Управление затратами в менеджменте качества на примере «ДАРИНВЕСТСТРОЙ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 03:27, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ специфики управления затратами на обеспечение качества продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты понятия качества и затрат;
Изучить методы учета и анализа затрат на обеспечение качества продукции;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ КАЧЕСТВА 5
1.1 Качество продукции как экономическая категория 5
1.2 Понятие затрат на качество продукции 11
1.3 Классификация затрат на качество продукции 23
1.4 Методы учёта и анализа затрат на качество продукции 27
2. УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ НА КАЧЕСТВО В ООО «ДАРИНВЕСТСТРОЙ» 33
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «ДарьИнвестСтрой» 33
2.2 Характеристика системы менеджмента качества ООО «ДарИнвестСтрой» 35
2.3 Затраты на управление качеством в ООО «ДарИнвестСтрой» 39
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ЗАТРАТ НА УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В ООО «ДАРИНВЕСТСТРОЙ» 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 2.25 Мб (Скачать файл)

       Известно, что для производства  той или иной продукции, выполнения  работы, оказания услуг, необходимо  осуществить целый ряд операций, подготовительных работ. Конечное  качество зависит от качества работы на каждом этапе.

       Формирование  качества продукции  начинается на стадии ее проектирования. Например, в фазе исследования  разрабатывают технические и  экономические принципы, создают  функциональные образцы (модели). После этого создается основа производственной документации и опытный образец. Затем идет стадия конструктивно-технологических работ, на которой непосредственно подготавливают внедрение изделия в производство.

       Качество  работы, как уже отмечалось, непосредственно  связано с обеспечением функционирования фирмы. Это – качество руководства и управления, сюда входят планирование, анализ и контроль. А от качества планирования (разработки стратегии, системы планов т. п.) зависит достижение поставленных целей и качество фирмы.

       Понятие качества формировалось под воздействием историко-производственных обстоятельств. Это обусловлено тем, что каждое общественное производство имело свои объективные требования к качеству продукции. На первых порах крупного промышленного производства проверка качества предполагала определение точности и прочности (точность размеров, прочность ткани и т. п.). Повышение сложности изделий привело к увеличению числа оцениваемых свойств. Центр тяжести сместился к комплексной проверке функциональных способностей изделия. В условиях же массового производства качество стало рассматриваться не с позиций отдельного экземпляра, а с позиций стандарта качества всех производимых в массовом производстве изделий.

       С развитием научно-технического  прогресса, следствием которого стала автоматизация  производства, появились автоматические устройства для управления сложным  оборудованием и другими системами. Возникло такое понятие как «надежность». Таким образом, понятие качества постоянно развивалось и уточнялось. И в связи с необходимостью контроля качества были разработаны методы сбора, обработки и анализа информации о качестве. Фирмы, функционировавшие в условиях рыночной экономики, стремились организовать наблюдения за качеством в процессе производства и потребления. Упор был сделан на предупреждение дефектов.

       Если  говорить о качестве у  производителя и потребителя  то можно сказать, что эти  понятия взаимосвязанные. Производитель  должен уделять особое внимание  качеству в течение всего периода  потребления продукта. Кроме того, он должен обеспечить необходимое послепродажное обслуживание.

       Как уже говорилось ранее, в  литературе понятие качества  трактуется по-разному. Однако  основное различие в понятиях  качества лежит между его пониманием  в условиях командно-административной и рыночной экономики. В командно-административной экономике качество трактуется с позиции производителя. В рыночной экономике качество рассматривается с позиции потребителя.

       Существует  теория, что качество  изделия может проявляться в  процессе потребления. Понятие качества продукта с позиций его соответствия требованиям потребителя сложилось именно в условиях рыночной экономики.

       Идея  такого подхода к определению   качества продукции принадлежит  голландскими ученым Дж. Ван Этингеру  и Дж. Ситтигу. Ими разработана специальная область науки квалиметрия. Квалиметрия – это наука о способах измерения и квантификации показателей качества. Квалиметрия позволяет давать количественные оценки качественным характеристикам товара. Квалиметрия исходит из того, что качество зависти от большого числа свойств рассматриваемого продукта. Для того, чтобы судить о качестве продукта недостаточно только данных о его свойствах. Необходимо учитывать и условия, в которых продукт будет использован. По мнению Дж. Ван Этингера и Дж. Ситтига, качество может быть выражено цифровыми значениями, если потребитель в состоянии группировать свойства в порядке их важности. Они считали, что качество – величина измеримая и, следовательно, несоответствие продукта предъявляемым к нему требованиям может быть выражено через какую-либо постоянную меру, которой обычно являются деньги.

       Вместе  с тем нельзя рассматривать  качество изолированно с позиций  производителя  и потребителя.  Без обеспечения технико-эксплуатационных, эксплуатационных и других параметров качества не может быть осуществлена сертификация продукции.

   1.2 Понятие  затрат на качество продукции

        Глобализация  мировой экономики  и жестокая конкуренция на  внутренних и международных рынках  вынуждают предприятия, стремящиеся выживать и развиваться, активно искать способы получения дополнительных конкурентных преимуществ. Конкурентоспособность любого предприятия, независимо от его размеров,    организационно-правовой формы и сферы деятельности, зависит в первую очередь от качества продукции и услуг, а также соизмеримости цены с качеством, т.е. от того, в какой степени продукция или услуги предприятия отвечают требованиям потребителей. Организационным средством достижения целей в области увеличения показателей хозяйственной деятельности выступает система менеджмента качества.

       В связи с этим большое значение  имеет величина затрат на создание  качественного продукта и ее  сравнение  с аналогичными  затратами у конкурентов. В  первую очередь, это возросший  интерес к затратам на качество, как одной из основных составляющих конкурентоспособности. В этой связи производители ставят целью минимизацию затрат, связанных с созданием качественного продукта. Поэтому все большую важность приобретает управление затратами на качество. Развитие концепции Total Quality Management – TQM (Всеобщее управление качеством), внедрение международных стандартов ИСО серии 9000 подчеркивают актуальность проблемы управления затратами на качество. Исследование вопросов классификации, планирования, анализа, оценки, оптимизации затрат на качество является экономически необходимым и важным, так как решение этих вопросов является одной из ключевых проблем современной науки об управлении качеством. Руководству отечественных предприятий необходимо четко понимать значимость управления затратами на качество, так как старые подходы и методы в управлении уже давно не отвечают требованиям времени. Соответственно, проблема затрат на качество должна стать одной из главных в деятельности предприятий по управлению качеством в сложившихся условиях рынка.

       Благодаря опыту нескольких поколений  специалистов, упорно пытавшихся  совместить качество и деньги, разорвать порочный круг представлений  о том, что обеспечение  высокого  качества всегда требует больших  денег. Теперь мы знаем, что можно непрерывно повышать качество при одновременном постоянном снижении затрат. Причем  при снижении не за счет уменьшения интересов заинтересованных сторон, а за счет непрерывного совершенствования всех аспектов деятельности организации. Это знание складывалось постепенно, по мере того, как появлялись различные точки зрения на то, что же понимать под затратами, связанными с качеством (или затратами на качество), и то, как они могут быть использованы.

       Прежде  всего определим что  подразумевают  под собой затраты на обеспечение  качества. Затраты на обеспечение качества – совокупные издержки, обусловленные необходимостью достижения общественно необходимого качества продукции.

       Исторически первая классификация  затрат на качество разделила  их на четыре категории в зависимости от их совершаемых действий [18]:

       1) предотвращение брака;

       2) оценка уровня качества;

       3) исправление ошибок до отгрузки  продукции потребителю;

       4) устранение последствий выявления  брака в эксплуатации.

       При этом она обращает внимание, прежде всего на потери, которые несет организация вследствие несоответствующего уровня качества, что, безусловно, очень важно. Именно осознание величины  этих потерь дало толчок серьезным намерениям улучшить ситуацию. Однако признаки, используемые согласно данной классификации для обособления затрат на качество среди всех затрат компании в целом, и отнесении их в ту или иную категорию, – весьма неоднозначны.

             Декларированная в рамках данного  подхода мысль о том, что  качество должно повышаться при одновременном снижении себестоимости, незаметно сменилась другой –  «разумное качество по приемлемой цене».  Здравый смысл, подсказывающий, что надо рационально распределять и эффективно использовать ограниченные ресурсы (следовательно, достигать как можно большего эффекта в области качества с минимальными затратами на качество), привел к поиску еще одного компромисса, теперь уже между четырьмя направлениями действий. Результатом такой логики стало признание экологической оправданности определенного уровня брака.

          Другая точка зрения на затраты,  связанные с качеством, принадлежит  Филиппу Кросби, который предлагает  делить их на затраты, обусловленные  «правильными действиями с первого  раза», т.е. затратами при условии  отсутствия дефектов, и затратами на исправление ошибок. При этом подходе анализируются и разбиваются на две категории затраты всего жизненного цикла. Тем самым снимается неоднозначность отнесения затрат к той или иной категории, а высвечиваемые потери становятся масштабнее, поскольку многие из тех затрат, которые в этом случае рассматриваются как потери, ранее из поля зрения выпадали.

       Понятно, что в жизни все  меняется. Рождаются  и умирают  рынки, на которых в  силу  глобализации конкуренция становится  все более жестокой. Меняются цели бизнеса и его жизненные циклы. Появляются и расходуются ресурсы. Расширяются знания людей. Поэтому все время меняются представления о том, какие затраты есть затраты, связанные с качеством, и как его оценивать.

       На  сегодняшний день все более ясно проступают черты нового подхода. Этот подход получил название синтетического подхода, поскольку он включает в себя разумные идеи из обозначенных выше, взглядов на экономику качества. Суть этого подхода в том, что надо пытаться выстраивать систему сбора информации о деятельности компании, которая отразит все ее процессы и реальные потери, позволит найти объекты совершенствования, выявить слабые места и оценить возможные потери. Это в сою очередь поможет перейти от учета затрат к управлению затратами. Такой подход становится все более актуальным, поскольку на смену менеджменту качества приходит качество менеджмента. Происходит взаимное проникновение и взаимное обогащение всеобщего менеджмента на основе качества, управленческого учета и бережливого производства, и их различных «инструментов».

 

       На  сегодняшний день можно  подвести некоторые итоги работ,  проведенных  в области качества, и рассказать об извлеченных  из них уроках.

       1. Для достижения успеха в повышении  качества необходима лидирующая роль высших руководителей компании.

       2. Измерение затрат, связанных с  качеством,  и обнародование этих  данных сами по себе решают  проблемы качества. Необходимо решить  какие проекты способны решить  эти проблемы, распределить ответственность  за их реализацию, предусмотреть необходимые ресурсы для устранения причин ненадлежащего качества и предпринять другие, не менее важные действия.

       3. Необходимо расширить традиционные  представления о затратах, связанные  с качеством, под которыми обычно  понимают только издержки компании, возникающие из-за несоответствия произведенной продукции установленным требованиям.

       4. Традиционная классификация затрат, связанных с качеством, обладает  удивительной живучестью.

       Существует  такое мнение, что  от качества продукции  зависит уровень удовлетворенности потребителей.  Однако следует понимать, что качество и себестоимость продукции представляют собой взаимодополняющие, а не противоречащие друг другу понятия. Это необходимо для того, чтобы усилия организации в области непрерывного повышения качества были эффективными. Высокое качество продукции ведет сокращение связанных с ним затрат, обеспечивает повышение производительности компании и в конечном счете позволяет расширить рынки сбыта продукции, увеличить объемы продаж и прибыльность компании.

       Если  вернуться к истории развития  экономики качества, то среди  первых  работ, посвященных так  называемым «системам управления  затратами, связанными с качеством», были: статья У. Дж. Массера The Quality Manager and Quality Costs – «Менеджер качества и цена качества» (1957 г.); статья Гарольда Фримана How to Put Quality Costs to Use – «Как использовать понятие «затраты на качество»» (1960 г.) и пятая глава классической книги д-ра А.В. Фейгенбаума Total Quality Control – «Всеобщее управление качеством» (1961 г.). В этих работах была впервые введена хорошо известная теперь классификация затрат, связанных с качеством, содержащая три категории: предупреждение (prevention); оценка и контроль (appraisal) и дефекты (failure).

       Само понятие «экономика качества» внесло определенные противоречия в систему деловых и экономических ценностей, которыми оперируют менеджеры по качеству. Некоторые из них убеждены в том, что нет никакой самостоятельной «экономики качества», поскольку ни один экономист не станет игнорировать качество продукции. Присутствует и другая, альтернативная точка зрения, согласно которой достижение абсолютного качества представляется экономически невозможным. Менеджеры, придерживающиеся таких взглядов, считают себя свободными в принятии решений относительно допустимого уровня качества продукции или услуг и по собственному усмотрению обозначают этот уровень термином «приемлемое или достаточное качество». Принятие любого из этих крайних взглядов может создать определенные проблемы для менеджмента, но настоящая проблема возникает в тех случаях, когда менеджеры, работающие в одной команде, придерживаются различных точек зрения на проблемы качества. В этом случае можно с уверенностью сказать, что качество никогда не сыграет своей оптимизирующей роли в достижении деловых целей компании.

Информация о работе Управление затратами в менеджменте качества на примере «ДАРИНВЕСТСТРОЙ»