Управление персоналом на примере предприятия ООО "Зафира"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и анализ системы управления персоналом ООО «Зафира», разработка рекомендаций ее совершенствования.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретический аспект эффективного управления персоналом;
- проанализировать систему управления персоналом в ООО «Зафира»;
- разработать предложения по повышению эффективности системы управления персоналом исследуемого предприятия.

Файлы: 1 файл

Управление развитием персоналом (Курсовая работа) ООО Зафира.doc

— 372.00 Кб (Скачать файл)

В процессе беседы по найму  происходит обмен информацией, обычно в форме вопросов и ответов. Распространенная ошибка, уменьшающая результативность проводимых бесед, - тенденция делать вывод о заявителе по первому впечатлению, с первых минут беседы.

При подаче заявления  о приеме на работу, на одной из ступеней отбора, кандидата просят представить отзывы предыдущих начальников и другие аналогичные документы. Если есть необходимость проверки биографических данных, более приемлемой альтернативой письму может быть телефонный звонок предыдущему начальнику, с тем чтобы обменяться мнениями или выяснить какие-либо интересующие вопросы. Наиболее часто проверяемыми пунктами являются последнее место работы и образование.

Прием на работу заканчивается подписанием с претендентом трудового контракта. Так как ООО «Зафира» занимается строительством, а строительство это сезонная работа (основной объем работ производится в теплое время года), то на предприятии существует практика найма временных рабочих.

Для удовлетворения потребностей ООО «Зафира» во временном найме используются услуги специальных агентств. Временный работник, обладающий необходимыми для данной должности навыками, выполняет особые задания. Преимущество, которое дает использование временных работников, состоит в том, что ООО «Зафира» не приходится выплачивать им годовые премии, обучать их, обеспечивать компенсациями и заботиться о последующем продвижении по службе. Временного работника можно как принять, так и уволить в любое время в зависимости от требований выполняемой им работы. Недостатком временных работников является то, что они обычно не знают специфики работы ООО «Зафира», что мешает эффективной работе.

В качестве альтернативы найма новых работников в ООО  «Зафира» организуется сверхурочная работа, когда организации необходимо увеличить объем выпускаемой продукции, при этом отпадает необходимость в дополнительных затратах на наем и прием на работу новых работников. А сама сверхурочная работа обеспечивает имеющихся работников дополнительным доходом, хотя в этом случае возникают проблемы усталости, увеличения производственного травматизма. Длительные или частые сверхурочные работы приводят и к росту затрат на коллектив и к снижению производительности труда, поэтому в ООО «Зафира» они практикуются редко.

Таким образом, основной задачей в ООО «Зафира» при найме персонала на работу является удовлетворение спроса на работников, как в качественном, так и в количественном отношении. Именно качество персонала в условиях рыночной конкуренции является главнейшим фактором, определяющим выживание и экономическое положение российских организаций.

Трудовой контракт и существующее законодательство определяют оптимальные производственные условия трудовой деятельности, время, функции и интенсивность работы, защищают интересы обеих сторон.

Перечень социальных благ в ООО «Зафира» определяется и зависит от доходов и финансового состояния предприятия. Минимальный перечень социальных благ, одинаковых для всех сотрудников, записывается в трудовом контракте и включает в себя:

- компенсацию расходов на питание в течение рабочего дня,

- оплату специальной одежды сотрудников;

- оплату командировочных и представительских расходов по нормам, действующим на предприятии;

- каждому работнику гарантируются и предоставляются строго в соответствии с законодательством следующие социальные права и гарантии:

- ежегодный оплачиваемый отпуск;

- оплата больничных листов в случае временной нетрудоспособности или травм в установленном законодательством размере.

Для управленческого и обслуживающего персонала в ООО «Зафира» принята повременно-премиальная система оплаты труда, которая состоит из гарантированной оплаты труда (должностного оклада), вознаграждений за достигнутый конечный результат и премии по итогам работы за квартал.

 

Оплата

 

гарантированная

 

вознаграж-

 

премия

труда сотрудника

=

оплата (тарифная ставка, оклад)

+

дение за результат

+

за квартал


 

Должностной оклад определяется по штатному расписанию и согласовывается в контракте, вознаграждение за конечный результат определяется в зависимости от полученного валового дохода, премия по итогам работы устанавливается руководством.

  • Для учета выработки и начисления зарплаты рабочим является наряд, в котором указывается объем работ в натуральных единицах измерения, зарплата, входящая в стоимость указанного объема работ. В наряде также фиксируется объем выполненных работ, расчет заработной платы осуществляется после выполнения задания. Ежемесячно зарплата начисляется по прямым сдельным расценкам (без премии) или по нормативам затрат труда и заработной платы.

Распространенным  средством воздействия на работника и складывающиеся трудовые отношения является мотивация труда, предусматривающая:

- систему вознаграждения, материального и морального поощрения;

- развитие персонала, предоставление возможности профессионально-квалификационного продвижения, планирования карьеры;

- обогащение содержания труда, повышение интереса к работе;

- улучшение социально-психологического климата в организации благодаря изменению стиля руководства, условий найма и работы, поощрению индивидуальной и групповой инициативы, творчества и саморазвития;

- активное вовлечение работников в управление трудовыми процессами, участие в прибылях и акционерном капитале фирмы и так далее.

Мотивация позволяет решать такие задачи, как стабилизация персонала, повышение результативности труда и заинтересованности в мобильности (прежде всего профессиональной), обеспечение систематического роста квалификации.

В ООО «Зафира» применяются экономические и неэкономические способы мотивации труда. Суть экономического способа состоит в том, что работники в результате выполнения требований, предъявляемых к ним организацией, получают определенные материальные выгоды, повышающие их благосостояние. Они могут быть прямыми, например, денежный доход, или косвенными, облегчающими получение прямых (дополнительное свободное время) позволяющее заработать в другом месте).

Основными формами денежных доходов, связанных с трудовой деятельностью, является заработная плата, предпринимательская прибыль, различного рода выплаты и льготы. Заработная плата зависит от занимаемой должности, квалификации, стажа работы, также от количества и качества затраченного труда. По форме она может быть повременной, зависящей от количества затраченного времени, и сдельной, определяемой объемом выполненной работы. Помимо основной заработной платы, важную роль, в системе стимулирования производительного труда на предприятии, играет дополнительная оплата в форме различного рода доплат за профессионализм, квалификацию, деловые навыки, носящих в основном компенсационный характер.

Уровень основной и дополнительной заработной платы дает формальную оценку вкладу работника в конечные результаты исполнительности, профессионализму, квалификации, поэтому должен возрастать вместе с ними. Однако более действенным стимулирующим средством он становится при дополнении другим, не менее важным элементом экономической мотивации - системой итогового вознаграждения, или премирования. Основанием для премирования служат экономия ресурсов, увеличение прибыли, различного рода достижения, успешное проведение мероприятий по предотвращению возникновения тех или иных проблем, исключительные заслуги перед организацией.

Для того чтобы премия играла роль действенного стимулирующего фактора, ее величина составляет не менее 30% основного заработка. Кроме того, эффективность премирования предопределяется правильным выбором системы показателей, их дифференциацией в зависимости от роли и характера подразделений, уровня должностей; ориентация на реальный вклад в конечные результаты, эффективность и качество работы, общие итоги деятельности организации; конкретностью, справедливостью, гибкостью критериев оценки достижений работников. Общим принципом премирования является вознаграждение за любые, даже самые малые успехи, своевременность, потенциальная неограниченность величины, регулярный пересмотр его критериев, в связи с изменением условий деятельности организации и ее экономического положения.

Денежные выплаты, используемые в качестве рычагов стимулирования, могут быть в зависимости от конкретной ситуации и его целей пропорциональны и непропорциональны достигнутым результатам. В последнем случае применяются акцентирующие и нивелирующие выплаты, а иногда и штрафы. При акцентировании они растут быстрее результата, а при нивелировании - медленнее. На практике существуют самые различные их комбинации.

Кроме заработной платы  и премий применяется еще один вид денежного вознаграждения - участие в прибылях. Прежде всего, это относится к дополнительной прибыли, до 40% которой достается коллективу. Осуществляются такие выплаты ежемесячно, чтобы люди могли наглядно видеть конкретные результаты своих усилий.

Сущность системы «участия в прибылях» заключается в  том, что за счет заранее установленной  доли прибыли формируется премиальный фонд, из которого работники получают регулярные выплаты, не облагаемые налогом. Во многих случаях участие в прибылях предусматривает выплату всей премии или ее части. Начисляются премии пропорционально заработной плате каждого работника с учетом личных и трудовых характеристик исполнителя: производственный стаж, отсутствие опозданий и прогулов, рационализаторская деятельность, а также склонность к сотрудничеству, верность организации и т.п.

Неэкономические способы мотивации в ООО «Зафира» являются удовлетворительными, так как доказано их влияние на финансово-экономические показатели деятельности, предприятие имеет статус престижности, происходит постоянное увеличение числа рабочих мест и услуг в его деятельности.

В ООО «Зафира» на данный момент существует проблема обеспечения организации квалифицированным персоналом. Так как в планах имеется расширение, заключенные договора на производство строительных работ сигнализируют о необходимости начатия срочного набора. Постоянная численность работников по планам должна возрасти до 120 человек, поэтому в ООО «Зафира» необходимо перейти к активным методам поиска и вербовки персонала, стремясь привлечь в организацию как можно больше соискателей, удовлетворяющих требованиям, совершенствовать процедуру самого отбора. Этот процесс на предприятии тормозится нехваткой времени и неквалифицированностью работников, по возможностям отвечающих за обеспечение организации кадровым составом.

В современных  условиях при найме персонала в процессе проведения собеседования существует ряд, которые, эти работники не смогут решить:

Первая из них  связана с необходимостью защиты организаций от влияния процессов криминализации, распространенных в последнее время в общественной и экономической жизни России. Решение этого вопроса имеет тем большее значение для организации, чем больше конфиденциальный характер имеет информация в обеспечении эффективной работы организации.

Оценка уровня криминализации кандидатов – достаточно сложная задача. Для ее решения необходимо, чтобы работник кадровой службы обладал навыками проведения соответствующего собеседования (отвечающего условиям получения тщательно скрываемых сведений) и при необходимости организовал сбор информации объективно характеризующей кандидата как законопослушного гражданина. В связи с этим работник кадровой службы должен отличатся не только высоким уровнем профессиональной подготовки к проведению собеседования, но и владением современными методами психолого-криминалистического тестирования. Все это требует от работника кадровых служб определенного уровня психологической и профессиональной подготовки.

Вместе с  тем, при всем доброжелательном и  терпимом отношении к проверяемому кандидату, работник кадровой службы должен отдавать себе отчет в том, что  специалист – какой бы квалификацией он ни обладал – в условиях полной утраты доверия к своим возможностям может принести серьезный вред. В этом случае потери от неверных решений могут быть весьма велики, однако они могут быть вполне сопоставимы с ущербом от негативного психологического влияния неудачного выбора. Последнее определяется тем, что во многих случаях даже временные неудачи в жизни и тем более – утрата статуса полноценного и профессионального специалиста – могут быть причиной серьезного изменения стиля повседневного поведения. Человек, поставивший себе диагноз неудачника, резко меняет формы общения с окружающими. Существенную роль в этом случае будет играть его критическое отношение не только к жизненным ценностям, но и к тем, с кем ему приходиться сталкиваться, - родным, друзьям, сослуживцам, руководству и так далее. Такое поведение является причиной проявления конфликтов в персоналах организаций. В этих условиях работник кадровой службы должен взять на себя не легкую задачу диагностики возможного изменения поведения кандидата на вакантную должность. Для этого кадровому работнику необходима хорошая психологическая подготовка, либо он должен использовать знания привлекаемого специалиста-психолога.

Наибольшие  сложности представляет собой отбор  при найме работников высшего эшелона – руководителей организации, их заместителей, руководителей отдельных направлений деятельности организации.

Информация о работе Управление персоналом на примере предприятия ООО "Зафира"