Управление карьерой: опыт, проблемы, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – на основе исследования трудовой карьеры, создать программу и разработать рекомендации для эффективного управления трудовой карьеры на предприятии. Задачи исследования:
Рассмотреть теоретические предпосылки управления персоналом;
Рассмотреть сущность трудовой карьеры;
Выявить виды трудовой карьерой;
Изучить теоретические аспекты планирования трудовой карьеры менеджера;
Разработать комплексную систему карьерного роста на ОАО «РУСАЛ».

Содержание работы

Введение 3
1.Теоретические основы управления карьерой 5
1.1 Сущность, содержание и этапы карьеры. 5
1.2 Методы и способы мотивации карьеры 9
1.3 Передовой опыт управления карьерой 11
2. Анализ построения карьеры персонала на предприятии ООО «МК «Шатура». 14
2.1 Характеристика предприятия ОАО «РУСАЛ» 14
2.2 Оценка персонала ОАО "РУСАЛ" 17
2.3. Анализ мотивации карьеры на ОАО «РУСАЛ» 22
3. Разработка мероприятий относительно улучшения управления карьерой на ОАО "РУСАЛ" 25
3.1 Разработка комплексной системы карьерного роста на ОАО "РУСАЛ" 25
3.2 Экономический эффект 29
Заключение 31
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

Upravlenie_karyeroy_Presnyakova_K_A_73-2.docx

— 288.91 Кб (Скачать файл)

 

Наиболее  продуктивной для роста человека является стадия стабильной работы. Этот период характеризуется усилиями по закреплению прошлых результатов, предполагает новые служебные продвижения. Период является творческим, поскольку  удовлетворены многие психологические  и материальные потребности. [2]

Понятие этапов карьеры является фундаментальным  для управления развитием карьеры  в организации. Руководители организации  обязаны учитывать это и стремиться дифференцировано работать над проблемами карьерного продвижения сотрудников. Трудовая деятельность является не только средством самореализации, но и средством  к существованию, поэтому при  выборе профессии приходится учитывать  уровень оплаты труда, его рыночную стоимость. [10, c.113]

Общение с работниками  кадровых служб, руководителями, специалистами  различных подразделений позволило  выявить виды карьеры, которые в  своей совокупности дают более или  менее полное представление о  том, какой смысл вкладывается в  данное понятие. Различают три вида карьеры: профессиональная, внутриорганизационная имежорганизационная.

Профессиональная карьера характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно в разных организациях.

Внутриорганизационная карьера охватывает последовательную смену стадий развития работника в рамках одной организации. Внутриорганизационная карьера реализуется в трех основных направлениях:

  • вертикальное - именно с этим направлением часто связывают само понятие карьеры, так как в этом случае продвижение наиболее зримо. Под вертикальным направлением карьеры понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии;
  • горизонтальное - имеется в виду либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т. п.); к горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения);
  • центростремительное - данное направление наименее очевидно, хотя во многих случаях является весьма привлекательным для сотрудников. Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные ему ранее встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные важные поручения руководства.
  • межорганизационная карьера - деловая карьера работника, проходящего в разных организациях все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, развитие индивидуальных профессиональных способностей и уход на пенсию. Межорганизационная карьера может быть специализированной и неспециализированной.

Виды  карьерных процессов зачастую претерпевают изменения. Причиной этого являются непрерывные влияния различного рода на человека и общество, в результате которых изменяются направления  карьерных процессов, интенсивность  их развития, внутренние и внешние  соотношения и связи. На отдельных  этапах любого карьерного движения могут  развиваться все названные виды карьер. [13, c.73]

Работники проходят по этапам карьеры как по этапам жизни. Прослеживается тесная связь между этапами карьеры и этапами жизни. Успешная карьера часто является результатом достижения определенного этапа карьеры к определенному возрасту.

Люди, чье  продвижение по службе, идет не в  ногу с их этапами жизни, имеют  относительно низкую производительность в работе и напряжение в отношениях в коллективе.

Формирование  карьеры, как и любой процесс, предусматривает наличие целей. Среди целей карьеры часто называют такие:

  • получить работу или должность, которая отвечала бы самооценке, желательно в местности, естественные условия которой благоприятно действуют на состояние здоровья и позволяют организовать хороший отдых;
  • заниматься видом деятельности или иметь должность, которая отвечает самооценке и потому доставляет моральное удовольствие;
  • иметь работу или должность, которая хорошо оплачивается или позволяет одновременно получать большие побочные доходы;
  • занимать должность, которая усиливает профессиональные возможности человека и развивает их;
  • иметь работу или должность, которая носит творческий характер;
  • работать поспециальностью или занимать должность, что позволяет достичь определенной степени независимости;
  • иметь работу или должность, которая дает возможность продолжать активную учебу;
  • иметь работу или должность, которая одновременно позволяет заниматься воспитанием детей или домашним хозяйством. [9, c. 159]

Цели  карьеры с возрастом могут  меняться в меру того, как меняется сам человек : с ростом квалификации, продвижением по службе, изменением или  пересмотром ценностей, и тому подобное. Необходимо помнить, что формирование целей карьеры - процесс постоянный.

Карьера не определяет только успехи или неудачи, в собственном понимании человека. Она содержит внутреннюю позицию и поведение, постепенное изменение навыков, способностей и профессиональных возможностей, связанных с деятельностью.[15, c.212]

1.2 Методы и способы мотивации карьеры

 

По содержанию мотивы сотрудника можно подразделить на материальные, социальные и мотивы принудительного характера. Методы материальной мотивации имеют положительную мотивационную характеристику (материальное стимулирование) и негативную (материальные санкции). Различают следующие виды материальной мотивации: индивидуальная материальная мотивация, основанная на системе материального поощрения или санкционирования индивидуального труда работника (непосредственно связана с оплатой труда); общественная материальная заинтересованность, выраженная в общем повышении благосостояния населения на основе роста экономики, снижения затрат производства, снижения себестоимости продукции и тд; коллективная материальная мотивация, основанная на современном характере производственной кооперации внутри предприятия и направлена на повышение эффективности деятельности коллектива (например, коллективные или бригадные формы оплаты труда).[10, c.138]

Методы принудительной мотивации - это инструмент влияния коллектива на каждого его члена в интересах организации в целом (чаще выступает лишь как потенциальная возможность)

Методы социальной мотивации включают средства морального воздействия - от агитации до различных форм индивидуального поощрения, начиная с выражения простой благодарности за помощью слова "спасибо".

Процедуры стимулирования и мотивации сотрудников, как и другие аспекты кадрового менеджмента, в разных странах и регионах мира различны.

Таблица 1.2. Основные способы мотивации[16, c.267]

Организация работ

Разнообразие навыков, необходимых  для выполнения работы.Завершенность выполняемых задач.Значимость и ответственность работы. Предоставление самостоятельности работнику. Своевременная обратная связь о соответствии работы установленным требованиям.

Материальное  стимулирование

Конкурентоспособность предлагаемой заработной платы (в результате сравнения  уровней оплаты экспатриантов и  местного персонала, командированных  и закрепленных в штаб-квартире). Соотношение постоянной и переменной части заработной платы. Связь оплаты и результатов работы международной компании при реализации социальных программ. Возможность дифференцировать оплату труда.

Моральное стимулирование

Широкий набор нематериальных стимулов, используется как непосредственным руководителем, коучем, так и администрацией компании в целом и филиала.

Индивидуальный подход к  работнику

Оценка руководителем  индивидуальных особенностей данного  работника и выбор таких подходов, которые в наибольшей степени  отвечают особенностям его личности, характера, национальности и специфике мотивационной программы.

Постановка целей

Постановка перед работником четких целей и задач, которые  должны быть решены за определенное время. Конкретность, привлекательность и возможность реализовать - ключевые требования к мотивирующим целям.Информирование - своевременность и полнота удовлетворения потребностей работников в значимой для них информации, что особенно важно для командированного сотрудника.

Корпоративная культура

Ценности и приоритеты, реализуемые в практике взаимодействия руководства штаб-квартиры и филиала и персонала. Традиции компании и правила, определяющие рабочее поведение и взаимодействие сотрудников в многонациональном коллективе.

Практика управления

Качество управления, которое доминирует в компании, стиль управления и соответствие стиля управления сложности задач и основных характеристик персонала (уровень квалификации, образование, опыт, уровень самостоятельности)

Мероприятия дисциплинарного влияния

Своевременность дисциплинарного  воздействия. Адекватность наказания тяжести поступка. Разъяснение причин дисциплинарного воздействия. Неличностный характер наказаний.

Обращение к важнейшим для работника ценностям

Самоуважение. Финансовое благополучие. Ответственность перед командой (коллективом). Ответственность перед соотечественниками. Интересы компании. Карьерные перспективы. Интересы семьи.

Убеждение

Влияние на мнение, оценки и  взгляды работника, определяющие его отношение к работе, в ситуациях межличностного общения.


 

Принято считать, что ведущим мотивом профессиональной деятельности работника выступает  денежное вознаграждение. И это правда. Между тем, как показывают результаты социологических исследований, удельный вес материальных стимулов в мотивационном комплексе варьируется в пределах 25-50%. Не более.Какие другие выгоды стремится иметь работник за счет принадлежности к организации?

Таблица 1.3. Основные мотивы профессиональной деятельности в некоторых странах мира

Страна

Работа - это

Источник дохода

Интересно

Общение

Служение обществу

Занятость

Статус и престиж

Япония

45,4

13,4

14,7

9,3

11,5

5,6

Германия

40,5

16,7

13,1

7,4

11,8

10,1

Бельгия

35,5

21,3

17,3

10,2

8,7

6,9

Югославия

34,1

19,8

9,8

15,1

11,7

9,3

Великобритания

34,4

17,9

15,3

10,5

11,0

10,9

США

33,1

! 6,8

15,3

11,5

11,3

11,9

Израиль

31,1

26,2

11,1

13,6

9,4

8,5

Нидерланды

26,2

23,5

17,9

16,7

10,6

4,9

Все страны

35,0

19,5

14,3

11,8

10,8

8,5


 

1.3 Передовой опыт управления карьерой

 

В теории и  практике известны разные методы и  формы управления карьерой. Особенный  интерес, с этой точки зрения, представляет зарубежный опыт, поскольку на отечественных  предприятиях управления карьерой как  видом деятельности начало формироваться  только с середины 90-х годов ХХ века.

Управление  деловой карьерой - мероприятия, которые  проводятся кадровой службой предприятия, относительно планирования, организации, мотивации и контроля служебного роста работника, выходя из целей, потребностей и возможностей организации и  самого работника. [14, c.264]

Одну  из гипотез по управлению карьерой персонала  выдвинул в 1909 г. немецкий ученый Оствальд (в 1853-1932 г.). На основе исследования творческих биографий больших ученых он выявил, что высоких результатов добились люди с разными и даже противоположными типами характера. При этом некоторые  из них по проявлениям своего характера  воспринимались окружающими, как люди рядовые. В своей книге "Большие  люди" Оствальд сформулировал гипотезу, что нужно выявлять не то, какие  черты характера лучше для  высоких результатов, а то, какие  условия способствуют в наибольшей степени достижению этих результатов.

Сегодня гипотеза Оствальда получила широкое  теоретическое  и практическое подтверждение. Для  управления персоналом вывод  из данной гипотезы следующий. В условиях роста  творческих начал в труде руководству  стоит избегать унифицированных  способов организации и мотивирования  труда и больше заботиться об индивидуальном подходе к стимулированию работников, создавая тем же для каждого из них наиболее благоприятные условия.

Управление  карьерой работников в некоторой  степени является естественным продолжением и результатом всей деятельности службы управления персоналом. Данный процесс начинается уже на этапе  найма, в ходе которого претенденту должна быть представлена полная и достоверная информация о возможностях и перспективах работы в фирме. Хорошо продуманная и организованная программа подготовки и повышения квалификации работников обусловливает реализацию планов по построению карьеры : повышение в должности, перемещение и т.п. [11, c. 243]

Мероприятия относительно управления деловой карьерой : повышают преданность работника  интересам организации; повышают производительность труда; уменьшает текучесть кадров; более полно раскрывает способности  человека.

Механизм  управления карьерой персонала - совокупность средств влияния и кадровых технологий, которые обеспечивают управление профессиональным опытом персонала в организации, реализацию ее карьерной стратегии.

Информация о работе Управление карьерой: опыт, проблемы, перспективы