиментом товаров в соответствии со спросом обслуживаемого контингента покупателей и принятой ассортиментной политикой предполагает его поддержание в полном и устойчивом состоянии на протяжении всего времени работы магазина.
Для анализа полноты и устойчивости ассортимента во времени рассчитываются соответствующие показатели – коэффициенты полноты и устойчивости. Базой для вычисления данных показателей является ассортиментный перечень.
Ассортиментный перечень универсама «Родная сторона» представлен в приложении А.
Для того, чтобы проанализировать полноту и устойчивость ассортимента в универсаме «Родная сторона» были выбраны товарные группы , которые по результатам ABC анализа оказались лидерами продаж : хлеб, молоко, колбасные изделия, а также некоторые случайно выбранные группы товаров. Проверка устойчивости и полноты ассортимента в универсаме представлена в таблице 2.7.
Таблица 2.7 – Проверка устойчивости и полноты ассортимента в универсаме «Родная сторона»
Группа товаров |
Кол-во видов по ассортиментному перечню |
Кол-во видов в момент проверки по датам |
Ку |
Кп | ||||
20.03 |
22.03 |
25.03 |
30.03 |
03.04 | ||||
Йогурт |
20 |
19 |
21 |
27 |
20 |
21 |
0,99 |
1,08 |
Мороженное |
12 |
11 |
12 |
17 |
15 |
16 |
0,98 |
1,2 |
Пельмени |
8 |
14 |
10 |
8 |
15 |
7 |
0,975 |
1,351 |
Майонез |
10 |
15 |
14 |
15 |
16 |
10 |
1 |
1,4 |
Соль |
3 |
3 |
5 |
4 |
4 |
4 |
1 |
1,34 |
Колбасные изделия (вар-е) |
14 |
15 |
12 |
16 |
15 |
13 |
0,957 |
1,02 |
Хлеб из ржаной муки |
8 |
7 |
9 |
9 |
6 |
6 |
0,875 |
0,925 |
Минеральная вода |
10 |
15 |
10 |
9 |
7 |
12 |
0,92 |
1,06 |
Молоко |
5 |
6 |
4 |
8 |
7 |
4 |
0,92 |
1,16 |
Всего |
90 |
105 |
97 |
113 |
105 |
93 |
0,96 |
1,17 |
Примечание – Источник: собственная разработка
Ассортимент считается устойчивым, если значение коэффициента устойчивости составляет:
- 0,9 – для универсамов;
- 0,85 – для универмагов;
- 0,75 – для специализированных магазинов одежды , обуви;
- 0,8 – для магазинов, реализующих товары культурно –бытового и хозяйственного назначения;
Проанализировав данные таблицы 2.7 , можно сделать следующие выводы: в универсаме «Родная сторона» коэффициент устойчивости ассортимента составляет 0.96, при оптимальном его значении для универсамов 0,9.
0.984 > 0,9 следовательно, ассортимент в универсаме «Родная сторона» является устойчивым.
Однако, по такой группе товаров как «Хлеб из ржаной муки» коэффициент устойчивости составляет 0,875, что меньше 0,9. Универсаму необходимо уделить внимание данной группе товаров и провести работу по обеспечению устойчивости ассортимента данной группы, тем более что данный товар относится к группе товаров, которая обеспечивает большой объём продаж и пользуется стабильным спросом (группа BX)
Устойчивый ассортимент
товаров означает для покупателя
возможность покупки товаров
устойчивого спроса, сокращение затрат
времени покупателей на поиск
товаров, позволяет стандартизировать
все важнейшие торгово-
Ещё одним показателем ассортимента является его полнота. По данным таблицы 2.7., был определён коэффициент полноты для различных групп товаров, а также для универсама в целом. Таким образом коэффициент полноты для универсама «Родная сторона» равен 1,17, он больше 1. Это свидетельствует о превышении фактического количества разновидностей товаров, предусмотренного ассортиментным перечнем магазина, и является позитивным в обеспечении выбора товаров покупателями.
Определение и использование
в процессе анализа товарного ассортимента
показателей, характеризующих его полноту
и устойчивость, позволяют не только оценить,
но и сопоставить ассортимент одного магазина
с другим, обслуживающим один и тот же
целевой рынок.
Таким образом, разработка каждым конкретным
магазином ассортиментного перечня товаров
и осуществление контроля за его соблюдением
способствуют лучшему обслуживанию покупателей
целевого рынка и созданию устойчивого
ассортимента.
3) Анализ
факторов, влияющих на процесс
реализации ассортимента
При управлении ассортиментом
товаров важно учитывать не
только факторы формирования
ассортимента, но и факторы, влияющие
на процесс реализации товаров,
и, в частности, неценовые
Одним из таких факторов является кассовое обслуживание, а именно затраты времени покупателей на ожидание обслуживания. В таблице 2.8. приведены результаты замеров затрат времени покупателей на ожидание обслуживания в универсаме «Родная сторона» в час пик.
Таблица 2.8 - Результаты замеров затрат времени покупателей на ожидание обслуживания в универсаме «Родная сторона»
Элементы затрат времени |
Затраты времени, с |
Средние затраты времени | ||||
20.03 |
22.03 |
25.03 |
30.03 |
03.04 | ||
Ожидание расчёта |
200 |
210 |
180 |
130 |
210 |
186 |
Ожидание получения сдачи и чека |
35 |
20 |
26 |
44 |
35 |
32 |
Итого |
235 |
230 |
206 |
174 |
245 |
218 |
Оптимальные Затраты Времени |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
|
0.38 |
0.39 |
0.43 |
0,52 |
0.37 |
0,41 |
Примечание - Источник: собственная разработка
Изучив данные таблицы 2.8., мы можем увидеть, что в среднем покупатели затрачивают на ожидание обслуживания 218 секунд, в то время как оптимальные затраты времени на ожидание обслуживания в универсаме составляют до 90 с. Коэффициент затрат времени покупателей на ожидание обслуживания составляет 0.41, при оптимальном его значении 1. Это говорит о том, что универсаму «Родная сторона» необходимо принять меры, которые позволили бы сократить затраты времени покупателей на ожидания обслуживания.
Следующим фактором неценового стимулирования продаж является организация торговой рекламы и информации.
В ОАО «Родная сторона» систематически проводятся выставки-продажи, рекламные акции с вручением подарков, расширенные продажи товаров со снижением цены. Ежегодно организовывается предпраздничная торговля к праздникам: день святого Валентина, день защитников Отечества, международный женский день 8 Марта, 1 и 9 Мая, День Независимости Республики Беларусь, Новому году.
Для повышения информированности
и привлечения покупателей в
световых коробах размещается
В целях саморекламы была изготовлена наружная реклама фасада предприятия с лаконичной надписью «Родная сторона». Данный логотип помещается также на фирменных пакетах, ценниках.
Также важное значение имеет такой фактор, как выкладка товаров. В универсаме «Родная сторона» применяется вертикальная выкладка товаров. Она эффективна из-за наилучшего обзора, более быстрой ориентации посетителей и более полноценного зрительного представления ассортимента, что ускоряет процесс продаж.