Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 01:42, дипломная работа
Введение.
Одной из важнейших проблем на современном этапе развития экономики большинства стран мира является проблема в области работы с персоналом. При всем многообразии существующих подходов к этой проблеме в различных промышленно развитых странах основными наиболее общими тенденциями являются следующие: формализация методов и процедур отбора кадров, разработка научных критериев их оценки, научный подход к анализу потребностей в управленческом персонале, выдвижение молодых и перспективных работников, повышение обоснованности кадровых решений и расширение их гласности.
Тесты на пригодность
призваны выявить потенциальные
способности индивидуального
Тесты на профессиональный уровень призваны определить уровень профессионального мастерства или знаний индивидуального работника в конкретных сферах трудового процесса. Тесты на наличие интереса строятся на том, что хорошо работают те, у кого больше интереса к выполняемой работе. Тесты на личные качества призваны определить, такие личные качества, как эмоциональная зрелость, субъективность и объективность.
Оценка степени эффективности труда каждого работника - обязательный элемент системы контроля любой организации. Это - важнейшая функция каждого руководителя, работников отдела персонала.
Оценка деятельности руководителя должна исходить из наличия трех источников: от коллектива, от вышестоящих руководителей и непосредственных потребителей продуктов труда. Только такая, на мой взгляд, комплексная оценка способна удовлетворить потребности личности в объективной оценке ее труда, в сопоставлении ее достижений с достижениями других руководящих работников в коллективе. При этом следует заметить, что для большей объективности оценки, последняя должна производиться по основному содержанию деятельности, т.е. по тем аспектам, которые прямо связаны с профессиональной квалификацией руководителя.
В э/х «Кленово-Чегодаево» необходимо внедрить коллективную аттестацию. Для аттестации используются основные положения о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, утв. постановлением Минтруда РФ и Минюста РФ от 23 октября 1992 г. №27. Кроме того, используются различные тесты и адаптивные методики.
Суть аттестации заключается
в выяснении следующих
а) содержание работы, выполняемой аттестуемым;
б) качество его работы за оцениваемый период;
в) соблюдение аттестуемым технологической дисциплины;
г) проявление активности в выполнении работы (новшества и рационализация, принятие на себя ответственности за выполненную работу, выполнение дополнительных обязательств и функций);
д) сотрудничество с коллегами и оказание им помощи в работе;
е) проявление активности в общественной деятельности и др.
Для успешного проведения аттестации в э/х «Кленово-Чегодаево» должны быть тщательно подобраны компетентные специалисты, создана в коллективе атмосфера деловитости, профессионализма, изучены трудности, недостатки в работе, с которыми сталкиваются работники в процессе деятельности.
Оценка кадрового потенциала логически ведет к системе продвижения и перемещения персонала. На каждом хозяйстве складывается своя система служебно-квалификационного продвижения персонала как некая последовательность занятия должности, рабочего места, положения в коллективе.
При аттестации широко используется метод экспертных оценок, который сочетается с коллективным.
Для успешного проведения аттестации очень важно тщательно подобрать компетентных специалистов, создать в коллективе атмосферу деловитости, профессионализма, изучить трудности, недостатки в работе, с которыми сталкиваются работники в процессе деятельности.
Стиль работы аттестационной комиссии также оказывает значительное влияние на результаты аттестации. Главное в ее работе - внимательнейшее отношение к человеку, к его трудностям и проблемам.
Итог аттестации может быть отражен в характеристике, которая должна показать целостный образ личности. Во избежание безликости, односторонности для персонала исследуемого хозяйства предлагается следующая схема характеристики (примерная).
1. Фамилия, имя, отчество характеризуемого, его возраст.
2. Образование, стаж работы в данном хозяйстве, в учреждении в данной должности.
3. С какими видами
должностных обязанностей
4. Качество выполнения работы в сложных ситуациях, например, при наличии дефицита ресурсов, нарушении производственного ритма и т.п.
5. Отношение к новому и внедрение нововведений: активно внедряет, сопротивляется нововведениям, проявляет инертность.
6. Отношение к критике со стороны руководства и подчиненных.
7. Стиль личной работы:
организован, пунктуален, собран, дисциплинирован
или не обладает такими
8. Отношения с подчиненными
и умение поддержать в
9. Верность ранее данному слову.
10. Скромность в личных потребностях.
11. Подписи руководителей, утвердивших характеристику.
В основном оценка результатов деятельности служит трем целям: административной, информационной и мотивационной.
Административные функции
- повышение по службе, понижение, перевод,
прекращение трудового
Исходя из оценки деятельности личности можно предложить тот или иной пост (должность), при этом очень важно выяснить - насколько пригодна данная личность именно для предлагаемой работы. К сожалению, иногда повышают тех работников, которые хорошо исполняют обязанности, но не располагают потенциалом для эффективной работы в новой должности.
Перевод можно использовать, чтобы расширить опыт работника, а также в тех случаях, когда руководитель считает, что работник будет работать более эффективно на другой должности или в другом подразделении.
В тех случаях, когда работнику сообщили оценку результатов его труда и предоставили достаточные возможности для ее улучшения, но работник не хочет или не может работать по стандартам организации, трудовой договор с ним должен быть, расторгнут во имя реализации целей организации. Какова бы ни была административная ситуация, ясно, что без эффективного метода оценки результатов деятельности невозможно принять обоснованное решение.
Информационные функции: оценка результатов деятельности нужна для того, чтобы можно было информировать людей об относительном уровне их работы.
Мотивационные функции: оценка результатов трудовой деятельности представляет собой важное средство мотивации поведения людей. Определив сильных работников, организация может вознаградить их благодарностью, зарплатой или повышением в должности. Систематическое положительное подкрепление поведения, ассоциирующегося с высокой производительностью, должно вести к аналогичному поведению и в будущем.
Рассмотрим, как происходит подготовка резерва на руководящие должности в э/х «Кленово-Чегодаево». Ответственными за данное направление работы должны быть назначены работники службы управления или менеджер по кадрам.
Ротация, т.е. перемещение из одного подразделения организации в другое, должна начинаться заблаговременно, когда руководители находятся на должностях низового и среднего звена управления. Отбор на выдвижение и замещение вакантных должностей высшего звена должен осуществляться на конкурсной основе. Им будет заниматься специальная комиссия, состоящая из руководителей высшего звена с участием специалистов соответствующих подразделений управления персоналом и привлечением, при необходимости, независимых экспертов.
Основные требования, которым должны отвечать работники управленческого звена в э/х «Кленово-Чегодаево» следующие:
1. Подготовка к работе:
- хорошо интеллектуально развит и быстро схватывает знания;
- высокая профессиональная компетенция, не отстает от жизни;
- обладает творческим, инициативным подходом к работе, проявляет изобретательность и разносторонность;
- трудится быстро и
энергично, руководствуется
- непосредственно участвует
в подготовке программы
- стремится к рационализации и совершенствованию процесса труда, но знает меру;
- постоянно занимается совершенствованием.
2. Мотивация труда:
- самостоятельно (внутренне)
мотивирован к труду,
- проявляет упорство в работе, продуктивно трудится, пока не выполнит ее полностью вопреки всем препятствиям;
- имеет сильный интерес к труду, всегда занят;
- способен эффективно
работать без надзора или
- обладает способностью предвидеть результаты работы еще до ее начала, ориентирован на выполнение, конечной цели;
- любит перемены, хочет на деле проверять свои способности, радуется разрешению проблем;
- обладает критическим складом ума, высокой степенью любознательности;
- обладает чувством
конструктивной
- сильно развито чувство своевременного выполнения, работы;
- получает удовлетворение от хорошо выполненной работы;
- верит, что за хорошо выполненную работу будет и хорошая оплата;
- стремится выполнить работу лучше, чем от него ожидают.
3. Отношение к труду:
- получает от работы
радость и гордится, что видит
в ней главный источник
- придерживается высоких
стандартов качества
- при выполнении задания полностью поглощен им;
- точен, уверен, последователен в труде, имеет хорошие рабочие привычки;
- уважает руководство и его представителей;
- поддерживает хорошие отношения с руководством;
- точно выполняет все указания, всегда готов к неожиданным решениям и новым установкам;
- восприимчив к переменам на производстве.
4. Общая человеческая зрелость:
- цельность натуры, искренность, честность, прямота;
- развито чувство
- реально оценивает свои слабые и сильные стороны;
- полагается на свои собственные силы, самодисциплинирован, уверен в себе;
- обладает самоуважением;
- живет в мире реальных вещей, находится в ладу с окружающими;
- эмоционально выдержан;
- постоянно набирается опыта;
- имеет здоровое самолюбие
и амбиции, хочет расти
5. Отношения в коллективе:
- интеллигентен в общении с другими людьми;
- одинаково ровно,
с чувством собственного
- легко вступает в
контакты с другими людьми, говорит
ясно и немногословно, не
- умеет эффективно работать в коллективе, обмениваться идеями, помогать другим членам коллектива /24, с.28-29/.
Перечисленные требования достаточно разнообразны и высоки. Все лучшие качества работника - общечеловеческие, личностные, профессиональные, социальные, нравственные - берутся на учет. Более того, ряд качеств предприниматели и их менеджеры стараются воспитывать в нужном для себя направлении.
Итак, для квалифицированной подготовки и принятия необходимых решений, связанных с назначением на должность, перемещением по должности, сменой, подготовкой кадрового резерва, аналитическая работа должна отвечать следующим требованиям.
При проведении анализа
потенциала руководителей необходимо
учитывать продолжительность
Каждый руководитель своим примером мотивированности действий, своим стилем и методами работы, своим поведением должен оказывать решающее воздействие на представления подчиненных о работе руководителя.
Положительное влияние обусловливается стабильностью и сплоченностью, а также деловой, критической и оптимистической атмосферой в коллективах.