Управление маркетингом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 20:16, доклад

Описание работы

Эффективное управление сельскохозяйственным производством в условиях неустойчивой конъюнктуры аграрного рынка предполагает организацию специализированной маркетинговой службы на сельскохозяйственных предприятиях.
Объектом исследования данной дипломной работы является производственная и управленческая деятельность СПК «Большевик» Кумылженского района Волгоградской области.
Целью данной дипломной работы является совершенствование инструментов управления на основе применения маркетинга, разработка более совершенной и приспособленной к рыночным условиям хозяйствования системы управления СПК «Большевик». Даётся анализ сегодняшнего экономического положения хозяйства и перспективы его дальнейшего развития.

Файлы: 1 файл

Чернов диплом с 5 стр..doc

— 496.50 Кб (Скачать файл)

 

Для оценки экономической эффективности аппарата управления оценивают три группы показателей: общие результативные показатели, экономичность аппарата управления, производительность труда аппарата управления. В таблице 5 приведены данные об эффективности аппарата управления СПК «Большевик».

Таблица 5 - Экономическая эффективность аппарата управления СПК «Большевик» за 2006…2010гг.

Показатели

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

Изменение (+/-)

1. Общие результативные показатели 

Выход валовой продукции, тыс. руб.

- на 100 га с/х угодий

 

 

283

 

 

500

 

 

510

 

 

680

 

 

400

 

 

+ 29,3

- на 1 работника управления

1112,4

1964,8

2176,6

2933,9

1492,2

+ 25,5

Прибыль, убыток, тыс. руб.

- на 100 га с/х угодий

 

21,1

 

285

 

62,5

 

59,6

 

60,2

 

+ 65

- на 1 работника управления

83

1121,6

268,2

256

222,4

+ 62,7

2. Экономичность аппарата управления

Удельный вес з/п работников управления в общем фонде з/п, %

 

12

 

10

 

13

 

14

 

15

 

+ 20

Удельный вес затрат труда и средств на управление в себестоимости продукции, %

 

 

6

 

 

5

 

 

7

 

 

6

 

 

6

 

 

0

3. Производительность труда аппарата  управления

Произведено валовой продукции

- на 1 чел.-д., отработанный

управленцами, руб.

 

 

 

5172,0

 

 

 

8349,2

 

 

 

9508,7

 

 

 

12817,0

 

 

 

7197,0

 

 

 

+ 28,1

- 1 рубль затрат  в управлении, руб.

15,5

21,0

25,0

18,8

11,8

- 31,4

Приходится работников на 1 работника управления, чел.

7,8

7,1

7,5

7,5

6,8

- 14,7


Анализируя данные таблицы, можно заметить, что выход валовой продукции на 100 га с.-х. угодий за анализируемый период увеличился почти на 30%, а на 1 работника управления – почти на 26%. Прибыль на 100 га с.-х. угодий и 1 работника управления была получена во все годы исследуемого периода. Динамика ее изменения составила 65% и 63% соответственно.

Экономичность аппарата управления характеризуется удельным весом заработной платы работников управления в общем фонде зарплаты, который на протяжении изучаемых лет оставался примерно на одинаковом уровне и в 2010 изменился по сравнению с 2006 на 20%. Численность работников аппарата управления за эти годы сокращалась в 2008 и 2009 годах, однако в 2010 году их численность вновь составила 12 человек.

Производительность труда аппарата управления в денежном выражении повышается на протяжении первых трех лет периода, а затем имеет тенденцию к снижению. Так,  в 2006 году было произведено валовой продукции на 1 рубль затрат в управлении на 30% больше чем в 2010 году.

Производство валовой продукции на человеко-день отработанный управленцами увеличилось за рассматриваемый период на 28%, а на 1 рубль затрат в управлении наоборот снижается на 31,4%, что говорит о значительном снижении объёмов выпускаемой продукции. Нагрузка на одного работника управления за этот период уменьшилась. Так в 2006 году на одного работника аппарата управления приходилось 7,8 работников, то в 2010 году эта цифра снизилась до значения 6,8 человек на одного работника управления или 14,7%.

 Норма управляемости в хозяйстве в 2006-2010 годах была равна принятой нормативной величине. Нормальной величиной считается 7-8 работников на одного управленца. Превышение нормы управляемости приводит к тому, что снижается эффективность управления, а занижение приводит к дублированию управленческих функций и говорит о раздутости управленческого аппарата.

Анализ, проведённый в этой главе показал, что хозяйству необходимо изыскание путей повышения экономической эффективности своей деятельности. Одним из наиболее важных направлений совершенствования является изменение существующей структуры управления. Оценка экономической эффективности существующей структуры управления говорит о необходимости проведения мероприятий по её рационализации и совершенствованию.

Пути и меры совершенствования структуры управления рассмотрим в следующей главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.  Инструменты маркетингового менеджмента и пути повышения их эффективности в СПК «Большевик»

3.1. Совершенствование структуры  управления СПК «Большевик»

Совершенствование системы управления производством предусматривает разработку и осуществление комплекса мероприятий, обеспечивающих: рациональные формы разделения и кооперации труда; механизацию и автоматизацию труда работников управления: совершенствование системы информации и делопроизводства; улучшение рабочих мест и условий труда; совершенствование методов управления; подготовку и повышение квалификации кадров.

Совершенствование отраслевой структуры управления следует вести по таким направлениям: установление рациональных размеров цехов, использование программно-целевого управления, создание единых общехозяйственных служб по обслуживанию основного производства, образование кооперативов и арендных коллективов, вступление в научно-производственные и производственные системы.

Для того чтобы выжить в современных экономических условиях необходимо точно знать какая продукция необходима населению, в каких количествах и по какой цене люди готовы ее приобретать.

Чтобы знать ответы на эти вопросы предлагается ввести в структуру управления хозяйством службу маркетинга и должность заместителя директора по маркетингу, который забрал бы часть функций руководителя ПЭО.

 Для выживания хозяйства в современных экономических условиях работа в области маркетинга просто необходима. Проведение маркетинговых исследований в области рынков сбыта продукции позволит хозяйству более точно определять свою политику организации и развития производства и более быстро и в нужном направлении реагировать на изменения конъюнктуры рынка.

Под системой маркетинговых исследований агропромышленного рынка понимают проведение хозяйствующим субъектом логически последовательных работ для определения потребностей потенциальных покупателей, их вкусов и запросов, выявления каналов реализации продукции, организации рекламы, изучения и прогноза изменения конъюнктуры рынка, а так же своевременного внесения корректив в организацию, управление и непосредственно в технологический процесс производства.

3.2.Становление  и функционирование маркетинговой  службы

Маркетинговые исследования в СПК «Большевик» должны проводиться маркетинговой службой по следующим направлениям:

  • существует тесная взаимосвязь уровня производства продукции с природно-климатическими условиями, которые могут вызвать как ярко выраженный положительный, так и отрицательный эффект. Исходя из этого, маркетологи должны разрабатывать адекватные программы развития производства;
  • в агропромышленном комплексе производится жизненно важная продукция, имеющая особое значение для государства. Правительством предусмотрены значительные льготы предпринимателям, занимающимся производством, переработкой, транспортировкой, хранением и реализацией сельскохозяйственной продукции. Маркетинговые исследования должны строится таким образом, чтобы с максимальной отдачей использовать предоставляемые предприятиям льготы;
  • сельскохозяйственные предприятия в отличие от промышленных имеют постоянный гарантированный спрос на свою продукцию, который контролируется государством с помощью экономических стимулов и рычагов. Это позволяет маркетологам с меньшим риском разрабатывать долгосрочные программы;
  • диверсификация производства, неизбежная в условиях рискованного земледелия, предполагает проведение разносторонних маркетинговых исследований по широкому спектру проблем;
  • технологическая зависимость сопряжённых производств приводит к тому, что изменение ситуации в одном из ведущих звеньев технологического процесса, как правило, вызывает адекватные реакции в других технологически зависимых производствах. Например, фермер, специализирующийся на производстве зерна; занимается так же выращиванием поросят. При таком сочетании фермер не застрахован от значительных убытков, так как в случае засухи и плохого урожая зерна можно предположить и сокращение производства свинины (из-за потерь кормовой базы). Это следует учитывать в маркетинговых исследованиях;
  • большой объём скоропортящейся продукции предполагает, что на основе маркетинговых исследований будут обеспечены хранилища и перерабатывающие мощности, быстрая реализация, предотвращено затоваривание;
  • специфической особенностью сельского хозяйства является производство продукции многими производителями, в то время как производство средств производства и переработка в АПК значительно монополизированы. Это обуславливает значительную зависимость хозяйств и фермеров от поведения предприятий-монополистов. В маркетинговых исследованиях должны «проигрываться» различные варианты, отрабатываться программа ответных действий на всевозможные действия предприятий-монополистов - сокращение производства, повышение цен, изменение технологических требований и т. д.;
  • основные потребители сельскохозяйственной продукции сосредоточены в городах, географическая удалённость производителей от рынков сбыта означает необходимость реализации сельскохозяйственной продукции через посредников, то есть, потерю некоторой доли дохода, так как товаропроизводители вынуждены делиться с посредниками частью прибыли. Задача маркетинговых исследований заключается в том, чтобы найти оптимальное решение, позволяющее получить максимальную прибыль.

Проведение системы маркетинговых исследований для СПК «Большевик» может быть затруднительно из-за очень широкого круга рассматриваемых вопросов, что требует значительных материальных и трудовых затрат. Тем не менее, анализ основных направлений исследований вполне по силам и небольшому хозяйству. К тому же, предприятие может совместно с другими хозяйствами организовать и эксплуатировать центральную службу маркетинга. Кроме того, можно пользоваться на договорной основе помощью экспертов-консультантов.

В состав службы маркетинга предлагается включить экономиста и юриста. Помимо маркетинговых исследований рынков сбыта продукции и анализа существующей ситуации и перспектив (чем будет заниматься экономист), необходимо грамотное, с юридической точки зрения, составление договоров, заключение контрактов и других документов. Ведь от того, как составлен контракт, может зависить конечный результат сделки.

Во главе службы маркетинга необходимо поставить специалиста в ранге заместителя директора по маркетингу, который обязан хорошо владеть экономическими, финансовыми, плановыми, технико-производственными, исследовательскими и сбытовыми вопросами, он должен заниматься общей координационной деятельностью и нести ответственность за перспективное планирование развития производства.

Ещё одно усовершенствование, которое предлагается - это использование в процессе управления информационных технологий (IТ). С помощью IТ можно получить любую накопленную информацию для оперативного решения поставленных задач.

В условиях развития хозяйственной самостоятельности предприятий, существующих многообразных организационно-экономических форм и прямых связей с партнёрами и банками создание современной информационной структуры просто необходимо.

Внедрение IТ, обеспечивающих преобразование информации в формы, доступные и удобные для немедленного использования потребителем, способствует ликвидации промежуточных звеньев внутри предприятия и между субъектами цепочки продукт-рынок, что увеличивает степень оперативности в принятии управленческих решений. IТ обеспечивают сбор, обработку, хранение, поиск и передачу информации через персональный компьютер (ПК) с соответствующим программным обеспечением, включающим базы данных, базы знании, интеллектуальные системы, системы поддержки решении, экспертные системы.

ПК пользователей предприятия, банка и иных структур могут объединяться в локальные информационные системы, которые, в свою очередь, соединяются с глобальными информационными системами города, региона, страны, мира и становятся доступными для потребителя.

Главный эффект от использования IТ - скорость получения любой информации в любое время для принятия необходимого хозяйственного решения, обеспечивающего финансовую стабильность, прибыльность операций и платёжеспособность.

Практика свидетельствует, что применение IТ оказывает существенное положительное влияние на финансовое состояние всех субъектов хозяйствования, так как позволяет использовать их данные в конъюнктурных исследованиях для определения цен и ценовой стратегии. Использование IТ-технологий приводит к ликвидации промежуточных звеньев.

Для того чтобы служба маркетинга успешно функционировала нужно обеспечить всех её работников необходимой информацией.

Информация - это новые сведения, понятые и оцененные как полезные для решения тех или иных задач. Концепция информационной работы - нужная информация, нужному лицу, в нужное время, в нужном формате - позволяет сформировать эффективную информационную систему управления предприятием.

Одним из условий успешного функционирования хозяйства является оперативное управление.

Задачей оперативного управления является, повседневное, планомерное руководство трудовыми коллективами, участвующими в трудовых процессах. Оперативное управление включает организацию взаимодействия и координацию деятельности руководителей, специалистов и исполнителей.

Главным в оперативном управлении является принятие грамотного решения, быстрое его доведение до исполнителей и обеспечение точного его выполнения. Органом централизованного оперативного управления должна быть диспетчерская служба, которая играет не последнюю роль в функционировании хозяйства.

Диспетчерская служба освобождает руководителей и специалистов от непроизводительной траты времени на решение многих оперативных вопросов, разъезды по объектам производства для сбора сведении, даёт возможность сосредоточить внимание на разработке и осуществлении мероприятий по совершенствованию организации и технологии производства, дисциплинирует работников аппарата управления, повышает культуру их труда. Как показывают исследования, у руководителей и главных специалистов сокращается удельный вес затрат времени в структуре рабочего дня на выполнение работ по оперативному управлению на 20-35%.

Для организации диспетчерской службы необходимо определить объекты диспетчеризации, проанализировать работу имеющихся средств связи, выделить помещение для диспетчерского пункта, составить техническое задание на проектировку и согласовать его с органами министерства связи и другими организациями. В качестве объектов диспетчеризации обычно определяют следующие; все структурные подразделения и службы управления, ремонтные мастерские, нефтебазы, пункты реализации продукции, складское хозяйство, мобильные агрегаты (автозаправщики, автомашины техобслуживания, комбайны, а так же транспорт руководителя хозяйства и главных специалистов). Определяются необходимые средства связи –интернет, радиосвязь, громкоговорящая связь и др.

Информация о работе Управление маркетингом