Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 17:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ внутрифирменного ценообразования, его влияние на успех предприятия и результаты анализа.
Для достижения поставленной цели предусмотрено решить следующие задачи:
изучить теоретические и методические вопросы ценообразования;
проанализировать деятельность ОАО «ЦУМ Минск»;
проанализировать механизм ценообразования на предприятии;
определить направления совершенствования процесса ценообразования на торговых предприятиях.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Внутрифирменное ценообразование и обеспечение устойчивой позиции предприятия на рынке…………………………………………………..5
1.1. Механизм внутрифирменного ценообразования и его влияние на успех предприятия………………………………………………………………...5 1.2. Методы внутрифирменного ценообразования и обеспечение оптимизации (минимизации) затрат производства……………………………..8
1.3. Взаимосвязь внутрифирменного ценообразования с другими экономическими методами и функциями менеджмента……………………...16
2 Анализ внутрифирменного ценообразования и его влияние на
успех ОАО «ЦУМ Минск»……………………………………………………...23
2.1 Характеристика ОАО «ЦУМ Минск» и его бизнеса……………….23
2.2 Анализ результатов хозяйственной деятельности предприятия
и его рыночной позиции………………………………………………………..29
2.3 Анализ ценообразования и результаты анализа…………………….30
3 Предложения по использованию механизма внутрифирменного ценообразования для укрепления рыночной позиции ОАО «ЦУМ Минск»..33
3.1 Конкретные предложения по совершенствованию внутрифирменного ценообразования и сокращению затрат на
ОАО «ЦУМ Минск»…………………………………………………………….33
3.2 Оценка экономического эффекта внедрения предложений………..34
Заключение………………………………………………………………..39
Список использованных источников………
В отделе 130 работников, в том числе 85 продавцов.
В настоящее время отдел в полном объеме оправдывает свое название «Товары для дома».
Каждая группа товаров — от предметов интерьера до иголки — представлена широкой гаммой цветов и моделей.
К примеру, ассортимент мебели в отделе на сегодняшний день можно смело приравнять к ассортименту отдельного мебельного магазина. Отдел работает с 271 поставщиком. Средняя стоимость покупки 30 тыс. руб.
За день в отделе обслуживается от 3 тыс. до 5 тыс. покупателей.
Наибольший удельный вес в реализации товаров занимает секция «Ткани» (21 %).
Ассортимент представлен более чем 2 тыс. образцов: хлопчатобумажные, шерстяные и шелковые ткани всевозможных расцветок как отечественного, так и зарубежного производства. ЦУМ «Минск» является лидером среди крупных торговых предприятий города по реализации тканей.
В структуре отдела группа ковров и ковровых изделий занимает 2-е место по объему товарооборота. Ассортимент в секции представлен в полном объеме всеми комбинатами республики, выпускающими ковровые изделия — ОАО «Ковры Бреста», ОАО «Витебские ковры», ОАО «Гроднохимво-локно».
Нельзя не отметить работу еще двух коллективов. Это секции «Постельные принадлежности» и «Шитье, рукоделие».
Умело построенная работа позволила коллективу секции «Постельные принадлежности», не увеличивая торговую площадь, значительно увеличить ассортимент товаров и достичь высоких экономических показателей по приросту товарооборота, производительности труда, рентабельности.
Ассортимент секции «Шитье, рукоделие» составляют товары повседневного обихода: швейные иглы, нитки, ленты, резинки, шнуры, пуговицы, молнии и т.д. (более чем 2 тыс. наименований). Средняя стоимость покупки — 1200 руб. Секция «Шитье, рукоделие» — это мини-магазин «1000 мелочей».
Самый молодежный коллектив в отделе — секция «Тюлегардинные изделия». Средний возраст работников — 25 лет.
Шесть из десяти продавцов повышают свои профессиональные знания в высших учебных заведениях.
Грамотная работа с ассортиментом, неординарный подход к показу тканей выделяют секцию. Коллектив работает стабильно, имеет положительные финансово-экономические показатели.
В секции «Зеркала, обои» представлены товары для создания интерьера и уюта в доме. Это широкий ассортимент мебели, зеркала, обои, наборы для ванной комнаты, изделия из лозы, подставки для цветов, вешалки, картины и т.д.
Благодаря целенаправленной работе коллектива товарооборот за 2010 г. достиг 9814,8 млн. руб.; валовой доход составил 1794,9 млн. руб., прибыль 484,0 млн. руб.; уровень рентабельности 5,15 %.
Осуществляя розничную торговлю, в отделе не забывают о создании максимальных удобств для покупателей. Товар размещен с учетом свободного доступа, согласно специализации, покупателю предоставлена широкая информация о качестве и свойствах товаров в виде аннотаций, рекламных плакатов, радиорекламы.
Наряду с обеспечением экономических показателей руководство отдела постоянно ведет практическую работу по подготовке и воспитанию кадров.
Сотрудники отдела делают все от них зависящее для достижения более высоких результатов в работе, максимального удовлетворения покупательского спроса, постоянного расширения ассортимента товаров.
2.2 Анализ результатов хозяйственной деятельности предприятия и его рыночной позиции
Теперь более подробно остановимся на основных показателях деятельности ОАО «ЦУМ Минск» за последние два года, представленных в таблице 2.1.
Таблица 1.1. Основные экономические показатели деятельности ОАО «ЦУМ Минск» за 9 месяцев 2011- 2013 года, млн.руб.
Показатели |
2011 |
2012 |
2013 |
Отклонение 2013 от 2012 |
Темп роста в 2013 % |
Общий товарооборот |
54857,4 |
67489,1 |
79136,9 |
11647,8 |
117,26 |
Розничный товарооборот |
52759,9 |
65285,8 |
76876 |
11590,2 |
117,75 |
Доходы от реализации |
9578,7 |
12185,3 |
14529,1 |
2343,8 |
119,23 |
в % к товарообороту |
21,11 |
21,53 |
21,86 |
0,33 |
101,53 |
Расходы на реализацию |
7108,2 |
10509,3 |
12010,9 |
1494,6 |
114,22 |
в % к товарообороту |
15,67 |
18,57 |
18,06 |
-0,51 |
97,25 |
Прибыль от реализации и услуг |
2470,4 |
1675,9 |
25252,2 |
23576,3 |
1506,78 |
в % к товарообороту |
5,45 |
2,96 |
3,8 |
0,84 |
128,38 |
Среднесписочная численность |
1108 |
1110 |
1127 |
17 |
101,53 |
Товарооборот на одного работника |
49,510 |
60,801 |
70,2 |
9,399 |
115,46 |
Торговая площадь, кв.м. |
10090 |
9843 |
9843 |
0 |
100,00 |
Товарооборот на 1 кв.м. |
5,4 |
6,9 |
8 |
1,1 |
115,94 |
Товарные запасы |
14482 |
17978 |
20863 |
2885 |
116,05 |
в днях |
63 |
66 |
66 |
0 |
100,00 |
На основании таблицы 2.1. можно сделать следующие выводы:
- наблюдается постоянный рост товарооборота как по отношению к плановым показателям, так и прошлому периоду причем как в действующих, так и сопоставимых ценах;
- наблюдается постоянный рост величины валового дохода, при одновременном увеличении его доли в товарообороте, что свидетельствует о росте средних торговых надбавок и изменений, происходящих в структуре товарооборота;
- наблюдается существенный рост издержек обращения, связанный во многом с увеличение оплаты труда, так среднемесячная заработная плата увеличилась с 684 тыс.руб. до 756 тыс.руб., то есть почти в 1,2 раза, при этом вырос фонд заработной платы в издержках обращения с 6835 млн.руб. до 7671 млн.руб., соответственно увеличилась и доля издержек обращения в товарообороте;
- увеличился товарооборот на одного работника и кв.м., а также прибыль на одного работника;
- происходит рост товарных
В целом ОАО «ЦУМ Минск» - это стабильно развивающееся предприятие торговли, которые постоянно совершенствуют как организацию торговли, расширяя свой ассортимент и повышая качество предлагаемой продукции, так и заботится о своих работниках, улучшая условия работы и повышая их заработную плату.
При этом согласно исходным данным таблицы 2.1. наблюдается опережение роста товарооборота по сравнению с оплатой труда (117*100/112= 104%), так как и в мировой практике растет вначале выручка, а затем оплата труда.
2.3 Анализ ценообразования и результаты анализа
Порядок формирования розничных цен на товары ОАО «ЦУМ Минск» установлен положением о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь 22 апреля 2009 г. , №43.
Розничная цена включает в себя:
1) оптовую отпускную цену;
2) торговую надбавку (прибыль, издержки обращения);
3) налог на добавленную стоимость;
4) налог с продаж.
Торговая надбавка
Налог с продаж может быть
2%, 5%, 10%, 15%. Ставки налога с продаж
устанавливаются следующим
1) на вино-водочные товары и пиво (10%);
2) на импортные товары (15%);
3) на товары, указанные в перечне (2%);
4) на товары, не указанные в перечне (5%).
Учет товаров на предприятиях розничной торговли ведут по розничным ценам, включающим налог с продаж и НДС.
Торговую надбавку, включая оптовую, устанавливают в процентах к отпускной цене предприятия – изготовителя или импортера без налога на добавленную стоимость и ограничивают предельными размерами.
Налог на продажу устанавливается в процентах к розничной цене товаров с налогом на добавленную стоимость за исключением залоговой стоимости возвратной стеклопосуды.
ПРИМЕР 1: Розничная цена ( с налогом на добавленную стоимость ) одной бутылки пива ( без стоимости посуды ) - 1090 руб., налог на продажу 5% .
Расчет : отпускная цена – 680 руб.
НДС – 18 %
торговая надбавка – 30%
налог с продаж – 5%
680*1,18*1,30*1,05 = 1090
(цена округлена согласно
ПРИМЕР 2: Розничная цена ( с налогом на добавленную стоимость ) конфет «Ферреро-рошер» 200г. (Германия) - 15300 руб., налог на продажу 15% .
Расчет : отпускная цена – 8673 руб.
НДС – 18 %
торговая надбавка – 30%
налог с продаж – 15%
8673*1,18*1,30*1,15 = 15300
Согласно постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 18 июня 2011 года № 129 на товары установлены предельные торговые надбавки. Для контроля за правильностью установления розничных цен на товары в ОАО «ЦУМ Минск» ведет регистрацию в реестре розничных цен с налогом на продажу по каждому наименованию товаров на основании товарно – транспортных накладных поставщиков. Реестры подшиваются к товарному отчету. В ОАО «ЦУМ Минск» ведутся реестры розничных цен ежедневно. Для цеха полуфабрикатов и отдела кафетерий разрабатываются калькуляционные карты на все виды полуфабрикатов, кулинарных изделий, бутерброды, чай, кофе. Кроме того, оформляются акты на разделку мяса-сырья на крупно-кусковые полуфабрикаты (согласно приказа МГ РБ №38 от 29.03.2009г.). Сформулируем основные факторы, влияющие не стратегию ценообразования ОАО «ЦУМ Минск» (таблица 2.2).
Таблица 2.2. Анализ факторов, влияющих на ценообразование ОАО «ЦУМ Минск»
Параметр |
Примечание |
Анализ цен и конкурентов |
В виду существования предельных торговых надбавок на установление ОАО «ЦУМ Минск» практически не влияют цены магазинов-конкурентов. |
Среда конкуренции |
Предприятие как бы одновременно функционирует в двух средах:
|
Установление цен |
Механизм ценообразования ОАО «ЦУМ Минск» принимает во внимание следующие элементы:
|
Учет мер государственного регулирования |
Законодательные акты регулируют максимальную торговую наценку – 30%. На отдельные товары |
Таким образом, механизм ценообразования имеет большое значение в эффективности деятельности данного предприятия и определяет его конкурентные преимущества. Недостатком является его регулирование со стороны государства и инфляция в стране.
3 Предложения
по использованию механизма
ОАО «ЦУМ Минск»
3.1 Конкретные предложения
по совершенствованию
Главным ориентиром рыночного поведения являются цены. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены в процессе реализации, а какие нет, каковы будут доходы от производства, в какие отрасли будут направлены ресурсы.
Существующие проблемы предприятий во многом объясняются неграмотной политикой ценообразования. Овладение белорусскими предприятиями грамотными и современными методами формирования политики ценообразования является актуальной темой на данном этапе развития экономики.
Для белорусских предприятий настало время осваивать новые модели коммерческой политики, учиться выживать за счет адаптации к непростой меняющейся рыночной ситуации, находить собственные способы борьбы с конкурентами на внутрибелорусских и мировых рынках.
Необходимо осваивать огромный арсенал методов и приемов коммерческого ценообразования, накопленный в промышленно развитых странах мира, который занимает центральное место в системе современного маркетинга.
Такое реформирование методов ценообразования дается непросто, так как специалистов, владеющих новыми подходами не много, а также нежелание овладевать этими подходами.
Современные подходы к обоснованию цен сочетают в себе как научные элементы, так и творчество.
Современное коммерческое ценообразование состоит в отказе от пассивного ценообразования, т. е. установления цен строго на основе затратного метода или только под влиянием ценовых решений конкурентов, и переходе к активному ценообразованию, когда через управление ценами достигается нужная величина продаж и соответствующая ей величина средних затрат, что в итоге выводит фирму на желаемый уровень прибыльности операций.
При активном ценообразовании желаемый уровень прибыльности достигается варьированием объемами продаж в соответствии с уровнем спроса на товар, а не ценами, как в пассивном ценообразовании.
Одним из таких подходов является ценностный подход к формированию цены, который ориентирован на потребителей.
Информация о работе Управление ценовой политикой предприятия (на примере ОАО «ЦУМ Минск»)