Управление затратами в менеджменте качества на примере «ДАРИНВЕСТСТРОЙ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 03:27, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ специфики управления затратами на обеспечение качества продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты понятия качества и затрат;
Изучить методы учета и анализа затрат на обеспечение качества продукции;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ КАЧЕСТВА 5
1.1 Качество продукции как экономическая категория 5
1.2 Понятие затрат на качество продукции 11
1.3 Классификация затрат на качество продукции 23
1.4 Методы учёта и анализа затрат на качество продукции 27
2. УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ НА КАЧЕСТВО В ООО «ДАРИНВЕСТСТРОЙ» 33
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «ДарьИнвестСтрой» 33
2.2 Характеристика системы менеджмента качества ООО «ДарИнвестСтрой» 35
2.3 Затраты на управление качеством в ООО «ДарИнвестСтрой» 39
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ЗАТРАТ НА УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В ООО «ДАРИНВЕСТСТРОЙ» 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 2.25 Мб (Скачать файл)

       В связи с этим, как показало  проведенное  исследование, в  настоящее время  как в отечественной,  так и  в зарубежной науке  отсутствует  единый подход к содержанию, классификации затрат на качество, а также ко всему процессу управления ими. Работы в данной области носят разрозненный характер.

       Дж. Джуран и А. Фейгенбаум предлагали  делить затраты на качество  на четыре группы, что позволило  им сформулировать задачу такого распределения затрат между группами, которое минимизирует их общую величину. В отдельных частных случаях это дает полезные результаты, но ведет к логическим трудностям, поскольку в процессе решения экстремальной задачи получается некоторый «экономически оправданный» уровень брака или несоответствий, что представляется абсурдным в принципе. Кроме того, такой подход ставит перед пользователем ложные дилеммы об отнесении тех или иных видов затрат к той или иной из четырех групп. Но самое важное – это отрыв затрат на качество от общих затрат предприятия, ведущий к выделению управления качеством в самостоятельную функцию и утрате прямой связи этой деятельности с результатами бизнеса[4].

       Позднее Ф. Кросби предложил  иной подход, состоящий  в разделении затрат на две категории. В его основе лежит стремление к нулевому уровню дефектов в процессе деятельности предприятия. Он различает затраты, связанные с производством «правильной продукции первого раза» (цена соответствия), и затраты, вызванные необходимостью исправления допущенных несоответствий  или  брака (цена  несоответствия).  Для  диагностики  уровня,  достигнутого предприятием в отношении понимания проблем качества, Ф. Кросби ввел так называемую решетку зрелости. Однако практическая реализация подхода Ф. Кросби в силу ряда причин не всегда вела к желаемым результатам [2].

       Оценив  недостатки описанных  выше подходов, Э. Деминг пришел  к мысли о том, что не стоит  тратить время  и силы на  измерение затрат на качество. Гораздо лучше сосредоточиться  на программе действий, направленных на улучшение всей работы предприятия и на минимизацию всех видов неэффективных затрат. Тогда «лишние» затраты исчезнут сами собой, а то, что действительно важно знать для эффективного управления бизнесом, все равно никогда не известно в полном объеме. Жизнь показала, что подход Э. Деминга оказался очень результативным. Его подход положен в основу версии стандартов ИСО 9000 [5].

       В современной практике затраты  на качество подразделяются на  две категории. Во-первых, это затраты, характеризующие попытки обеспечить и гарантировать должный уровень качества продукции, т.е. затраты, связанные с достижением соответствия качеству. Во-вторых, затраты, связанные с восстановлением качества, т.е. затраты на несоответствие качеству [17].

       Первая  категория в свою очередь  делится на затраты, связанные  с предупреждением дефектов, и  затраты, связанные с оценкой  и контролем продукции. Вторая  категория предполагает деление  на затраты по внешним и  внутренним отказам.

       Важным  экономическим аспектом управления качеством продукции в организации выступает планирование и калькуляция затрат на качество. В современных условиях жесткой конкуренции любое решение в области качества должно быть подкреплено экономическим обоснованием. Концепция экономической оценки затрат на качество, принятая в международном стандарте ИСО серии 9000, может рассматриваться как инструмент, который позволяет определить экономические последствия решений, принимаемых в области управления качеством, оценить убытки от возникновения дефектов и несоответствий, осуществить полный анализ затрат на качество.

       Анализ  и оценка затрат на  качество представляет собой  неотъемлемую часть финансовой  стратегии предприятия в области  качества.

       Анализ  затрат на качество – деятельность по исследованию затрат на качество, осуществляемая для обоснования с научных позиций решения и действия организации в области качества и содействующая выбору наилучших вариантов действий.

       Оценивание  затрат на качество  – деятельность, связанная с определением взаимосвязи и влияния затрат на качество на экономические показатели деятельности организации.

   Основные  цели проведения анализа и оценивания затрат на качество:

   1) обнаружение взаимосвязей затрат  на качество и результатов хозяйственной деятельности предприятия;

       2) определение и оценка размеров  необходимых инвестиций в улучшение  качества;

       3) обеспечение необходимого качества  выпускаемой продукции при минимизации  общих издержек на ее производство  и эксплуатацию;

       4) нахождение критических областей производственной деятельности, требующих принятия мер по совершенствованию организации производства.

       Организация учета, анализа и  оценки затрат на качество  требуется для управления в  следующих областях:

       1) создание и производство новых товаров;

       2) инвестиции в улучшение качества;

       3) развитие производственного процесса;

       4) совершенствование технологии  производства;

       5) обеспечение интересов поставщиков  и потребителей.

       Современные условия требуют  внедрения в  практику международных правил ведения учета, анализа хозяйственной деятельности и отчетности. Такая информация может быть внешней и внутренней.

       Внутренний  анализ или управленческий  анализ субъективен, конфиденциален, и именно он несет нагрузку обеспечения принятия решений в области качества на предприятии. Все затраты, связанные с качеством, калькулируются внутри организации согласно ее собственным критериям. Как правило, к ним относятся затраты, возникающие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, в том числе при совершенствовании качества, а также связанные с потерями, когда не достигнуто удовлетворительное качество. Необходимо учитывать, что некоторые потери можно с трудом определить количественно, но они могут нанести значительный ущерб, например, потеря престижа фирмы.

       В таких условиях, эффективная  система качества может оказывать  чрезвычайно важное влияние на  рентабельность организации, особенно  за счет совершенствования хозяйственной  деятельности, что приводит не только к снижению брака и затрат на изготовление продукции, но и к сокращению затрат, связанных с использованием и эксплуатацией продукции.

   1.4 Методы учёта и анализа затрат на качество продукции

         Обеспечение  качества  продукции   связано  с  затратами.  Эти  затраты  образуются  на  всех  этапах  и  стадиях  жизненного  цикла  изделия  от планирования  разработки  продукции  до  ее  реализации  и  последующего реализационного  обслуживания.

       Укрупненно  все  затраты,  связанные   с  качеством  продукции можно разделить на:

       1) научно-технические;

       2) управленческие;

       3) производственные.

       Научно-технические  и управленческие  подготавливают, обеспечивают и  контролируют условия производства  качественной продукции, т.е. как  бы предопределяют наличие и величину производственных затрат. В общем случае управленческие затраты, связаны с гарантией качества изделия,  включают  в  себя:

       1) транспортные (внешние  и   внутренние перевозки  сырья,  комплектующих  изделий  и   готовой  продукции);

       2) снабженческие (закупка запланированного  по видам, количеству и качеству  сырья  и  комплектующих   изделий);

       3) затраты  на  подразделения,  контролирующие  производство;

       4) затраты,  связанные  с   работой экономических служб,  от деятельности которых зависит качество продукции (плановый и финансовый отделы и бухгалтерия);

       5) затраты на деятельность иных  служб аппарата управления предприятием, которые в разной степени связаны  и влияют на обеспечение качества  продукции.

       Производственные  затраты  в  свою  очередь  можно  разделить  на:

       1) материальные;

       2) технические;

       3) трудовые.

       Причем все они прямо относятся  на стоимость продукции. И если  величину управленческих затрат  в затратах на качество  можно   определить  лишь  условно,  то  размер  материальных производственных затрат поддается прямому счету. Значительно проще, чем управленческие, рассчитать и размер технических производственных затрат – через амортизационные отчисления, и трудовых – через заработную плату (оплату нормо-часов).

       С целью управления затратами,  связанными с обеспечением качества  продукции, надо различать базовые  затраты, которые образуются в  процессе разработки,  освоения  и  производства  новой  продукции   и  являются  в дальнейшем  до  момента  ее  снятия  с производства  их  носителем,  и дополнительные  затраты,  связанные с ее  усовершенствованием и восстановлением утерянного уровня качества.

       Основная  часть  базовых   затрат  отражает  стоимостную   величину факторов  производства,  а  также общехозяйственные и общепроизводственные  расходы,  относимые на  изготовление  конкретного изделия через смету затрат.  Дополнительные  затраты включают  в себя затраты на оценку и затраты на предотвращение.

       К  первым  относятся  расходы,  которые несет предприятие для того, чтобы определить, отвечает ли продукция запланированным техническим, экономическим, экологическим, эргономическим и иным условиям. Обычно их  не  трудно  рассчитать.  Частично  они включают  затраты на контролирующий  персонал,  специальное  оборудование  для  измерений  и накладные расходы отдела технического контроля качества. Другую часть составляют  затраты  на  информацию  в  сфере  реализации  продукции,  на изучение мнения потребителя о качестве продукции, а именно: разработку, организацию и проведение специальных выборочных обследований, включая инструментарий и затраты на оплату труда персонала.

       Ко  вторым  относятся  расходы   на  доработку  и  усовершенствование  продукции,  не  отвечающей  стандартам,  лучшим  мировым образцам, требованиям покупателя,  на  проверку,  ремонт,  усовершенствование инструмента, оснастки, техники и технологии, а в отдельных случаях и на остановку производства.  В данную  группу  следует включать  затраты на внедрение системы управления  качеством,  в том числе ее  техническое и программное обеспечение, разработку стандартов, расхода на сертификацию, метрологию, на персонал: его подбор, подготовку, оплату и т.д.

       Существует  еще одна группа  издержек, которые  при их возникновении следует  относить или к базовой, или к  дополнительной в зависимости от новизны продукции. Это затраты  на брак (рекламации) и его исправление. Их величина  может  существенно  колебаться  и  состоять  как  из  расходов  на производство  забракованной в дальнейшем  продукции при наличии неисправимого брака или дополнительно к этому затрат на его исправление, если брак не окончательный, а может также включать оплату морального и/или физического ущерба,  нанесенного потребителю некачественной продукцией. В последнем случае затраты, связанные с качеством продукции, а точнее его отсутствием, могут оказаться весьма значительными.  Затраты  на  создание,  поддержание  производства  качественной продукции и, следовательно, имиджа самого предприятия образуются как на предприятии (внутренние),  так  и  за  его  пределами (внешние),  поэтому необходимым является их глубокий качественный и количественный анализ.

       Международные стандарты на  системы  качества дают для целей однообразия,  сопоставимости и обобщения хозяйственной информации  рекомендации  только  по  некоторым методам калькуляции затрат в рамках системы качества:

       1.  Метод  калькуляции  затрат  на  качество.  Этот  метод   касается определения затрат  на качество, которые в целом подразделяются на затраты внутренней хозяйственной деятельности  и внешних работ.

       Сопоставляющие  затраты,  связанные   с внутренней  хозяйственной деятельностью,  анализируются на основе модели  калькуляции затрат ПОД (профилактика, оценивание, дефекты).

       Профилактика: деятельность по предотвращению  дефектов (например, входной контроль  материалов, комплектующих изделий,  профилактический контроль технологического  оборудования,  оснастки,  режущего  и мерительного инструментов, обучение  персонала и др.).

Информация о работе Управление затратами в менеджменте качества на примере «ДАРИНВЕСТСТРОЙ»