Управление системой мотивации персонала на предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

цель: проанализировать проблемы, связанные с управлением системой мотивации персонала на предприятиях, находящихся на территории Российской Федерации и предложить необходимые рекомендации по совершенствованию ранее указанной системы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить определённые задачи:
1. провести теоретическое исследование, связанное с управлением системой мотивации персонала на предприятии;
2. провести анализ управления системой мотивации персонала на примере конкретной организации;
3. разработать рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала на предприятии.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..….……...2-3
Глава 1. Теоретическое исследование управления системой мотивации персонала на предприятиях…………………………………………………………………………….............4
1.1 Раскрытие экономических сущностей понятия «мотивация»…………………….........4-8
1.2 Факторы мотивации персонала…………………………………………………….........8-11
1.3 Методы и способы совершенствования системы мотивации труда в организации..11-13
Глава 2. Исследование системы мотивации персона на примере ООО «ВентЦентр»…….14
2.1 Организационно- экономическая характеристика ООО «ВентЦентр». Форма собственности, тип предприятия……………………………………………………….….14-23
2.2 Анализ, действующего управления системой мотивации персонала на ООО «ВентЦентр»….……………………………………………………………………………..24-29
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию управления системой мотивации на ООО«ВентЦентр»……………………………………………………………...30
3.1 Рекомендация по совершенствованию материального блока мотивации для сотрудников отдела продаж на ООО «ВентЦентр»……………………………………....30-31
3.2 Рекомендация по снижению текучести кадров на ООО «ВентЦентр»……………...32-34
3.3 Влияние рекомендаций на экономические показатели ООО «ВентЦентр»………...34-37
Заключение……………………………………………………………………………………...38
Список используемой литературы…………………………………………………………….39
Приложение 1…………………………………………………………………………………...40

Файлы: 1 файл

курсовая по менеджменту.doc

— 614.00 Кб (Скачать файл)

Проведенные исследования выявили  ряд результатов:

  • при проведении конкретных, ясных и четких целей возрастает вероятность усиления мотивации действовать в заданном направлении;
  • при постановке конкретных, ясных и четких целей возрастает вероятность усиления мотивации действовать в заданном направлении;
  • трудные цели обладают сами по себе мотивирующим эффектом, необходимо, правда, соблюдение условия, что цель будет принята индивидом;
  • совокупность целей с денежным вознаграждением усиливает эффект. [9]

Целевой метод (метод управления по целям) занимает значительное место  в менеджерской практике. Однако необходимо учитывать ряд характеристик  целей: цели должны быть измеримыми; реальными; контролируемыми; поддержаны организацией; их результаты должны быть однозначны; должны существовать точные сроки выполнения поставленных целей; а также система их ранжирования.

3. Системы внутрифирменных льгот работникам предприятия:

  • субсидированное и льготное питание, установка на предприятии автоматов для продажи горячих напитков и закусок;
  • продажа продукции предприятия своим работникам со скидкой (обычно 10% и более);
  • полная или частичная оплата расходов на проезд работника к месту работы и обратно;
  • предоставление своим работникам беспроцентных ссуд или ссуд с низким уровнем процента;
  • предоставление права пользования транспортом фирмы;
  • оплата больничных листов сверх определенного уровня, страхование здоровья работников за счет предприятия;

4. Нематериальные (неэкономические) льготы и привилегии персоналу:

  • предоставление права на скользящий график работы;
  • предоставление отгулов, увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков за определенные достижения и успехи в работе;
  • более ранний выход на пенсию. [16]

5. Мероприятия, повышающие содержательность труда, самостоятельность и ответственность работника, стимулирующие его квалификационный рост.

Привлечение работников к управлению предприятием также повышает их мотивацию, поскольку в данном случае решается проблема отчуждения их от предприятия и его руководителей.

6. Создание благоприятной социальной атмосферы, устранение статусных, административных, психологических барьеров между отдельными группами работников, между рядовыми работниками и работниками аппарата управления, развитие доверия и взаимопонимания внутри коллектива.

Образование различных неформальных, функциональных групп работников (например, кружки качества), участие в которых  формирует чувство непосредственной причастности к делам своего предприятия. Моральное поощрение работников.

7. Продвижение работников по службе, планирование их карьеры, оплата обучения и повышение квалификации.

Таким образом, в данной главе было рассмотрено теоретическое исследование управления системой мотивации персонала на предприятиях, а именно:

  • Раскрытие экономических сущностей понятия «мотивация»;
  • Факторы мотивации персонала;
  • Методы и способы совершенствования системы мотивации труда в организации.

Глава 2. Исследование системы мотивации персона на примере ООО «ВентЦентр»

2.1 Организационно- экономическая  характеристика ООО «ВентЦентр».  Форма собственности, тип предприятия.

Краткая характеристика предприятия:

Объектом данного анализа является торговое предприятие – магазин ООО «ВентЦентр», занимающееся розничной торговлей вентиляционного оборудования, кондиционеров, теплового оборудования, климатической техники для систем вентиляции, систем кондиционирования и отопления. Организационно-правовая форма магазина – общество с ограниченной ответственностью. Магазин находится в г. Тольятти, ул. Дзержинского 94, офис 102. Торговое предприятие начало свою деятельность с марта 2003 года. Основной вид деятельности – розничная торговля непродовольственными товарами, специализируется на продаже вентиляционного оборудования, кондиционеров, теплового оборудования, климатической техники для систем вентиляции, систем кондиционирования и отопления. Основной целью предприятия является получение прибыли, а также удовлетворение запросов потребителей. Магазин «ВентЦентр» располагается на арендованных площадях бывшего продуктового магазина, в котором после ремонта и переоборудования он начал деятельность. Общая площадь торгового предприятия составляет 705 кв.м. Площадь торгового зала магазина составляет 457 кв. м. Перед магазином предусмотрена небольшая автомобильная парковка, что очень удобно для покупателей. Магазин работает с 10-00 до 21-00, без перерыва, в выходные магазин работает: в субботу с 10-00 до 19-00, а в воскресенье – с 10-00 до 17-00. Режим работы магазина позволяет охватить довольно широкий сегмент потребителей. Девять лет предприятие существует и достаточно уверенно. В перспективе предполагается реконструкция в соответствии с расширением ассортимента и увеличением пропускной способности торгового зала. Численность работающих 25 человека: 1 – генеральный директор, 1 – главный бухгалтер,1 – маркетинговый директор, 1 – менеджер по продажам,  1 – менеджер по персоналу,1 – помощник главного бухгалтера, 1 – заведующий складом, 4 – продавцов-консультантов, 4 – продавца-кассира, 2 – экспедитора, 6 – технический персонал (охрана и т.п.). Предприятие почти не пользуется кредитами. Товары берут по условиям договоров на реализацию. Задолженности перед бюджетом, внебюджетными органами нет, заработная плата выдается вовремя. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Учет движения имущества и обязательств ведется с применением рабочего Плана счетов, форм бухгалтерской отчетности, методов оценки имущества и обязательств, форм отчетности. Движение в целом документов небольшое. Исключением является прием и оформление поступающих товаров, и ежедневная сдача выручки продавцами в кассу.

Основные функции ООО «ВентЦентр» следующие:

  • изучение покупательского спроса на товары;
  • составление заявок на завоз товаров;
  • формирование ассортимента товаров;
  • реклама товаров и услуг.

К технологическим функциям (операциям) относят:

  • прием поступивших в магазин товаров по количеству и качеству;
  • обеспечение хранения товаров;
  • выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка и др.);
  • внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров в торговом зале;
  • продажа товаров (предложение товаров и оказание помощи покупателям в их выборе, выполнение расчетных операций).

Кроме того, магазин выполняет функции, связанные с оказанием покупателям  дополнительных услуг (предварительный  прием заказов на товары, доставка купленных в магазине товаров на дом покупателю и т. д.).

Производственная структура ООО  «ВентЦентр» представлена на рис. 2.1.1«Производственная структура ООО «ВентЦентр»:

рис. 2.1.1«Производственная структура ООО «ВентЦентр»

Производственная структура ООО  «ВентЦентр» состоит из основных, вспомогательных и обслуживающих  процессов.

Основные процессы, в свою очередь, делятся на: торговый зал, участки, рабочие  места.

Вспомогательные процессы включают в себя: подсобное  помещение, офис и хоз. блок.

Обслуживающие процессы состоят из транспортного и складского хозяйств.

Организационная структура управления ООО «ВентЦентр» представлена на рис.  2.2.2 «Организационная структура управления ООО «ВентЦентр»»:

 


Рис. 2.2.2 «Организационная структура  управления ООО «ВентЦентр»»

Организационная структура управления ООО «ВентЦентр» является линейно-функциональной, двухуровневой и четырёхзвенной.

                                                                                                                              Таблица 2.1.1

Должностные обязанности управленцев

Должность

Обязанности

Генеральный директор

  1. Обеспечивает и ведет контроль над сохранением требований, установленных и предъявляемых государством к предприятиям розничной торговли.
  2. Получает лицензии, оформляет соответствующие разрешения и иные документы, в том числе сертификаты соответствия, с целью информирования покупателей.
  3. Соответствующим оформлением витрин, стеллажей и другой выставочной мебели, информирует покупателей о характеристиках, производителе, стоимости и иных спецификах продукции.
  4. Создает и поддерживает надлежащие условия по организации торгового обслуживания и пространства в торговом зале.
  5. Организует, планирует, координирует и анализирует деятельность работы магазина.
  6. Руководит и управляет текущей деятельностью магазина, направляя свои усилия на доведение продукции до покупателя с наименьшими затратами.
  7. Осуществляет контроль и способствует рациональному использованию вверенных финансовых, материальных и трудовых затрат.
  8. Анализирует ход и результаты реализации продукции, разрабатывает и проводит мероприятия по улучшению качества торгового процесса и мотивации сотрудников.
  9. Договаривается и связывается с поставщиками о заказах продукции.
  10. Оформляет и ведет всю необходимую в ходе поставок и продаж документацию.
  11. Контролирует и организует учет товарно-материальных ценностей магазина, составляет и предоставляет начальству отчеты о продажах.
  12. Принимает решения о назначении и/или освобождении от занимаемых должностей сотрудников магазина, а так же применяет меры поощрения и наложения взыскания на сотрудников.
  13. Руководит сотрудниками магазина.
  14. Действует от имени предприятия и представляет его интересы.

Главный бухгалтер

  1. Руководит работниками бухгалтерии организации.
  2. Возглавляет работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, разработке форм документов внутренней бухгалтерской финансовой отчетности организации.
  3. Согласовывает с директором направления расходования средств с рублевых и валютных счетов организации.
  4. Осуществляет экономический анализ хозяйственно-финансовой деятельности организации по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, предупреждения потерь и непроизводительных расходов.
  5. Участвует в подготовке мероприятий системы внутреннего контроля, предупреждающих образование недостач и незаконное расходование денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушения финансового и хозяйственного законодательства.
  6. Подписывает совместно с руководителем организации или уполномоченными на то лицами документы, служащие основанием для приемки и выдачи денежных средств и товарно-материальных ценностей, а также кредитные и расчетные обязательства.
  7. Контролирует соблюдение порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств организации.
  8. Контролирует соблюдение установленных правил и сроков проведения инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных фондов, расчетов и платежных обязательств.
  9. Контролирует взыскание в установленные сроки дебиторской и погашение кредиторской задолженности, соблюдение платежной дисциплины.
  10. Контролирует законность списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь.
  11. Организует своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением имущества, обязательств и хозяйственных операций.
  12. Организует учет доходов и расходов организации, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности организации.
  13. Организует проведение проверок организации бухгалтерского учета и отчетности, а также документальных ревизий в структурных подразделениях организации.
  14. Обеспечивает составление достоверной отчетности организации на основе первичных документов и бухгалтерских записей, представление ее в установленные сроки пользователям отчетности.
  15. Обеспечивает правильное начисление и своевременное перечисление платежей в федеральный, региональный и местный бюджеты, взносов на государственное социальное, медицинское и пенсионное страхование, осуществление своевременных расчетов с контрагентами и по заработной плате.
  16. Разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на укрепление финансовой дисциплины в организации.

Менеджер по персоналу

  1. Организует работу с персоналом в соответствии с общими целями развития предприятия и конкретными направлениями кадровой политики для достижения эффективного использования и профессионального совершенствования работников.
  2. Обеспечивает укомплектование предприятия работниками необходимых профессий, специальностей и квалификации.
  3. Определяет потребность в персонале, изучает рынок труда с целью определения возможных источников обеспечения необходимыми кадрами.
  4. Осуществляет подбор кадров, проводит собеседования с нанимающимися на работу, в том числе с выпускниками учебных заведений, с целью комплектации штата работников.
  5. Организует обучение персонала, координирует работу по повышению квалификации сотрудников и развитию их деловой карьеры.
  6. Доводит информацию по кадровым вопросам и важнейшим кадровым решениям до всех работников.
  7. Организует проведение оценки результатов трудовой деятельности работников, аттестаций, конкурсов на замещение вакантных должностей.
  8. Совместно с руководителями структурных подразделений участвует в принятии решений по вопросам найма, перевода, продвижения по службе, понижение в должности, наложения административных взысканий, а также увольнения работников.
  9. Разрабатывает систему оценки деловых качеств работников, мотивации их должностного роста.
  10. Консультирует руководителей разных уровней по вопросам организации управления персоналом.
  11. Принимает участие в планировании социального развития коллектива, разрешении трудовых споров и конфликтов.
  12. Составляет и оформляет трудовые договоры (контракты) ведет личные дела работников и другую кадровую документацию.
  13. Осуществляет руководство подчиненными ему работниками.

Менеджер по продажам

  1. Разрабатывает схемы, формы, методы и технологии продаж товаров, продвижения товаров на рынок.
  2. Разрабатывает и организует проведение предпродажных мероприятий по созданию условий для планомерной продажи товаров, удовлетворения спроса покупателей на товары.
  3. Осуществляет контроль за разработкой и реализацией бизнес-планов и коммерческих условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов, оценивает степень возможного риска.
  4. Изучает рынок товаров (анализирует спрос и потребление, их мотивацию и колебания, формы деятельности конкурентов) и тенденции его развития, анализирует рыночные возможности.
  5. Организует сбор информации о спросе на товары, причинах его изменения (повышения, понижения), анализирует потребности покупателей.
  6. Выявляет наиболее эффективные секторы рынка продаж товаров, разрабатывает комплекс мероприятий по использованию возможностей рынка товаров.
  7. Разрабатывает и обеспечивает реализацию мероприятий по организации и созданию сети сбыта товаров (разработка и построение каналов движения товаров к потребителям; построение отношений с оптовыми и розничными торговыми предприятиями, иными посредниками; развитие дилерских отношений).
  8. Выявляет потенциальных и перспективных покупателей товаров (оптовых и розничных торговых предприятий, иных посредников, пр.) и устанавливает деловые контакты.
  9. Проводит переговоры по продажам с покупателями по следующим направлениям: представление общих сведений о товарах и их свойствах; введение значимых для продажи критериев оценки товаров; устранение сомнений в невыгодных свойствах товаров; информирование о спросе на товары и отзывах потребителей о товарах; выявление потенциальных потребностей покупателей; пр.
  10. Принимает участие в ценообразовании, прорабатывает психологические аспекты переговоров о цене, определяет способы обоснования цены, определяет формы расчетов по договорам (расчеты по аккредитиву, расчеты чеками, расчеты инкассо, расчеты по открытому счету, банковскими переводами, по товарному кредиту, платежными поручениями, пр.), разрабатывает и применяет схемы скидок в зависимости от различных факторов.
  11. Организует преддоговорную работу (выбор вида договоров: дистрибьюторский, купли-продажи, пр.; определение способов и форм исполнения обязательств, разработка преддоговорной документации, согласование разногласий, анализ документации покупателей, пр.) и заключает договоры (купли-продажи, поставки, пр.).
  12. Контролирует оплату покупателями товаров по заключенным договорам.
  13. Организует сбор информации от покупателей о требованиях к качественным характеристикам товаров (сроке службы, правилах пользования, упаковке, др.), а также о требованиях к послепродажному обслуживанию.
  14. Анализирует причины направления покупателями претензий.
  15. Поддерживает контакт с постоянными клиентами, перезаключает договоры с ними.
  16. Анализирует объемы продаж и подготавливает отчеты по результатам анализа для представления вышестоящему должностному лицу.
  17. Организует и руководит проведением мероприятий по формированию потребительского спроса на товары, стимулированию продаж, координирует проведение отдельных видов рекламных кампаний, обеспечивает участие предприятия в презентациях товаров, в проводимых ярмарках, выставках.
  18. Принимает участие в решении вопросов формирования и изменения направлений развития товарного ассортимента.
  19. Осуществляет подбор и обучение персонала по продажам.

Маркетинговый директор

  1. Осуществляет разработку маркетинговой политики компании на основе анализа потребительских свойств товара и прогнозирования потребительского спроса на продукцию, технических и иных потребительских качеств конкурирующей продукции;
  2. Обеспечивает участие отделов находящихся под непосредственным руководством в соответствии с перспективными и текущими планами закупок и реализации товара;
  3. Определяет новые рынки сбыта и новых потребителей товара;
  4. Координирует деятельность всех подразделений по сбору и анализу 
    коммерческо-экономической информации , созданию банка данных по маркетингу (заявки на поставку, наличие запасов, ёмкость рынка и т.д.);
  5. Организует изучение мнения потребителей о товаре. Готовит предложения по повышению конкурентоспособности и качеству товара;
  6. Осуществляет контроль за своевременным устранением недостатков, указанных в поступающих от потребителей рекламациях и претензиях, мотивацией определённого отношения потребителей к продукции предприятия;
  7. Организует разработку стратегии проведения рекламных мероприятий в СМИ с помощью наружной, световой, электронной, почтовой рекламы;
  8. Готовит предложения по формирования торговой марки и брэнда компании;
  9. Осуществляет процедуры планирования и отчётности отдела сбыта и маркетинга;
  10. Участвует в проведении аттестации подразделения.

Анализируя данные таблицы 2.1.1 можно  сделать вывод, что наибольший объём  обязанностей лежит на менеджере  по продажам, а наименьший объём - на маркетинговом директоре.

                                                                                                                              Таблица 2.1.2

Анализ основных технико-экономических  показателей деятельности

ООО «ВентЦентр» за 2009-2011 года

Показатели

2009

2010

2011

Абсолютное  отклонение(+\-)

Темп роста

2011 к 2009

2011 к

базисные

цепные

2010

1

2

3

4

5

6

7

8

1.Розничничный товарооборот,

27874,00

30145,00

32612,00

4738,00

2467,00

117,00

108,18

тыс. руб.

2.Товарооборот по покупным  ценам, тыс. руб.

22834,00

24655,00

26891,00

4057,00

2236,00

117,77

109,07

3.Валовый доход, тыс.  руб.

5040,00

5490,00

5721,00

681,00

231,00

113,51

104,21

4.Уровень валового  дохода, тыс. руб.

81,92

81,79

82,46

0,54

0,67

100,66

100,82

5.Численность персонала

25

25

25

-

-

100,00

100,00

-всего работающих

-торгово-оперативных работников

8

8

8

-

-

100,00

100,00

-продавцов

4

4

4

-

-

100,00

100,00

6.Выработка, тыс. руб.:

             

-на 1 работающего

1114,96

1205,80

1304,48

189,52

98,68

117,00

108,18

-на 1 торгово-оперативного  работника

3484,25

3768,13

4076,50

592,25

308,37

117,00

108,18

-на 1 продавца

6968,50

7536,25

8153,00

1184,50

616,75

117,00

108,18

7.Фонд оплаты труда  работников, тыс. руб.:

             

-всего работающих

2326,00

2442,30

2564,42

238,42

122,12

110,25

105,00

-торгово-оперативные  работники

652,00

717,20

788,92

136,92

71,72

121,00

110,00

-продавцы

324,00

356,40

392,04

68,04

35,64

121,00

110,00

8.Среднегодовая заработная  плата:

             

-1 работающего

93,04

97,69

102,58

9,54

4,88

110,25

105,00

-1 торгово-оперативного  работника

81,50

89,65

98,62

17,12

8,96

121,00

110,00

-1 продавца

81,00

89,10

98,01

17,01

8,91

121,00

110,00

9.Издержки обращения,  тыс.руб.

3000,20

3264,00

3305,00

304,80

41,00

110,16

101,26

10.Издержкоотдача, руб.

9,29

9,24

9,87

0,58

0,63

-

-

11.Уровень издержек  обращения, %

10,76

10,83

10,13

-0,63

-0,69

-

-

12.Прибыль от продаж, тыс. руб.

2039,80

2226,00

2416,00

376,20

190,00

118,44

108,54

13.Рентабельность продаж, %

7,32

7,38

7,41

0,09

0,02

-

-

14. Чистая прибыль,  тыс. руб.

898,80

990,00

1001,00

102,20

11,00

111,37

101,11

14.Валовая прибыль,

2039,80

2226,00

2416,00

376,20

190,00

118,44

108,54

тыс. руб.

15.Фондоотдача, руб.

6,24

6,56

6,95

0,71

0,39

-

-

16.Оборачиваемость оборотных  средств

16,73

18,47

20,77

4,04

2,3

-

-

17.Коэффициент опережения  темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы

         

1,18

1,12

Информация о работе Управление системой мотивации персонала на предприятиях