Управление знаниями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Новая роль науки, превратившейся в решающий фактор развития экономики и общества, явилась закономерным следствием научно-технической революции, ее нового этапа - информационной революции и связанного с ней формирования и развития информационного общества. Не случайно научный и информационный потенциал стал главным индикатором современного уровня социально- экономического развития. Этим и обусловлено особое внимание к науке и знаниям во всем мире. Вместе с тем научно - образовательный, информационный и интеллектуальный потенциал, на котором только и могут базироваться высокие технологии XXI века во всех сферах жизни общества, невозможно создать в короткий срок, даже располагая значительным капиталом. Необходима стабильная работа системы научных учреждений, образования, предприятий, профессиональных управленческих структур, оснащенных современными информационными технологиями.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы понятий «информация» и «знания»
1.1 Что такое информация
1.2 Для чего нужна информация предприятию
1.3 Понятие знаний
1.4 От информации к знаниям
2. Управление знаниями
2.1 Функция управление знаниями. Приобретение, усвоение и передача знаний
2.2 Значение знаний для развития организации
2.3 Способы получения знания
2.4 Методы получения знаний
2.5 Для чего нужно управлять знаниями?
2.6 Преимущества управления знаниями
2.7 Управление знаниями на примере торговой печатной компании ООО «Фортуна»
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая знания.doc

— 407.50 Кб (Скачать файл)

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский институт муниципального управления

(Высшая школа приватизации и предпринимательства)»

Факультет «Экономика и управление»

Специальность: «Менеджмент организации»

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Инновационный менеджмент»

тема: «Управление знаниями»

 

 

 

Выполнила:

Дроздова Марина Александровна

Студентка группы ПМ 9-4

Проверил преподаватель

Севастьянова  Ираида Геннадьевна

 

 

 

 

 

 

Пермь, 2012г.

 

Содержание

 

Введение

1. Теоретические основы понятий «информация» и «знания»

1.1 Что такое информация

1.2 Для чего нужна информация предприятию

1.3 Понятие знаний

1.4 От информации к знаниям

2. Управление знаниями

2.1 Функция управление знаниями. Приобретение, усвоение и передача знаний

2.2 Значение знаний для развития организации

2.3 Способы получения знания

2.4 Методы получения знаний

2.5 Для чего нужно управлять знаниями?

2.6 Преимущества управления знаниями

2.7 Управление знаниями на примере торговой печатной компании ООО «Фортуна»

Заключение

Список используемой литературы

 

 

Введение

 

Новая роль науки, превратившейся в решающий фактор развития экономики и общества, явилась  закономерным следствием научно-технической  революции, ее нового этапа - информационной революции и связанного с ней формирования и развития информационного общества. Не случайно научный и информационный потенциал стал главным индикатором современного уровня социально- экономического развития. Этим и обусловлено особое внимание к науке и знаниям во всем мире. Вместе с тем научно - образовательный, информационный и интеллектуальный потенциал, на котором только и могут базироваться высокие технологии XXI века во всех сферах жизни общества, невозможно создать в короткий срок, даже располагая значительным капиталом. Необходима стабильная работа системы научных учреждений, образования, предприятий, профессиональных управленческих структур, оснащенных современными информационными технологиями.

Наиболее перспективные  теоретические разработки связаны  в последние годы с решающим значением знаний для развития организаций, деятельность которых во все большей степени зависит от накопления и анализа информации, обучения персонала и усвоения новшеств.

«Незримое»  достояние предприятий составляют интеллектуальные активы, способные приносить и приносящий компаниям реальные дивиденды. Это патенты и авторские права, знания и профессиональные качества сотрудников, торговые марки, клиентская база, сеть надежных поставщиков и партнеров, культура внедрения нововведений, корпоративная память и базы данных, качество рабочих процессов и т.п.

В условиях ускоренных изменений в технике и экономике  производства, конкурентной борьбе, информационных технологиях и методах управления необходимо понимание механизмов овладения  знаниями, использования интеллектуальных, нематериальных активов. Именно знания и компетентность персонала лежат в основе развития организаций и позволяют находить решения технических, экономических и организационно - управленческих проблем, как текущих, так и перспективных. Управление знаниями становится важным инструментом повышения эффективности деятельности организаций. При этом современные информационные и коммуникационные технологии обеспечивают постоянный и надежный обмен идеями и информацией. К тому же управленческие решения принимаются более быстро и обоснованно, укрепляется сотрудничество с помощью самоорганизующихся групп. Знания о потребителях повышают степень результативности отношений с ними, а знания, полученные совместно с потребителем, открывают дорогу для внедрения нововведений, товаров и услуг более высокого качества. Обучающиеся организации становятся действенной формой управления постоянными изменениями. Именно названные условия дают новые импульсы развития научных исследований и технических разработок, маркетинга и формированию долгосрочной стратегии компаний.

Многие компании готовы инвестировать капитал в  образование, инфраструктурные и организационные  изменения, не требуя моментальной отдачи от подобных инвестиций. Они убеждены, что будущая способность удовлетворить потребности клиента в новых, улучшенных продуктах (и обеспечить выживание фирмы) основана на подобных инициативах. Признавая знания капиталом, они убеждены, что цена, которую надо будет заплатить за нежелание управлять знаниями, может оказаться недопустимо высокой.

Растущая доля стоимости продукции и услуг  приходится на знания, которые их создают, и знания, которые в них содержатся. Программное обеспечение, например, представляет собой наиболее яркий  пример нового вида продукта, характеризуемого как «застывшие знания», в противоположность традиционным промышленным товарам, называемым «застывшими ресурсами». Знания составляют все большую часть себестоимости и цены многих традиционных товаров. Например, автомобили, посудомоечные машины, телефоны и т.п. стали «продуктами знаний» с постоянно увеличивающимися инвестициями в электронные «мозги», обеспечивающие их работу. Рост сферы услуг способствует сдвигу стоимости бизнеса в сторону знаний, а не «застывших ресурсов». Все в большей мере успех компании зависит от всестороннего знания запросов потребителей и уровня предлагаемых им специализированных услуг.

Главное богатство  каждой страны — это люди, ее населяющие. Интеллектуальный потенциал страны — не просто сумма интеллектов  всех людей. Но начинать все же надо с каждого отдельного человека, расширять его творческие и интеллектуальные возможности. Общаясь, люди обмениваются сведениями, планами, идеями. Это приводит к появлению новых идей, изобретений, решений. Так наращивается творческий потенциал всего общества.

Данная тема курсовой работы «Управление знаниями» на современном этапе приобретает все большую актуальность. «Управление знаниями» является одним из ключевых факторов успеха функционирования организации.

Целью данной курсовой работы является изучение и раскрытие теоретического материала по теме «Управление знаниями» (понятия «знания», «информации» и их формы, для чего нужна информация предприятию), содержания и методов исполнения функций управления знаниями – последовательность выполнения работ, применение информационных технологий и т.д., раскрытие значения знаний для развития организации, методы получения знаний и преимущества управления знаниями, рассмотрение основных проблем управления знаниями.

 

 

 

1. Теоретические основы понятий «информация» и «знания»

 

1.1 Что такое информация?

 

Информация (от лат. informatio — «сведения, разъяснения») — это «сведения об окружающем мире (объектах, явлениях, событиях, процессах  и т.п.), которые уменьшают степень  неопределенности, неполноты знаний о них. Это сведения, отчужденные от их создателя и ставшие сообщениями, выраженными на определенном языке в виде знаков, в том числе и записанных на материальном носителе. Эти сведения можно воспроизводить путем передачи людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических, вычислительных средств и т.д.)». Из данного определения следует, что не любой набор чисел, звуков или образов представляет собой информацию. Так, степень неопределенности не уменьшится, если мы возьмем таблицу чисел и попытаемся с ее помощью получить полезные сведения. Принято считать, что информация является второй ступенью в нашем постижении окружающего мира. Всего таких ступеней пять.

1. Данные —  необработанные, неструктурированные  сведения. Это первая ступень,  которая позволяет двигаться дальше по пути постижения действительности. Данные могут быть представлены в различных формах (текстовой, табличной, звуковой, визуальной). Чаще всего это описание фактов (например, идет снег). Данные существуют независимо от чьей-либо потребности в анализе.

2. Информация  — обработанные, осмысленные данные. Информация может быть сохранена  и извлечена из систем хранения. Она позволяет ответить на  вопросы: кто, что, где, когда?  С помощью информации можно  связывать факты друг с другом, устанавливать причинно-следственные связи. Так, таблица умножения представляет собой информацию о произведении чисел от одного до десяти.

3. Знание —  организованная особым образом  информация, позволяющая получать  новую информацию на основе  существующей. Знания помогают найти ответ на вопрос «Как?» Они позволяют соединить несколько разрозненных фрагментов информации и вывести общие закономерности. Ученик запоминает сведения и приобретает знания — он получает возможность ответить на определенные вопросы на основе логических правил. Выучив соответствующие правила (например, таблицу умножения), он приобретает знания (как умножить одно число на другое).

4. Понимание  — знания, которые позволяют создавать  новые знания на базе приобретенных  ранее. Это ответ на вопрос «Почему?» Знание и понимание различаются так же, как заучивание и изучение. Например, современные аналитические системы позволяют формировать новые знания вероятностного характера на основе имеющихся данных, информации и других знаний. Мы не случайно привели данный пример: по нашему твердому убеждению, программный алгоритм, так же как и техническое задание, на основе которого он создается, заключает в себе понимание объекта автоматизации. Это означает, что если у вас нет понимания предмета, то вам рано его автоматизировать.

5. Мудрость —  это глубокое понимание взаимосвязи  фундаментальных принципов всего  происходящего (например, круговорот  воды в природе: идет дождь,  выпавшие осадки испаряются, происходит  циркуляция воздуха, температура  изменяется, снова идет дождь и т.д.). Мудрость помогает не только анализировать прошлое и настоящее, но и заглянуть в будущее. Данный уровень познания позволяет использовать ресурсы всех других уровней для формирования совершенно нового понимания.

На практике данные пять ступеней (как вместе, так и по отдельности) часто называют одним словом — «информация», не задумываясь, какая именно ступень имелась в виду. Информация представляет собой «скоропортящийся продукт»: для разных людей в разных ситуациях одна и та же информация может быть новой или устаревшей, актуальной или неактуальной, полезной или бесполезной.

 

1.2 Для чего нужна информация предприятию?

 

Зачем же нужна  информация? Об этом лучше всего  говорят законы Спенсера:

1) каждый может  принять правильное решение, располагая достаточной информацией;

2) хороший руководитель  способен принять решение, располагая  недостаточной информацией;

3) идеальный  руководитель может принять решение,  не зная абсолютно ничего.

Увы, идеальных  руководителей не так много, поэтому  значение информации трудно переоценить. Ведь именно от ее наличия зависит принятие верных решений, а значит, и само существование компании. Это касается стратегии и тактики, каждого отдельного сотрудника и организации в целом.

 

1.3 Понятие знаний

 

Под знанием  понимается осмысленная и систематизированная информация в виде совокупности идей, сведений, опыта, навыков, способностей, которые дают возможность перерабатывать новые данные и использовать их для решения стоящих задач, например разработки новых технологий, производственных процессов, товаров, услуг, систем управления и пр.

Определенные  знания генерируются и накапливаются  в любой компании производящей какие - либо товары или услуги. Их не следует  смешивать с информацией, которая  является их источником и средой, позволяющей их сохранять и распространять. В отличие от нее знания предполагают наличие убеждений мнений, являются функцией позиции, точки зрения, намерений, создаются ради какой-то цели, порождают действия. Инициативная деятельность, направленная на приобретение новых знаний и совершенствование существующих, может быть названа интеллектуальным предпринимательством.

Конкурентные  преимущества, основанные на знаниях, более устойчивы, поскольку трудны для выявления, понимания и копирования  соперниками. В то же время их легче адаптировать к изменениям ситуации, что существенно повышает гибкость организации, ее адаптивность к изменениям во внешней среде.

Проблемой знаний в философском аспекте ученые занимаются не одно столетие. За это  время выкристаллизовались два  подхода к ее рассмотрению – эмпирический и рационалистический.

 

Таблица 1. Сопоставление  рационалистического и эмпирического  подхода к знаниям

 Признаки

 Научные подходы к проблеме знания

Рационализм (Платон, Декарт)

Эмпиризм (Аристотель, Локк)

Наличие или отсутствие знания а priori

Имеется

 Отсутствует

Истинный источник знания

Идеальный мыслительный процесс

Чувственное восприятие

Способ получения  знания

ДЕДУКЦИЯ движение от общего к частному: концепции, законы, теории

ИНДУКЦИЯ

Движение от частного к общему: от фактов к гипотезе (общему утверждению)


 

Таблица 1.1 Виды знаний с точки зрения содержания и область применения.

Вид

Содержание

Область применения

Знаю что

Когнитивное знание, знание фактов, необходимых для выполнения той или иной работы

Эти знания нужны во многих ситуациях, но не всегда критичны (можно знать правила игры в футбол, но не играть)

Знаю кто

Когнитивное знание, знания об отношениях, контактах, о  том, кто обладает необходимыми умениями и возможностями, а также знаниями

Эти знания особенно важны в процессе сетевых взаимодействий

Знаю как

Продвинутые умения, знания о процессах, процедурах, методиках, инструментах, технологиях, которые  используются в организациях

Эти знания позволяют  выполнить задание, однако можно  выполнить задание, но не иметь представления о процессе в целом

Знаю где

Знания о  том, где можно найти необходимую  информацию, а также с помощью  каких поисковых средств можно  это сделать

Применяются при  работе с современными средствами поиска и обработки информации

Знаю почему

Системное понимание, знания о контексте деятельности отдельных работников и организации  в целом знания о перспективах, факторах деятельности

Эти знания важны  при реализации стратегических планов развития. Они позволяют установить зависимость между элементами и их влиянием на процессы, помогают установить, в какой момент наиболее целесообразно осуществлять те или иные действия или прекратить активность

Чувствую как  и почему

Синтез и  тренированная интуиция, знания, которые  позволяют соединить два или  более аспекта для получения нового эффекта

Эти знания генерируют и реализуют инновации, а также  координируют работу в организации, направляя ее в русло высокой  эффективности

Информация о работе Управление знаниями