Управление знаниями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Новая роль науки, превратившейся в решающий фактор развития экономики и общества, явилась закономерным следствием научно-технической революции, ее нового этапа - информационной революции и связанного с ней формирования и развития информационного общества. Не случайно научный и информационный потенциал стал главным индикатором современного уровня социально- экономического развития. Этим и обусловлено особое внимание к науке и знаниям во всем мире. Вместе с тем научно - образовательный, информационный и интеллектуальный потенциал, на котором только и могут базироваться высокие технологии XXI века во всех сферах жизни общества, невозможно создать в короткий срок, даже располагая значительным капиталом. Необходима стабильная работа системы научных учреждений, образования, предприятий, профессиональных управленческих структур, оснащенных современными информационными технологиями.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы понятий «информация» и «знания»
1.1 Что такое информация
1.2 Для чего нужна информация предприятию
1.3 Понятие знаний
1.4 От информации к знаниям
2. Управление знаниями
2.1 Функция управление знаниями. Приобретение, усвоение и передача знаний
2.2 Значение знаний для развития организации
2.3 Способы получения знания
2.4 Методы получения знаний
2.5 Для чего нужно управлять знаниями?
2.6 Преимущества управления знаниями
2.7 Управление знаниями на примере торговой печатной компании ООО «Фортуна»
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая знания.doc

— 407.50 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2. Этапы приобретения и усвоения новых знаний

 Этапы

 Характеристика этапа

1. Определить

Определение, какие  знания имеют решающее значение для  успеха

2. Отобрать

Приобретение  существующих знаний, опыта, методов  и квалификации

3. Выбрать

Формирование  потока собранных, упорядоченных знаний, оценка их полезности

4. Хранить

Отобранные  знания классифицируются и вносятся в корпоративную память

5. Определить

Знания извлекаются  из корпоративной памяти, становятся доступными для использования

6. Применить

Практическое  использование знаний при осуществлении заданий, решении проблем, принятии решений, поиске идей и обучении

7. Создать

Выявляются  новые знания путем наблюдения за клиентами, использования обратной связи, причинного анализа, эталонного тестирования, опыта, исследований, экспериментирования, креативного мышления, разработки данных

8. Продать

На основе интеллектуального  капитала создаются новые продукты, которые могут быть реализованы  вне предприятия


 

Кроме стратегического  аспекта данный этап также затрагивает  оперативный вопросы, такие, как: обладает ли работник достаточными знаниями и опытом для достижения высокого результата. Должна быть произведена экспертная оценка профессиональных навыков (знаний, опыта). Существуют два типа оценки: оперативная - рассматривающая текущие навыки и рабочие качества, необходимые для обеспечения практического использования основных знаний, и стратегическая - определяющая, что из практического опыта может быть передано для обеспечения будущих базовых знаний. Следующий шаг- начало создания репозитария знаний для доменов, необходимых каждой организации. Такие домены соответствуют компонентам модели модернизации бизнеса:

Рынок - производство, конкуренция, ценообразование, поставщики, дистрибьюторы, партнеры;

Потребитель - запросы, цены, ожидания, требования, препятствия, обратная связь;

Продукт - свойства, функциональность, стоимость, качество;

Сервис- маркетинг, покупка, обслуживание и ремонт;

Процесс- производство, выпуск, реализация;

Управление - бизнес- стратегия, методы, структуры, рабочая  сила, активы, модернизация;

Работники - работоспособность, навыки, знания, карьерные цели, интересы, льготы, оплата труда.

Переходя к  этапу «Собрать», необходима приобретать  существующие знания, опыт, методы и  квалификацию, требуемые для создания доменов выбранных базовых знаний. Для того чтобы стать пригодными к использованию, знания, опыт, компетенция должны быть упорядочены и уточнены. Кроме того, практики должны знать, где и как получить необходимые знания и опыт в виде баз данных и экспертных систем. Для овладения профессиональными знаниями необходимо установить эффективные источники знаний. Например, программы внесения работниками предложений, эксперты доменов и базы данных лучшего практического опыта могут представлять собой ценные источники знаний.

На этапе «Выбрать» рассматривается постоянный поток собранных, упорядоченный знаний и оценивается их полезность. Эксперты доменов должны оценивать и отбирать знания, которые необходимо включить в корпоративную память. Без механизма фильтрации ценные крупицы знаний потеряются в море данных и информации. Тем не менее важно, чтобы были представлены многообразные точки зрения многочисленных специалистов доменов там, где это необходимо. Изначально должна быть определена единая структура как основа организации и классификации знаний, предназначенных для хранения в корпоративной памяти.

Этап «Хранить»  выделяется для того, чтобы отобранные знания классифицировались и вносились  в корпоративную память. Сюда относятся  знания о продукции, производственных процессах, клиентах, потребностях рынка, маркетинге, финансовых результатах, приобретенном опыте, стратегических планах и целях и др. профессиональный интеллект организации должен быть также частью корпоративной памяти. К профессиональным знаниям относятся:

познавательные  знания («знаю, что») - мастерское владение базовой дисциплиной, достигаемое профессионалами путем интенсивного обучения и сертифицирования;

прикладное мастерство («знаю, как») - переводит «книжное обучение»  в эффективное исполнение. Способность  применять правила, относящиеся к определенной дисциплине, для решения сложных реальных проблем. Это наиболее распространенный уровень профессионализма, создающий ценности;

системное понимание («знаю, почему») - знание системы взаимоотношений, причин и следствий, лежащих в основе определенной дисциплины;

личная мотивация творчества («хочу знать, почему») - охватывает волю, мотивацию и настроенность  на успех.

Организации, воспитывающие  в сотрудниках стремление к знанию («хочу знать, почему»), могут преуспевать  в условиях быстротекущих изменений и обновлять свои познавательные знания, прикладное мастерство и системное понимание, с тем, чтобы конкурировать на рынках товаров и услуг. Развивая корпоративную память, можно облегчить обмен знаниями внутри организации, так как новшества, реализуемые в одном ее подразделении, становятся доступными для других подразделений, если они сохраняются в памяти организации. Корпоративная память существует в трех формах: в человеческой памяти, на бумаге и в электронном виде. Для того чтобы использовать знания, хранящиеся в человеческой памяти, они должны быть четкими и упорядоченными. Это значит, что знания должны быть организованы и представлены в различных структурах в репозитарии знаний, так же как данные и информация организуются и представляются в различных типах баз данных. Большая часть таких знаний может быть представлена в электронной форме в виде экспертных систем.

На этапе «Распределить» знания извлекают из корпоративной  памяти и становятся доступными для  использования. Работники вносят в корпоративную память данные о своих запросах и личных интересах, которая затем автоматически распределяет любую вновь поступающую информацию «подписчикам» либо в электронном, либо в бумажном виде. Кроме того, отдельные люди, группы и отделы часто обмениваются идеями, мнениями, знаниями и опытом на встречах, проводимых лично или с использованием программных средств коллективного пользования (программные средства автоматизации коллективной работы). Важно, чтобы результаты обсуждений, дискуссий и сотрудничества были доступны на этапе получения информации в процессе управления знаниями. Например, разные точки зрения и их логические обоснования должны быть зафиксированы как часть процесса принятия решений, так же как и метод, примененный для принятия окончательного решения.

На этапе «Применить»  необходимые знания используются при  осуществлении знаний, решении проблем, принятия решений, поиске идей и обучении. Для того чтобы беспрепятственно найти, получить доступ и применить  требуемые знания в нужное время  и правильной форме, необходим язык запросов. Интегрированные системы «обеспечения деятельности» применяются во многих ведущих компаниях для повышения производительности и возможностей использования знаний работниками. Для обеспечения доступа к знаниям прежде всего необходимо создать понятные системы классификации и навигации для быстрого просмотра и получения знаний. Для своевременного получения требуемых знаний необходимо проактивная система, которая понимает задачу пользователя и условия, отслеживает его действия и определяет, когда необходимо вмешаться для помощи в виде рабочей поддержки или учебного модуля. Пользователи также могут заказать формат, в котором будут представлены знания. Наконец, пользователи могут запросить справочный, консультационный, тестовый и аттестационный модули.

На этапе «Создать»  выявляются новые знания с помощью  таких средств, как наблюдение за клиентами, обратная связь от потребителя  и ее анализ, причинный анализ, эталонное  тестирование, лучшие практические примеры, опыт, полученный при модернизации бизнес - процессов и проектов по рационализации технологических процессов, исследования, экспериментирование, креактивное мышление, автоматизированное получение знаний и разработка данных. Этот этап определяет также то, как получить невербальные, подсознательные знания от экспертов доменов и превратить их в документальные, официальные знания. При этом новые источники знаний должны быть формализованы, зафиксированы в процессе управления знаниями и доступны для пользователей.

На последнем  этапе «Продать» на основе интеллектуального  капитала создаются новые товары и услуги, которые могут быть реализованы  вне предприятия. Прежде чем этот этап становится возможным, другие этапы  должны достичь определенной фазы зрелости.

Возрастание уровня компетенции является главным мерилом объема знаний и степени овладения ими. Компетенция - это основанная на имеющихся знаниях степень понимания того, что необходимо для выполнения работы. Именно на это нацеливается многообразная деятельность, связанная с выполнением функции управления знаниями на каждом из этапов (рис.2)

 

 Рис. 2. Гипотетическая модель возрастания  уровня компетенции и качества исполнения работы в зависимости от степени  овладения знаниями

 

Американский  экономист Т. Бекмен выделяет наиболее существенные свойства, на которые следует ориентироваться при выполнении работ каждого этапа: повышение эффективности, ориентация на потребителя, усовершенствование и повышение качества, гибкости и адаптации, уровня профессионального опыта и знаний, скорости обучения и внедрения инноваций, наличие инновационной системы, основанной на информационных технологиях, самоуправляемость. Общая структура системы знаний вместе с этапами их преобразования представлена в табл.3.

 

Таблица 3. Структура системы знаний (по Шееру, 1999)

Вход (ресурсы)

Оператор (преобразование входа в выход)

Выход (результаты)

Персонал (человеческий ресурс)

 

 

База знаний и жизненный цикл знаний:

1) Постановка  цели

2) Анализ потенциала

3) Аккумуляция

4) Развитие

5) Защита и  хранение

6) Передача 

7) Использование

8) оценка

 

Поток инновационных продуктов

Системы обучения и мотивации

Информация (информационный ресурс)

 

но-

вые  устойчивые,

зна-  долговременные

ния  конкурентные

преимущества

Техника (технический ресурс)

Информационные технологии

Бизнес- процессы, их состав и технологии

Организационная структура (коммуникационная система)

 

Поток инновационных

услуг

Финансы (финансовый ресурс)


 

 

Проблемы и  противоречия. Многие предприятия осознают значение ресурса знаний и управления этим ресурсом в связи с обострением конкуренции и переходом стратегического управления с классической рыночной ориентации на ресурсную. Значительная часть современных корпораций включила управление знаниями в структуру стратегического планирования и управления. Вместе с тем внедрение управления знаниями в практику предприятия во многих случаях оказывается неудачным из-за отсутствия адекватных методов увязки и обработки знаний, а также обеспечения доступа к знаниям соответствующего персонала. На практике используются различные подходы для преодоления возникающих трудностей. Некоторые меры в этой области представлены в табл.4 осуществление функций управления знаниями нередко наталкивается и на определенные трудности технологического свойства, среди которых можно указать на следующие.

Интеграция  распространения и использования  знаний на практике. Достижение этой цели имеет как культурный, так и  технологический аспект. Обмен знаниями и повседневная практика этого обмена возможны только в культурной среде организации, где этот обмен поощряется, признается и вознаграждается. Наилучшим результатом становится превращение обучения в составную часть работы людей. Технологии сотрудничества должны быть доступными, надежными и связанными с оборудованием и программным обеспечением, которым пользуются сотрудники.

Сохранение  знаний в наиболее адекватной форме. Важной проблемой управления знаниями является кодификация знаний в такой  форме, чтобы сохранялись их отличительные  свойства, придающие знанию особую ценность. Даже если знания успешно усвоены и сохранены, фирмы сталкиваются с проблемой содержания базы данных. Для этих целей выделяются специальные сотрудники (библиотекари, редакторы).

Противоречия  между необходимостью стандартизации и сохранением специфичности знаний. Сила знания заключена в его специфичности, его корни - в индивидуальном опыте и уникальности ситуации. Но система, обеспечивающие доступность знаний в больших организациях, должны строиться на базе общепринятой терминологии и стандартных процедур.

Окупаемость инвестиций в знания. Решение проблемы окупаемости  инвестиций в знания связано с  разработкой четких параметров определения  стоимости знания. Количественные показатели, такие, как число обращений в  базу данных, являются недостаточными ценности знания. Инвестирование капитала лишь в краткосрочные (с обозримым сроком возврата денег) проекты может подорвать возможность реализации проектов, которые обещают отдачу в долгосрочном периоде. Если компании ориентированы на немедленные материальные результаты, то они, скорее всего, лишатся будущих возможностей.

Информация о работе Управление знаниями