Управление ценовой политикой предприятия (на примере ОАО «ЦУМ Минск»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ внутрифирменного ценообразования, его влияние на успех предприятия и результаты анализа.
Для достижения поставленной цели предусмотрено решить следующие задачи:
изучить теоретические и методические вопросы ценообразования;
проанализировать деятельность ОАО «ЦУМ Минск»;
проанализировать механизм ценообразования на предприятии;
определить направления совершенствования процесса ценообразования на торговых предприятиях.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1 Внутрифирменное ценообразование и обеспечение устойчивой позиции предприятия на рынке…………………………………………………..5
1.1. Механизм внутрифирменного ценообразования и его влияние на успех предприятия………………………………………………………………...5 1.2. Методы внутрифирменного ценообразования и обеспечение оптимизации (минимизации) затрат производства……………………………..8
1.3. Взаимосвязь внутрифирменного ценообразования с другими экономическими методами и функциями менеджмента……………………...16
2 Анализ внутрифирменного ценообразования и его влияние на
успех ОАО «ЦУМ Минск»……………………………………………………...23
2.1 Характеристика ОАО «ЦУМ Минск» и его бизнеса……………….23
2.2 Анализ результатов хозяйственной деятельности предприятия
и его рыночной позиции………………………………………………………..29
2.3 Анализ ценообразования и результаты анализа…………………….30
3 Предложения по использованию механизма внутрифирменного ценообразования для укрепления рыночной позиции ОАО «ЦУМ Минск»..33
3.1 Конкретные предложения по совершенствованию внутрифирменного ценообразования и сокращению затрат на
ОАО «ЦУМ Минск»…………………………………………………………….33
3.2 Оценка экономического эффекта внедрения предложений………..34
Заключение………………………………………………………………..39
Список использованных источников………

Файлы: 1 файл

Внутрифирменное ценообразование экономический механизм управления предприятием.doc

— 273.00 Кб (Скачать файл)

В отделе 130 работников, в том числе 85 продавцов.

В настоящее время отдел в полном объеме оправдывает свое название «Товары для дома».

Каждая группа товаров — от предметов интерьера до иголки — представлена широкой гаммой цветов и моделей.

К примеру, ассортимент мебели в отделе на сегодняшний день можно смело приравнять к ассортименту отдельного мебельного магазина. Отдел работает с 271 поставщиком. Средняя стоимость покупки 30 тыс. руб.

За день в отделе обслуживается от 3 тыс. до 5 тыс. покупателей.

Наибольший удельный вес в реализации товаров занимает секция «Ткани» (21 %).

Ассортимент представлен более чем 2 тыс. образцов: хлопчатобумажные, шерстяные и шелковые ткани всевозможных расцветок как отечественного, так и зарубежного производства. ЦУМ «Минск» является лидером среди крупных торговых предприятий города по реализации тканей.

 В структуре отдела группа  ковров и ковровых изделий  занимает 2-е место по объему товарооборота. Ассортимент в секции представлен в полном объеме всеми комбинатами республики, выпускающими ковровые изделия — ОАО «Ковры Бреста», ОАО «Витебские ковры», ОАО «Гроднохимво-локно».

Нельзя не отметить работу еще двух коллективов. Это секции «Постельные принадлежности» и «Шитье, рукоделие».

Умело построенная работа позволила коллективу секции «Постельные принадлежности», не увеличивая торговую площадь, значительно увеличить ассортимент товаров и достичь высоких экономических показателей по приросту товарооборота, производительности труда, рентабельности.

Ассортимент секции «Шитье, рукоделие» составляют товары повседневного обихода: швейные иглы, нитки, ленты, резинки, шнуры, пуговицы, молнии и т.д. (более чем 2 тыс. наименований). Средняя стоимость покупки — 1200 руб. Секция «Шитье, рукоделие» — это мини-магазин «1000 мелочей».

Самый молодежный коллектив в отделе — секция «Тюлегардинные изделия». Средний возраст работников — 25 лет.

Шесть из десяти продавцов повышают свои профессиональные знания в высших учебных заведениях.

Грамотная работа с ассортиментом, неординарный подход к показу тканей выделяют секцию. Коллектив работает стабильно, имеет положительные финансово-экономические показатели.

В секции «Зеркала, обои» представлены товары для создания интерьера и уюта в доме. Это широкий ассортимент мебели, зеркала, обои, наборы для ванной комнаты, изделия из лозы, подставки для цветов, вешалки, картины и т.д.

Благодаря целенаправленной работе коллектива товарооборот за 2010 г. достиг 9814,8 млн. руб.; валовой доход составил 1794,9 млн. руб., прибыль 484,0 млн. руб.; уровень рентабельности 5,15 %.

Осуществляя розничную торговлю, в отделе не забывают о создании максимальных удобств для покупателей. Товар размещен с учетом свободного доступа, согласно специализации, покупателю предоставлена широкая информация о качестве и свойствах товаров в виде аннотаций, рекламных плакатов, радиорекламы.

Наряду с обеспечением экономических показателей руководство отдела постоянно ведет практическую работу по подготовке и воспитанию кадров.

Сотрудники отдела делают все от них зависящее для достижения более высоких результатов в работе, максимального удовлетворения покупательского спроса, постоянного расширения ассортимента товаров.

 

2.2 Анализ результатов  хозяйственной деятельности  предприятия  и его рыночной позиции

 

 

Теперь более подробно остановимся на основных показателях деятельности ОАО «ЦУМ Минск» за последние два года, представленных в таблице 2.1.

 

Таблица 1.1. Основные экономические показатели деятельности ОАО «ЦУМ Минск» за 9 месяцев  2011- 2013 года, млн.руб.

Показатели

2011

2012

2013

Отклонение

2013 от 2012

Темп роста в 2013 %

Общий

товарооборот

54857,4

67489,1

79136,9

11647,8

117,26

Розничный

товарооборот

52759,9

65285,8

76876

11590,2

117,75

Доходы от реализации

9578,7

12185,3

14529,1

2343,8

119,23

в % к товарообороту

21,11

21,53

21,86

0,33

101,53

Расходы на реализацию

7108,2

10509,3

12010,9

1494,6

114,22

в % к товарообороту

15,67

18,57

18,06

-0,51

97,25

Прибыль от реализации и услуг

2470,4

1675,9

25252,2

23576,3

1506,78

в % к товарообороту

5,45

2,96

3,8

0,84

128,38

Среднесписочная

численность

1108

1110

1127

17

101,53

Товарооборот на  одного

работника

49,510

60,801

70,2

9,399

115,46

Торговая площадь, кв.м.

10090

9843

9843

0

100,00

Товарооборот на 1 кв.м.

5,4

6,9

8

1,1

115,94

Товарные запасы

14482

17978

20863

2885

116,05

в днях

63

66

66

0

100,00


 

На основании таблицы 2.1. можно сделать следующие выводы:

- наблюдается постоянный рост  товарооборота как по отношению к плановым показателям, так и прошлому периоду причем как в действующих, так и сопоставимых ценах;

- наблюдается постоянный рост  величины валового дохода, при  одновременном увеличении его доли в товарообороте, что свидетельствует о росте средних торговых  надбавок и изменений, происходящих в структуре товарооборота;

- наблюдается существенный рост  издержек обращения, связанный во  многом с увеличение оплаты  труда, так среднемесячная заработная  плата увеличилась с 684 тыс.руб. до 756 тыс.руб., то есть почти в 1,2 раза, при  этом вырос фонд заработной платы в издержках обращения с 6835 млн.руб. до 7671 млн.руб., соответственно увеличилась и доля издержек обращения в  товарообороте;

- увеличился   товарооборот на  одного работника и кв.м., а также прибыль на одного работника;

- происходит рост товарных запасов  при этом одновременно снижается  товарооборачиваемость, что негативно сказывается на эффективности деятельности предприятия.

В целом ОАО «ЦУМ Минск» - это стабильно развивающееся предприятие торговли, которые постоянно совершенствуют как организацию торговли, расширяя свой ассортимент и повышая качество предлагаемой продукции, так  и заботится о своих работниках, улучшая условия работы  и повышая их заработную плату.

При этом согласно исходным данным таблицы 2.1. наблюдается опережение роста товарооборота по сравнению с оплатой труда (117*100/112= 104%), так как и в мировой практике растет вначале выручка, а затем оплата труда. 

 

2.3 Анализ ценообразования  и результаты анализа

 

Порядок формирования розничных цен на товары ОАО «ЦУМ Минск» установлен положением о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь  22 апреля 2009 г. , №43.

Розничная цена включает в себя:

1) оптовую отпускную цену;

2) торговую надбавку (прибыль, издержки обращения);

3) налог на добавленную  стоимость;

4) налог с продаж.

 Торговая надбавка формируется  на основании сравнения цен  на рынке, поэтому размер торговой надбавки иногда может быть снижен.

  Налог с продаж может быть 2%, 5%, 10%, 15%. Ставки налога с продаж  устанавливаются следующим образом:

1) на вино-водочные товары и  пиво (10%);

2) на импортные товары (15%);

3) на товары, указанные в перечне (2%);

4) на товары, не указанные в  перечне (5%).

Учет товаров на предприятиях розничной торговли ведут по розничным         ценам, включающим налог с продаж и НДС. 

 Торговую надбавку, включая  оптовую, устанавливают в процентах  к отпускной цене предприятия – изготовителя или  импортера  без налога на добавленную стоимость и ограничивают предельными размерами.

Налог на продажу устанавливается в процентах к розничной цене товаров с налогом на добавленную стоимость за исключением залоговой стоимости возвратной стеклопосуды.

ПРИМЕР 1: Розничная цена ( с налогом на добавленную стоимость ) одной бутылки пива ( без стоимости посуды ) - 1090 руб., налог на продажу 5% .

               Расчет :   отпускная цена – 680 руб.

                               НДС – 18 %

                               торговая надбавка – 30%

                               налог с продаж – 5%

680*1,18*1,30*1,05 = 1090

(цена округлена согласно правилам  округления )

 

ПРИМЕР 2: Розничная цена ( с налогом на добавленную стоимость ) конфет «Ферреро-рошер» 200г. (Германия) - 15300 руб., налог на продажу 15% .

         

     Расчет :   отпускная  цена – 8673 руб.

                               НДС – 18 %

                               торговая надбавка – 30%

                               налог с продаж – 15%

8673*1,18*1,30*1,15 = 15300

 

Согласно постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 18   июня 2011 года № 129  на товары установлены предельные торговые надбавки. Для контроля за правильностью установления розничных цен на товары  в ОАО «ЦУМ Минск» ведет регистрацию в реестре розничных цен с налогом на продажу по каждому наименованию товаров на основании товарно – транспортных накладных поставщиков. Реестры подшиваются к товарному отчету. В ОАО «ЦУМ Минск» ведутся реестры розничных цен  ежедневно.   Для цеха полуфабрикатов и отдела кафетерий разрабатываются калькуляционные карты на все виды полуфабрикатов, кулинарных изделий, бутерброды, чай, кофе.  Кроме того, оформляются акты на разделку мяса-сырья на крупно-кусковые полуфабрикаты (согласно приказа МГ РБ №38 от 29.03.2009г.). Сформулируем основные факторы, влияющие не стратегию ценообразования ОАО «ЦУМ Минск» (таблица 2.2).

Таблица 2.2. Анализ факторов, влияющих на ценообразование  ОАО «ЦУМ Минск»

Параметр

Примечание

Анализ цен и

конкурентов

В виду существования предельных торговых надбавок  на установление ОАО «ЦУМ Минск»  практически не влияют цены магазинов-конкурентов. 

Среда

конкуренции

Предприятие как бы одновременно функционирует в двух средах:

  • среда, в которой цена контролируется рынком
  • среда, цена в которой контролируется государством

Установление цен

Механизм ценообразования ОАО «ЦУМ Минск» принимает во внимание следующие элементы:

  1. Скидки или снижение цен увеличивают продажи;
  2. Операционные расходы покрывают некоторые издержки обращения продаваемых товаров и увеличивают прибыль

Учет мер

государственного регулирования

Законодательные акты регулируют максимальную торговую наценку – 30%. На отдельные товары


 

Таким образом, механизм ценообразования имеет большое значение в эффективности деятельности данного предприятия и определяет его конкурентные преимущества. Недостатком является его регулирование со стороны государства и инфляция в стране.

 

3 Предложения  по использованию механизма внутрифирменного  ценообразования для укрепления рыночной позиции

ОАО «ЦУМ Минск»

 

 

3.1 Конкретные предложения  по совершенствованию внутрифирменного  ценообразования и сокращению  затрат на ОАО «ЦУМ Минск»

 

Главным ориентиром рыночного поведения являются цены. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены в процессе реализации, а какие нет, каковы будут доходы от производства, в какие отрасли будут направлены ресурсы.

Существующие проблемы предприятий во многом объясняются неграмотной политикой ценообразования. Овладение белорусскими предприятиями грамотными и современными методами формирования политики ценообразования является актуальной темой на данном этапе развития экономики.

Для белорусских предприятий настало время осваивать новые модели коммерческой политики, учиться выживать за счет адаптации к непростой меняющейся рыночной ситуации, находить собственные способы борьбы с конкурентами на внутрибелорусских и мировых рынках.

Необходимо осваивать огромный арсенал методов и приемов коммерческого ценообразования, накопленный в промышленно развитых странах мира, который занимает центральное место в системе современного маркетинга.

Такое реформирование методов ценообразования дается непросто, так как специалистов, владеющих новыми подходами не много, а также нежелание овладевать этими подходами.

Современные подходы к обоснованию цен сочетают в себе как научные элементы, так и творчество.

Современное коммерческое ценообразование состоит в отказе от пассивного ценообразования, т. е. установления цен строго на основе затратного метода или только под влиянием ценовых решений конкурентов, и переходе к активному ценообразованию, когда через управление ценами достигается нужная величина продаж и соответствующая ей величина средних затрат, что в итоге выводит фирму на желаемый уровень прибыльности операций.

При активном ценообразовании желаемый уровень прибыльности достигается варьированием объемами продаж в соответствии с уровнем спроса на товар, а не ценами, как в пассивном ценообразовании.

Одним из таких подходов является ценностный подход к формированию цены, который ориентирован на потребителей.

Информация о работе Управление ценовой политикой предприятия (на примере ОАО «ЦУМ Минск»)