Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 20:16, доклад
Эффективное управление сельскохозяйственным производством в условиях неустойчивой конъюнктуры аграрного рынка предполагает организацию специализированной маркетинговой службы на сельскохозяйственных предприятиях.
Объектом исследования данной дипломной работы является производственная и управленческая деятельность СПК «Большевик» Кумылженского района Волгоградской области.
Целью данной дипломной работы является совершенствование инструментов управления на основе применения маркетинга, разработка более совершенной и приспособленной к рыночным условиям хозяйствования системы управления СПК «Большевик». Даётся анализ сегодняшнего экономического положения хозяйства и перспективы его дальнейшего развития.
Управление маркетингом обеспечивает, во-первых, целевую ориентацию рыночной деятельности предприятия, связанную, прежде всего с удовлетворением общественных и личных потребностей. Во-вторых, комплексность этой деятельности, выражающейся в стройном технологическом процессе от замысла товара до его воплощения. В-третьих, позволяет учитывать перспективу в совершенствовании товарного ассортимента в соответствии с потребностями и условиями потребителя.
В сельском хозяйстве земля является главным средством производства.
Изучение земельного фонда, его структуры является важной частью в изучении деятельности любого хозяйства. Это следует из того, что по величине земельного фонда можно судить о размерах сельскохозяйственного предприятия, а по структуре его (земельного фонда) о специализации хозяйства в области отрасли растениеводства.
Структура земельного фонда хозяйства не очень разнообразна. Основная часть сельскохозяйственных угодий приходится на пашню и составляет в среднем за рассматриваемый период 4664,6 га или 90% от общей земельной площади. За период с 2006 по 2010 годы структура земель СПК «Большевик» практически не изменилась.
Сенокосы и пастбища в хозяйстве на протяжении исследуемого периода отсутствуют. Общая земельная площадь кооператива в 2010 году изменилась на 342 га по сравнению с 2006 годом. Это произошло за счет сокращения площади пашни на 287 га и площади, занятой прочими землями – на 55 га.
Многогранная производственная деятельность любого экономического субъекта находит свое отражение в системе экономических показателей, основным из которых являются параметры сельскохозяйственного производства.
По данным СПК «Большевик» можно сказать, что стоимость валовой продукции в 2010 году по сравнению с 2006 годом увеличилась более чем на 25%, однако уменьшилась на 55% по сравнению с 2009 годом. Это объясняется плохим урожаем подсолнечника.
Объем продаж за исследуемый период увеличился более чем в 2 раза, основной производственный капитал вырос на 30%, численность работников сократилась на 11 человек.
Площадь с.-х. угодий с 2006 по 2010 год уменьшилась почти на 300 га, себестоимость продукции увеличилась на 35%.
Касаемо прибыли можно сказать, что прибыльными для хозяйства были все годы пятилетки. В 2010 году была получена прибыль в два миллиона шестьсот шестьдесят девять тысяч рублей, что почти в 3 раза больше чем в 2006 году, когда был получен доход в размере 996 тыс.руб.
Хозяйство на протяжении всего исследуемого периода рентабельно, наивысший уровень рентабельности был достигнут в 2007 году, когда составил почти 58%.
От размеров сельскохозяйственного производства во многом зависит специализация хозяйства. Основным экономическим показателем специализации является структура товарной продукции, так как ее состав выражает связь любого сельскохозяйственного предприятия с народным хозяйством страны
СПК «Большевик» занимается производством и реализацией зерновых и семян подсолнечника. В структуре товарной продукции, в среднем за 5 лет, 62% приходится на производство семян подсолнечника и около 36% на производство зерновых культур, в частности озимой пшеницы и ячменя, незначительный процент – около 2% занимает прочая продукция растениеводства.
Если сравнить состав и структуру реализованной продукции СПК «Большевик» за период с 2006г. по 2010г., то можно увидеть, что реализация зерновых в 2010г. по сравнению с 2006г. увеличилась более чем на 7%, реализация семян подсолнечника на 69%. Наивысший показатель по реализации зерновых был достигнут в 2007 году, по реализации семян подсолнечника – в 2009 году.
Прочая продукция растениеводства по годам меняется скачкообразно, так в 2010 году она составила 658 тыс. руб., а в 2006 всего 347 тыс. руб. Средний показатель за исследуемый период составил 549 тыс. руб., или 2% в структуре товарной продукции.
Из проведенного анализа можно сделать вывод о том, что СПК «Большевик» относится к специализированным хозяйствам и специализируется на производстве семян подсолнечника с развитым производством зерновых.
От правильно сформированной организационной структуры управления зависит успешное функционирование всех подразделений предприятия. Недостатком существующей структуры СПК «Большевик» является невысокая координационная деятельность цехов, некоторая ослабленность горизонтальных связей. Существует возможность дублирования функций управления и затруднено осуществление контроля сверху донизу.
Экономическая эффективность аппарата управления характеризуется общими результативными показателями, экономичностью и производительностью труда.
Выход валовой продукции на 100 га с.-х. угодий и на 1 работника управления за анализируемый период увеличился на 29% и 26% соответственно, и хозяйство на протяжении 5-ти лет получало прибыль.
Экономичность аппарата управления характеризуется удельным весом заработной платы работников управления в общем фонде зарплаты, который на протяжении изучаемых лет изменялся незначительно, с 10% в 2006 году до 15% в 2010 году.
Нагрузка на одного работника управления за этот период уменьшилась, но находится в пределах допустимого норматива.
По результатам проведенного анализа выяснилось, что хозяйству необходимо изыскание путей повышения экономической эффективности своей деятельности.
Одним из наиболее важных направлений совершенствования является изменение существующей структуры управления, был предложен ряд мероприятий:
1) организация диспетчерского пункта, который освободил бы руководителей и специалистов от непроизводительной траты времени на решение многих оперативных вопросов, разъезды по объектам производства для сбора сведении, дал возможность сосредоточить внимание на разработке и осуществлении мероприятий по совершенствованию организации и технологии производства;
2) введение в структуру управления хозяйством службы маркетинга и должности заместителя директора по маркетингу.
Усовершенствованная структура управления более приспособлена для функционирования предприятия в современных экономических условиях, чем существующая на сегодняшний день.
Предлагаемые мероприятия по рационализации структуры управления позволят повысить экономическую эффективность аппарата управления, эффективность производства, что в свою очередь непременно приведет к улучшению финансового состояния предприятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амблер Т. Практический маркетинг/Пер. с англ. Под общей ред. Ю.Н.Каптуревского.-СПб: Издательство «Питер», 2009.-400с.
2. Акулич, И.Л. Основы маркетинга / И.Л. Акулич, Е.В. Демченко. - 2-е изд., испр. - М.: Высшая школа, 2009. – 236 с.
3. Аникеев, С.Н. Методика разработки плана маркетинга / С.Н. Аникеев - М.: Фолиум, 2006. – 131 с.
4. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф – СПб.: Питер, 2005. – 329 с.
5. Ассэль Гэнри. Маркетинг: принципы и стратегии: Учебник для вузов.-М.: ИНФРА-М, 2009.- 804с.
6. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М.,Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов; Под общей ред.Багиева Г.Л.-М.: Издательство «Экономика», 2008.-703с.
7. Багиев, Г.Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии / Г.Л. Багиев – СПб.: Обл. правл. ВНТОЭ, 2006. – 240 с.
8. Бейти, В. Агрессивный маркетинг
или партизанская война в
9. Березин И.С. Маркетинг и исследования рынков. - М.: Русская Деловая Литература, 2008.-416с.
10. Вайсман, А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху / А. Вайсман пер. с нем. - М.: АО “Интерэксперт”, Экономика, 2010. – 344 с.
11. Герчикова, И.Н. Менеджмент / И.Н. Герчикова - М.: ЮНИТИ, 2007. – 486 с.
12. Голубков, Е.П. Маркетинг: стратегия, планы, структуры / Е.П. Голубков – М.: Дело, 2005. – 318 с.
13. Голубков, Е.П. Маркетинг. Учебное пособие / Е.П. Голубков – М.: Изд. дом "Дриада", 2006. – 262 с.
14. Голубков, Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры / Е.П. Голубков – М.: Издательско-торговый дом "Русская Редакция", 2007. – 261 с.
16. Градов, А.П. Организационная структура и функции службы маркетинга предприятия: Учебное пособие / А.П. Градов – СПб.: ИК "Невский проспект", 2006. – 92 с.
19. Дихтль, Е. А. Практический маркетинг. Учебное пособие / Е. А. Дихтль, С. М. Ервин, Х. В. Херагин – М.: Высшая школа, 2008. – 140 с.
20. Дорошев, В. И. Введение в теорию маркетинга / В. И. Дорошев. – М.: ИНФРА, 2007.- 258с.
21. Друккер П.Ф. Управление: Задачи, Обязанности, Методы / пер. с англ. С.В. Савиновой. – Спб.: ИНТЕР, 2009. – С. 64-65.
22. Завьялов, П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие / П.С. Завьялов – М.: ИНФРА-М, 2010. – 327 с
23. Завьялов, П.С. Формула успеха: маркетинг / П.С. Завьялов, В.Е. Демидов - М.: ЮНИТИ, 2008. -387 с.
24. Календжяна, С.О. Как составить план по маркетингу торговой компании: Пер. с англ. / Календжяна С.О. - М.: Дело, 2007. - 80 с.
25. Ковалев, А.И. Маркетинговый анализ / А.И. Ковалев, В.В. Войленко -М.: Центр экономики и маркетинга 2006. – 176 с.
26. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ.-2-е европ.изд.-К.;М.;СПб.: Издат.дом. «Вильямс», 1998.-105с.
27. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент - СПб: Питер Ком, 1998.-896.: ил./.
28. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф.
Котлер - М.: Прогресс, 2005. –
734 с.
29. Лазурко, Н.В. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии / Н.В. Лазурко – М.: Владос, 2009. - 272 с.
30. Любанова, Т.П. Знакомьтесь, маркетинг! / Т.П. Любанова, Н.А. Калашникова - Ростов н/Д: РО ВОИВТ, 2006. - 170 с.
31. Маркетинг: выбор лучшего решения / Е.П. Голубков и [др]. – М.: Экономика, 2008. – 372 c.
32. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, Ф. Хедоури – М.: Дело, 2011. - 655 с.
33. Ноздрева, Р.Б. Маркетинг: как побеждать на рынке / Р.Б. Ноздрева, Л.И. Цыгичко – М.: Финансы и статистика, 2007. – 327 с.
34. Основы маркетинга / Ф. Котлер и [др]. - Второе европейское издание. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 652 с.
35. Пешкова, Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы / Е.Н. Пешкова – М.: Ось-89, 2006. – 368 с.
36. Пошатаев, А.В. Маркетинг / А.В. Пошатаев, М.В. Москалев, Учебник. – М.:КолосС, 2005
37. Ричард Отт. Создавая спрос.
Эффективные советы и рекоменда
38. Рыбальченко, И.А. Практические методы
разработки и анализа товарной
стратегии предприятия на
39. Соловьев, Б.А. Маркетинг / Б.А. Соловьев
– М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2008. – 381 с.
40. Сергеева, С.Е. Эффективный маркетинг - ключ к успеху компании / С.Е. Сергеева // Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - № 2. - С.114-120.
41. Уткин, Э.А. Маркетинг / Под. Ред. проф Э.А. Уткина – М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем". Издательство ЭКМОС, 2009 – 320 с.
42. Федько, В.П. Основы маркетинга: 100 экзаменационных ответов / В.п. Федько, Н.Г. Федько - Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2010. – 448 с.
43. Хайем, А. Маркетинг для "чайников": Пер. с англ / А. Хайем – Киев: КiевПрес, 2006. – 258 с.
44. Хлусов, В.П. Основы маркетинга / В.П. Хлусов - М.: "Издательство ПРИОР", 2008. – 260 с.
45. Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг / В.Е. Хруцкий – М.: ИНФРА-М, 2009. – 436 с.
46. Шкардун, В. А. Оценка готовности
предприятия к реализации марке
47. Эрмашвили, Н.Д. Маркетинг: Учебник для ВУЗов. / Н.Д. Эрмашвили - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 - 623 с.