Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 18:39, курсовая работа
Новая роль науки, превратившейся в решающий фактор развития экономики и общества, явилась закономерным следствием научно-технической революции, ее нового этапа - информационной революции и связанного с ней формирования и развития информационного общества. Не случайно научный и информационный потенциал стал главным индикатором современного уровня социально- экономического развития. Этим и обусловлено особое внимание к науке и знаниям во всем мире. Вместе с тем научно - образовательный, информационный и интеллектуальный потенциал, на котором только и могут базироваться высокие технологии XXI века во всех сферах жизни общества, невозможно создать в короткий срок, даже располагая значительным капиталом. Необходима стабильная работа системы научных учреждений, образования, предприятий, профессиональных управленческих структур, оснащенных современными информационными технологиями.
Введение
1. Теоретические основы понятий «информация» и «знания»
1.1 Что такое информация
1.2 Для чего нужна информация предприятию
1.3 Понятие знаний
1.4 От информации к знаниям
2. Управление знаниями
2.1 Функция управление знаниями. Приобретение, усвоение и передача знаний
2.2 Значение знаний для развития организации
2.3 Способы получения знания
2.4 Методы получения знаний
2.5 Для чего нужно управлять знаниями?
2.6 Преимущества управления знаниями
2.7 Управление знаниями на примере торговой печатной компании ООО «Фортуна»
Заключение
Список используемой литературы
Вот почему более высокая цель обучения — научить владеть предметом, т.е. обращаться с ним. А это возможно не через разумное восприятие предмета, а обязательное разумно - чувственное его восприятие, когда информация о предмете становится своей, родной и переходит на подсознание. В первом подходе к обучению работает только ум без включения тех областей, которые отвечают за познавательные способности человека. Но чтобы развить эти способности, надо затрачивать чувства и, наряду с умом, сделать их главными помощниками в познании предмета.
2. Управление знаниями
Управление знаниями (Knowledge management) есть относительно самостоятельный вид специального менеджмента, неотъемлемая часть системы управления организацией. Его иногда определяют как искусство создавать стоимость из материальных активов компании, как целенаправленный процесс конвертации знаний в стоимость.
На практике оно представляет собой систематический процесс определения имеющихся и необходимых для организации знаний и использования и передачи информации и знаний, которые могут одновременно создаваться, совершенствоваться и применяться.
Кроме того, в настоящее время управление знаниями – хотя и молодая, но вполне сформировавшаяся научная и учебная дисциплина (первая соответствующая кафедра была основана в 1997г.).
Концепция управления знаниями связывает воедино стратегический менеджмент, маркетинг, управление персоналом и пр., также использования новых информационных технологий в управлении организациями, разнообразных подходов концепций. Главная его цель – создание новых и более мощных конкурентных имуществ организации.
Объектом управления знаниями является самый важный корпоративный актив – интеллектуальный капитал, способы высвобождения и замены им других фондов капитала.
Управление знаниями связано со следующими процессами:
с генерированием знаний и использованием их существующих ресурсов;
с формализацией знаний – разработкой принципов, правил и процедур;
с индивидуальным или организационным обучением, саморазвитием;
с сохранением знаний – определением подходящего типа носителей для этого; с распределением знаний в пределах организации и в ограниченном варианте вне ее;
с координацией
и контролем знаний – обеспечением
того, что организационное знание
точно и постоянно
По данным журнала Fortune, управление знаниями наиболее популярно в компаниях, входящих в 1000 крупнейших в мире.
Основой управления знаниями является структура их накопления и распределения в рамках компании для применения при возникновении соответствующей необходимости в любом ее подразделении.
Чтобы управлять знаниями эффективно, нужно знать, где и у кого они хранятся, как их структурировать и сохранять внутри компании, и как уметь использовать.
Внедрение систем управления знаниями в западных компаниях началось недавно, но они уже считаются одним из главных факторов конкурентной борьбы. В то же время отдельные его черты можно обнаружить еще в трудах античных авторов, например Платона.
Активное управление знаниями (процессом их создания, использования для принятия решений, воплощения в технологиях производства и управленческих процедурах) необходимо на всех стадиях жизненного цикла товара и инноваций. Оно имеет целью создание условий для выявления, сохранения и эффективного использования знаний и информации в компании. В основе управления знаниями всегда лежит обмен ими.
Огромная роль здесь принадлежит совокупности методик, организующих процесс коммуникаций (персональных и групповых, непосредственных или заочных) в корпоративных сообществах, направления его на получение новых и обновление существующих знаний, помогающих сотрудникам компании принимать решения и предпринимать необходимые действия для получения нужных знаний в нужное время. Применение этих методик, на 80% использующих социальные и на 20% - IT – технологии, делает возможным превращение коллективного опыта и знаний в корпоративный капитал.
Как показывает
зарубежный опыт, решение задачи управления
знаниями возможно лишь в тесном контакте
между специалистами самых
В мировой практике управление знаниями используется для улучшения взаимодействия между подразделениями, сохранения знаний сотрудников расширения бизнеса и инноваций, улучшения качества услуг клиентам, более эффективного принятия решений, а чаще всего для решения одновременно нескольких задач. Если цели управления знаниями будут соответствовать стратегическим направления развития компании, эффект от него получится значительным.
Управление знаниями обеспечивает:
увеличение ценности человеческого капитала;
рост стоимости интеллектуальных активов;
увеличение конкурентоспособности бизнеса;
повышение производительности умственного труда;
дополнительную поддержку управленческих решений в стратегическом и инновационном, финансовом, технологическом и производственном менеджменте, в маркетинге и логистике;
сохранение знаний в контексте решения задач, выполнения проектов и отношений между людьми;
более оперативное
реагирование на требования клиентов
с помощью эффективных
использование интеллектуального капитала партнеров, осуществление совместных экспертиз;
ускорение обучения и передачи новых идей;
экономия ресурсов за счет повторного использования удачных решений – направление действий пользователей;
отбор и аккумулирование значимого знаний из внешних источников; уменьшение зависимости организации от владеющих ими людей;
сведение к минимуму потерь, связанных с уходом сотрудников в другие компании (потеря знаний, важных для ведения бизнеса; потеря связей с ключевыми клиентами / поставщиками);
обеспечение доступа в любое время, в любом месте к знаниям, накопленным компанией.
В итоге управление знаниями позволяет ставить и решать правильные задачи, вместо правильного решения задач самих по себе. Организации, применяющие управление знаниями, все чаще выигрывают на рынке по сравнению с компаниями, использующими обыкновенный сбор и накопление информации в слабоструктурированном виде.
Поэтому в последнее время в западных фирмах стали вводить должности управляющих по знаниям (директор по знаниям, директор по интеллектуальному капиталу, директор по интеллектуальным активам и пр.), их функции:
создавать и применять инфраструктуру передачи знаний, включая библиотеку, базы данных, человеческие и компьютерные сети, исследовательские центры, организационную структуру, ориентированную на знания; содействовать процессу создания новых знаний в рамках стратегического планирования, маркетинговых исследований, НИОКР, и их воплощению в продуктах и технологиях;
управлять персоналом в сфере менеджмента знаний;
измерять величину интеллектуального капитала и способствовать его увеличению;
формировать и развивать стратегии в области менеджмента знаний
2.1 Функция управления знаниями
Приобретение, усвоение и передача знаний
Неравномерное распределение технологических знаний среди работников и организаций считается дефицитом знаний. Трудности же, обусловленные неполнотой социально - экономических знаний, представляют собой информационные проблемы. Дефицит знаний и информационные проблемы неразрывно связаны, поскольку, для того чтобы высвободить заключенный в знаниях потенциал, организации должны решать и те и другие задачи одновременно. Для того чтобы постоянно сокращать дефицит знаний, организации должны решать такие важнейшие задачи, как:
приобретение знаний – использование уже имеющихся в мире знаний и их приспособление для нужд организации (например, при помощи режима открытой торговли, привлечения иностранных инвестиций и заключения лицензионных соглашений), а так же получение новых знаний путем ведения научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ;
усвоение знаний (например, обеспечение всеобщего начального образования, создание возможностей для обучения на протяжении жизни и развитие системы высшего образования);
передача знаний
– использование новых
Новая функция управления. В условиях революционных изменений в производственных и информационных технологиях формируется новая функция управления, в задачу который входят аккумулирование интеллектуального капитала, выявление и распространение имеющейся информации и опыта, создание предпосылок для распространения и передачи знаний.
Использование интеллектуального капитала и связанная с этим профессиональная компетенция кадров обеспечивают выживание и экономический успех компаний. От экономики, базирующейся на капитале, осуществляется переход к экономике, основанной на знаниях. Именно знания становятся источником высокой производительности, инноваций и конкурентных преимуществ (рис.1).
Рис.1. Как компания трансформирует знания в успех
Выделяют два наиболее распространенных определения знания. Одно из них довольно специфично и практично, другое - общего характера.
1. Знания представляют
собой практическую информацию,
которая активно управляет
2. Знания представляют
собой слова, факты, примеры,
события, правила, гипотезы
В конкретном приложении управление знаниями как функция и вид управленческой деятельности охватывает:
практику придания дополнительной ценности имеющейся информации путем выявления, отбора, синтеза, обобщения, хранения и распространения знаний;
придание знаниям потребительского характера таким образом, чтобы они представляли собой необходимую и доступную для пользователя информацию;
создание интерактивного обучающего окружения, где люди постоянно обмениваются информацией и используют все условия для усвоения новых знаний.
Этапы усвоения
новых знаний. Функция управления
знаниями охватывает использование
различных методов в зависимост
На этапе «Определить» необходимо установить, какие основные знания имеют решающее значение для успеха. Например, каждой организации необходимы точные знания о запросах и ожиданиях потребителя, товарах и услугах, финансах, технологиях, руководстве, работниках и др. затем определяются соответствующие стратегические возможности и домены знаний. Домены знаний представляют собой специализированные предметы области знаний, в которых признанные специалисты могут продемонстрировать наилучшие результаты. После этого определяется имеющийся уровень компетенции работников в каждой области знаний. Когда определена разница между существующим и необходимым уровнем компетенции, специалисты в соответствующих областях знаний совместно со специалистами по обучению и информационным технологиям могут приступить к созданию обучающих программ и систем обеспечения.
Этап «Определить» нацелен на стратегические проблемы, например какие из основных знаний важны для успеха. Основные (базовые) знания - это совокупность экспертных знаний, инструментов и методов, необходимых для выработки
соответствующих стратегических возможностей для производственной или сервисной специализации. Такие знания должны отражать, поддерживать и ориентироваться на задачи компании, ее ценности и концепции видения. После того как основные знания определены, можно принимать решение об источниках их получения. Базовые знания, выбранные для внутреннего развития, разделяются дальше на домены знаний.
После того как определены соответствующие домены знаний, необходимые для обеспечения основных знаний, возникает вопрос о возможностях. Домены знаний обеспечивают такой рабочий уровень, на котором предприятия формируются не только вокруг структурных форм, называемых центрами экспертных знаний, но и вокруг электронной корпоративной памяти, называемой репозитарий знаний.