Виды управления и особенности социального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 16:43, лекция

Описание работы

Основополагающим в управлении является определение роли, места человека как объекта управления. По этому критерию различают демократический и авторитарный стили управления. Демократическое управление предполагает делегирование полномочий, предоставления большой самостоятельности в соответствии с функциями, привлечения к принятию решений. Допускаются дискуссии, необязательна единодушная поддержка лидера. Авторитарное управление исходит из того, что средний человек изначально избегает труда, не честолюбив, уходит от ответственности, с удовлетворением принимает руководство над собой. Поэтому для повышения эффективности труда его надо принуждать, контролировать. А это может обеспечить власть, единоначалие.

Файлы: 1 файл

Виды управления и особенности социального управления.doc

— 458.50 Кб (Скачать файл)

• ведут учет граждан, нуждающихся  в улучшении жилищных условий;

• регистрируют сделки с жилыми помещениями;

• осуществляют выдачу ордеров;

• проводят приватизацию жилых помещений;

• организуют строительство и ремонт муниципальных домов;

• обеспечивают контроль в сфере  коммунального хозяйства и т. д.

Низовыми органами управления жилищным хозяйством являются жилищно-эксплуатационные организации (ЖЭО). ЖЭО могут существовать в разных формах и статусе: как жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЭК), ремонтно-эксплуатационные участки (РЭУ), дирекции единого заказчика (ДЕЗ) и т. д.

В задачи ЖЭО входят:

-обеспечение сохранности жилищного фонда и надлежащее его использование;

-контроль за соблюдением гражданами правил пользования жилыми помещениями;

-сбор и оформление документов для приватизации жилых помещений;

-выполнение функций заказчика на выполнение всех необходимых работ по содержанию и ремонту жилищного фонда;

-выступление в качестве наймодателя при заключении договоров социального найма и т. д.

Жилой дом может эксплуатироваться  только одной жилищно-эксплуатационной организацией. Если для эксплуатации домов ведомственного фонда не может быть создана жилищно-эксплуатационная организация, эксплуатация домов осуществляется непосредственно соответствующим предприятием, уч­реждением или организацией.

Управление в сфере жилищного  хозяйстваосуществляется в разных формах:

• государственная регистрация  жилых помещений;

• государственный учет жилищного  фонда;

• распределение жилых помещений;

• контроль за использованием жилого фонда и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы профессиональной этики в функционировании государственной  службы.

Профессиональная этика государственных  служащих отличается от общегражданской. От государственных служащих при исполнении их должностных обязанностей требуется уважение гражданских прав и свобод и более аккуратное следование общечеловеческим ценностям.

В мировой практике сложилось два  подхода к этике государственной  службы – нормативный и структурный.

Нормативный ориентирован на внедрение этических ценностей, то есть на воспитание государственных служащих. Ему следовали при реорганизации государственной службы в Австрии, Канаде и Филиппинах.

При структурном подходе основное внимание уделяется нормативным актам и формальным установкам, которыми регулируется деятельность чиновников, т.е. законодательно описываются, какие действия чиновникам запрещены (иногда – разрешены). Этот подход практикуется в большинстве стран. Например, именно формально-юридические методы используются в борьбе против коррупции.

Однако при этом, поскольку тотальный  контроль невозможен, и описать все  возможные нарушения тяжело, для  профилактики неэтичного поведения  чиновников разрабатываются различные  программы административной этики.

В понятие профессиональной этики государственного служащего включены следующие характеристики:

  • лояльность – как верность принятым на себя обязательствам; во Франции законодательством запрещены высказывания, подрывающие авторитет исполнительной власти;
  • соблюдение секретности (профессиональная конфиденциальность);
  • беспристрастность;
  • честность,
  • неподкупность.

Существуют специальные правительственные  органы и общественные организации, которые занимаются вопросами этики  государственной службы.

Франция: Центральное управление по предупреждению коррупции, Межминистерская инспекционная комиссия по контрактам и делегирующим соглашениям, Высший совет по этике.

США: американское общество государственного управления (ASPA), которое создано  для того, чтобы содействовать  развитию науки, методов и мастерства государственного управления. Моральный кодекс ASPA (принят в 1984, изменен в 1994 году) определяет принципы, которым следуют члены этого общества, и факторы, которые они должны учитывать для принятия этически правильных решений. В их число входит приоритет общественных интересов, безусловное соблюдение законодательства, личная честность и неподкупность, стремление к отличному качеству выполнения работы.

Требование безусловного соблюдения законодательства является предметом постоянной дискуссии: с одной стороны, часто закон является главным противодействием неэтичному поведению, с другой стороны, безупречные с точки зрения права действия могут оказаться неэтичными или вызвать недовольство населения.

Приоритет общественных интересов ни в коем случае не означает отсутствие личной заинтересованности.

Государственный служащий должен иметь  стимулы – адекватную заработную плату, стабильную занятость и возможность  продвижения по службе. В противном  случае, если служащий не доволен, то он может не уволиться, а плохо работать.

Особое внимание при рассмотрении проблемы этики государственной  службы уделяется вопросу политической деятельности чиновников.

Англия: приняты ограничения политической деятельности в зависимости от положения  в административной иерархии –выдвигать свою кандидатуру на выборах может только технический персонал.

 ФРГ: нет запрета на членство  государственных служащих в политических  партиях, но это не поощряется.

 США: считается, что чиновник  ничем не хуже гражданина, не занятого на государственной службе, поэтому их политическая активность не ограничивается.

Франция: чиновник может быть членом какой-либо партии и участвовать  в выборах, но он должен проявлять  сдержанность и не допускать высказываний, порочащих государственную службу

Основным типом незаконного  поведения государственного служащего  является коррупция. Коррупция – это поведение, которое не соответствует формальным правилам и обязанностям вследствие стремления к частному выигрышу, денежному или статусному.

 Коррупция может проявляться  в следующих формах:

·  взяточничество

· непотизм (кумовство)

· незаконное присвоение (перемещение ресурсов из общественного сектора в частный)

· превышение служебных полномочий (например, неадекватное наказание).

Для современных государственных служащих не характерна традиционная профессиональная этика. Чиновники редко говорят о призвании, о служении обществу, их отношение к работе формируется прагматичными материальными соображениями. Как правило, при выборе профессии не предполагается самореализация на службе, потенциал человека раскрывается на досуге и в семье. Работа приобретает прикладное значение, мотивация изменяется.

 Основными мотивами найма  на государственную службу стали  неограниченный срок контракта,  стабильная заработная плата, не зависящая от количества и качества труда, нормированный рабочий день.

Содержательная сторона профессии  оставляет чиновников равнодушными. Рационализация и механизация труда  не добавляют интереса. Раздробленность  и стандартизация рабочих процессов снижает возможность влияния на принятие решений и делает задачи незначительными в субъективном восприятии. Поэтому нет ответственности и осознания необходимости качественного труда.

Система стимулирования и оплаты труда  государственных служащих не поощряет индивидуальные результаты, а регулирует распределение вознаграждения в зависимости от возраста, трудового стажа, очередности продвижения по службе. Она может обеспечить мотивацию, так как освобождает от чувства неуверенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные понятия управления рисками в государственном управлении.

Риск - возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества.

Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата: отрицательный, нулевой, положительный.

В зависимости от возможного результата (рискового события) риски можно  поделить на две большие группы: чистые и спекулятивные. Чистые риски означают возможность получения отрицательного или нулевого результата. Спекулятивные риски выражаются в возможности получения как положительного, так и отрицательного результата. К этим рискам относятся финансовые риски, являющиеся частью коммерческих рисков.

В зависимости от основной причины  возникновения рисков (базисный или  природный риск) они делятся на следующие категории:

1. Природно-естественные риски, т.е. связанные с проявлением стихийных сил природы: землетрясение, наводнение, буря, пожар, эпидемия и т. п.

2.  Экологические - риски, связанные с загрязнением окружающей среды

3. Политические связаны с политической ситуацией в стране и деятельностью государства. Политические риски возникают при нарушении условий производственно-торгового процесса по причинам, непосредственно не зависящим от хозяйствующего субъекта. К ним относят:

-невозможность осуществления деятельности  вследствие военных действий, революции,  обострения внутриполитической  ситуации в стране, национализации, конфискации и предприятий, введения эмбарго, из-за отказа нового правительства выполнять принятые предшественниками обязательства и т. п.;

-введение отсрочки (моратория)  на внешние платежи на определенный  срок ввиду наступления чрезвычайных обстоятельств (забастовка, война и т.д.);

-неблагоприятное изменение налогового  законодательства;

-запрет или ограничение конверсии  национальной валюты в валюту  платежа. В этом случае обязательно  перед экспортерами может быть  выполнено в национальной валюте, имеющей ограниченную сферу применения.

4. Транспортные - риски, связанные с перевозками грузов транспортом: автомобильным, морским, речным, железнодорожным, самолетами и т.д.

5. Коммерческие риски представляют собой опасность потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Они означают неопределенность результатов от данной коммерческой сделки. По структурному признаку коммерческие риски делятся:

Имущественные - риски, связанные с вероятностью потерь имущества предпринимателя по причине кражи, диверсии, халатности, перенапряжения технической и технологической системы и т. п.

Производственные - риски, связанные  с убытком от остановки производства вследствие воздействия различных  факторов и, прежде всего с гибелью  или повреждением основных и оборотных фондов (оборудование, сырье, транспорт и т. п.), а также риски, связанные с внедрением в производство новой техники и технологии.

Торговые - риски, связанные с убытком по причине задержки платежей, отказа от платежа в период транспортировки товара, недопоставки и т. п.

Финансовые риски связаны с  вероятностью потерь финансовых ресурсов (т. е. денежных средств). Финансовые риски подразделяются на два вида: риски, связанные с покупательной способностью денег, и риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски).

К рискам, связанным с  покупательной способностью денег, относятся следующие разновидности  рисков: инфляционные и дефляционные риски, валютные риски, риски ликвидности.

Инфляция означает обесценение  денег и, естественно, рост цен. Дефляция - это процесс, обратный инфляции, выражается в снижении цен и соответственно в увеличении покупательной способности денег. Инфляционный риск - это риск того, что при росте инфляции, получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной покупательной способности быстрее, чем растут. В таких условиях предприниматель несет реальные потери. Дефляционный риск - это риск того, что при росте дефляции происходят падение уровня цен, ухудшение экономических условий предпринимательства и снижение доходов.

Валютные риски представляют собой  опасность валютных потерь, связанных  с изменением курса одной иностранной  валюты по отношению к другой, при  проведении внешнеэкономических, кредитных  и других валютных операций.

Риски ликвидности - это риски, связанные  с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительской стоимости.

Инвестиционные риски  включают в себя следующие подвиды  рисков: риск упущенной выгоды, риск снижения доходности, риски прямых финансовых потерь.

Риск упущенной выгоды - это риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия (например, страхование, хеджирование, инвестирование и т. п.).

Риск снижения доходности может возникнуть в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам. Риск снижения доходности включает следующие разновидности: процентные риски и кредитные риски. К процентным рискам относится опасность потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными институтами, селинговыми компаниями в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам. К процентным рискам относятся также риски потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменением дивидендов по акциям, процентных ставок на рынке по облигациям, сертификатам и другим ценным бумагам. Кредитный риск - опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору. К кредитному риску относится также риск такого события, при котором эмитент, выпустивший долговые ценные бумаги, окажется не в состоянии выплачивать проценты по ним или основную сумму долга.

Информация о работе Виды управления и особенности социального управления