Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 23:33, курсовая работа
Цель исследования. Проанализировать предпосылки и современные тенденций в мировом образовательном процессе и, соответственно, в мировом педагогическом пространстве, посвященные значительному количеству работ отечественных и зарубежных авторов.
Исходя из цели, были поставлены задачи:
Концептуальные теоретико-методологические основы интерационных процессов в образовательном пространстве Европейских стран и Украине;
Организационно- методическая характеристика базы исследования;
Обоснование эффективности обеспечения формирования и практической базы студентов ВУЗов г. Симферополя к самообразовательной деятельности в условиях перехода на болонскую систему.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН И УКРАИНЕ
Предпосылки и направления формирования единого европейского образовательного пространства
Болонский процесс в Европе и украинская система высшего образования: анализ тенденций и противоречий
1.3. Болонский процесс и высшее образование и его адаптация в ВУЗах г. Симферополя
1.4. Интеграция в образовании и понятия конкурентоспособности и качества Высшего образования
Вывод по 1 разделу
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКЕТИСТИКА БАЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Характеристика базы исследования Таврического национального университета им. В.И. Вернадского
Описание методов
Итог результатов исследования
Вывод по 2 разделу
РАЗДЕЛ 3. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЙ БАЗЫ СТУДЕНТОВ ВУЗов г. СИМФЕРОПОЛЯ К САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА БОЛОНСКУЮ СИСТЕМУ
Разработка рекомендаций по управлению организационными изменениями в процедуре формирования университетов
Разработка рекомендаций по совершенствованию организационно-экономического механизма для развития университетов
Вывод по 3 разделу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени В.И. ВЕРНАДСКОГО
Факультет управления
Курсовая работа
по дисциплине:
«Высшая школа и болонский процесс»
на тему:
«Влияние внедрения требований болонского процесса на конкурентоспособность системы высшего образования Украины на примере Таврического национального университета им. В.И. Вернадского»
Симферополь 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН И УКРАИНЕ
1.3. Болонский процесс и высшее образование и его адаптация в ВУЗах г. Симферополя
1.4. Интеграция в образовании и понятия конкурентоспособности и качества Высшего образования
Вывод по 1 разделу
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКЕТИСТИКА БАЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Вывод по 2 разделу
РАЗДЕЛ 3. ОБОСНОВАНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Вывод по 3 разделу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в формировании мирового образовательного пространства в контексте современных социокультурных и глобализационных процессов.
В научном обеспечении модернизации образования в XXI веке важное место занимает прогноз эволюции мирового образования, установление современных и перспективных тенденций развития образования в отдельных странах, в геополитических регионах в глобальном масштабе. Определение современных методологических ориентиров и научное обоснование стратегии интеграции в мировую культурно-образовательную среду требует широкого развертывания сравнительных педагогических исследований, позволяющих оценить наиболее вероятные пути развития и перспективы формирования мирового образовательного пространства сквозь призму глобализации.
Цель исследования. Проанализировать предпосылки и современные тенденций в мировом образовательном процессе и, соответственно, в мировом педагогическом пространстве, посвященные значительному количеству работ отечественных и зарубежных авторов.
Исходя из цели, были поставлены задачи:
Объектом исследования является Таврический Национальный Университет им. В.И. Вернадского.
Предметом исследования является влияние и внедрение требований болонского процесса в систему образования Украины с учетом социального характера.
Методической основой написания курсовой работы является описание методов исследования (обобщение методической документации по вопросу управления университетом; анализ анкетных данных выбранных объектов исследования; экспертные оценки; метод эмпирического исследования: качественный и структурный контент-анализ; методы математической статистики в определение финансовых показателей).
РАЗДЕЛ 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН И УКРАИНЕ
Возникновение Болонского
процесса обусловлено многими факторами,
способствующими тенденциям глобализации
и интеграции. Образование единого
пространства, охватывающего технократическую, экономическую,
аскиологическую сферы невозможно реализовать
усилиями одной или даже нескольких стран
- необходимо объединение всего человеческого
сообщества на основе осознания себя каждым
индивидуумом неотъемлемой частью этого
самого всеединства, от которого зависит
спасение цивилизации.
Степень осознания человеком надвигающейся
на мир глобальной катастрофы зависит
от уровня его сознания, выработанного
образованием и воспитанием, несущими
ответственность за вооружение человечества
такими мыслительными категориями, которые
позволяют регулировать собственный инстинкт
самосохранения в контексте его взаимосвязи
и взаимозависимости от себе подобных,
населяющих наш общепланетарный дом.
Идея гуманизма, т.е. умение смотреть на окружающих как на самого себя, должна стать основой общечеловеческой культуры и соответственно её ведущей части- образования. Уместно вспомнить выверенную тысячелетиями и проходящую через все мировые религии заповедь: «относитесь к людям так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам».
Осознание значимости образования
и в особенности его
Вторым после доступности для европейского образования значимым принципом является качество. Оценка качества предполагает охватить преподавание и научные исследования, управление и администрирование. Она требует баланса между новшествами и традициями, экономическими преимуществами и социально- экономической необходимостью, а также связанности программ и свободы выбора студентов. Качество предполагается достигать также и через овладение системой ценностей, характерной для качественного образования: что предусматривает социальное развитие личности на основе способности мобилизовать знания, решать проблемы, владеть искусством коммуникации а, следовательно, и языками.
Гарантированное качество
уповает на обеспечение
Совершенно иначе складывается ситуация в украинском обществе. Люди интеллектуального труда зачастую влачат жалкое существование по западным меркам. Да и финансирование образовательной сферы из государственного бюджета составляет три процента, из которых реально лишь один доходит до образования. Тогда как, например, французское правительство тратит на образование до четверти национального бюджета. Парадоксальность ситуации, демонстрирующей соединение бедности и профессионализма, очевидна. В новый век, в новое тысячелетие человечество вступило с пороками, которые накапливались на протяжении многих десятилетий века предшествующего. Эта эпоха, выражаясь словами С.Л. Франка, была «… глубочайшего безверия, скепсиса, духовной разочарованности и охлажденности».
Сегодня кризисом охвачены все сферы жизни и деятельности человека. Одной из его основных причин является опасный путь игнорирования духовной культуры. Девальвация таких нравственных ценностей как честь, долг, совесть, достоинство и пр., свидетельствующая о сокрушении тысячелетней мудрости поколений, создает явную угрозу для социальной, в том числе и духовной безопасности общества. Именно духовно – нравственное состояние общества тому причина, а не интеллектуальный человеческий потенциал, как считалось прежде, и острого недостатка в котором общество не испытывает. Интеллект – это рычаг, с помощью которого можно развивать экономику и сферу материального бытия. Однако при отсутствии духовно – нравственных ценностей в обществе, это самое общество рано или поздно начинает вырождаться и саморазрушаться через демонизацию сферы общественного сознания. В такой ситуации не будет преувеличением предостережение – если Украина « не сможет повернуться к духовности, она погибнет как великая и неповторимая культура, а, значит, и как страна».
В современных условиях
будущее страны, да и цивилизации
в целом во многом определяется уровнем духовности
и нравственности общества. Если спасение
общества зависит от возрождения его духовной
культуры, то эту
ответственность должна взять на себя
наиболее действенная ее часть – образование.
Украинская система образования еще недавно
успешно конкурировала с европейской.
Сегодня же мы демонстрируем падение качества
образования на фоне духовно-нравственной
деградации общества. Не многие украинские
вузы сейчас могут похвастаться сохранением
сильных сторон национального образования.
Лучшие тенденции украинского образования, такие как гуманизация и гуманитаризация, остаются на уровне декларируемых ценностей и в редких случаях подкрепляются соответствующим содержанием и релевантными технологиями. А ведь именно гуманизация нацелена на возрождение духовно-нравственных традиций в воспитании подрастающих поколений в условиях рыночных отношений, требующих не только гибкости, самостоятельности, деловитости и предприимчивости, но, в первую очередь, воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности, дабы и рыночной экономике придать «человеческое лицо» и направить на благо человека.
В условиях, когда динамическая и порой непредсказуемая социально- политическая обстановка в стране значительно усложняет воспитательный процесс, когда молодое поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный момент становится все более непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигаются на одно из первых мест, как основа гуманистического воспитания. Основной целью современного образования должна стать всесторонняя помощь личности в ее разностороннем развитии. А данная разносторонне развитая личность может быть отождествлена с духовно- нравственной личностью. Следовательно, основная цель образования должна реализовываться посредством всех дисциплин. Более сложная задача встает в этой связи перед педагогами- естественниками. Однако в новаторстве и состоит педагогическое искусство и мастерство. В контексте гуманитарного образования приемы нравственного воспитания наиболее эффективны, поскольку сами они являются коммуникативно-направленными.
Гуманитарная образовательная среда может быть рассмотрена как развивающая целостность, содержащая предпосылки, способствующие ценностно-смысловому вхождению человека в культуру. Гуманитарное образование- программа формирования диалогической личности, востребованность которой обусловлена современным социокультурным развитием общества. Человек Культуры- это взаимодействие на уровне сотрудничества и диалога, взаимопонимания и доброжелательности, это высокая духовность и нравственность, интеллект и творчество; это многогранный внутренний мир, открытый красоте и созиданию.
Идейная направленность гуманитарной образовательной программы естественным образом коррелирует с целеполаганием при образовании единого образовательного пространства в Европе, а именно: обмен лучшими традициями национальных образовательных систем при сохранении этнической идентичности. Взаимообогащение этническими и общечеловеческими ценностями предполагает вхождение в данный процесс, прежде всего, Человека Культуры. Общий культурный фонд становится достоянием человека благодаря овладению им культурой физической, эстетической, нравственной, художественной, политической и, конечно же, духовной в процессе гуманитарного образования и гуманистического воспитания.