Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 00:27, курсовая работа
Цель работы - исследование процесса управления деловой карьерой персонала в организации и отдельных категорий работников
Задачи исследования:
рассмотреть понятие деловой карьеры и ее типы;
изучить жизненные циклы карьеры, этапы управления деловой карьерой;
рассмотреть специфику управления карьерой молодых специалистов и женщин.
Введение 3
1 ПОНЯТИЕ ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРЫ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 Определение и типы деловой карьеры 6
1.2 Жизненные циклы и этапы управления деловой карьерой 14
2 УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРОЙ ПЕРОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ 20
2.1 Планирование карьеры персонала в организации 20
2.2 Управление служебно-профессиональным продвижением в организации 27
3 СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ КАРЬЕРОЙ ОТДЕЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ 33
3.1 Специфика управления карьерой молодых специалистов 33
3.2 Специфика карьеры женщин 39
Заключение 45
Список источников и литературы 49
Приложение А
Карьерограмма менеджера по персоналу высшего звена управления 52
Приложение Б
Анализ проблем, появившихся в середине карьеры 53
Приложение В
Схема управления деловой карьерой работников организации 54
Приложение Г
Схема влияния совершенствования управления деловой карьерой работников на результаты деятельности организации 55
Приложение Д
Тесты 56
На практике существует два основных подхода к аттестации. В соответствии с одним ее смысл состоит в контроле за деятельностью работника и ее оценке, имеющей следствием поощрение, наказание, продвижение по службе. Другой подход делает акцент на поиске путей совершенствования работы и самореализации сотрудника.
В первом случае, аттестация осуществляется членами экспертной комиссии, в сущности наделенными судейскими функциями, которые ограничиваются заслушиванием отчета и вынесением «приговора». Во втором случае ее проводит непосредственный руководитель, выступающий прежде всего как советник, консультант, пытающийся совместно с подчиненным найти его ошибки, пути их преодоления и решения стоящих перед ним задач. Быстрые изменения требований к руководителям и специалистам в условиях современной научно-технической революции требуют, чтобы аттестация в организациях проводилась регулярно не реже одного раза в три, максимум в 5 лет. По итогам аттестации разрабатывается план мероприятий, и в соответствии с рекомендациями комиссии руководитель может осуществлять кадровые перестановки.
Учитывая, что карьера может быть динамичной, то есть связанной со сменой рабочих мест, и статичной, осуществляющейся в одном месте и в одной должности путем профессионального роста, вертикальной - предполагающей должностной рост, и горизонтальной - происходящей в пределах одного уровня управления, однако со сменой занятий и подчас профессии, успех в карьере можно рассматривать с двух позиций: как с точки зрения продвижения от одной должности к другой, более высокой, так и с точки зрения степени овладения определенной профессией, составляющими ее навыками и знаниями.
Успешности или не успешности карьеры дается и внутренняя оценка самим работником, который сопоставляет реальное положение вещей с личными целями и притязаниями. Внешняя и внутренняя оценки часто могут не соответствовать друг другу, и тогда создается почва для развития внутриличностного конфликта, чреватого самыми неблагоприятными последствиями.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что карьера должна быть управляемым процессом, т. е. плановым. При этом планирование должно осуществляться на перспективу, т. е. должно быть долговременным и увязываться с планами развития предприятия. В то же время планирование и организация карьеры, являясь элементом планирования кадров, не может носить директивный характер, т. е. со временем могут меняться интересы работников, их ориентация и так далее, меняются планы предприятия.
Другими словами, при поступлении на работу человек ставит перед собой определенные цели, но, в то же время, и организация, принимая его на работу также преследует свои определенные цели, поэтому необходимо уметь реально оценивать свои деловые качества. Человек должен уметь соотнести свои деловые качества с теми требованиями, которые ставит перед ним организация, его работа. От этого зависит успех всей его карьеры.
Служебно-профессиональное продвижение - это серия поступательных перемещений по различным должностям, способствующая развитию как организации, так и личности.
Эти перемещения могут быть как вертикальными, так и горизонтальными.
Термин «служебно-
Управление служебно-
В практике управления персоналом различается два вида должностного продвижения: продвижение специалиста; продвижение руководителя.
Продвижение руководителя, в свою очередь, тоже подразделяется на два направления:
На каждом предприятии складывается
своя система служебно-
Продвижение специалистов и служащих может быть:
Одной из форм по продвижению специалистов
является работа предприятия со студентами
и молодыми специалистами, предусматривающая
обязательную годичную стажировку молодых
специалистов, направленную на приобретение
навыков работы с людьми, а также
в области организации и
В основе перемещения кадров лежат
различные причины. По степени предсказуемости
различают планируемые
Задача управления процессом перемещения кадров состоит в том, чтобы большая их часть осуществлялась на плановой основе.
Планируемые процессы перемещения
работников (прием, увольнения, продвижения
в другие подразделения) вызваны
изменениями в системе
Прогнозируемые процессы - это часть увольнений, обусловленных текучестью, профессиональной мобильностью и др.
Спонтанные процессы - увольнение работников, обусловленные ситуационными факторами ли смещение с должности.
Подбор руководителя или продвижение специалиста на более высокую должность проходит, как правило, не спонтанно в связи с неожиданно освободившейся должностью или открывшейся вакансией.
Заполнение вышестоящих
Под резервом руководящих кадров понимается группа работников, отобранных для выдвижения на руководящие должности по результатам оценки их профессиональных знаний, умений и навыков, деловых и личных качеств.
Продвижение должно базироваться на научном подходе к подбору руководителей, основными элементами которого являются плановость, объективность оценки деловых и личных качеств, соответствие этих качеств новой должности, увязка обучения и повышения квалификации с характером работ на новой, более высокой должности и др. Процесс формирования кадрового резерва и работа с ним включает в себя следующие последовательно выполняемые этапы10:
Определение численного и должностного
состава резерва основывается на
расчете потребности в
Данная работа выполняется кадровой
службой совместно с
Для отбора кандидатов в кадровый
резерв рассматриваются следующие
сведения: материалы последней
Основными критериями при подборе кандидата в резерв являются: соответствие уровня образования и профессиональной подготовки, наличие опыта практической работы с людьми, организаторских способностей, личностных качеств, характерных для руководителя данного уровня, состояния здоровья, возраст и др.
Источниками формирования резерва кадров являются: квалифицированные специалисты; заместители руководителей подразделений; руководители низшего уровня; дипломированные специалисты, занятые на производстве в качестве рабочих.
После предварительного включения в состав резерва проводится изучение личных качеств каждого кандидата. Отбор идет на конкурсной основе, после чего принимается окончательное решение о включении того или иного претендента в кадровый резерв.
Решение принимает специально назначенная
комиссия, после чего утверждается
руководством предприятия. После утверждения
персонального состава
Программа управления служебно-профессиональным продвижением по службе помогает организациям использовать способности своих работников в полной мере, а самим работникам дает возможность наиболее полно применить свои способности.
Программа
управления служебно-профессиональным
продвижением по службе дает работникам
возможность воспринимать свою работу
в организации как
Молодые специалисты с лидерским потенциалом — это люди, которые в перспективе могут занять руководящие должности в организации (в русском языке начинает утверждаться термин «хай-по» от английского сокращения high-ро).
Суть работы с этой категорией резерва
руководителей заключается в
определении и усиленном
При подготовке специалистов с лидерским потенциалом используют все доступные методы профессионального развития — от инструктажа на рабочем месте до ротации и обучения с отрывом от производства.
Информация о работе Управление деловой карьерой персонала в организации