Управление издержками на предприятии КУП “Лидская мебельная фабрика”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение теоретических аспектов анализа себестоимости продукции и его проведения на основе данных о хозяйственной деятельности на КУП «Лидская мебельная фабрика».
Для достижения поставленной цели были изучены значение, задачи и источники информации для анализа себестоимости продукции. Раскрыта экономическая сущность и характеристика основных показателей себестоимости. Исследована методика анализа себестоимости продукции. Проведен анализ показателей себе-стоимости продукции на примере данных на КУП «Лидская мебельная фабрика». Изучены основные резервы снижения себестоимости продукции.

Содержание работы

Введение 5-6
Издержки производства и себестоимость продукции 7
Понятие и сущность себестоимости, ее экономическое значение 7-9
Виды себестоимости 9-10
Классификация затрат, образующих себестоимость продукции 10-13
Планирование себестоимости 13-15
Калькулирование себестоимости 15-17
Анализ себестоимости продукции 18-19
Основные системы управления издержками 19-23
Анализ затрат на производство продукции 24
История создания и развития предприятия 24
Анализ технико-экономических показателей 25-26
Анализ общей суммы затрат на производство 26-27
Анализ затрат на рубль выпущенной продукции 27-29
Анализ себестоимости по статьям калькуляции 29-30
Анализ структуры себестоимости продукции 30-32
Мероприятия по снижению себестоимости продукции 33-35
Заключение 36-38
Список использованных источников 39

Файлы: 1 файл

моя курсовая по менкджменту.doc

— 2.25 Мб (Скачать файл)

Между учетом затрат и калькулированием фактической себестоимости продукции существуют тесная взаимосвязь и взаимозависимость. Это проявляется, с одной стороны, в том, что основанием для исчисления себестоимости продукции являются данные бухгалтерского учета затрат на производство с другой стороны, учет затрат организуется с такой детализацией, какая необходима для калькулирования, контроля и управления себестоимостью.

 При всех различиях в методике  и технике учета затрат и  калькулирования себестоимости  продукции в целом они базируются  с экономической точки зрения  на последовательной реализации принципа “затраты – выпуск - результат”.

 Организационно учет затрат - документирование всех затрат, их группировка по центрам  затрат и ответственности, объектам  производства, оперативное выявление  отклонений от действующих норм затрат, а калькулирование состоит из ряда последовательных расчетов, преследующих своей целью локализацию учтенных по статьям калькуляции затрат, которые относятся к продукции предприятия, исчисления себестоимости единицы продукции.

 Основные этапы калькуляционных расчетов в системе производственного учета себестоимости продукции можно представить следующим образом:

  • группировка первичных затрат по калькуляционным статьям расходов и по объектам учета затрат;
  • определение себестоимости и отнесения на издержки основного производства затрат вспомогательного производства;
  • распределение косвенных расходов между отдельными объектами учета затрат;
  • оценка незавершенного производства;
  • распределение затрат между товарным выпуском и незавершенным производством;
  • расчет себестоимости каждого объекта калькулирования и ее калькуляционной единицы.

Вопрос о взаимосвязи  учета затрат и калькулирования  себестоимости продукции является основополагающим, но вместе с тем  дискуссионным.

 

    1. Анализ себестоимости продукции

 

Эффективность системы управления затратами во многом зависит от организации их анализа, которая в свою очередь, определяется следующими факторами

[1] с. 223:

- формой и  методами учета затрат, применяемыми  на предприятии;

- степенью автоматизации  учетно-аналитического процесса на предприятии;

- состоянием  планирования и нормирования  уровня операционных затрат;

- наличием соответствующих  видов ежедневной, еженедельной  и ежемесячной внутренней отчетности  об операционных затратах, позволяющих  оперативно выявить отклонения, их причины и своевременно принимать корректирующие меры по их устранению;

- наличием специалистов, умеющих грамотно анализировать  и управлять процессом формирования  затрат.

Основными задачами анализа себестоимости  продукции являются           [3] с. 88:

- оценка динамики (выполнения плана) по важнейшим показателям себестоимости продукции и выявление отклонений от плановых заданий;

- определение  и количественная оценка причин  отклонений от плана и в  динамике;

- анализ  влияния на себестоимость эффективности использования производственных ресурсов (трудовых, материальных, основных фондов);

- выявление  и оценка резервов возможного  снижения себестоимости продукции  и разработка мероприятий по  их мобилизации.

Перечисленные задачи анализа себестоимости являются традиционными, типовыми. Однако задачи управления себестоимостью не ограничиваются приведенным перечнем.

Анализ  себестоимости может быть ретроспективным, оперативным, предварительным, прогнозным.

Ретроспективный анализ проводится с целью накопления информации о динамике затрат, факторах их изменения. Результаты ретроспективного анализа используются для определения плановой себестоимости продукции, формирования ценовой политики, разработки управленческих решений, направленных на повышение конкурентоспособности продукции.

Оперативный анализ себестоимости, который проводится ежедневно или по данным учета  за день, пять или десять дней, направлен  на своевременное выявление непроизводительных затрат и потерь. Результаты оперативного анализа используются для гибкого  маневрирования ресурсами.

Предварительный анализ себестоимости конкретного  вида изделия проводится на первой стадии жизненного цикла изделия  – на этапе проведения научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ.

Перспективный (прогнозный) анализ призван оценить возможное увеличение или снижение себестоимости продукции в целом и отдельных изделий в связи с прогнозируемыми изменениями на рынке ресурсов. Для определения изменений в общих затратах на перспективу используется метод анализа соотношения «издержки – объем – прибыль» (маржинальный анализ).

Анализ себестоимости  продукции проводится по следующей  схеме:

- определяются абсолютные и относительные отклонения показателей себестоимости от аналогичных показателей прошлых лет и плана;

- проводится оценка изменений структуры себестоимости, определяются отклонения удельного веса отдельных статей затрат от аналогичных данных прошлых лет и плана, исчисляется влияние этих отклонений на итоговый показатель.

- определяется уровень затрат на рубль товарной продукции, характеризующий их окупаемость, проводится анализ динамики этого показателя и оценка факторов, влияющих на его уровень.

Основными источниками  информации, необходимой для проведения анализа себестоимости, являются:

- данные бухгалтерского учета, отражающие текущие затраты сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, а также затрат на оплату труда, включая отчисления на социальные нужды, и расход денежных средств на оплату услуг сторонних организаций;

- ведомости,  журналы-ордера, первичные документы;

- нормы и нормативы материальных затрат, затрат на оплату труда, использования услуг сторонних организаций, средств труда и нематериальных активов;

- бизнес-план предприятия, инвестиционные и инновационные проекты;

- правовая, налоговая информация и финансовая информация.

- отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)                         (ф. №4-ф (затраты)), который является отчетным документом, раскрывающим состав и суммы затрат;

- плановые и  отчетные калькуляции себестоимости  продукции.

Таким образом, анализ себестоимости продукции  на каждом предприятии и в стране в общем, является неотъемлемой частью при планирование и прогнозирование  хозяйственной деятельности. Ее снижение является одной из первоочередных и актуальных задач любого общества, каждой отрасли, предприятия.  Поэтому необходимо регулярно повышать качество управления и анализа себестоимостью.

 

    1. Основные системы управления издержками

 

В начале XX в. в США начал появляться управленческий учет как управление издержками, и до конца 30-х гг. эта система в основном и была направлена на управление издержками. В бывшем СССР данное направление внутрифирменного управления воплотилось во внутризаводский хозяйственный расчет. После кризиса в 1929 - 1932 гг. система управленческого учета в Америке начала приобретать несколько иной вид. Это было управление издержками, направленное на управление всей внутренней структурой предприятия.

Управленческий  учет - это внутрифирменное оперативное  управление финансово-хозяйственной деятельностью, направленное на удовлетворение информационных потребностей менеджеров фирмы не обязательно самого высшего, а среднего уровня, которые и решают проблемы на крупном предприятии. Это достигается сопоставлением фактических результатов с расчетными. Управленческий учет формирует также довольно обширную информацию для обеспечения плановых управленческих решений, причем не только текущих, но и стратегически перспективных, поэтому его нельзя сводить только к системе учета. Информационная система внутрифирменного управления является конфиденциальной, независимой от системы публичного финансового учета и отчетности. Более того, правила составления публичной финансовой отчетности являются нормируемыми в централизованном порядке, причем обязательными для применения. Внутрифирменная информация регулируется только потребностями внутреннего управления.

Функции системы  управленческого учета включают [2]:

·        планирование,

·        организацию,

·        учет и контроль,

·        поощрения и компенсации,

·        оценку эффективности деятельности менеджеров и персонала,

·        координацию и обмен информацией.

Структура управленческого  учета со временем претерпела весьма существенные изменения. Сначала, поскольку речь шла об управлении издержками, возникли такие структурные единицы, как места формирования текущих издержек. У нас до сих пор некоторые специалисты считают, что управленческий учет - это система управления издержками, хотя на самом деле это далеко не так.

В управленческом учете  развитых стран используется система стандарт-кост, основным элементом которой является использование нормативной (плановой) производственной себестоимости для расчета стоимости готовой продукции и незавершенного производства.

Система «стандарт-кост» (Standard-cost) представляет собой систему учета затрат и калькулирования себестоимости с использованием нормативных (стандартных) затрат. В основе ее лежит принцип учета и контроля затрат в пределах установленных норм и нормативов и по отклонениям от них.

До начала производственного  процесса проводится предварительное нормирование затрат. Как правило, нормативные затраты определяются по следующим статьям расходов:

·     основные сырье  и материалы;

·     оплата труда  основных производственных рабочих;

·     накладные  расходы.

Нормы расходов сырья и материалов и нормы оплаты труда основных производственных рабочих исчисляются на единицу продукции. Для расчета накладных расходов составляются сметы, которые носят постоянный характер. В случае значительных колебаний объема производства, которые могут привести к изменению величины накладных расходов, составляются скользящие сметы с разбивкой всех статей накладных расходов на постоянные и переменные элементы. Для переменной части разрабатываются нормативные величины. Для расчета стандартной себестоимости нормативные затраты на сырье и материалы, на оплату труда и нормативные накладные расходы суммируются.

В ходе осуществления  производственной деятельности фиксируются  все факты отклонений от нормативных показателей. На основе детального анализа причин отклонений разрабатываются управленческие решения по устранению этих причин. Одним из результатов может стать, в частности, уточнение самих стандартов.

Среди основных недостатков системы «стандарт-кост»  можно выделить следующие.

1. Система  зависима от внешних условий.  Изменения в законодательстве, изменения цен поставщиков, влияние фактора инфляции осложняют расчет нормативных затрат, которые должны быть неизменными в течение определенного периода.

2. Систему невозможно применить на всех стадиях жизненного цикла продукции. Как правило, в период разработки и внедрения товара на рынок затраты более непредсказуемы, поэтому расчет нормативных затрат может быть осуществлен в достаточной степени приблизительно. Кроме того, если жизненный цикл товара непродолжителен, то применение системы возможно лишь на незначительном отрезке времени.

3. Система  не охватывает качественных показателей  деятельности предприятия. Поскольку система опирается на показатели производительности и величины затрат при решении основной задачи - минимизация затрат и отклонений фактических показателей от нормативных, проблемы улучшения качества продукции, расширения номенклатуры дополнительных услуг остаются вне системы.

4. Отклонения  от нормативных затрат, показывающие превышение фактических затрат над нормативными (или наоборот), как правило, слишком агрегированы, но не всегда привязаны к конкретным видам продукции, технологическим участкам, партиям продукции.

Сфера применения данной системы учета затрат достаточно широка, исключение составляют предприятия с непостоянной номенклатурой выпускаемой продукции или нестабильной технологией производства, а также деятельность на этапе разработки и внедрения нового вида товара.

Система «стандарт-кост»  является продолжением нормативного метода учета затрат, но не является его аналогом. Обе системы предполагают учет полных затрат и учитывают затраты в пределах норм. В рамках нормативного метода отклонения от нормативных затрат включаются в себестоимость, тогда как в системе учета «стандарт-кост» сверхнормативные расходы относятся на финансовые результаты или на виновных лиц. При нормативном методе нормируются прямые затраты, а косвенные распределяются между объектами калькулирования индексным методом. В системе «стандарт-кост» стандарты разрабатываются для всех видов затрат, а также для доходов и некоторых производственных показателей.

Использование плановой (нормативной) себестоимости (с использованием счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)") для оценки готовой продукции шаг в сторону «стандарт-кост».

Оценка продукции  по прямым статьям затрат предполагает применение на практике системы директ-костинг, т.е. разделение общих затрат по признаку взаимосвязи с производством (на постоянные и переменные) и калькулирование неполной, ограниченной себестоимости по носителям затрат (видам продукции, выполненным работам, оказанным услугам).

Информация о работе Управление издержками на предприятии КУП “Лидская мебельная фабрика”