Управление знаниями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Новая роль науки, превратившейся в решающий фактор развития экономики и общества, явилась закономерным следствием научно-технической революции, ее нового этапа - информационной революции и связанного с ней формирования и развития информационного общества. Не случайно научный и информационный потенциал стал главным индикатором современного уровня социально- экономического развития. Этим и обусловлено особое внимание к науке и знаниям во всем мире. Вместе с тем научно - образовательный, информационный и интеллектуальный потенциал, на котором только и могут базироваться высокие технологии XXI века во всех сферах жизни общества, невозможно создать в короткий срок, даже располагая значительным капиталом. Необходима стабильная работа системы научных учреждений, образования, предприятий, профессиональных управленческих структур, оснащенных современными информационными технологиями.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы понятий «информация» и «знания»
1.1 Что такое информация
1.2 Для чего нужна информация предприятию
1.3 Понятие знаний
1.4 От информации к знаниям
2. Управление знаниями
2.1 Функция управление знаниями. Приобретение, усвоение и передача знаний
2.2 Значение знаний для развития организации
2.3 Способы получения знания
2.4 Методы получения знаний
2.5 Для чего нужно управлять знаниями?
2.6 Преимущества управления знаниями
2.7 Управление знаниями на примере торговой печатной компании ООО «Фортуна»
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая знания.doc

— 407.50 Кб (Скачать файл)

 

Знания могут  иметь форму:

Во-первых, осведомленности  о чем-либо, которая покоится на соответствующей информации, теоретических (фундаментальных и специальных) знаниях о законах и закономерностях развития природы, общества и пр., и методических знаниях и принципах и способах использования и приобретения объектов), почерпнутых из обучения, специальной подготовки, чтения литературы.

К методическим знаниям относятся:

технологические (знания последовательности и методов  выполнения управленческих процедур, операций и особенностей протекания управленческих процессов);

операционные (знание средств и приемов выполнения отдельных работ);

системные (знание целей, принципов, способов и объектов применения всех видов знаний, умений, навыков);

знания как  средства приобретения новых знаний и навыков.

На основе осведомленности  вырабатываются новые подходы к истолкованию событий и объектов, выявляется невидимый ранее смысл, скрытые связи между ними.

Осведомленность помогает человеку вырабатывать свои неформализованные внутренние знания и затем переводит их во внешние  формализованные (кодифицицировать) передавать окружающим в виде информации.

Во-вторых, понимания, приобретаемого осмыслением практического  опыта (например, в области ремесла).

В-третьих, умения, под которым понимается знакомство с практикой решения проблем  или формирования подходов к нему, способность выполнять на основе падения теорией вопроса соответствующие  операции. Но умение не обеспечивает высокой  производительности труда, качества и эффективности, поскольку оно не предполагает еще обладания навыками и опытом, накапливаемыми в результате знакомства за достаточно длительный период времени с множеством ситуаций.

В-четвертых, навыков - способности регулярно решать проблемы или выполнять работу соответствующей квалификации с определенным уровнем производительности, качества и результативности. Навыки приобретаются при постоянно осуществлении однотипной деятельности.

В-пятых, опыта, представляющего собой знания, основывающиеся на теории умениях и навыках, обогащенных практикой решения множества конкретных деловых ситуаций.

В-шестых, компетентность - готовности на основе глубоких теоретических знаний и опыта в соответствующей  области с определенным качеством  и эффективностью выполнять или руководить выполнением комплекса работ, представляющего собой процесс (его определенную часть), функцию, обучать других.

В-седьмых, творчества - способности  создания на основе имеющихся знаний элементов новых идей в теоретической  и прикладной сфере деятельности.

Идея - форма отражения  в мысли явлений объективной  реальности, включающая в себя создание цели дальнейшего познания и практического  преобразования в мир. Идеи обобщают опыт предшествующего развития знания и служат в качестве принципов  объяснения явлений. Их надо разрабатывать. Можно идеи заимствовать, но и в этом случае приходится искать и усовершенствовать.

В-восьмых, концептуальности (от латинского conception – понимание, система) как определенного способа осмысления, трактовки каких – либо явлений позволяющего вырабатывать научные теории (системы основополагающих идей для формирования принципов различных видов деятельности).

По сути, разработка концепции  – это способ планирования будущего процесса достижения цели - будь то концепция  изделия, концепция пути достижения цели, концепция какого - либо явления, помогающая создать представление о нем.

Иными словами, к знаниям  относятся не только сведения, получаемые в результате образования в учебных  заведениях или из иных источников, но идеи и навыки, возникающие в процессе практической деятельности в сфере производства маркетинга, инноваций и пр., значение которых с каждым днем возрастает.

Можно выделить несколько  уровней знания.

Первый уровень  – индивидуальные знания, формирующиеся  в процессе повседневного постижения людьми окружающей деятельности в рамках конкретной ситуации, ее осмысления и обмена мыслями и идеями друг с другом.

Такие знания каждого  субъекта в отдельности могут  не представлять ценности но во взаимодействии формируют организационные знания.

Второй уровень  – метазнания, связанные с осмыслением  и пониманием окружающей действительности как системы. Они формируются в процессе наблюдения, целенаправленного обучения, обмена опытом и идеями, особенно между работниками разных специальностей, для чего необходимо создавать соответствующие условия. Метазнания облегчают сотрудничество людей и их взаимопонимание.

Третий уровень  – организационные (коллективные) знания и опыт, относящиеся ко всем сферам деятельности компании, например различная  деловая информация, которую необходимо иметь для поддержания на высоком  уровне основных бизнес – процессов, а также быстрого реагирования на динамику рынка. Такие знания отражают способность компании как единого целого создавать новые знания, распространять их среди всего персонала и воплощать в продукции, услугах и организационных системах.

Организационные знания могут быть определены как набор принципов, фактов, навыков, правил, которые информационно обеспечивают процессы принятия решений, поведение и действия в организации. Они развиваются на основе знаний каждого в этой организации.  

Организационные знания выполняют следующие функции:

1) Позволяют  анализировать внутреннюю и внешнюю  ситуацию, выявлять сильные и  слабые стороны фирмы, возможности  и угрозы в ее внешнем окружении.

2) Создают основу  формулировки новых идей, концепции,  стратегий, позволяющие формировать  будущее, применять информацию в конкретной сфере деятельности (понимать, видеть, делать выводы).

3) Являются основой  обучения членов организации  (каждого в отдельности всех  вместе)

В условиях информационного  общества, в которое постепенно вступает человечество, знания, по существу, в перспективе представляют собой единственный явный экономический ресурс, а не еще один ресурс того же порядка, что и традиционные факторы производства – труд, капитал и земля. Будущее современной основы определяется тем, насколько широко и результативно она генерирует и используется знания:

как основу дальнейших теоретических исследований (они  дают представление о мире, его  законах, тенденциях развития, проблемах);

как руководство  к конкретным действиям.

накопление, совершенствование и применение знаний постепенно превращается в главный фактор социально – экономического процесса, повышения эффективности производства. Базирующиеся на знаниях отрасли играют ведущую роль экономике, определяют ее лицо, а сами знания занимают все больший удельный вес структуре стоимости продуктов и услуг.

Знания как  продукт характеризуются следующими особенностями:

существуют  в виде сведений, информации (но не всегда из них непосредственно проистекают);

дефицитны;

генерируются  только людьми: требуют для своего получения интеллектуальных усилий и нередко значительных финансовых затрат (поэтому могут быть очень дорогими);

всегда существуют в рамках контекста;

часто трудны для  восприятия, ибо требуют понимания;

изменчивы, динамичны, в большинстве случаев имеют ограниченный срок существования.

Знания бывают общими и специфическими. Последние  являются наиболее верным источником конкурентного преимущества и основой  уникальных способностей организации.

Общие знания необходимы для любого бизнеса, но конкурентных преимуществ они не порождают.

Знания состоят  из двух частей – скрытой (неформализованной) и открытой (формализованной).

Неформализованные знания (их доля – около 80%) базируются преимущественно на опыте, абстрактны, неосязаемы, часто бывают неосознанными, плохо подвергающимися формализации, хранятся исключительно в памяти и ощущениях людей, быстро забываются, с большим трудом передаются от одного субъекта к другому. Но именно они составляет главное преимущество, заложенное в человеческом факторе.

Такие знания включают когнитивные и интеллектуальные элементы. Когнитивные (лат. Cognition «познание, изучение, осознание» - способность к умственному восприятию и переработке внешней информации) представляют собой комбинацию информации, оценок, догадок, идей, мнений, профессионального и жизненного опыта сотрудников, существующих в их сознании.

Интеллектуальные  элементы этих знаний, например парадигмы, подходы, умения и навыки, точки зрения и пр., помогают индивидам в постижении мира, создании рабочих моделей окружения.

Для того чтобы  повысить эффективность работы, организация  в первую очередь должна использовать именно неформализованные знания, превратив  их в формализованные. Определенные возможности для этого создают  новейшие информационные технологии, главным образом, средства мультимедиа, которые позволяют извлекать неявные элементы знаний через интерактивное обучение. А локальные и глобальные сети позволяют эффективно обмениваться ими.

В результате рано или поздно скрытые неформализованные  знания переходят в открытые, передаваемые средствами формального языка (текст, формулы, методики, планы, инструкции и пр.), что делает их понятными и полезными для других. А те, давая толчок для дальнейшего внутреннего познавательного процесса, служат основой формирования новых скрытых знаний.

Формализованные в документах, схемах, чертежах, моделях  и пр. открытые знания сравнительно легко хранятся и распространяются, поэтому большинство современных  систем управления знаниями работают только с ним.

Помимо формализованного и неформализованного элементов, к знанию также иногда относят веру.

Юридическим владельцем открытых знаний является компания, а  скрытых – сотрудник, и, уходя  из нее, он уносит свои знания с собой. Поэтому любая организация заинтересована, чтобы процент формализованных знаний увеличивался (но чем больше их накапливается, тем труднее ими управлять).

Формализованные и неформализованные знания становятся основой интеллектуального капитала, существующего наряду с вещественным и занимающего все большую  долю в структуре совокупного капитала фирмы.

Интеллектуальный  капитал, который сегодня в большей  степени, чем физические активы становятся условием устойчивого конкурентного  преимущества фирмы, включает три взаимодействующих  элемента:

человеческий  капитал (творческие и мыслительные навыки, культура);

организационный капитал (процедуры, технологии, системы  управления, программное обеспечение, патенты, лицензии);

клиентский  капитал (устойчивые связи и отношения  с потребителями).

Таким образом, интеллектуальный капитал есть знания, информация, опыт, организационные возможности, информационные каналы, которые можно использовать для создания богатства.

 

 

1.4 От информации к знаниям

 

Из того, что  человек приобретает, нет ничего дороже знаний. Овладение знаниями - нелегкий труд, поскольку он сопряжен с самой тяжелой обязанностью: думать. Отношение человека к окружающему миру определяется силой его внутреннего стремления познавать этот мир. Нередко это простое любопытство, которое, слегка удовлетворившись, быстро гаснет. Более высокий уровень — любознательность, любовь к знаниям, когда учеба становиться естественным и радостным делом. Но наиболее яркий, напряженный огонь жажды знаний — природная пытливость души и ума человека.

Дорога к  знаниям начинается с первого  шага: вначале я узнаю, т.е. вижу, слышу. Формальная система образования приучает человека к мысли, что, увидев или услышав что-либо, он уже овладел новым настолько, что может свободно применить это на практике. В действительности человек только приблизился к знаниям. Необходим второй шаг — я понимаю, т.е. осознаю то, что вижу или слышу. Если информация попала только в мозг, то это еще не знание, а лишь распространенное школьное запоминание с тем, чтобы ответить на вопрос учителя, а там будь что будет. Вот почему информация, воспринятая нами легко, без умственного усилия и без душевного напряжения, с такой же легкостью и покидает нас, забывается, поскольку не стала понятной. Только то становится знанием, что приобретается путем опыта, переживания, осознания. Кроме ума в работу должна включиться и сила воли. Далее следует обязательная практика.

Практика - единственная жизненная цель получения знаний. Если мы только слышим, то забываем, слышим и видим - понимаем изучаемый предмет, но если еще делаем, то знаем и  умеем, т.е. владеем предметом. Отсюда очевидно, что обучение может проходить весь названный путь или решать промежуточную задачу. Таким образом, выделяют две цели обучения. Первая — передать знания о предмете, т.е. приобщить к предмету через повествование о нем в виде теорий, принципов, слов, знаков. В настоящее время преобладает именно такая репродуктивная форма передачи знаний. Единственное, до чего поднимается такой тип обучения — это передать набор символов, а также приложить к ним способ действия, определенный алгоритм, как общаться с ними в заданной системе. И пока обучаемому хватает багажа символов и алгоритмов, он это действие выполняет. Повторительные действия ума при репродуктивной форме передачи знаний в виде символов не развивают способность ума вникать в сущность явлений. Человек не заставляет действовать свой ум так, чтобы улавливать сущностную сторону предмета, но видит только безжизненные символы. Реальность же, стоящая за ними, остается для него скрытой.

Информация о работе Управление знаниями