Управление маркетингом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 20:16, доклад

Описание работы

Эффективное управление сельскохозяйственным производством в условиях неустойчивой конъюнктуры аграрного рынка предполагает организацию специализированной маркетинговой службы на сельскохозяйственных предприятиях.
Объектом исследования данной дипломной работы является производственная и управленческая деятельность СПК «Большевик» Кумылженского района Волгоградской области.
Целью данной дипломной работы является совершенствование инструментов управления на основе применения маркетинга, разработка более совершенной и приспособленной к рыночным условиям хозяйствования системы управления СПК «Большевик». Даётся анализ сегодняшнего экономического положения хозяйства и перспективы его дальнейшего развития.

Файлы: 1 файл

Чернов диплом с 5 стр..doc

— 496.50 Кб (Скачать файл)

 

За период с 2006 по 2010 годы структура земельного фонда СПК «Большевик» практически не изменилась. Необходимо отметить, что структура представлена только пашней и прочими землями. Сенокосы и пастбища в хозяйстве на протяжении исследуемого периода отсутствуют. Общая земельная площадь кооператива в 2010 году изменилась на 342 га по сравнению с 2006 годом. Это произошло за счет сокращения площади пашни на 287 га и площади, занятой прочими землями – на 55 га.

Многогранная производственная деятельность любого экономического субъекта находит свое отражение в системе экономических показателей, основным из которых являются параметры сельскохозяйственного производства, определяющие во многом концентрацию трудовых ресурсов и капитала (табл.2).

Анализируя данные таблицы 2, можно сказать, что стоимость валовой продукции за исследуемый период сократилась на 16%. Наибольшее значение этого показателя наблюдалось в 2009 году, когда стоимость валовой продукции была выше стоимости 2006г. почти в 2,5 раза, а стоимости 2010г. почти в 3 раза.

 

 

Таблица 2 -  Параметры и показатели развития СПК «Большевик»

 в 2006…2010 гг.

Показатели

2006 г.

2007г.

2008г.

2009 г.

2010 г.

Изменение 2010г. к 2006г.,

(%)

Стоимость валовой продукции в текущих ценах реализации, тыс. руб.

13349

23578

23943

32273

17906

25,4

Объем продаж, тыс.руб.

14347

36824

16138

40388

29098

50,7

Основной производственный капитал, тыс.руб.

32047

39405

 43158                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

46312

46612

31,2

Численность работников, чел.

93

85

83

83

82

-13,4

Площадь с.-х. угодий, га

4722

4722

4722

4722

4435

-6,4

Себестоимость продукции, тыс.руб.

13351

23365

13088

37572

26429

35,5

Прибыль, тыс. руб.

996

13459

2950

2816

2669

62,7

Уровень рентабельности, %

7,5

57,6

23,3

7,5

10,1

25,7


 

Если рассматривать структуру стоимости валовой продукции, то можно сказать, что в 2010 году по сравнению с 2006 годом она увеличилась более чем на 25%, однако уменьшилась на 55% по сравнению с 2009 годом. Это объясняется плохим урожаем подсолнечника. Объем продаж за исследуемый период увеличился более чем в 2 раза, основной производственный капитал вырос более чем на 30%, численность работников сократилась на 11 человек. Площадь с.-х. угодий с 2006 по 2010 год уменьшилась почти на 300 га, себестоимость продукции увеличилась на 35%.

Касаемо прибыли можно сказать, что прибыльными для хозяйства были все годы пятилетки. В 2010 году была получена прибыль в два миллиона шестьсот шестьдесят девять тысяч рублей, что почти в 3 раза больше чем в 2006 году, когда был получен доход в размере 996 тыс.руб.

Хозяйство на протяжении всего исследуемого периода рентабельно, наивысший уровень рентабельности был достигнут в 2007 году, когда составил почти 58%.

От размеров сельскохозяйственного производства во многом зависит специализация хозяйства. Специализация предприятия – сосредоточение его деятельности на производстве определенных видов (вида) продукции. Специализация выступает как организационная предпосылка обеспечения устойчивости предприятия и его развития в условиях рынка.

Основным экономическим показателем специализации является структура товарной продукции, так как ее состав выражает связь любого сельскохозяйственного предприятия с народным хозяйством страны (Рис.2).

На структуру товарной продукции большое влияние оказывает объём продаж и цены, действующие на рынках сбыта.

СПК «Большевик» занимается производством и реализацией зерновых и семян подсолнечника. В структуре товарной продукции,  в среднем за 5 лет,  62% приходится на производство семян подсолнечника и около 36% на производство зерновых культур, в частности озимой пшеницы и ячменя, незначительный процент – около 2% занимает прочая продукция растениеводства.

Рис. 2 Структура товарной продукции СПК «Большевик» в среднем за 5 лет

Если сравнить состав и структуру реализованной продукции СПК «Большевик» (приложение 6)  за период с 2006г. по 2010г., то можно увидеть, что реализация зерновых  в 2010г. по сравнению с 2006г. увеличилась более чем на 7%, реализация семян подсолнечника на 69%. Наивысший показатель по реализации зерновых был достигнут в 2007 году, по реализации семян подсолнечника – в 2009 году.

Прочая продукция растениеводства по годам меняется скачкообразно, так в 2010 году она составила 658 тыс.руб., а в 2006 всего 347 тыс.руб. Средний показатель за исследуемый период составил 549 тыс.руб., или 2% в структуре товарной продукции.

Из проведенного анализа можно сделать вывод о том, что СПК «Большевик» относится к специализированным хозяйствам и специализируется на производстве семян подсолнечника с развитым производством зерновых.

 Рассчитаем коэффициент специализации по следующей формуле: Кс=100/∑Д(2n-1)       

Кс=100/(62,1*1+35,9*3+2,0*5) =  0,56 - свидетельствует о высокой степени специализации предприятия.               

Главной целью функционирования агропредприятий в условиях рынка является получение прибыли. В настоящее время она – источник дальнейшего существования сельскохозяйственных предприятий и расширенного воспроизводства.

Финансовые результаты деятельности предприятия за 2006…2010гг. представлены в таблице 3. Так, за анализируемый период предприятие получало прибыль. В 2007г. ее размер составил 13459 тыс.руб., а в 2010г. уменьшился по сравнению с 2007г. в 5 раз, что обусловлено, в первую очередь, низкими закупочными ценами на зерно.

Рентабельность растениеводства в 2010г. составила 10,1%, это выше аналогичного показателя 2006 года в 1,3 раза, но ниже показателя наиболее удачного 2007 года – почти в 6 раз.

 

Таблица 3 - Финансовые результаты деятельности СПК «Большевик» за 2006…2010гг.

Вид

продукции

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

выручка

себестои-

мость

прибыль

(-убыток)

рента-

бельность

выручка

себестои-

мость

прибыль

(-убыток)

рента-

бельность

выручка

себестои-

мость

прибыль

(-убыток)

рента-

бельность

выручка

себестои-

мость

прибыль

(-убыток)

рента-

бельность

выручка

себестои-

мость

прибыль

(-убыток)

Рента-бельность

Оз.пшеница

7300

5441

1859

34,2

11836

4898

6938

141,6

5584

5531

53

0,96

13395

16518

-3123

-18,9

8404

11898

-3494

-29,4

Ячмень

499

443

56

12,6

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Гречиха

-

-

-

 

2060

1820

240

13,2

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Подсолнечник

6201

6799

-598

-8,7

22482

15902

6580

41,4

10125

7028

3097

44,1

26127

19637

6490

33,0

20036

14014

6022

43,0

Прочая продукция

347

668

-321

-48

446

745

-299

-40,1

429

529

-100

-18,9

866

1417

-551

-38,9

658

517

141

27,3

Итого продукция растениеводства

14347

13351

996

7,5

36824

23365

13459

57,6

16138

13088

3050

23,3

40388

37572

2816

7,5

29098

26429

2669

10,1

Итого по

сельскому

 хозяйству

14347

13351

996

7,5

36824

23365

13459

57,6

16138

13088

3050

23,3

40388

37572

2816

7,5

29098

26429

2669

10,1


 

 

2.2. Организационная структура  и структура управления СПК «Большевик»

Под организационной структурой понимается состав и соотношение подразделений хозяйства, и их организационные формы.

Организационная структура управления представляет собой совокупность подразделений хозяйства производственного, вспомогательного, культурно-бытового и хозяйственного назначения, осуществляющих свою деятельность на основе кооперации и разделения труда внутри сельскохозяйственного предприятия [25]. К таким структурным единицам (звеньям) относятся: отделения, производственные участки, бригады, фермы, ремонтные мастерские, энергетическое хозяйство, строительный цех, складское и сушильно-зерноочистительное хозяйство, детские сады, столовые и т. д..

Организационная структура в СПК «Большевик» представлена на рис.3.

Председатель является руководителем предприятия, а начальник планово-экономического отдела занимает должность заместителя директора по производству. К тому же, начальник планово-экономической службы ещё является главным бухгалтером, т. е. на одного человека возложено огромное количество обязанностей, что, естественно, сказывается на результате его работы.

Недостатком существующей структуры является невысокая координационная деятельность подразделений, горизонтальные связи ослаблены. Существует возможность дублирования функций управления и затруднено осуществление контроля сверху донизу.

Система управления производственной и иной деятельностью СПК «Большевик» представлена следующими органами:

- представительный - общее собрание всех членов  кооператива, собственников его  паев, являющееся высшим органом управления кооперативом



 



 




 




 


 

 


 

 

 Функциональные связи


 Линейные связи


Рис. 3. Организационная структура управления СПК «Большевик»

- контрольный - наблюдательный совет, осуществляющий  контроль за деятельностью исполнительного  органа  кооператива и исполняющий  другие полномочия, возложенные на него уставом кооператива;

- исполнительный - правление и (или) председатель  кооператива, организующие и руководящие  производственно-хозяйственной деятельностью  кооператива.

 Высшим  органом управления кооператива  является общее собрание его участников. В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона «О производственных кооперативах» собрание вправе рассматривать и принимать решение по любому вопросу образования и деятельности кооператива. К исключительной компетенции собрания относятся:

- утверждение  устава кооператива, внесение в  него изменений;

- определение  основных направлений деятельности  кооператива;

- прием в  члены кооператива и исключение  из членов кооператива;

- установление  размера паевого взноса, размеров  и порядка образования фондов кооператива; определение направлений их использования;

- образование  наблюдательного совета и прекращение  полномочий его членов, а также  образование и прекращение исполнительных  органов кооператива, если это  право по уставу кооператива  не передано его наблюдательному совету;

- избрание  ревизионной комиссии (ревизора) кооператива, прекращение полномочий ее членов;

- утверждение  годовых отчетов и бухгалтерских  балансов, заключений ревизионной  комиссии (ревизора) кооператива, аудитора;

- распределение прибыли и убытков кооператива;

- принятие  решений о реорганизации и  ликвидации кооператива;

- создание  и ликвидация филиалов и представительств  кооператива, утверждение положений  о них;

- решение  вопросов об участии кооператива  в хозяйственных товариществах и обществах, а также о вступлении кооператива в союзы.

Что же касается принципов распределения полномочий между правлением и председателем, то, очевидно, что вся административная, распорядительная, оперативная, требующая быстрых и неоспариваемых решений работа, должна быть закреплена за председателем.

Вмешательство в нее коллегиального органа, собирающегося, к тому же, от случая к случаю, привело бы только к нарушению процесса производства, его дезорганизации. К тому же, согласно сложившейся практике, принимаемые председателем решения готовятся, как правило, им не единолично, а административными и иными службами. Председатель имеет возможность выбрать наиболее приемлемый для него вариант решения, подготовленный этими службами. Оперативная управленческая работа во многом стереотипна, постоянно повторяется, что значительно облегчает ее выполнение. В свою очередь, на правление возложена подготовка и решение не традиционных вопросов, а таких, которые требуют глубокого осмысливания условий рынка, работы кооператива и приведения действий ее администрации в соответствие с этими условиями.

Теперь проведём оценку экономической эффективности аппарата управления СПК «Большевик», для этого воспользуемся следующими данными:.

Таблица 4 - Данные для расчёта экономической эффективности аппарата управления СПК «Большевик».

Показатели

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

 

Площадь с.-х. угодий, га

4722

4722

4722

4722

4435

 

Общая численность работников, чел.

93

85

83

83

82

Количество работников управления, чел.

12

12

11

11

12

Фонд заработной платы, всего, тыс. руб.

- в т. ч. аппарата управления

3001

 

356

8039

 

836

5932

 

765

10996

 

1582

8014

 

1203

Произведено валовой продукции, тыс. руб.

13349

23578

23943

32273

17906

Реализация продукции, тыс. руб.

14347

36824

16138

40388

29098

Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

13351

23365

13088

37572

26429

Прибыль, убыток, тыс. руб.

996

13459

2950

2816

2669

Затраты на управление, тыс. руб.

864

1122

958

1714

1521

Всего отработано чел.-д.,

20000

20000

19000

19000

17000

- в т. ч. работниками аппарата управления

2581

2824

2518

2518

2488

Информация о работе Управление маркетингом