Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 13:59, дипломная работа
Сегодня российские страхование компании испытывают острую нехватку квалифицированных специалистов. Многие компании осуществляют подготовку кадров самостоятельно. Актуальность подготовки кадров присутствует в большинстве российских компаний. В страховых компаниях выделяются специальные отделы, которые занимаются управлением и организацией подготовки и переподготовки кадров. В связи с вышесказанным актуальность данной тематики не вызывает сомнений. Цель выпускной квалификационной работы – изучить влияние управления кадровой политикой на эффективность функционирования организации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
КАДРОВОЙ ПОЛИТИКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………7
1.1.Сущность кадровой политики организации и ее виды…………………….7
1.2. Комплекс управленческих решений в области кадровой политики…….13
1.3.Основные подходы к ведению кадровой политики организации………..20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ООО «РОСГОССТРАХ-ПОВОЛЖЬЕ» - ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ЧР………………………….26
2.1. Общая характеристика организации……………………………………...26
2.2. Анализ методов формирования и реализации
кадровой политики организации……………………………………………….38
2.3. Определение роли руководителя в управлении
кадровой политикой организации……………………………………………..62
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ
ЭФФЕКТИВНОСТИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ
ООО «РОСГОССТРАХ-ПОВОЛЖЬЕ» -
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ЧР…………………………………………….68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….87
2. Условия оплата труда. Определяются размеры гарантированной оплаты и премиальные, оснащение рабочего места, социальные блага и гарантии.
3. Движение кадров. Повышение, перемещение, понижение кадров производится в зависимости от результатов оценки работников и соответствия условий оплаты труда их жизненными интересами.
4. Увольнение персонала. Работник меняет место работы в связи с неудовлетворенностью трудом или несоответствием рабочему месту.
Исходными данными для расстановки кадров являются: философия предприятия, Трудовой Кодекс РФ, материалы аттестационной комиссии, трудовой договор сотрудника, штатное расписание, должностные инструкции, личные дела сотрудников, положение об оплате труда, положение о расстановке кадров.
Движение персонала. Организация движения кадров имеет в расстановке персонала принципиальное значение, т.к обеспечивает замещение вакантных мест и соблюдение плановой карьеры работников. Движение кадров состоит из таких процедур:
1. Повышение в должности и квалификации, когда служащий замещает более высокую должность, а рабочий получает новый разряд.
2. Перемещение, когда работник переводится на другое равноценное рабочее место (цех, отдел) в силу производственной необходимости или изменения характера труда.
3. Понижение, когда в связи с изменением его потенциала работник переводится на более низкую должность или по результатам аттестации на более низкий разряд для рабочего.
4. Увольнение с предприятия, когда работник полностью меняет место работы в связи с неудовлетворенностью условиями труда или несоответствием занимаемому рабочему месту.
Движение кадров организуется в строгом соответствии с кадровой политикой лично директором на малом предприятии или его заместителем по персоналу на крупном и среднем предприятии. Проводится в жизнь сотрудниками отдела кадров. Если движение кадров идет спонтанно – по результатам увольнения сотрудников, от случая к случаю, для выполнения желания директора, то эффект планомерной расстановки кадров не велик. Только равномерное и целенаправленное движение кадров дает реальный социальный эффект.
Адаптация и обучение персонала. Адаптация персонала – это процесс приспособления коллектива к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды организации.
Адаптация работника – это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу.
Различают следующие этапы и формы адаптации персонала: испытательный срок, адаптация молодых специалистов, программа введения в должность руководящего работника, наставничество и консультирование, развитие человеческих ресурсов.
Адаптация молодых специалистов является важным этапом становления и приобретения производственного опыта и включает в себя следующие этапы: практика в период обучения в вузе (техникуме), социальная адаптация, стажировка на рабочем месте, профессиональная адаптация, повышение деловой квалификации.
Наставничество – это процесс, в котором один человек(наставник) ответственен за должностное продвижение и развитие другого человека(наставляемого) вне рамок обычных взаимоотношений менеджера и подчиненного.
За молодыми людьми должен наблюдать более старший по возрасту сотрудник организации, который несет ответственность за то, чтобы их карьера получила хороший старт. В этом случае есть надежда, что молодые люди научаться не бояться поражения, философски оценивать происходящее чутко относиться к людям и интуитивно понимать их.
Консультирование. Индивидуальное консультирование означает слушание отдельного работника и предоставление ему возможности найти способы решения проблемы или уменьшить беспокойство в значимых для него областях.
Развитие человеческих ресурсов – это комплексный и непрерывный процесс всестороннего развития личности работников организации с целью повышения эффективности их работы.
Для менеджеров ежедневные задачи по работе непосредственно с сотрудниками в качестве оценивающего, консультанта, наставника и обучающего объединяются с активным вовлечением в развитие, поддержку и контроль процесса развития человеческих ресурсов.
Обучение персонала. Обучение персонала обеспечивает соответствие профессиональных знаний и умений работника современному уровню производства и управления.
Обучение рабочих и служащих включает четыре основных вида:
1. Профессиональная подготовка. Существует начальная, средняя и высшая профессиональная подготовка рабочих и специалистов с получением документа об образовании. Срок обучения – от 1 до 6 лет.
2. Повышение квалификации. Выполняется на профессиональных курсах, в школах менеджеров, на факультетах повышения квалификации и в институтах бизнеса. Срок обучения – от 1 дня до 6 месяцев.
3. Переподготовка кадров. Выполняется в учебных заведениях, когда рабочие овладевают второй профессией, а служащие – второй специальностью. Срок обучения – от 6 до 24 месяцев.
4. Послевузовское профессиональное образование. Осуществляется для получения высшей профессиональной или научной квалификации в аспирантуре и докторантуре. Срок обучения – 2-4 года.
Особое место в обучении персонала занимает повышение квалификации как основной способ обеспечения соответствия квалификации работников современному уровню развития науки, техники и экономики. Известно, что полученные знания устаревают наполовину каждые 5 лет, если человек не занимается самообразованием и не повышает уровень квалификации.
1.3.Основные подходы к ведению кадровой политики организации
Практика показывает, что в управлении кадровой политикой как составной частью менеджмента организации имеются два крайних подхода – технократический и гуманистический.
При технократическом
подходе управленческие решения в области
кадровой политики подчинены прежде всего
интересам производства: численность
и состав работников определяются исходя из применяемой
техники, технологического и операционного
разделения труда, заданного ритма производства,
внутрипроизводственной кооперации труда
и т.д. Таким образом, управление кадрами
как бы поглощается процессом управления
производством и сводится к подбору кадров
с соответствующим профессионально-
Гуманистический
подход к управлению кадрами подразумевает
создание таких условий труда и такое содержание,
которое позволили бы снизить степень
отчуждения работника от его трудовой
деятельности и от других работников.
Поэтому, согласно данной концепции, функционирование
производства, а главное – его результативность
(эффективность) во многом зависят уже
не только от соответствия численности
и профессионально-
При таком подходе кадровая политика трактуется более широко. Управленческие решения выходят за пределы чисто экономических положений и базируются на положениях социологии, физиологии и психологии труда.
Общие требования к кадровой политике в современных условиях сводятся к следующему:
Таким образом, кадровая политика направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства.
В реализации кадровой политики возможны альтернативы. Она может быть быстрой, решительной (в чем-то на первых порах, возможно, и не очень гуманной по отношению к работникам), основанной на формальном подходе, приоритете производственных интересов, либо, наоборот, основанной на учете того, как ее реализация скажется на трудовом коллективе, к каким социальным издержкам для него это может привести.
Содержание кадровой
политики не ограничивается наймом на
работу, а касается принципиальных
позиций предприятия в
Кадровая политика носит и общий характер, когда касается кадров предприятия в целом, и частный, избирательный, когда ориентируется на решение специфических задач (в пределах отдельных структурных подразделений, функциональных или профессиональных групп работников, категорий персонала).
Кадровая политика формирует:
Кадровая политика должна
увеличивать возможности
Свойства кадровой политики:
Кадровая политика является составной частью всей управленческой деятельности и производственной политики организации. Она имеет целью создать сплоченную, ответственную, высокоразвитую и высокопроизводительную рабочую силу.
Кадровая политика должна создавать не только благоприятные условия труда, но обеспечивать возможность продвижения по службе и необходимую степень уверенности в завтрашнем дне. Поэтому, основной задачей кадровой политики предприятия является обеспечение в повседневной кадровой работе учета интересов всех категорий работников и социальных групп трудового коллектива.
Управление кадрами в рамках предприятия имеет стратегический и оперативный аспекты. Организация управления персоналом вырабатывается на основе концепции развития предприятия, состоящей из трех частей:
- производственный;
- финансово- экономический;
- социальный (кадровая политика).
Кадровая политика определяет
цели, связанные с отношением предприятия
к внешнему окружению (рынок труда,
взаимоотношения с
- поднятие престижа предприятия;
- исследование атмосферы внутри предприятия;
- анализ перспективы развития потенциалов рабочей силы;
- обобщение и предупреждение причин увольнения с работы.
Повседневная реализация кадровой стратегии, а также одновременно оказание помощи руководству, при выполнении ими задач управления предприятием, лежат в оперативной области управления кадрами.
Кадровая политика предприятия - это целостная кадровая стратегия, объединяющая различные формы кадровой работы, стиль ее проведения в организации и планы по использованию рабочей силы.
Кадровая политика должна
увеличивать возможности
Кадровая стратегия существенно зависит от стадии жизненного цикла организации. Функционирование организации в общем виде проходит через ряд стадий, включая формирование организации, ее интенсивный рост, период стабильного функционирования, определенный спад (требующий определенного преобразования, реформирования, реструктуризации как структуры, так и бизнеса) и последний этап – преобразования (возрождение) или ликвидация. В соответствии с этими стадиями жизненного цикла организации меняются стратегии бизнеса и кадровые стратегии. В приложении 2 приведены общие подходы к соответствию стадий жизненного цикла организации и требований к характеру персонала.